педагогический проект "Патриоты- следопыты"
проект (старшая группа)
Цель проекта: Военно-патриотическое воспитание детей
Знакомство с историей Великой Отечественной войны
Воспитание у детей глубокого уважения к военным подвигам и героям
Задачи проекта:
1) Определить доступное детям старшего дошкольного возраста содержание военно-патриотических представлений
2) Разработать программу мероприятий военно-патриотической тематики
3) Создать культурно-образовательную среду: научно-методическое и материально-техническое обеспечение деятельности по военно-патриотическому воспитанию
4) Объединить усилия семьи и ДОУ для решения задач военно-патриотического воспитания
5) Провести в старшей группе №9 цикл познавательных занятий военно-патриотической тематики с использованием наглядных и аудиовизуальных материалов, продуктивной деятельности и тематических экскурсий по городу Чебоксары
6) Провести цикл литературных чтений и бесед о Великой Отечественной войне
7) Организовать выставку-вернисаж детских рисунков
8) Провести мониторинг эффективности проекта
Повысить компетентность педагогов в решении задач, связанных с военно-патриотическим воспитанием дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioty-sledopyty._2020-2021.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №144» города Чебоксары Чувашской Республики
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПАТРИОТЫ-СЛЕДОПЫТЫ»
Военно-патриотическое воспитание
воспитанников старшей группы №9 «Василёк»
на период 2020-2021 учебный год
Разработала:
воспитатель I категории
Елена Михайловна Егорова
Чебоксары – 2020
СОДЕРЖАНИЕ
3. Анализ внешней-внутренней среды 5
7. Механизм реализации проекта 9
10. Перспективы дальнейшего развития проекта 12
12. Литература для чтения детям старшего дошкольного возраста 13
- Паспорт проекта
Название проекта | Патриоты-следопыты |
Тема проекта | Военно-патриотическое воспитание воспитанников старшей группы ДОУ |
Автор проекта | Елена Михайловна Егорова, воспитатель I категории МБДОУ № 144 |
Место реализации проекта | МБДОУ «Детский сад № 144» г. Чебоксары Чувашской Республики |
Актуальность проекта | Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В программе воспитания дошкольников основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Патриотическое воспитание в детском саду ставит целью научить детей верности Родине, готовности быть на страже ее интересов, выполнять свой долг перед государством, своим городом и семьей. Одним из важных направлений является военно-патриотическое воспитание |
Проблема, на решение которой направлен проект | Дети старшего дошкольного возраста обладают некоторыми военно-патриотическими представлениями, но не реализуют их в своей деятельности, имеют весьма смутное представление об участии членов семьи в защите Отечества, службе в армии и т.п. В образовательном процессе ДОУ недостаточно реализуется региональный компонент военно-патриотического воспитания |
Цели проекта | Военно-патриотическое воспитание детей Знакомство с историей Великой Отечественной войны Воспитание у детей глубокого уважения к военным подвигам и героям |
Задачи проекта |
|
Участники проекта | Зав.МБДОУ, старший воспитатель, воспитатели, детский психолог, дети, родители |
Сроки реализации проекта | Сентябрь 2020 года – май 2021 года |
Ожидаемые результаты |
|
- Актуальность проблемы
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России. Одним из важных направлений патриотического воспитания детей является военно-патриотическое. Диагностика по выявлению знаний дошкольников о военной истории Отечества, увековечивании памяти погибших героев, осведомлённости об участии членов семьи в защите Родины и в рядах вооружённых сил выявила, что большинство детей плохо представляют себе историческое прошлое нашей Родины, не знакомы с идейной составляющей праздников «День защитников Отечества» и «День Победы», не знают об участии членов своей семьи в Великой Отечественной войне и в других военных действиях. В частности, не были в Музее В.И.Чапаева в г. Чебоксары, не возлагали цветов к памятникам погибшим героям, не знают, воевали ли их прадеды.
Воспитательно-образовательная работа в ДОУ включает ряд тематических занятий военно-патриотической тематики, однако их недостаточно для более эффективного формирования глубоких знаний и чувств детей. Требуется также повышение компетентности педагогического состава ДОУ в проведении мероприятий военно-патриотической тематики, внедрения новых методик, форм и методов, использования аудиовизуальных материалов, расширения круга художественной и научно-популярной литературы для чтения детям, организации выездных мероприятий – тематических экскурсий по городу.
Новизна и актуальность проекта заключается в синтезировании наиболее эффективных методов знакомства с военной историей Отечества и приёмов формирования военно-патриотических чувств. Реализация проекта «Патриоты-следопыты» позволит достигнуть существенных результатов в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
- Анализ внешней-внутренней среды
Анализ внешней среды
В городе Чебоксары существуют достопримечательности, связанные с военной историей города, созданы культурно-мемориальные комплексы, сочетающие в себе большой познавательный и эмоциональный потенциал. Это Парк Победы, монумент Воинской Славы, Вечный Огонь, памятник танку, музей В.И.Чапаева и др.
