Формирование ценностных ориентаций в поведении и деятельности в процессе общения с взрослыми и сверстниками у детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)
Формирование социально-нравственных ориентаций в поведении и деятельности в процессе общения со взрослыми и сверстниками у детей младшего дошкольного возраста.
Чтобы сформировать первоначальный социально-нравственный опыт, необходимо обогатить жизнь детей разнообразными впечатлениями, событиями; наполнить её наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими формами, видами и способами деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornik.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья в сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы эффективного внедрения ФГОС»
Формирование ценностных ориентаций в поведении и деятельности в процессе общения с взрослыми и сверстниками у детей младшего дошкольного возраста
Автор: воспитатель МАДОУ ЦРР №16 «Белочка»
г. Бердска Кирьянова Елена Валентиновна.
Дошкольное детство – период освоения детьми социально-нравственных норм и правил, принятых в обществе.
Как помочь детям сделать первые шаги в приобретении опыта для жизни в обществе? Особенно актуальной данная проблема становится в период нового набора детей в группу, когда детское сообщество только формируется.
Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что зачастую малыши проявляют недоверие к окружающим; их контакты со взрослыми и сверстниками отличаются непродолжительностью. Общее эмоциональное состояние детей часто бывает неустойчивым: спокойное - чередуется с плаксивостью, негативными проявлениями по отношению к другим людям.
Многим молодым родителям не хватает педагогического такта, знаний для конструктивного общения с малышом. Наряду с разумной родительской позицией, можно видеть излишнюю требовательность к ребёнку, а также - проявление гиперопеки.
Поскольку первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе; усвоение моральных норм поведения каждый ребёнок получает в семье, я решила активно привлекать родителей к участию в жизни группы, к решению насущных проблем воспитания и образования детей.
Целью моей работы стало формирование социально-нравственных ориентаций в поведении и деятельности в процессе общения со взрослыми и сверстниками у детей младшего дошкольного возраста.
Чтобы сформировать первоначальный социально-нравственный опыт, необходимо обогатить жизнь детей разнообразными впечатлениями, событиями; наполнить её наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими формами, видами и способами деятельности.
Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание.
Важнейшим условием полноценного развития детей является эмоционально-положительное, содержательное общение с окружающими людьми. Для обогащения представлений детей о взрослых и сверстниках я часто организую наблюдения: за детьми на соседнем участке, за прохожими, за деятельностью сотрудников детского сада. Мы выделяем особенности внешнего вида, сравниваем взрослого и ребёнка, находим сходства и различия. При наблюдении за деятельностью сотрудников детского сада (повара, медицинской сестры, дворника) мы определяем, что они делают, какие инструменты, оборудование используют, как, по-особому, они выглядят. Я постоянно подчёркиваю социальную значимость труда разных людей, воспитываю уважительное отношение к результатам их труда. Обращая внимание на эмоции людей, задаю вопросы по поводу того или иного эмоционального состояния человека. Побуждаю детей к проявлению сочувствия, оказанию элементарной помощи (пожалеть, утешить, угостить, пригласить в общую игру).
Бывает, что малыши иногда могут скучать о доме, близких людях, поэтому я предложила родителям оформить выставку семейных портретов в группе. Ласковые улыбки мам и пап с фотографий постоянно ободряют и поддерживают детей. Каждый ребёнок очень гордится портретом своей семьи, довольны и родители – наконец-то появился замечательный повод для семейного портрета; ведь как выяснилось, далеко не в каждой семье такой портрет уже был.
Дети внимательно рассматривают портреты, делятся впечатлениями, находят сходства между собой и родителями, проявляют высокую речевую активность. Я прошу родителей приносить на время в группу альбомы с детскими фотографиями. Ребята подолгу рассматривают изображения. Я акцентирую внимание детей на выражение лиц, называю части лица. Предлагаю для рассматривания картинки, изображающие ярко выражены эмоциональные состояния детей. Вместе с детьми мы называем эмоции: смеётся, радуется, плачет, огорчается, печалится и др.
