Семинар-практикум для педагогов "Современные подходы к руководству и управлению играми детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Насонова Елена Владимировна

Способствовать закреплению теоретических и практических знаний и умений педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

Тема: «Современные подходы к руководству и управлению играми детей дошкольного возраста»

Цель: Способствовать закреплению теоретических и практических знаний и умений педагогов по руководству и управлению играми детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Рассмотреть этапы становления педагогических технологий игровой деятельности дошкольников;
  • Познакомиться с педагогической поддержкой игровой деятельности дошкольников;
  • Рассмотреть сравнительный анализ технологий организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (С. Л. Новоселовой, Н. Я. Михайленко, Н. Ф. Тарловской, Н. Н. Палагиной, В. И. Турченко, В. Я. Воронцовой, С. И. Щербаковой);
  • Повысить профессиональную компетентность педагога ДОУ в области организации игровой деятельности детей.

Предварительная работа:

- подготовить презентацию «Организация сюжетно – ролевой игры в соответствии ФГОС ДО», задания.

Материалы, оборудование: простые карандаши, бумага.

Этапы

Деятельность ведущего

Деятельность воспитателей

  1. ППриветствие

– Уважаемые коллеги, сегодня у нас есть уникальная возможность узнать много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом.

Упражнение “Мы рады вас видеть”

Инструкция: Встаем в круг. Каждый из нас делает один шаг к центру круга, показывает жест приветствия, называет свое имя, а также 2 личных качества на первую и вторую буквы своего имени и говорит пожелание, обращаясь ко всем остальным: “Добрый день!”, “Желаю всем узнать много нового и интересного” и т.д.

Следующий участник повторяет жест приветствия всех участников, а затем представляет себя (жест по принципу “снежного кома”). Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей группы.

Итог: Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия. Волшебные три ключа: приветствие, имя, улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями, а также в общении с детьми.

Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки, умения принимать помощь круга.

  1. ООсновной этап

Давай те с вами рассмотрим современные подходы к руководству и управлению играми детей дошкольного возраста (презентация Приложение №1)

Тема 1. Этапы становления педагогических технологий игровой деятельности дошкольников.

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Наибольший интерес представляют игровые технологии. В данной классификации игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Игровая технология

• строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

• в нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

• При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Этапы педагогической технологии:

1 этап:

Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок  будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).

2 этап:

Организация сюжетно-ролевой игры («игра в  подготовку к игре»):

- определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

- создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;

- совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

3 этап:

Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.

В связи с чем, в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику ДОУ современных игровых технологий.

Проблема использования игры и игровых технологий для всестороннего воспитания и развития дошкольников является активной для дошкольной педагогики. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой.

, Тема 2. Педагогическая поддержка игровой деятельности дошкольников.

Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.

Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легкодоступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.

Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.

В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Воспитатель должен уделить внимание:

-        обеспечению условий для возникновения и развития игровой
деятельности (достаточное количество времени для игры; наличие площади
для развертывания игровых действий, необходимых игрушек и пособий, и
правильное их расположение в группе; обогащение детей впечатлениями и
хорошее их самочувствие);

-        знать методику руководства игровой деятельностью; методы и приемы, направленные на поддержание и улучшение эмоционально-положительного состояния детей; обеспечение активности играющих; своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, какими методами и приемами это достигается, направление детей на игру.

ФГОС к ООП ДО о детской игре как средстве развития и образования ребенка дошкольного возраста.

К целевым ориентирам дошкольного образования относится развитость воображения ребёнка, способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную.

ООП ДО направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Решение задач развития детей в четырёх образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития – должно быть направлено на приобретение опыта среди прочих и в игровой деятельности (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской игры с правилами; спортивной игры).

В ДОУ должны быть широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое время и пространство и используя ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников.

Тема 3. Сравнительный анализ технологий организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (С. Л. Новоселовой, Н. Я. Михайленко, Н. Ф. Тарловской, Н. Н. Палагиной, В. И. Турченко, В. Я. Воронцовой, С. И. Щербаковой)

         В современной педагогике предложено несколько технологий организации сюжетно-ролевых игр. Наиболее интересными представляются подходы организации игры Н.Я. Михайленко,  Н.Ф. Тарловской, Н.Н. Палашной, В.И. Турченко. Остановимся поподробнее на некоторых из них.

Технология Н.Ф. Тарловской

Н.Ф. Тарловская предлагает такой путь организации игры, при котором основным побудителем ребенка к действию является не подражание взрослому, а общение с ним.

