Кружковая работа «Юный эколог» по познавательному развитию детей
рабочая программа (средняя группа)
«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 41.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
кружковой работы «Юный эколог»
по познавательному развитию детей
в средней группе 2 « Рябинка»
на 2021– 2022 учебный год
Воспитатель :
Туранская Ирина Радиковна
Введение
«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти.
1.. Цели и задачи реализации Программы
Цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней.
Задачи экологического кружка «Юный эколог»:
- Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
- Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
- Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
- Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
- Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
- Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
- Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
1.2. Основными участниками реализации программы являются: дети среднего возраста возраста, родители (законные представители), педагоги.
Средняя группа от 4 до 5 лет
Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность.
Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей познавательное развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности.
феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности, появлением ролевых и реальных взаимодействий, с развитием изобразительной деятельности, конструированием по замыслу, планированием, совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции, развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы
Дошкольник должен: | |
ЗНАТЬ | Правила поведения в природе. Растения и их характерные признаки. Основные признаки диких и домашних животных. Виды птиц своей местности. Несколько видов явлений неживой природы. |
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | О перелётных птицах. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы. О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы. О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе. |
УМЕТЬ | Выполнять правила поведения на природе. Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Обеспечивать уход за растениями цветников (полив) Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора). Изготовление поделок и панно из собранного природного материала. |
1.4.Перспективное планирование рабочей программы
Кружковая работа проводится 1 раз в неделю – вторник, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч продолжительностью 20 минут.
Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
Дата | Тема занятия | Программное содержание | Форма работы | |
Сентябрь | ||||
14.09 | 1. Мониторинг |
| ||
21.09 | 2. «Наш дом-природа» | Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе | Наблюдение на прогулке «Что такое природа?» Дать понятие живая, не живая природа. Беседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа» Д/и «Природа – не природа» Внести календарь природы. | |
28.09 | 3. «Путешествие в страну осень» | Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе. | Наблюдение за состоянием погоды на участке. Чтение стихотворения «Осень» Беседа о сезонных изменениях в природе. Работа с календарём природы. | |
4. «Лес» | Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 2-3 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений. Воспитывать у детей любовь к природе. | Что такое лес? Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт. Рассматривание иллюстраций «Лесные животные» Собирание гербария. | ||
Октябрь | ||||
05.10 | 5. «Царство грибов» | Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов. | Рассмотреть иллюстрации «Грибы» Рассказ воспитателя о грибах. Рисование «Грибы» | |
12.10 | 6. «Цветы на участке осенью»
| Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. | Наблюдение на прогулке за цветами на территории д/с. Сбор семян цветов. Лепка «Разноцветная поляна» | |
19.10 | 7. «Куда исчезают насекомые ?» | Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трёх основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. | Наблюдение на прогулке за насекомыми. Беседа воспитателя о насекомых. Аппликация «Бабочка» | |
26.10 | 8. Осенние явления в неживой природе | Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями; Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе; | Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных Игра «Следы осени» | |
29.10 | 9. Деревья и кустарники на участке детского сада | Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы | Наблюдение на прогулке за деревьями и кустарниками на территории д/с. | |
Ноябрь | ||||
02.11 | 10. «Как растения готовятся к зиме» | - Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. - Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. | Наблюдение на прогулке за цветущими растениями поздней осенью Аппликация «Осенний пейзаж» из засушенных листьев; | |
09.11 | 11. «Перелётные птицы» | Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. | Рассмотреть иллюстрации птиц. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края». Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка». На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы». | |
16.11 | 12. «Знакомство детей с почвой» | Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Почему нельзя загрязнять почву. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. | Просмор обучающего фильма «География для самых маленьких». Беседа «почему нельзя загрязнять почву» | |
23.11 | 13. «Глина и земля» | Познакомить детей с природными материалами-земля, глина. Учить сравнивать землю и глину. | Рассказ о свойствах земли и глины. Как используются эти природные материалы. Рассмотреть землю и глину. Чем они отличаются. Совместно с детьми посадить в землю цветок (комнатное растение). Наблюдение за ним. | |
Декабрь | ||||
07.12 | 14. «Растения зимой» | Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее. | Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа Беседа «Для чего растениям снег» Наблюдение за деревьями на прогулке | |
14.12 | 15. «Зимующие птицы» | Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам. | Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы» Рассказ о жизни птиц зимой Беседа «Чем мы можем помочь птицам» | |
21.12 | 16. «Путешествие в зимний лес» | Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу Воспитывать любовь и сочувствие к животным. | Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные» Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания) Просмотр слайдов «Следы лесных обитателей на снегу» | |
28.12 | 19. «Ёлочка – красавица» | Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. | Дать понятие о хвойных деревьях. Беседа о сосне. Рассмотреть шишки (внести в познавательно – исследовательский уголок) | |
Январь | ||||
14.01 | 18. «Зимние явления в неживой природе» | Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать. | Дать определение понятию - зимние явления. Беседа «Если на улице сильный мороз» Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы | |
21.01 | 19. «Вода вокруг нас» | Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде. | Просмотр слайдов «Вода в окружающей среде. Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного отношения к ней. | |
28.01 | 20. «Что мы знаем о воздухе» | Систематизировать знания о свойствах воздуха. - Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. | Опыты по выявлению свойств воздуха | |
Февраль | ||||
04.02 | 21. «Морозные узоры»
| Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес. | Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами? Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус Обсуждение стихотворения | |
11.02 | 22. «Снег» | Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега. | Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег в солнечную погоду, в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду он хрустит под ногами? и т.д.) Беседа о защитных свойствах снега | |
