Семинар-практикум по экологическому воспитанию «Творческий подход в решении задач экологического воспитания»
материал
Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, повысить профессиональное мастерство.
Задачи:
1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии.
2. Показать различные формы творческой работы, применяемые при решении задач экологического воспитания.
3. Развивать творческий и познавательный интерес у педагогов.
4. Воспитывать любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_tvorcheskiy_podhod_v_reshenii_zadach_ekologicheskogo_vospitaniya.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №28 «Снегирёк» общеразвивающего вида
Семинар-практикум
по экологическому воспитанию
«Творческий подход в решении задач экологического воспитания»
Выполнил:
воспитатель старшей группы
Мещерякова Леокадия Аркадьевна
Дата: 12.04.2019
2019 год
«Не то, что мните вы, — природа.
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев
Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, повысить профессиональное мастерство.
Задачи:
1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии.
2. Показать различные формы творческой работы, применяемые при решении задач экологического воспитания.
3. Развивать творческий и познавательный интерес у педагогов.
4. Воспитывать любовь к природе.
План семинара-практикума:
1. Теоретическая часть:
— Доклад «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»
2. Практическая часть
2.1. Игра «Ассоциации».
2.2. Решение педагогических ситуаций.
2.3. Экологическая притча.
2.4. Игра «Сидячий круг среды обитания».
2.5. Блиц-опрос».
2.6. Игра "Пчелы и змеи"
Ход семинара.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Творческий подход в решении задач экологического воспитания».
Теоретическая часть:
— Доклад «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»
Экологическое образование – важный элемент общего образования современного человека. Началом экологического воспитания является работа с детьми в дошкольном учреждении. В условиях пребывания ребенка в детском саду удобно организовывать процесс познания и исследования различных форм природы.
Цель экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявлениях, установка на сбережение природных богатств.
В ходе организации процесса экологического воспитания педагогами решаются как минимум 2 основные задачи:
1. Формирование основ общей экологической культуры ребенка.
2. Создание базы знаний об окружающем мире, развитие которой продолжится в начальной школе.
Экологические проекты - одна из наиболее перспективных и актуальных форм работы современного педагога с детьми!
Экологический проект: во-первых, обязательно предполагает проведение исследования, во-вторых, требует активного вовлечения всех участников в его процесс.
При подготовке и реализации проекта экологической направленности необходимо принимать во внимание следующие условия: возраст детей, уровень их подготовленность к планируемой деятельности и общий план воспитательной работы дошкольного учреждения.
По продолжительности экологические проекты разделяются на:
• Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.
• Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.
• Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один учебный год.
Более длительные проекты для детей дошкольного возраста планировать нецелесообразно!
• С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их уровня понимания (1-3 недели).
• Наиболее эффективно работают проектные исследования с воспитанниками старших или смешанных групп.
Основные методы реализации экологического проекта в детском саду:
• Наблюдение
• Эксперимент
Способы обобщение и оформление результатов исследований:
• Тематические рисунки.
• Составление рассказов.
• Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике.
• Составление мини-книжки.
• Составление фотоотчета (с помощью родителей).
Три этапа реализации экологического проекта:
1 этап - Подготовительный. В ходе подготовки проекта определяется его тема, оценивается доступность исследования этой темы, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно проводится разъяснительная и организаторская работа с воспитателями, родителями и самими детьми.
2 этап - Исследовательский. Процесс исследования производится согласно разработанному плану. В плане расписывается последовательность исследовательских событий и обсуждение их результатов на занятиях в группах. Все совершающиеся мероприятия проекта должны отражаться наглядно: в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или иной форме.
3 этап - Завершающий. Весь комплекс действий завершается анализом результатов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например, Празднике Лета, или Дне птиц.
Практическая часть:
Игра «Ассоциации».
В начале практической части нашего семинара я предлагаю вам поиграть в игру «Ассоциации»: люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т. д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?
Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег, не называя его.
Ассоциации экологического содержания:
Внешность, характер, манера поведения того человека ассоциируются у вас:
- со стихией (огонь, воздух, вода, земля);
- с природным явлением;
- с животным (зверь, птица, насекомое);
- с растением (дерево, кустарник, цветок);
- с минералом.
(Пять-шесть педагогов составляют рассказы, остальные участники пытаются догадаться, о ком идёт речь.)
Решение педагогических ситуаций.
Сегодня мы поговорим о том, как педагоги могут повысить свою компетентность в вопросах экологического воспитания детей.
Нужно решить следующую педагогическую ситуацию. (см. приложение) (Педагоги выполняют задание.)
Чтобы перейти к следующему блоку нашего семинара мне хотелось бы вам зачитать притчу:
«Человек увидел, как злой серый волк напал на маленького беззащитного ягненка. Он убил волка и спас ягненка. Потом он увидел, что прожорливый, ненасытный ягненок уничтожает красивую изумрудную траву. Он убил ягненка и спас траву. Потом он вырвал эту сорную траву за то, что она сосет соки из земли. Затем он поразился тому, как уродует пейзаж грязная черная земля без травы, и все заасфальтировал. А потом задумался: чтобы еще сегодня сделать такого доброго и хорошего».
Данная притча показывает силу антропогенного вмешательства в природу.
