Технологическая карта мероприятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Юные исследователи»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Тема: «Юные исследователи»
Культурная практика: коммуникативная, познавательная.
Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, в процессе знакомства с эндемиком озера Байкал.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с эндемиком озера Байкал – голомянкой, ее внешним видом, образом жизни; систематизировать и закрепить знания об эндемиках Байкала – нерпе и байкальском омуле; расширять и обогащать словарный запас детей: «эндемики», «уникальный», «продухи», «голомянка».
Развивающие: развивать интерес к познанию природы, исследовательские умения: наблюдение, проведение эксперимента, анализ, обобщение;
Воспитательные: воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе нашего Сибирского края.
Материалы и оборудование: академическая шапочка на каждого ребенка, мультимедиа об обитателях Байкала, мнемотаблицы для составления рассказа, «контейнеры для мусора», картинки «мусор»; для экспериментирования: пластиковый стакан с водой, мелкие предметы (ракушки, камушки, пуговицы и др.), шарик из свиного жира, зубочистка, зубочистка с жиром, влажная салфетка и бумажная салфетка на каждого ребенка; эмблемы «Юный исследователь» на каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu_detey_v_starshey_gruppe.docx | 25.35 КБ |
golomyanka.pptx | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Титульный лист
ИРКУТСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Конкурс профессионального мастерства
«ПЕДАГОГ-НОВАТОР-ПРОФЕССИОНАЛ»
Среди педагогов муниципальных дошкольных образовательных
учреждений Иркутского муниципального образования,
реализующих программы дошкольного образования.
Номинация: «Педагог – мастер»__________________________
Технологическая карта мероприятия
по познавательному развитию детей в старшей группе «Юные исследователи»___________________________________________________________
Выполнила: Гилишева Оксана Юрьевна,
воспитатель 1КК____________________
МДОУ ИРМО «Уриковский детский сад
комбинированного вида»_____________
Технологическая карта мероприятия
Тема: «Юные исследователи»
Культурная практика: коммуникативная, познавательная.
Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, в процессе знакомства с эндемиком озера Байкал.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с эндемиком озера Байкал – голомянкой, ее внешним видом, образом жизни; систематизировать и закрепить знания об эндемиках Байкала – нерпе и байкальском омуле; расширять и обогащать словарный запас детей: «эндемики», «уникальный», «продухи», «голомянка».
Развивающие: развивать интерес к познанию природы, исследовательские умения: наблюдение, проведение эксперимента, анализ, обобщение;
Воспитательные: воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе нашего Сибирского края.
Материалы и оборудование: академическая шапочка на каждого ребенка, мультимедиа об обитателях Байкала, мнемотаблицы для составления рассказа, «контейнеры для мусора», картинки «мусор»; для экспериментирования: пластиковый стакан с водой, мелкие предметы (ракушки, камушки, пуговицы и др.), шарик из свиного жира, зубочистка, зубочистка с жиром, влажная салфетка и бумажная салфетка на каждого ребенка; эмблемы «Юный исследователь» на каждого ребенка.
Этапы, его продолжительность | Деятельность педагога (методы, приемы) | Предполагаемая деятельность воспитанников | Планируемые результаты (в результате обучающиеся смогут) |
Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность (2 минуты) | Воспитатель приглашает детей пройти к стульчикам, на которых лежат квадратные академические шапочки. Ребята, как вы думаете, люди каких профессий носят такие головные уборы? | Дети проходят к стульчикам, отвечают на вопрос. | Дети готовы к вхождению в образовательную ситуацию. |
Актуализация знаний и умений (20 минут) | Ребята, скажите кто такие ученые-исследователи? Правильно, это очень умные люди, они много знают. Ученые наблюдают, размышляют, исследуют, испытывают, при помощи разных опытов узнаю что-то новое об окружающем нас мире. Сегодня предлагаю стать учеными-исследователями. (предлагаю надеть академические шапочки). Итак, уважаемые коллеги, сейчас нам надо решить, что мы будем исследовать? Загадка о Байкале: Древен род его в природе, Кличут озером в народе, Волны моря плещут в нем, Как его мы назовем?,,, (Показать макет озера Байкал) Ребята вызнаете, что мы живем на территории уникальных мест и обладаем мировым сокровищем – озером Байкал. Чем же уникален наш Байкал? 1 слайд (знак «Внимание!») Озеро Байкал – одно из самых древних озер в мире. Возможно, поэтому в нем обитает много уникальных растений и животных, которые называются эндемиками. Эндемики Байкала – обитатели, которые живут только в озере Байкал. Давайте договоримся, что это знак будет означать, что речь об обитателях, которые являются эндемиком Байкала. Сейчас я вам расскажу о необычной байкальской рыбке, которую называют байкальским чудом. | Высказывают предложения. Коммуникативная деятельность, познавательно-исследовательская. Отвечают на вопросы. | Ребенок способен выдвигать гипотезу. |
Затруднение в ситуации | Что за рыбка-невеличка – Меньше вашей рукавички? На солнце рыбка тает, Рыбьим жиром истекает. Что за рыба-иностранка? Рыбка эта – голомянка. | Коммуникативная деятельность. Высказывание предложений. | Ребенок способен выдвигать гипотезу. |
