Технологическая карта мероприятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Юные исследователи»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тема: «Юные исследователи»

Культурная практика: коммуникативная, познавательная.

Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, в процессе знакомства с эндемиком озера Байкал.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с эндемиком озера Байкал – голомянкой, ее внешним видом, образом жизни; систематизировать и закрепить знания об эндемиках Байкала – нерпе и байкальском омуле; расширять и обогащать словарный запас детей: «эндемики», «уникальный», «продухи», «голомянка».

Развивающие: развивать интерес к познанию природы, исследовательские умения: наблюдение, проведение эксперимента, анализ, обобщение; 

Воспитательные: воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе нашего Сибирского края.

Материалы и оборудование: академическая шапочка на каждого ребенка, мультимедиа об обитателях Байкала, мнемотаблицы для составления рассказа, «контейнеры для мусора», картинки «мусор»; для экспериментирования: пластиковый стакан с водой, мелкие предметы (ракушки, камушки, пуговицы и др.), шарик из свиного жира, зубочистка, зубочистка с жиром, влажная салфетка и бумажная салфетка на каждого ребенка; эмблемы «Юный исследователь» на каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Титульный лист

ИРКУТСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Конкурс профессионального мастерства

«ПЕДАГОГ-НОВАТОР-ПРОФЕССИОНАЛ»

Среди педагогов муниципальных дошкольных образовательных

 учреждений Иркутского муниципального образования,

реализующих программы дошкольного образования.

     Номинация:  «Педагог – мастер»__________________________

Технологическая карта мероприятия

 по познавательному развитию детей в старшей группе «Юные исследователи»___________________________________________________________

 

Выполнила: Гилишева Оксана Юрьевна,

воспитатель 1КК____________________

МДОУ ИРМО «Уриковский детский сад

комбинированного вида»_____________

Технологическая карта мероприятия

Тема: «Юные исследователи»

Культурная практика: коммуникативная, познавательная.

Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, в процессе знакомства с эндемиком озера Байкал.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с эндемиком озера Байкал – голомянкой, ее внешним видом, образом жизни; систематизировать и закрепить знания об эндемиках Байкала – нерпе и байкальском омуле; расширять и обогащать словарный запас детей: «эндемики», «уникальный», «продухи», «голомянка».

Развивающие: развивать интерес к познанию природы, исследовательские умения: наблюдение, проведение эксперимента, анализ, обобщение;  

Воспитательные: воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе нашего Сибирского края.

Материалы и оборудование: академическая шапочка на каждого ребенка, мультимедиа об обитателях Байкала, мнемотаблицы для составления рассказа, «контейнеры для мусора», картинки «мусор»; для экспериментирования: пластиковый стакан с водой, мелкие предметы (ракушки, камушки, пуговицы и др.), шарик из свиного жира, зубочистка, зубочистка с жиром, влажная салфетка и бумажная салфетка на каждого ребенка; эмблемы «Юный исследователь» на каждого ребенка.

Этапы, его продолжительность

Деятельность педагога (методы, приемы)

Предполагаемая деятельность воспитанников

Планируемые результаты (в результате обучающиеся смогут)

Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность (2 минуты)

Воспитатель приглашает детей пройти к стульчикам, на которых лежат квадратные академические шапочки.

Ребята, как вы думаете, люди каких профессий носят такие головные уборы?

Дети проходят к стульчикам, отвечают на вопрос.

Дети готовы к вхождению в образовательную ситуацию.

Актуализация знаний и умений (20 минут)

Ребята, скажите кто такие ученые-исследователи?

Правильно, это очень умные люди, они много знают. Ученые наблюдают, размышляют, исследуют, испытывают, при помощи разных опытов узнаю что-то новое об окружающем нас мире. Сегодня предлагаю стать учеными-исследователями. (предлагаю надеть академические шапочки). Итак, уважаемые коллеги, сейчас нам надо решить, что мы будем исследовать?

Загадка о Байкале:

Древен род его в природе,

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нем,

Как его мы назовем?,,,

(Показать макет озера Байкал)

Ребята вызнаете, что мы живем на территории уникальных мест и обладаем мировым сокровищем – озером Байкал.

Чем же уникален наш Байкал?

1 слайд (знак «Внимание!»)

Озеро Байкал – одно из самых древних озер в мире. Возможно, поэтому в нем обитает много уникальных растений и животных, которые называются эндемиками. Эндемики Байкала – обитатели, которые живут только в озере Байкал. Давайте договоримся, что это знак будет означать, что речь об обитателях, которые являются эндемиком Байкала.

Сейчас я вам расскажу о необычной байкальской рыбке, которую называют байкальским чудом.

Высказывают предложения.

Коммуникативная деятельность, познавательно-исследовательская.

Отвечают на вопросы.

Ребенок способен выдвигать гипотезу.

Затруднение в ситуации

Что за рыбка-невеличка –

Меньше вашей рукавички?

На солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает.

Что за рыба-иностранка?

Рыбка эта – голомянка.

Коммуникативная деятельность.

Высказывание предложений.

Ребенок способен выдвигать гипотезу.

«Открытие» нового знания (способа действия)

2 слайд (голомянка)

Голомянка – байкальская рыбка, которая всегда держится на большой глубине. Солнечные лучи для голомянки очень опасны, так как тело голомянки  состоит на половину из жира, поэтому она предпочитает плавать в прохладной глубине Байкала. Голомянка так жирна, что если ее в жаркий день положить на лист бумаги, то через некоторое время от эндемика останется маленький скелет, а вокруг будет жирное пятно.

