Художественно эстетическое воспитание дошкольников – важнейшее средство нравственного и умственного воспитания.
статья

художественно-эстетическое воспитание 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественно эстетическое воспитание дошкольников – важнейшее средство нравственного и умственного воспитания.

   Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. В дошкольном возрасте формируется самостоятельность мышления, развиваются любознательность и познавательный интерес детей. Художественно-эстетическая деятельность специфична для детей, в ней они могут раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, определяющая задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, склонен наблюдать, экспериментировать. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» объединила в себе такие образовательные области как «Музыка», «Художественное творчество» и «Чтение художественной литературы». Художественно-эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми ее сторонами. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности, а искусство выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром. В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования, повышается интерес к личности ребенка, предъявляются новые требования к организации образовательного процесса. При этом одним из важнейших и перспективных направлений современного дошкольного  образования является  интеграция. Она позволяет интегрировать содержание области «Художественно – эстетическое развитие» с образовательной областью  «Познавательное развитие».  Интеграция  в образовательном процессе  положительно отражается на итогах развития интегративных качеств дошкольников необходимых  для обучения в школе. Основной целью, которую ставят педагоги нашего детского сада, является развитие творческих и познавательных  способностей средствами театрального искусства. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, развивает правильную речь, учит познавать окружающую действительность.     Драматизация позволяет открыть возможность «играть» и обучаться одновременно. Театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, а важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В е театрализованных играх, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра. Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством. Дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках и студиях. Дополнительное образование реализуется через работу кружков эстетической направленности, которые способствуют раннему выявлению и развитию способностей детей. Цель кружковой работы - обогащение духовного мира дошкольников. Формирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие природных данных детей. Для осуществления полноценного развития и воспитания дошкольника необходимо согласование усилий ДОУ и семьи. При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлечение  их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Работа носит целенаправленный характер. Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности. Одним из важных условий развития познавательной активности средствами художественно-эстетического воспитания в ДОУ является организация предметно-развивающей среды. В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Используются технические средства обучения. Для реализации поставленных задач в имеются помещения для работы по художественно-эстетическому направлению: музыкальный зал, Русская изба. В раздевалках групповых комнат и коридорах размещаются выставки фотографий, рисунков, поделок воспитанников. Созданная предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству. Все участники педагогического процесса живут в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей. Достижение поставленных задач по художественно-эстетическому  и познавательному развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры: детской библиотекой, Детской школой искусств, ЦДТ «Радуга», городским музеем. Дети ежегодно принимают участие в республиканском фестивале «Ранеточки», а так же в городских и районных конкурсах детского творчества: "В гостях у Винни-Пуха", "Апрельские капели"  и занимают призовые места. Художественно эстетическое воспитание дошкольников не только формирует художественно эстетическое отношение детей к искусству и действительности, но и параллельно вносит весомый вклад во всестороннее развитие ребёнка. Художественно эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяя его познания об обществе, природе и мире в целом.

Литература.

1.. Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3)

2. Закон об образовании в Российской Федерации.

3. Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье

4. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. - М. – Академия, 2001.

5. Концепция дошкольного воспитания.

6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

7. ФГОС. – М. - Центр педагогического образования 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое развитие дошкольников как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Готовясь к занятиям, нужно постоянно думать, как поступить, чтобы обучение изображению не порождало штампов и не лишало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо?...

Педсовет«Художественно-эстетическое развитие дошкольников как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности»

Цель педсовета: совершенствовать работу  педагогов ДОУ  по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетическо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно-эстетического цикла (Рисование) как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «РУССКАЯ БЕРЁЗКА» для детей младшей группы

План-конспект непосредственной образовательной деятельностихудожественно-эстетического цикла (Рисование) как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников«РУССКАЯ БЕРЁЗКА»...

Консультация для родителей по художественному - эстетическому развитию дошкольников. Тема: "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка - дошкольника"

Изобразительное искусство – это лишь одна грань. Но какая! Мы даемгодовалому малышу карандаш «Порисуй!» И он рисует. Это заложеноприродой – начиная с первобытных вр...

Проблемы теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения детей дошкольного возраста

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умств...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...