«Открытие» нового знания (способа действия) | 2 слайд (голомянка) Голомянка – байкальская рыбка, которая всегда держится на большой глубине. Солнечные лучи для голомянки очень опасны, так как тело голомянки состоит на половину из жира, поэтому она предпочитает плавать в прохладной глубине Байкала. Голомянка так жирна, что если ее в жаркий день положить на лист бумаги, то через некоторое время от эндемика останется маленький скелет, а вокруг будет жирное пятно. 3 слайд (голомянка) Выглядит голомянка необычно - полупрозрачное тело без чешуи. Люди ее называют «стеклянной рыбой» 4 слайд Огромные нежные грудные плавники совершенно прозрачны, точно сотканы из паутины. Расправив широченные плавники, голомянка словно парит на парашюте в толще вод Байкала вверх-вниз. Плавает голомянка, головой вверх, открыв огромный рот в ожидании проплывающего корма. 5 слайд Голомянка – единственная рыбка в Байкале, которая не мечет икру, а производит на свет живых мальков – уже готовеньких крохотных рыбок-личинок. 6 слайд Голомянка питается подплывающими к ней рачками и собственными мальками. 7 слайд Однако без голомянки в Байкале не могли бы существовать нерпа и омуль, так как голомянка – это их основная пища. 8 слайд А сейчас с помощью мнемотаблицы попробуйте рассказать о голомянке. Мы узнали о самом необычном обитатели озера Байкал - голомянке. Однако вызнаете, что очень многие обитатели озера являются эндемиками. Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком эндемике идет речь. Загадка про нерпу: В снежном логове родятся, Простудиться не бояться. Подрастут, начнут нырять, Шубки белые менять. Что за зверь такой с усами? Ну подумайте-ка сами! Показать игрушку-нерпу Кто сможет по мнемотаблице рассказать про нерпу? Как вы думаете, почему и от кого надо охранять озеро Байкал и его обитателей?...Какие меры необходимо предпринимать, чтобы Байкал был чистым? Верно, а теперь давайте поиграем в игру «Сортировка мусора». Дети раскладывает картинки мусора в заготовленные «контейнеры для мусора». Физминутка: Рыбки плавают, ныряют в Байкальской чистенькой воде, То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке. А мы к озеру спустились, наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились! | Наблюдение и восприятие информации. Коммуникативная деятельность. Высказывание предложений. Физкультурно-оздоровительная деятельность. | У детей расширились знания об эндемике Байкала. |
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка | Ну, а сейчас, уважаемые коллеги, мы пройдем в лаборатории, чтобы с помощью экспериментов подтвердить наши предположения о том, что жир в жизни голомянки играет огромную роль. Мы узнали, что у голомянки нет плавательного пузыря, и все же она плавает. А помогает ей держаться в воде….? Жир, из которого состоит тело голомянки. Сейчас при помощи эксперимента, мы убедимся, так ли это на самом деле? Эксперимент 1 Воспитатель предлагает опустить в стакан с водой поочередно: ракушку, пуговицу, бусин. Наблюдение, вывод: все предметы тонут. Затем воспитатель предлагает опустить в стакан с водой шарик из жира. Наблюдение, вывод: жир не тонет, значит, он на самом деле помогает голомянке держаться в воде и плавать. Эксперимент 2 Воспитатель предлагает разогреть ладони рук. Давайте представим, что наши ладони – это нагретые солнцем байкальские камушки, а эта зубочистка с жиром – «голомянка». Сейчас мы положим на одну ладонь бумажную салфетку, а на салфетку – зубочистку с жиром и сожмем ладонь в кулак. Пока согревается «голомянка», дети предполагают, что произойдет с салфеткой. Итак, раскрываем ладонь. Наблюдение, вывод: на салфетки осталось жирное пятно и зубочистка - косточки «Голомянки». Так как жир в тепле тает, а голомянка наполовину состоит из жира, то тепло для нее опасно. | Дети проходят за столы с материалом для экспериментирования. Коммуникативная деятельность. Наблюдают и слушаю педагога. | Знание о голомянке введены в систему знании ребенка. |
Осмысление (2 минуты) | В конце занятия воспитатель вместе с детьми проводит анализ проделанной работы и подводит итог занятия. Мы сегодня очень хорошо поработали и отлично справились с ролью ученых. Воспитатель предлагает вспомнить, почему голомянка плавает в глубинах Байкала, и предположить, что с ней может произойти, если во время шторма ее выбросит на берег. Мне бы хотелось знать, что больше всего вам понравилось и запомнилось, а что было трудным. Я считаю, что с сегодняшнего дня вы достойны носить звание «Юные исследователи». Вручение эмблем «Юный исследователь» | Коммуникативная деятельность. Демонстрируют навыки самооценки. | Умение делать вывод. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты по познавательному развитию детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.
Технологические карты помогут педагогам спланировать непосредственную образовательную деятельность, образовательные ситуации на игровой основе, совместную деятельность воспитателя с детьми...
Технологическая карта ОС Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Спортивный инвентарь: лыжи, коньки». Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
Цель: Создать условия для формирования представления о применении и значении спортивного инвентаря (лыжи и коньки) в зимних видах спорта.Задачи:- Организовать деяте...
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Юные исследователи»
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности ...
Познавательно-исследовательский кружок в старшей группе "Юный исследователь"
Познавательно-исследовательский кружок в старшей группе "Юный исследователь"...
Перспективный план кружка по познавательному развитию детей 5-7 лет "Юный исследователь" на 2014-2016 учебный год
План кружка направлен на формирование и развитие у детей познавательных процессов через опытно-экспериментальную деятельность....
Перспективный план кружка по познавательному развитию детей 5-7 лет "Юный исследователь" на 2014-2016 учебный год
План кружка направлен на формирование и развитие у детей познавательных процессов через опытно-экспериментальную деятельность....
Технологическая карта по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Волшебница вода». Цель: формирование интереса к экспериментальной деятельности детей. Задачи: Обучающая: закрепить знания детей о воде и её свойствах. Развивающая: развивать познавательный ...