Общественные организации объединяют ветеранов Великой Отечественной войны и Вооружённых сил России, встречи с представителями которых являются наиболее интересными и доходчивыми для старших дошкольников.
Несомненно, большое значение для военно-патриотического воспитания детей имеют государственные праздники и дни воинской славы России: День Победы, День защитников Отечества, День неизвестного героя. Они становятся поводом для обстоятельного разговора об истории и подвигах, выражения уважения и признательности героям, поздравления с праздником, выполнения поздравительных открыток и подарков своими руками. Эти традиции в силу своей эффективности популярны в современной практической педагогике
Анализ внутренней среды
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 144» г. Чебоксары Чувашской Республики (МБДОУ «Детский сад № 144») открыт в 1983 году в Ленинском административном районе, внутри жилого комплекса микрорайона «Рябинка» по адресу: г. Чебоксары, ул. Кукшумская, дом 21 А.
ДОУ функционирует на основе Устава, утверждённого приказом №202 от 07.04.2014 года Управления образования администрации г. Чебоксары и лицензии серии РО № 032861 от 27.12.2011 г. Детский сад находится в здании, построенном по типовому проекту.
Электронный адрес: cheb_dosh144@rus21.ru
Телефоны ДОУ: 51-31-29; 51-31-41; 51-31-38.
Режим работы: с 7.00 до 19.00, понедельник – пятница. Суббота, воскресенье – выходной
ДОУ активно взаимодействует с различными социальными институтами:
- средние образовательные школы №47, №49,
- центр дополнительного образования «Росток»,
- детская поликлиника №3,
- РГУ «Центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Чебоксары»,
- детская библиотека им. А. Гайдара.
В детском саду имеется:
- музыкальный
- физкультурный залы
- медицинский
- процедурные кабинеты
- методический и психологический кабинеты
Просторный и благоустроенный детский сад рассчитан на 13 возрастных групп для детей от 2 до 7 лет. Из них 3 старшие группы (дети 5-6 лет)
В составе педагогического коллектива есть педагог-психолог, музыкальные руководители, учитель-логопед.
Развивающая среда детского сада соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и общему положению СанПиНа.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МБДОУ «Детский сад №144» г. Чебоксары Чувашской Республики обучение в ДОУ осуществляется в очной форме, на русском языке. В соответствии с Законом Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике», начиная со средней группы ведётся обучение чувашскому языку.
С целью социально-личностного развития воспитанников педагогический коллектив осуществляет деятельность по следующим программам:
- «От рождения до школы»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- «Программа образования ребёнка-дошкольника» / Л. В. Кузнецова. – Чебоксары, 2006.
Предметно-развивающая среда помещений и групповых комнат включает: музыкальный зал, оборудованный аудиотехникой, мультимедийным оборудованием, музыкальными инструментами, театральным реквизитом, шкафами для пособий, игрушек, атрибутов.
Предметно-развивающая среда в группах содержит функциональные зоны – микроцентры: «Уголок природы», «Уголок развивающих игр», «Строительная мастерская», «Игровая зона», «Краеведческий уголок», «Книжный уголок», «Театрализованный уголок», «Творческая мастерская», «Музыкальный уголок» и другие.
Культурно-образовательная среда в группах оснащена: настольно-печатными играми, материалом для детского экспериментирования, предметами-заместителями, наглядным материалом (альбомами, картинами, иллюстрациями, фотоиллюстрациями по темам образовательной деятельности), детской художественной литературой.
- Цели и задачи проекта
Цели проекта: Военно-патриотическое воспитание детей
Знакомство с историей Великой Отечественной войны
Воспитание у детей глубокого уважения к военным подвигам и героям.
Задачи проекта:
- Определить доступное детям старшего дошкольного возраста содержание военно-патриотических представлений
- Разработать программу мероприятий военно-патриотической тематики
- Создать культурно-образовательную среду: научно-методическое и материально-техническое обеспечение деятельности по военно-патриотическому воспитанию
- Объединить усилия семьи и ДОУ для решения задач военно-патриотического воспитания
- Провести в старшей группе №9 цикл познавательных занятий военно-патриотической тематики с использованием наглядных и аудиовизуальных материалов, продуктивной деятельности и тематических экскурсий по городу Чебоксары
- Провести цикл литературных чтений и бесед о Великой Отечественной войне
- Организовать выставку-вернисаж детских рисунков
- Провести мониторинг эффективности проекта
- Повысить компетентность педагогов в решении задач, связанных с военно-патриотическим воспитанием дошкольников
- Участники проекта
- Ирина Александровна Кириллова – заведующий МБДОУ «Детский сад №144» г. Чебоксары; имеет высшее педагогическое образование, I квалификационную категорию, награждена Знаком «Почётный работник общего образования РФ»; в рамках проекта «Патриоты-следопыты» будет выполнять организационные и контролирующие функции.