В качестве первого шага на этом пути она предлагает  совершать игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки: «понарошку» покормить малыша, вымыть ему руки, измерить температуру, покатать на машинке и пр.

Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно взрослого. Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха, радости, удовлетворения.

При формировании целенаправленной деятельности в игре предстоит решить четыре основные задачи:

  • знакомить детей с разнообразием игровых целей;
  • побуждать самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;
  • постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;
  • практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.

Н.Ф. Тарловская предлагает несколько советов:

  1. Не старайтесь часто вносить в игру новые игрушки - лучше покажите ребенку как можно по-разному использовать одни и те же.
  2. Играя с детьми, необходимо учитывать их интересы и предпочтения. В игре всегда решающее слово должно оказаться за ребенком.
  3. Ребенок вас примет как партнера, если вы будете искренне и уважительно учитывать  его игровые возможности и относиться к ним с уважением.
  4. Чем богаче диапазон игровых целей, тем свободнее действует в соответствии с ними ребенок, тем интереснее будет для него игра.

Подготовка ребенка к принятию роли совпадает с развитием его самосознания. В чем же заключается эта подготовка?

Принять на себя роль – значит суметь вообразить и отобразить себя кем-то другим (мамой, папой, доктором, поваром). Для ребенка данная ситуация является довольно сложной.

Итак, чтобы ребенок овладел сюжетно-ролевой игрой, он должен быть готов к принятию той или иной роли. Отсюда очевидна и основная задача педагога – подготовка детей к принятию роли. .

Среди авторов современных педагогических технологий также выделяются: Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Н.Ф. Тарловская, В.Я. Воронцова, С.И. Щербакова и т.д..

Для этих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут.

Многие педагоги с этой целью используют обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Преобладающим методом считается участие взрослого в игре.

Используются такие термины «руководство»,  «формирование», «управление» игрой (Н.Я. Михайленко). «Руководство игрой» - тип педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности.

«Управление» – косвенные методы воздействия на игру.

«Руководство»  - включение взрослого в процесс игры, участие в детском игровом творчестве.

Н.Я. Михайленко разработала стратегию формирования игры, начиная с детей раннего до старшего дошкольного возраста.

Технология игры изложена в монографии: «Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект» под ред. Подъякова Н.Н., Михайленко Н.Я. М. 1987 г.

Формирование ролевого поведения детей (2,5 – 4,5) в игре. Основным педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события). Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной со взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей (воспитатель – врач, ребенок – больной).

Группа педагогов-исследователей под руководством Новоселовой С Л. разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года). Комплексный метод включает следующие компоненты:

  •  планомерное обогащение жизненного опыта;
  • совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
  • своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей. Например, на 3-ем году жизни больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. На 4-ом году жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода.

Н.Н. Палагина является автором педагогической технологии творческих игр младших дошкольников. Она предлагает моделировать на игрушках то, что происходит в окружающей ребенка жизни, придавать игрушкам, предметам несвойственные им качества.

На 3-ем году жизни игра может развиваться за счет словесных форм воображения. Это доступно детям этого возраста.

Н.Ф. Тарловская,  являясь автором педагогической технологии сюжетно-ролевых игр, изложенной в программе «Радуга», для детей третьего года жизни предлагает игры, способствующие облегчению адаптации детей к дошкольному учреждению.

Основная линия руководства играми в этом возрасте определяется Тарловской Н.Ф. как побуждение детей к постановке игровых целей. Для этого предлагается вначале использовать игры, где игровые действия воспитателя направлены на детей, затем игровые действия детей направлены на воспитателя, потом на игрушки. Далее автор предлагает формировать у детей умение принимать на себя  роли последовательно.

Т.М. Бабунова создала методическое пособие по организации игровой деятельности в ДОУ, обобщив позиции многих специалистов по данной проблеме. Позиция воспитателя при руководстве игрой, по мнению Т.М. Бабуновой, включает коммуникативные умения. Взрослый может быть  инициатором, организатором игры.

Для детей 3-4-го года жизни методист предлагает следующие приемы руководства:

  1. обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности;
  2. исполнение воспитателем главной роли;
  3. организация игр по сюжету, разработанному воспитателем;
  4. внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
  5. сюрпризное появление игрушки;
  6. создание воображаемой ситуации;
  7. совет, напоминание;
  8. обновление игровых уголков;
  9. введение игрового тренинга, правил поведения;

10. разыгрывание воображаемой ситуации;

11. внесение образных игрушек.