3 слайд (голомянка)

Выглядит голомянка необычно - полупрозрачное тело без чешуи. Люди ее называют «стеклянной рыбой»

4 слайд

Огромные нежные грудные плавники совершенно прозрачны, точно сотканы из паутины. Расправив широченные плавники, голомянка словно парит на парашюте в толще вод Байкала вверх-вниз. Плавает голомянка, головой вверх, открыв огромный рот в ожидании проплывающего корма.

5 слайд

Голомянка – единственная рыбка в Байкале, которая не мечет икру, а производит на свет живых мальков – уже готовеньких крохотных рыбок-личинок.

6 слайд

Голомянка питается подплывающими к ней рачками и собственными мальками.

7 слайд

Однако без голомянки в Байкале не могли бы существовать нерпа и омуль, так как голомянка – это их основная пища.

8 слайд

А сейчас с помощью мнемотаблицы попробуйте рассказать о голомянке.

Мы узнали о самом необычном обитатели озера Байкал - голомянке. Однако вызнаете, что очень многие обитатели озера являются эндемиками. Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком эндемике идет речь.

Загадка про нерпу:

В снежном логове родятся,

Простудиться не бояться.

Подрастут, начнут нырять,

Шубки белые менять.

Что за зверь такой с усами?

Ну подумайте-ка сами!

Показать игрушку-нерпу

Кто сможет по мнемотаблице рассказать про нерпу?

Как вы думаете, почему и от кого надо охранять озеро Байкал и его обитателей?...Какие меры необходимо предпринимать, чтобы Байкал был чистым?

Верно, а теперь давайте поиграем в игру «Сортировка мусора». Дети раскладывает картинки мусора в заготовленные «контейнеры для мусора».

Физминутка:

Рыбки плавают, ныряют в Байкальской чистенькой воде,

То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке.

А мы к озеру спустились, наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились!

Наблюдение и восприятие информации.

Коммуникативная деятельность.

Высказывание предложений.

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

У детей расширились знания об эндемике Байкала.

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

Ну, а сейчас, уважаемые коллеги, мы пройдем в лаборатории, чтобы с помощью экспериментов подтвердить наши предположения о том, что жир в жизни голомянки играет огромную роль.

Мы узнали, что у голомянки нет плавательного пузыря, и все же она плавает. А помогает ей держаться в воде….? Жир, из которого состоит тело голомянки. Сейчас при помощи эксперимента, мы убедимся, так ли это на самом деле?

Эксперимент 1

Воспитатель предлагает опустить в стакан с водой поочередно: ракушку, пуговицу, бусин. Наблюдение, вывод: все предметы тонут. Затем воспитатель предлагает опустить в стакан с водой шарик из жира. Наблюдение, вывод: жир не тонет, значит, он на самом деле помогает голомянке держаться в воде и плавать.

Эксперимент 2

Воспитатель предлагает разогреть ладони рук.

Давайте представим, что наши ладони – это нагретые солнцем байкальские камушки, а эта зубочистка с жиром – «голомянка». Сейчас мы положим на одну ладонь бумажную салфетку, а на салфетку – зубочистку с жиром и сожмем ладонь в кулак. Пока согревается «голомянка», дети предполагают, что произойдет с салфеткой. 

Итак, раскрываем ладонь. Наблюдение, вывод: на салфетки осталось жирное пятно и зубочистка - косточки «Голомянки». Так как жир в тепле тает, а голомянка наполовину состоит из жира, то тепло для нее опасно.

Дети проходят за столы с материалом для экспериментирования.

Коммуникативная деятельность.

Наблюдают и слушаю педагога.

Знание о голомянке введены в систему знании ребенка.

Осмысление (2 минуты)

В конце занятия воспитатель вместе с детьми проводит анализ проделанной работы и подводит итог занятия.

Мы сегодня очень хорошо поработали и отлично справились с ролью ученых.

Воспитатель предлагает вспомнить, почему голомянка плавает в глубинах Байкала, и предположить, что с ней может произойти, если во время шторма ее выбросит на берег.

Мне бы хотелось знать, что больше всего вам понравилось и запомнилось, а что было трудным.

Я считаю, что с сегодняшнего дня вы достойны носить звание «Юные исследователи». Вручение эмблем «Юный исследователь»

Коммуникативная деятельность.

Демонстрируют навыки самооценки.

Умение делать вывод.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты по познавательному развитию детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.

Технологические карты  помогут педагогам спланировать непосредственную образовательную деятельность,  образовательные ситуации на игровой основе, совместную деятельность воспитателя с детьми...

Технологическая карта ОС Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Спортивный инвентарь: лыжи, коньки». Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

Цель: Создать условия для формирования представления  о  применении  и значении спортивного инвентаря  (лыжи и  коньки) в зимних  видах спорта.Задачи:- Организовать деяте...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Юные исследователи»

Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности ...

Познавательно-исследовательский кружок в старшей группе "Юный исследователь"

Познавательно-исследовательский кружок в старшей группе "Юный исследователь"...

Перспективный план кружка по познавательному развитию детей 5-7 лет "Юный исследователь" на 2014-2016 учебный год

План кружка направлен на формирование и развитие  у детей познавательных процессов через опытно-экспериментальную деятельность....

Перспективный план кружка по познавательному развитию детей 5-7 лет "Юный исследователь" на 2014-2016 учебный год

План кружка направлен на формирование и развитие  у детей познавательных процессов через опытно-экспериментальную деятельность....

Технологическая карта по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Волшебница вода». Цель: формирование интереса к экспериментальной деятельности детей. Задачи: Обучающая: закрепить знания детей о воде и её свойствах. Развивающая: развивать познавательный ...