- Галина Михайловна Николаева – старший воспитатель; высшее педагогическое образование, в рамках проекта «Патриоты-следопыты» будет отвечать за методическое обеспечение.
- Елена Михайловна Егорова – воспитатель I категории, имеет среднее специальное педагогическое образование по специальности «Дошкольное образование»; в рамках проекта «Патриоты-следопыты» возьмёт на себя подготовку и проведение мероприятий, работу с родителями.
- Лариса Анатольевна Михайлова – педагог-психолог, имеет высшее педагогическое образование I квалификационной категории; в рамках проекта «Патриоты-следопыты» возьмёт на себя диагностику и мониторинг эффективности проекта.
- Ресурсы проекта
Нормативно-правовые документы |
|
Программно-методическое обеспечение |
|
Методическое обеспечение |
|
Кадровые ресурсы | Специалисты МБДОУ «Детский сад № 144» г. Чебоксары:
|
Информационные ресурсы | Аудиовизуальные материалы на DVD, детская литература военно-патриотической тематики, иллюстрации и плакаты по теме, план мероприятий |
Материально-технические ресурсы | Мультимедийный компьютер, фотоаппарат, флажки, фотоальбом |
- Механизм реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
Разработка цикла занятий непосредственно образовательной деятельности и других мероприятий, организационная работа | Проведение цикла тематических занятий непосредственно образовательной деятельности | Опрос детей на выявление устойчивых знаний о военной истории России, героях Великой Отечественной войны, а также наличие патриотических чувств |
Тематические экскурсии | ||
Укрепление материально-технической базы: литературный и аудиовизуальный материал, создание культурно-образовательной среды | Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны | Организация выставки-вернисажа детских рисунков на тему «День Победы» |
Военно-патриотические утренники | Оформление фотогазеты «Воинская слава моей семьи» | |
Проведение родительского собрания на тему «Военно-патриотическое воспитание детей» | Литературные чтения | Выступления на педагогическом совете на тему «Результаты проекта «Патриоты-следопыты», «Эффективные методы военно-патриотического воспитания дошкольников» |
Ведение фотохроники |
- План реализации проекта
Этапы | Наименование мероприятий | Сроки | Место проведения мероприятий | Ответственные |
Подготовительный | Организационно-методическая работа | сентябрь | МБДОУ | Зав.ДОУ, воспитатель |
Материально-техническое обеспечение | сентябрь | МБДОУ | Зав.ДОУ, воспитатель | |
Работа с родителями | сентябрь | МБДОУ | Воспитатель, психолог |
Этапы | Наименование мероприятий | Сроки | Место проведения | Ответственные |
Основной этап | Тематическая экскурсия к памятнику Танку, возложение цветов | 12 сентября | пр. И.Яковлева | Воспитатель |
Беседы по иллюстрациям | сентябрь-май | МБДОУ | Воспитатель | |
Патриотические чтения | сентябрь-май | МБДОУ | Воспитатель | |
Патриотический кинозал | сентябрь-май | МБДОУ | Воспитатель | |
Продуктивная деятельность по теме (рисование, лепка, аппликация) | сентябрь-май | МБДОУ | Воспитатель | |
Рисование по впечатлениям о прочитанном | октябрь, декабрь, февраль | МБДОУ | Воспитатель | |
Литературные загадки «Богатыри земли русской» | октябрь | МБДОУ | Воспитатель | |
Экскурсия в музей В.И.Чапаева Осмотр портретной галереи «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны» | ноябрь | пр. Ленина | Воспитатель | |
Эстафета «Меткий стрелок!» | декабрь | МБДОУ | Воспитатель | |
День Неизвестного солдата: встреча с ветераном Великой Отечественной войны | декабрь | МБДОУ | Воспитатель | |
Беседа «Кем служил мой папа?» | январь | МБДОУ | Воспитатель | |
«У нас в гостях папа-военный…» | февраль | МБДОУ | Воспитатель | |
Экскурсия в детскую библиотеку | март | ул. Хузангая | Воспитатель | |
Создание фотогазеты «Воинская слава моей семьи» | апрель | МБДОУ | Воспитатель, родители | |
Экскурсия в Парк Победы, к Вечному огню и Монументу Воинской Славы | май | МБДОУ | Воспитатель | |
Выставка-вернисаж детских рисунков «День Победы» | май | МБДОУ | Воспитатель | |
Этапы | Наименование мероприятий | Сроки | Место проведения мероприятий | Ответственные |
Заключительный | Диагностика | июнь | МБДОУ | Психолог, воспитатель |
Выступление на педагогическом совете МБДОУ | июнь | МБДОУ | Психолог, воспитатель | |
Подготовка материала для публикации в профессиональных изданиях | июнь | МБДОУ | Воспитатель, психолог |
- Ожидаемые результаты
Реализация проекта «Патриоты-следопыты» по военно-патриотическому воспитанию старших дошкольников позволит достигнуть следующих результатов:
- Сформировано научно-методическое и материально-техническое обеспечение целенаправленной деятельности по военно-патриотическому воспитанию;
- Родители вовлечены в процесс военно-патриотического воспитания детей.