 Таким образом, проанализировав теоретические основы современной педагогики развития игры дошкольников, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников, можно сделать следующие выводы:

во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений;

во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, совместно  с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной социальной роли;

в-третьих,   именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль представляется наиболее сложной из педагогических проблем на сегодняшнем этапе, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.

И, наконец, в-четвертых, освоение детьми младшего дошкольного возраста различных социальных ролей в сюжетно-ролевых играх во многом облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене школы.

Содержательно-методические основы проблемы

Из анализа методической литературы, технологий разных авторов по игровой деятельности, можно отобрать и систематизировать основные методы и приемы организации и поддержки сюжетно-ролевой игры младших дошкольников.

В составлении перечня методов и приемов, способствующих развитию сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста, ипользованы рекомендациями Михайленко Н.Я., Тарловской Н.Ф., Бабуновой Т.М., Турченко В.И. и др. авторов.

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста.

Методы и приемы, способствующие  обогащению содержания игры.

  • Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова);
  • Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет ведущую роль (Н.Я. Михайленко);
  • Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова);
  •  Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская);
  • Прием ролевой игры с продолжением (Н. Палагина);
  • Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение  в игре новых сторон жизни (Новоселова С.Л.);
  • Игра в телефон (Н. Палагина);
  • Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни детей в детском саду;
  • Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимотношений.

  • Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») (Н.Ф. Тарловская);
  • Участие воспитателя в игре (главная роль) (Михайленко Н.Я.);
  • Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера» (Михайленко Н.Я.);
  • Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
  • Создание разновозрастных игровых триад (В.И.  Турченко).

Косвенные приемы руководства

  • Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей) (Т.М. Бабунова);
  • Изменение игровой среды (С. Новоселова);
  • Наблюдение, экскурсия;
  • Создание воображаемой ситуации (Т.М. Бабунова);
  • Объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».

Рекомендации педагогам по организации игровой деятельности малышей:

  1. Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры детей, другими видами деятельности        .
  2. Моделировать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, их интересы, половые различия. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры располагаем в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке,  детям предоставляется возможность создавать игровую среду самостоятельно.
  3. Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
  4. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку играть самостоятельно, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
  5. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
  6. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности детей.

Тема 4. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в области организации игровой деятельности детей.

В современном дошкольном образовании на первое место стали выступают такие содержательные аспекты подготовки и повышения квалификации дошкольного педагога, как его умение и готовность к формированию и развитию ребенка в «специфически детских» (А. В. Запорожец) видах деятельности, к сопровождению игрового взаимодействия с детьми с учетом изменений игровой субкультуры; освоение воспитателем опыта игровой культуры в целом.

В связи с этим существенно изменилась роль воспитателя в руководстве игровой деятельностью детей. От пассивно- наблюдательной функции она перешла к тактическому руководству развитием игр и формированием в их процессе нравственных качеств и интеллектуальных навыков детей. Необходимо заметить, что вмешательство в детскую игру предполагает наличие у педагога необходимых знаний и умений, а также авторитета, уважения и доверия у детей. В противном случае произойдёт отрицательный эффект.

Чувства и мышление у детей в дошкольном возрасте развиваются непосредственно в игре, игра создаёт зону ближайшего развития ребёнка, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Однако никогда не надо принуждать детей к игре. Игра будет успешной только тогда, когда у ребёнка возникнет к ней желание. «Надо организовать это желание, пробудить его, создать условия для его возникновения». Поэтому одним из главных условий формирования игры является позиция воспитателя, его развитая игровая компетентность, которая невозможна прежде всего без креативности и развитого воображения. Умение придумать сюжет, по-новому увидеть привычную ситуацию, придать новое значение знакомым предметам, преодолеть сложившиеся стереотипы являются неотъемлемой частью в развитии данной области. Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заражать детей своей эмоцией. Для этого нужны специфические личные качества: открытость, артистичность, эмоциональная выразительность и, что особенно важно–серьезное отношение к игровой ситуации. Играющий верит в созданную им ситуацию и живет в ней. Так как игровая деятельность детей основана на знаниях, умениях и навыках, приобретенных ими в прошлом, воспитателю важно постараться увидеть мир глазами ребенка, понять, что он знает, и в соответствии с этим побуждать ребёнка через игру преодолевать свою неосведомлённость или неумение. «От взрослых требуется такое поведение, которое помогает детям почувствовать себя осведомлёнными и уверенными в своей способности преодолевать трудности».

Для того чтобы процесс осведомленности и познания не стоял на месте, от воспитателя необходимо уметь наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности детей, и в соответствии с этим уровнем планировать приемы, направленные на ее развитие.

Игра возникает в том случае, когда у ребёнка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких ярких положительных представлений и эмоций. С целью разнообразия сюжета детских игр необходимо обращать внимание детей на различные впечатляющие стороны жизни детей. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на её осуществление. Темы игры, предложенная взрослыми, оставляет детей равнодушными, если она не связана с их интересами. Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость от игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество. Игрой нельзя управлять директивно, давая указания и контролируя действия детей. Здесь важно быть непосредственным участником действия, удерживая в то же время общий план и замысел. Самый важный и тонкий момент при руководстве игрой – это соблюдение меры собственной активности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением. Поддержка игры предполагает косвенное, не директивное руководство. Здесь недопустимы как авторитарная позиция взрослого, так и его полное устранение от игры детей. От воспитателя требуется умение вовлекать в игру детей с низким социометрическим статусом, предлагая им яркие игровые роли, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей. И конечно, для воспитателя важно знание разнообразных игр – фольклорных, народных и современных. Такие игры представляют особый пласт культуры, адресованный детям и несущий в себе серьезный развивающий потенциал. Посредником в передаче этой культуры детям должен выступить, прежде всего, воспитатель. Для закрепления положительных моментов, для более глубокого понимания и усвоения каких- либо качеств, действий, приобретённых во время игры, взрослый должен учить детей обсуждать игру и оценивать ее.

Таким образом, все перечисленные выше качества и способности должны стать необходимой составляющей игровой компетенции воспитателя, поскольку они лежат в основе игровой компетентности. Без игровой компетентности воспитателя невозможна развитая игра детей.

Просмотр презентации. Педагоги сидят в кругу и  

слушают доклад  Коваленко О. А. и Насоновой Е В.  задают вопросы после выступления.

  1. ФФизминутка

«Квик – настройка» воспитателей на творческую работу:

1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.

2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.

3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.

4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает.

5. Трудности закаляют на пути к счастью

  • ССоздание положительного рабочего настроения.
  • ССоздание комфортной атмосферы для всех участников.

  1. ППрактикум

Давайте разделимся на две группы.

 Задание 1:Разминка (по 1 вопросу каждой команде)

Что является структурным компонентом игры? …. (сюжет, содержание, роль)

 Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)


Задание: 2. Составьте перечень оборудования для вашей любимой сюжетно- ролевой игры.

Задание 3

Командам выдаются листок и ручка. Необходимо за ограниченное время перечислить как можно больше сюжетно-ролевых игр. Побеждает команда, перечислившая наибольшее количество.

Задание 4 Черный ящик: (задание каждой команде)

Против знатоков играет медсестра Любовь Михайловна

Внимание! Вопрос!

Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры.

Правильный ответ: (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)

Против знатоков играет родительница МДОУ:  Камолова Александра

Внимание, вопрос!

Сколько игрушек должно быть у ребенка?

Правильный ответ:  (лучше, если у ребенка будет немного игрушек, но относиться он будет к ним с любовью)

Против знатоков играет старший воспитатель ДОУ :Вера Владимировна

Внимание вопрос!

Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру

Правильный ответ: (оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)

Педагоги работают в группах.

  1. РРефлексия

А теперь уважаемые коллеги давайте подведем итог нашей встречи

Командам по очереди предлагается продолжить свой вариант фраз: 
- «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….» 
-«Я думаю, что в игре каждый ребёнок….» 

Всем спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Педагоги отвечают на вопросы, делятся своим мнением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум на тему: «Роль образовательного учреждения в сохранении физического здоровья детей дошкольного возраста»

Цель: Ознакомление педагогов с современными идеями обеспечения физического развития детей дошкольного возраста.Задачи: Совершенствование и обогащение знаний и умений педагогов о современных техно...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Физкультминутки – как средство развития речи детей дошкольного возраста».

laquo;Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »В....

Семинар-практикум для педагогов по теме "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «СИСТЕМА КЛУБНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА И ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Клубная работа может являться средством  выявления и развития творчества и одаренности детей дошкольного возраста...

Семинар – практикум для воспитателей «Использование техники «Кинусайга» в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста».

laquo;Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-то новое». Л.С.В...

Семинар-практикум для воспитателей: «Развитие фонематического слуха и речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Подготовила:  учитель-логопедЧичваркина Л.Э.МБДОУ «Детский сад «Снежинка»г.Гагарин, 2019 г....