18.02 | 23. «Красная книга России» | Развивать представления детей о редких растениях и животных нашей страны | Беседа «Что такое «красная книга» Просмотр презентации | |
25.02 | 24.«Огород на окне» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке. Развивать желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. Формировать представления о свойстве лука и его пользе для человека зимой. Активизировать словарь детей: полезный, горький. | Посев лука. | |
Март | ||||
03.03 | 25. «Растения весной» | Уточнить видеть разнообразие видов растений в природе. - Воспитывать эстетическое отношение к растениям. | Наблюдение на прогулке за состоянием растений Сравнение : дерево, куст, трава | |
10.03 | 26. «Весенние явления в неживой природе» | Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны. | Рассмотреть иллюстрацию «Весна» Беседа «Признаки весны» Сравнение признаков зимы и весны | |
17.03 | 27. «Берегите первоцветы» | Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам. - Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом; | Дидактические игры о цветах и растениях Беседа «Первоцветы нашего края» | |
24.03 | 28. «Как солнце жизнь дает земле» | Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес. | Чтение и рассматривание иллюстраций «География для малышей» Просмотр мультфильма «Краденое солнце» | |
31.03 | 29. «Особенности жизни зверей весной» | Учить замечать особенности жизни зверей весной. - Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных | Беседа о животных Рисование (коллективная работа) «Звери весной» | |
Апрель | ||||
07.04 | 30. «Встречаем птиц» | Совершенствовать знания о перелетных птицах; - Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) | Рассматривание картинок стрижей, ласточек, скворцов Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением На прогулке найти скворечники на территории д/с | |
14.04 | 31. «Растения весной» | Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям. | Наблюдение за деревьями. Впомнить названия некоторых деревьев и кустарников Работа с календарём природы | |
21.04 | 32. «Насекомые» | Формировать представление о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках (капустница, крапивница). На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | Рассмотреть иллюстрации. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые. Рисование «Бабочка» | |
28.04 | 33. «Огород на окошке» | Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность. | Беседа «Что нужно растению?» Отметить рост лука, высаженного ранее. Посадить петрушку. Дальнейшие наблюдение и уход. | |
Май | ||||
05.05 | 34. «Экологическая площадка» | Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе. | Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу» Целевая прогулка по экологической площадке Беседа «Что будет, если…» | |
19.05 | 35. «Цветущий сад» | Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства. | Наблюдение за яблоней. Беседа «Почему цветут деревья» (установить связь с погодными условиями) Работа с календарём природы. | |
26.05 | 36 .«Приборы – помощники» | Познакомить с термометром, его устройством: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха. Доступно объяснить о положительной и отрицательной температуре. Познакомить с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем, телескопом. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками. Воспитывать аккуратность при работе с приборами. | Рассмотрение комнатного, водного, медицинского термометров, модели термометра. Экспериментальная деятельность : измерения температуры холодной и горячей воды. | |
37. Итоговый мониторинг |
3.3. Методическое обеспечение программы
Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «Юный эколог» являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и парциальная программа Рыжовой Н.А. «Наш дом — природа».
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показ сказок (педагогом, детьми);рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр
Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя
Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров
Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений; драматизация сказок, отрывков литературных произведений
- Организация развивающей предметно – пространственной среды
Необходимая развивающая экологическая среда представлена следующими
центрами:
«Уголок природы»
- календарь природы, модель календаря природы
- уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в
соответствии с их особенностям, паспорта растений)
- различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки),
воронки
- природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
- металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
- игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
Центр «Маленький гений»
Представлены различные приборы:
микроскопы, лупы;
- разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
- природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
-медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
- бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки,
стружка ,гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- детские халаты, фартуки;
«Огород на подоконнике»
- мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных
культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
- уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
- Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы
Модель предполагаемого результата по образовательным задачам:
Дети будут знать:
Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).
Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).
О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.
О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.
Дети будут иметь представления:
О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.
Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).
Дети будут уметь:
С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.
Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.
Объяснять экологические зависимости.
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Используемая литература
Веракса Н.Е., Васильева М.А.,. Комарова Т.С Программа «От рождения до
школы»... Москва: «Мозаика- Синтез», 2010год.
Рыжова Н.А. Программа экологического образования дошкольников «Наш общий дом – природа» М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект кружка «Юные экологи» по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе «Ирисы» Тема «Доброе, хорошее солнце»
Образовательная область «Познавательное развитие» Тема «Доброе, хорошее солнце»...
Конспект кружка «Юные экологи» по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе «Ирисы» Тема « Дикие звери зимой»
Образовательная область «Познавательное развитие»...
"Юные экологи!" Мультимедийная разработка непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей 5 – 6 лет
Обобщить знания детей о сбережении и защите окружающей среды....
Конспект по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «Мы – юные дизайнеры-модельеры»
1.Вводная часть.Воспитатель: Какие вы сегодня красивые и нарядные пришли в детский сад! Давайте-ка вспомним сейчас, какие профессии людей вы знаете? Кем хотите стать в будущем? (Ответы и рассуждения д...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...
Перспективный план кружка по познавательному развитию детей 5-7 лет "Юный исследователь" на 2014-2016 учебный год
План кружка направлен на формирование и развитие у детей познавательных процессов через опытно-экспериментальную деятельность....
Перспективный план кружка по познавательному развитию детей 5-7 лет "Юный исследователь" на 2014-2016 учебный год
План кружка направлен на формирование и развитие у детей познавательных процессов через опытно-экспериментальную деятельность....