- Реализована программа мероприятий военно-патриотической тематики;
- Организована выставка-вернисаж детских рисунков
- Проведён мониторинг эффективности проекта «Патриоты-следопыты»
- Перспективы дальнейшего развития проекта
Успешная реализация проекта «Патриоты-следопыты» станет поводом для продвижения практического опыта МБДОУ в педагогическом сообществе – выступления на педагогическом совете, научно-практических конференциях городского и регионального уровней, проведение открытых занятий, публикации на официальном сайте МБДОУ «Детский сад № 144», в профессиональной прессе.
- Список литературы
- Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // Российская газета. – 2012. – 31 дек.
- Закон Чувашской Республики «Об образовании в Чувашской Республике» (принят Государственным Советом Чувашской Республики 23.07.2013 г.)
- Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 // Российская газета. – 2010. – 5 марта.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва // Российская газета. – 2013. – 25 нояб.
- Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва // Российская газета. – 2013. – 19 июля.
- Зацепина, М. Б. Дни воинской славы : патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
- Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М. Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с.
- Новицкая, М. Ю. Наследие : патриотическое воспитание в детском саду./ М. Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
- Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 144» г. Чебоксары. – Чебоксары, 2017.
- От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- Полная хрестоматия дошкольника. – М.:-ОЛМА Медиа Групп, 2010.
- Якушева, Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста / Т. А. Якушева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6
- Литература для чтения детям старшего дошкольного возраста
- Агаков Л. «Солдатские дети» (отрывок)
- Алексеев С. «Брестская крепость».
- Алексеев С. «Орлович-воронович»
- Благинина Е. «Шинель»
- Бражнин У. «Шинель»
- Высотская О. «Мой брат уехал на границу»
- Гайдар А. «Война и дети»
- Гайдар А. «Голубая чашка»
- Гайдар А. «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»
- Длуголенский Я. «Что могут солдаты»
- Селихов К., Дерюгин Ю. «На красной площади парад»
- Соболев Л. «Батальон четверых»
- Черкашин «Кукла»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе"Посвящение в следопыты"
Дифференциация звуков С,З,Ш,Ж...
Конспект прогулки "Мы - следопыты" для детей старшей группы (ОО"Познание", "Физическая культура", "Здоровье", "Продуктивная деятельность","Социализация")
Программное содержание: по экологическому воспитанию: 1.в процессе проведения элементарных опытов учить детей делать вывод о свойствах снега; 2.уточнить представления детей о деревьях; закрепить ум...
Сюжетно-ролевая игра для детей дошкольного возраста от 4-6 лет "Морские следопыты"
Программное содержаниеЗакрепить знания детей о природных и морских явлениях: бушует море, дует сильный ветер, шторм.Упражнять детей в распознавании морских и диких животных стран.Работа по ориен...
Сюжетно-ролевая игра для детей дошкольного возраста от 4-6 лет "Морские следопыты"
Программное содержаниеЗакрепить знания детей о природных и морских явлениях: бушует море, дует сильный ветер, шторм.Упражнять детей в распознавании морских и диких животных стран.Работа по ориен...
Конспект НОД по физической культуре в подготовительной к школе группе "Следопыты".
Пришло письмо о том, что нужно спасти попавшего в беду незнакомцаВо время разминки по соединенным на листе бумаги точкам дети определяют, что незнакомец не может выбраться из коробки. Совершая п...
Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»
Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты» формирует деловые качества ребёнка, умение ориентироваться в происходящем, выявлять про...
Представление опыта работы за 2016 – 2017 уч.год на педагогическом совете 31.05.2017 дошкольного отделения ГБОУ «Школа» № 2051 Тема: "Организация патриотического воспитания дошкольников в детском саду в группе №12 "Следопыты"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство Родины....Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке...