Тезисы к выступлению в научно-практической конференции на тему "Проектирование как метод формирования ценностных ориентаций в поведении и деятельности старших дошкольников."
материал
"Проектирование как метод формирования ценностных ориентаций в поведении и деятельности старших дошкольников."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_po_proektirovaniyu.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Белочка"
Тезисы к
выступлению в научно-практической конференции на тему
"Проектирование как метод формирования ценностных ориентаций в поведении и деятельности старших дошкольников."
Разработала и реализовала:
воспитатель
Кондрюкова Олеся Анатольевна
Бердск 2015г.
Проектирование как метод формирования ценностных ориентаций в поведении и деятельности старших дошкольников.
Согласно государственному стандарту дошкольного образования важным условием успешной реализации основной образовательной программы в детском саду является использование форм и методов работы, наиболее соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. Одним из таких эффективных методов является проектирование.
Основное предназначение проектирования - в предоставлении детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач в процессе разнообразных видов совместной и самостоятельной деятельности.
В соответствии со стандартом дошкольное образование видится, образно выражаясь, как "детство без границ", где ребёнок становится целевым и организационным центром образования, имеет право на индивидуальный образовательный маршрут и происходит его становление как значимого субъекта активного творческого действия.
Что такое субъективность личности дошкольника? Это наличие качеств, которые требуют от него волевых проявлений, инициативы, самостоятельности, ответственности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками, самоконтроля в общении, сохранения чувства самоуважения в случае неудачи в деятельности.
Многие учёные, например, Ксения Александровна Абульханова-Славская, Андрей Владимирович Брушлинский, Эди Викторовна Сайко, считают, что естественное развитие дошкольника идёт по пути наращивания субъектности и преодоления объектности, т.е. тотальной зависимости ребёнка от внешних условий. Я согласна с этим мнением. В то же время, как практик, вижу в этом проблему современного дошкольного образования. В чём суть этой проблемы?
Во-первых, согласно сложившимся стереотипам поведения зачастую педагоги относятся к ребёнку именно как к объекту педагогического воздействия, а не как к равному субъекту, партнеру в разных видах деятельности.
Кроме этого, современный дошкольник перенасыщен информацией. Телевидение, интернет, видео предоставляют в основном материал для пассивного восприятия, в результате чего у ребенка снижается собственная активность и деформируется сознание.
А также несмотря на то, что в детском саду широко используются разные виды игр, игровые формы организации занятий с детьми, возможности игры в широком смысле слова в современной ДОО ограничены. Это происходит ещё и потому, что некоторые педагогики уделяют недостаточное внимание игре. Считают, что вот играют себе дети, и пусть играют. А ведь это так важно, самому участвовать в игре в качестве партнера данной деятельности, обогащая содержание и способствуя её развитию.
Игра — это свободная активная деятельность, которая приносит ребёнку удовлетворение и удовольствие, дает возможность пробовать себя, проявлять инициативу, делать выбор и нести за него ответственность.
Поэтому создать условия и предпосылки для возникновения такой игры - важная педагогическая задача. Огромный потенциал для её решения я вижу в проектировании. Имея собственный опыт разработки и реализации проектов, анализируя их итоги, я пришла к определенным выводам:
1.У детей дошкольного возраста нет достаточного опыта поведения в разных жизненных ситуациях, они ещё недостаточно самостоятельны, поэтому роль взрослого, как координатора детской деятельности, велика.
2. именно в проектировании создаются благоприятные условия для развития игры, в которой дети освобождаются от условностей, в том числе - временных.
3. Совместное проживание детьми и взрослыми ситуации успеха в разных видах деятельности окрыляет детей, создавая мощную мотивацию для проявления ценностных ориентаций в их поведении и деятельности.
Таким образом, в ходе проектирования создаются педагогические условия для освоения ребенком позиции субъекта разных видов деятельности; формируется особое пространство детско-взрослого взаимодействия и взаимоотношений; взаимопонимания, ориентированного на индивидуальные особенности, интересы и потребности каждого ребёнка. А это особенно актуально в современный период развития дошкольного образования в нашей стране.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мыслительных процессов в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования моделирования при ознакомлении с природой
Натолкнуть ребёнка на поиск, дать работу детской мысли, воображению может только взрослый. Как говорил В.Сухомлинский, «…прежде чем давать знания, надо научить ребёнка думать, воспринимать, наблюдать»...
Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...
"Воспитание чувства патриотизма через вовлечение дошкольников в подвижные народные игры" (выступление на научно-практической конференции «Формирование гражданственности и патриотизма через познание многообразия мира»)
На современном этапе отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, так как за последнее время - время продолжительных кризисных явлений в социально-экономиче...
Выступления на научно-практических конференциях, педчтениях, семинарах, секциях, проведение открытых занятий, непосредственно образовательной деятельности, совместно игровой деятельности, мастер – классов и др.
№ГодОбобщение опыта1.2019г.АОУ РС (Я) ДПО ИРО и ПК им С.Н. Донского II обобщение опыта на республиканских проблемных курсах тема: «Шахматы для малышей» (Сертификат...
Формирование ценностных ориентаций в поведении и деятельности в процессе общения с взрослыми и сверстниками у детей младшего дошкольного возраста
Формирование социально-нравственных ориентаций в поведении и деятельности в процессе общения со взрослыми и сверстниками у детей младшего дошкольного возраста.Чтобы сформировать первоначальный социаль...
Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...