Осенью, понимая, что каждая семья, возвращаясь из летнего отпуска, полна желанием поделиться впечатлениями, предлагаю устроить в группе традиционную выставку семейных фотогазет «Моё лето». Семьи с удовольствием участвуют в выставке. Каждый вечер в группе звучат рассказы, комментарии к фотографиям, шутки и смех. Такое общение очень сближает взрослых и детей. Мне приятно видеть проявление инициативы и творчества родителей. Многие газеты изготовлены с использованием современных информационных технологий, выглядят очень ярко и красочно. Изготавливая газету, родители, вместе с детьми, проживают приятные моменты воспоминаний, радуются каждой новой фотографии. Полученные знания о взрослых и сверстниках я закрепляю в разнообразных играх: дидактических, сюжетно-ролевых, хороводных, пальчиковых (например: «Этот пальчик дедушка…», «Этот пальчик хочет спать…» и др.).
Таким образом, в процессе разнообразной деятельности дети узнали особенности внешности, сходства и различия взрослых и детей; они поняли, что все люди – разные, но в каждом есть что-то замечательное. Дети познакомились с разнообразными эмоциональными состояниями человека; усвоили, что в семье все заботятся друг о друге, в группе дружно играют. У детей сложилось представление о том, какие поступки по отношению к сверстникам вызывают одобрение у взрослых.
Я часто создаю в группе проблемно-игровые ситуации гуманистического содержания: «Наш зайчик поранил ножку», «У Мишутки заболело горлышко», «Найдём друга котёнку», «Поможем зайке найти маму», «Построим ёжику тёплый домик» и др.
А также активно использую педагогические ситуации, которые возникают в группе сами по себе. При этом я стараюсь не пропускать ни одного случая негативных проявлений в поведении детей. Мы обсуждаем разные поступки, выясняем пути выхода из разнообразных ситуаций. Очень важна для каждого ребенка похвала. Я часто даю одобрительную оценку положительным поступкам детей: «Молодец, Саша, не только сам аккуратно сложил свои кубики, но ещё и Юре показал, как их нужно правильно складывать. Посмотрите, какой теперь порядок!» Иногда моя оценка носит проективный (предвосхищающий) характер: «Я знаю, что Маша всегда говорит «спасибо», когда выходит из-за стола». Я показываю детям образец положительного поведения; являюсь примером, демонстрируя доброжелательность и расположенность к людям. При подборе художественной литературы для чтения, рассматривания иллюстраций, мультфильмов для просмотра исключаю такие, где пропагандируется зло, агрессия, порождаются страхи. Выбираю произведения, которые учат добру, уважительному отношению к старшим, милосердию. С помощью родителей в группе создана библиотека сказок, современного иллюстративного материала, коллекция мультфильмов, снятых по мотивам известных народных сказок, а также - кукольный театр.
Родители охотно становятся персонажами кукольных представлений для своих детей. Репетиции, подбор декораций, изготовление костюмов для кукол проходят весело и увлекательно. Когда мамы выходят с куклами в руках на поклон к маленьким зрителям после окончания представления, сердца детей наполняются гордостью и любовью к своим близким.
В игровой деятельности для малышей характерно непродолжительное игровое взаимодействие со сверстниками, поэтому я часто выступаю в качестве игрового партнёра; демонстрирую сама, а затем побуждаю детей к воспроизведению определённых форм культурного общения. Входя в игровую ситуацию, дети проявляют инициативу, с интересом включаются в игровой диалог.
Освоению разных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками способствуют разнообразные, совместные с родителями, мероприятия: физкультурные досуги, развлечения, прогулки выходного дня, семейные праздники, выставки, конкурсы. Оказываясь в непривычной обстановке, дети сначала по побуждению взрослых, а затем самостоятельно начинают повторять положительные действия, эмоционально откликаясь на происходящие события. Участие в совместных играх даёт детям опыт быстрого преодоления возникающих негативных состояний. На общем эмоционально-положительном фоне дети начинают стремиться к положительной оценке окружающих и повторению одобренных действий. В непринуждённой, естественной обстановке дети упражняются в самостоятельном выполнении освоенных ранее правил.
Многолетний опыт работы с детьми и их родителями позволил мне выработать несколько правил, которым следую всегда:
- я всегда с уважением и пониманием отношусь к детям и их родителям;
- каждый ребёнок - уникальная личность, поэтому я ценю его индивидуальность; поддерживаю и развиваю её; в беседах с родителями, никогда не допускаю сравнения ребёнка с другими детьми;
- воспитываю в детях безграничное уважение к родителям;
- считаю важным учитывать в своей работе пожелания и предложения родителей;
- ценностно отношусь к тому, что создаётся детьми (рассказ, песенка, постройка, рисунок, лепка, что-то другое) и восхищаюсь вместе с родителями их инициативностью, самостоятельностью и творчеством.