Для правильного понимания проблем экологии важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязи живых организмов между собой и с окружающей средой. Лучше всего это делать во время проведения экскурсии на природу. Прежде всего, необходимо обратить внимание детей на условия, без которых данный вид не может существовать, на его связь с окружающей средой и её обитателями. Например, простой пример цепи питания в природе мы можем проследить по игре «Сидячий круг среды обитания».
Игра «Сидячий круг среды обитания».
Участники получают карточки: «Заяц», «Пища», «Вода», «Жилище». Заяц берет за руку человека с карточкой «Пища», вместе они находят «Воду» и затем «Убежище». Все участники плотно встают в круг плечом к плечу, затем поворачиваются, чтобы видеть затылок впереди стоящего. По команде все садятся на колени друг друга и, подняв руки вверх, начинают передвигать сначала все левую ногу, затем все правую и так круг движется как одно целое. Но вот произошла катастрофа — загрязнилась вода! Вся вода покидает круг. Что случилось со средой обитания?
Блиц-опрос.
Категория «Маленькие тайны природы»
1. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)
2. Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят.)
3. Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама.)
4. Какой зверь самый чистоплотный? (кошка.)
5. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой.)
Категория «Лесная аптека»
1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
2. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника.)
3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она содержит лимонную кислоту.)
4. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли и настои валерианы употребляют при бессоннице).
5. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Мох хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)
Категория «Знатоки родной природы»
- В древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голыми, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка)
2. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей — искать укромные места.)
3. Этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень безобидный, никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на мысль о названии этого жучка. (Божья коровка)
4. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)
5. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 1000 000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят как пастухи массу тлей — в этом их вред, который, однако, мал по сравнению с пользой. (Муравьи)
Игра "Пчелы и змеи"
- Для начала давайте разделимся на два королевства: пчёл и змей.
- В каждом королевстве обязательно есть… королевы и вы должны сейчас их выбрать.
Участники выбирают королев, надевают на них атрибуты.
- В змеином королевстве родилась маленькая змейка (участники получают змейку-игрушку);
- а в королевстве пчел, трудолюбивые пчелки собрали много меда (получают банку меда).
- Но королевы - персоны важные и им срочно нужно уехать. А я, по секрету, хочу сообщить королевам, что в их отсутствие эти «сокровища» пропадут. И их задача, по приезду, отыскать их.
- А помогут им в этом верные помощники своим шипением и жужжанием: чем ближе будет королева пчел к меду, тем громче пчёлки будут жужжать, то же и со змейками: чем ближе змеиная королева приближается к змейке, тем громче должно быть шипение.
- Пожалуйста, помните: во время игры вы не имеете права говорить.
Обе королевы выходят из зала и ждут, пока их не позовут.
Проводится игра.
- Я надеюсь, вы получили заряд эмоций. Мне хочется обратить ваше внимание на то, что с помощью этой игры решаются также и логопедические задачи.
Вот и подошёл к концу наш семинар-практикум. Я надеюсь, что вопросы, затронутые на семинаре-практикуме, не оставили никого из вас равнодушным и способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.
Список используемой литературы
- Александрова Ю. Н., Ласкина Л. Д., Николаева Н. В. /Юный эколог. [Текст]. — Волгоград: Учитель, 2010. — 331 с.
- Ганичкин А. /Любимые домашние цветы [Текст]. — Москва: Оникс, 2006. — 80 с.
- Калецкий А. А. /Калейдоскоп натуралиста [Текст]. — Москва: Оникс, 2011. — 54 с.
- Коробцова З. /Лекарственная аптека [Текст]. — Москва: Панорама, 2009. — 98 с.
- Лучич М. В. /Детям о природе [Текст].- Москва,1998. — 130 с.
- Молодова Л. М. /Игровые экологические занятия с детьми [Текст]- Минск: Асар, 1996. — 128 с.
- Никитина Б. А. /Развивающие экологические игры в школе и не только [Текст]- Самара,1996. — 240 с.
- Саломахина Г. И. /Наблюдения за сезонными изменениями в природе детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Зима. [Текст]. — Волгоград, 2005. — 49с.
- Глобальный экологический кризис — мифы и реальность [Текст]// Қосымша бiлiм және тәрбие. — 2006. — № 4 — 101 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Цель. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Совершенствовать умение работать с методической литературой, составлять перспективно-тематические планы. ...
Дошкольный возраст - благоприятный период для решения задач экологического воспитания
Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимие его результаты....
Мини-музеи в ДОУ как инновационный подход к решению задач патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы)
Проблема патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении играют образовательные учреждения, детские организации, в рамках деятельности которых обеспечивается ...
Доклад: "Формы работы с детьми для решения задач экологического воспитания"
Формы работы с детьми для решения задач экологического воспитания. «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.А человеку нужна Родина.И охранять природу - значит охранять родину...
«Творческий подход в решении задач экологического воспитания» Семинар с педагогами
Данный семинар поможет в работе старшему воспитателю закрепить теоретические знания педагогов и применять его в своей деятельности....
«Творческий подход в решении задач экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление к презентации на муниципальном семинаре для педагогов ДОУ на тему «Творческий подход в решении задач экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»...