В своей работе я активно взаимодействую с педагогами детского сада: музыкальным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, воспитателем по изобразительной деятельности. Они являются частыми гостями на родительских собраниях. Родителям очень нравится, когда на собрании мы вместе обсуждаем разные точки зрения на определённую тему, решаем педагогические задачи, проигрываем семейные ситуации в ролях, выполняем тренинговые игровые упражнения, задания, обращаемся к положительному опыту семейного воспитания. Побуждение к обмену опытом активизируют их потребность анализировать собственные удачи и просчёты. Иногда, в процессе общего разговора, папы и мамы бывают удивлены существующим различием во взглядах на воспитание ребёнка. Многие открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребёнка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребёнка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь.
Такое общение дает родителям возможность моделировать варианты поведения с детьми, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувства педагогического такта.
Анализируя данные диагностического обследования детей по итогам года, я с удовлетворением отмечаю устойчивую положительную динамику в овладении детьми ценностными ориентациями в поведении и деятельности.
- Дети проявляют активность в общении с окружающими;
- Они охотно включаются в совместную деятельность;
- Дети, по побуждению взрослых, а также самостоятельно, воспроизводят некоторые формы культурного поведения; понимают правила поведения в группе;
- Дети доброжелательно относятся к сверстникам; негативные проявления в поведении носят эпизодический характер;
- Дети правильно реагируют на ярко выраженные эмоциональные состояния близких. Спокойно играют вместе со сверстниками; вступают в игровое взаимодействие по поводу игрушек, игровых действий;
Результаты анкетирования родителей показали, что большинство родителей адекватно оценивают роль семьи в воспитании ребёнка. Они правильно определяют приоритеты в личностном развитии детей, высоко оценивают деятельность педагогического коллектива, высказывают рекомендации по её совершенствованию. Это говорит о педагогической компетентности и культуре родителей, что, несомненно, поможет им в дальнейшем воспитании детей.
Литература.
- Антонова Т.В. « Как помочь ребёнку войти в современный мир?» - Центр «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца Московский департамент образования; Москва 1995год.
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. «Взаимодействие педагогов дошкольных образовательных учреждения с семьями воспитанников» Новосибирск 2005г.
- Горшенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. «Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания»; « Панорама 2007г.»
- Логинова В.И., Бабаева Н.А., Ноткина Н.А. Программа развития и воспитания детей в детском саду « Детство»; Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
- Ривина Е.К. «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»; Мозаика-Синтез Москва 2008г.
- Социология семьи: Учебник // Под ред. Проф. А.И. Антонова. – М.: ИНФРА-М, 2005г.)
- Собкин В.С., Марич Е.М. «Ценностные ориентации родителей детей-дошкольников» // Вопросы психологии -№6 -2002г.
- Шнейдер Л.Б. « Основы семейной психологии» Учебное пособие Москва – Воронеж, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Степень новизны педагогического опыта заключается в разработке авторских планов и конспектов образовательной деятельности по развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками путём...
Проект "Люблю я взрослым помогать" (трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста)
Целью данного проекта является формирование положительного отношения к труду у детей младшего дошкольного возраста....
Непосредственно образовательная деятельность по воспитанию нравственного отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста "Друзья"
Формировать понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка. помочь понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость. продо...
Тезисы к выступлению в научно-практической конференции на тему "Проектирование как метод формирования ценностных ориентаций в поведении и деятельности старших дошкольников."
quot;Проектирование как метод формирования ценностных ориентаций в поведении и деятельности старших дошкольников."...
«Круг общения» на тему «Зимушка - зима» для детей младшего дошкольного возраста.
laquo;Круг общения» на тему «Зимушка - зима» для детей младшего дошкольного возраста....
«Круг общения» на тему «Я - человек» для детей младшего дошкольного возраста.
laquo;Круг общения» на тему «Я - человек» для детей младшего дошкольного возраста....
Формирование положительного отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста
Материал является обобщением инновационного опыта поформированию положительного отношения младших дошкольников к своим сверстникам в детском саду...