Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
опыты и эксперименты по развитию речи (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_bulanova.docx | 10.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение №3
«Детский сад комбинированного вида»
п.Тёсово-Нетыльский
ОПЫТ РАБОТЫ
Тема: «Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками у детей старшего дошкольного возраста»
Автор опыта: Буланова М.Н.
учитель-дефектолог
МАДОУ№3 «Детский сад
комбинированного вида»
п.Тёсово-Нетыльский
Тема педагогического опыта «Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками».
Степень новизны педагогического опыта заключается в разработке авторских планов и конспектов образовательной деятельности по развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками путём комбинации развивающих игр.
Цель педагогического опыта: формирование у дошкольников навыков общения со сверстниками и взрослыми в различных видах и формах детской деятельности
Задачи: Воспитывать у детей интерес к окружающим людям и потребность в общении;
Знакомить детей с речевыми средствами общения
Развить у детей умение «понимать себя « и быть в «мире с собой».
Повысить самооценку детей, их уверенность в себе.
Развить умение детей чувствовать и понимать другого человека.
Вырабатывать у детей положительные черты характера,
способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Способствовать развитию творческих способностей и индивидуальному самовыражению детей.
Способствовать сплочению детского коллектива через проведение различных видов и форм детской деятельности.
Созданная предметно-развивающая среда в группе позволяет активнее вступать в общение в игровой, речевой, конструктивной, игровой, трудовой, познавательной, музыкально-ритмической, театрализованной деятельности.
Оформила картотеку игр по развитию способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Подобрала иллюстративный материал для изучения эмоций и чувств, правил общения.
Использую методы и формы формирования навыков общения.
Ролевая гимнастика
Детский совет
Сюжетно-ролевые игры
Задушевные посиделки
Сочинение детьми творческих рассказов
Фотовыставки
Аутотренинг
Творческие выставки детей
Минутки уединения
Коллективные дела
Беседы разбор ситуаций
Театрализованные игры, игры драматизации
Совместные проекты
Копилка добрых дел
Краткое описание опыта: Исходя из результатов наблюдения за детьми, особое внимание решила уделить развитию таких качеств личности как сочувствие, отзывчивость, доброта, справедливость, умениям сообща играть, трудиться, договариваться и помогать друг другу, соблюдать правил общения со взрослыми окружающими людьми.
Для развития таких нравственных качеств, как справедливость, умение ограничить свои желания, адекватно оценивать свои поступки оформила уголок «Панорама добрых дел».
В театрализованной деятельности , трудовой деятельности , сюжетно-ролевых играх, конструктивных играх ребята учились играть, трудиться сообща. У детей развивалось умение договариваться, помогать друг другу.
В экспериментировании навыки общения развивались при умении анализировать наблюдаемый объект или явление, делать общий вывод.
Рассматривание дидактических карточек о правилах общения, чтение и обсуждение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей», «Вредные советы» Г.Остера, «Волшебное слово» В.Осеевой и другие способствовало обогащению знаний о понятий о правилах общения.
Дружеские взаимоотношения развивала также и при проведении праздников и развлечений. Большую радость ребята получили, когда пройдя по детскому саду наколядовали сладостей и угощений своими усилиями.
В межличностном общении друг с другом дети учились использовать речевые средства общения. В составлении рассказов, беседах учились выстраивать ролевой диалог: отвечать на вопросы, задавать вопросы, составлять рассказы. В подвижных играх, проведении физкультминуток, пальчиковых играх, разучивании стихотворений дети с удовольствием общаются друг с другом, используют формулы словесной вежливости: «Спасибо», «Пожалуйста», «Доброе утро» и т.д.
Проводила с детьми беседы и экскурсии по ознакомлению с историей и сотрудниками детского сада. В ходе экскурсии, этических бесед, наблюдений за работой взрослых и оказания помощи дворнику, помощнику воспитателя ребята учились уважать взрослых , ценить их труд и благодарить. Результатом явилась выставка детских работ «Наш детский сад».
Опыт общения со взрослыми людьми ребята приобретали и на экскурсиях в музей, магазин, на почту. Для этого разучивали правила общения, поведения в общественных местах.
Для реализации поставленных задач активизировала родителей. Для этого ознакомила их с изучаемой темой. Было проведено анкетирование «Родительские обязанности», «Нужны ли ребёнку друзья». Результаты показали, что родители осознают свои родительские обязанности, считают , что дружба - одно из главных средств при развитии коммуникативных способностей . Большой интерес вызвало у ребят и родителей участие в конкурсах «Мастерская Деда мороза», «Дары осени». В совместной деятельности дети и взрослые изготовили игрушки-самоделки, проявили творчество. Таким образом дети убедились, что общая коллективная деятельность сплачивает, приносит хорошие результаты, способствует формированию такого качества, как умение доводить начатое дело до конца.
Проводила с детьми беседы о семье, обязанностях членов семьи. Ребята учились составлять рассказы из опыта «Кем работает мой папа», «Кем работает моя мама», «Как я помогаю маме» и др. В рисовании и выставке детских работ на тему «Моя семья» ребята отразили любовь к своим близким, членам своей семьи. При составлении фотоальбома «Моя семья», «Моя родословная» расширили знания об истории и родословной семьи. Составили групповой семейный фотоальбом.
Таким образом, можно сделать вывод, что применяемые методы и формы формирования навыков общения достаточно эффективны.
В результате повторного наблюдения у детей расширилось представление о правилах согласованных действий и взаимоотношений;
правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим;
представление о семейных делах событиях жизни;
способны изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;
чувствовать и понимать другого человека;
выражать свои творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками как условие успешной социализации.
Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками...
Создание благоприятных условий для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в трудовой и игровой деятельности
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой отросл...
«Общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками у детей младшего и среднего дошкольного возраста на основе применения технологии коммуникативных игр»
Процесс социализации начинается у человека ещё в детстве и продолжается всю его жизнь....
"Музыкально-коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16307682","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 250px;"}}]]...
Опыт работы по теме «Культура общения и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Общение и взаимодействие ребёнка...
План работы по самообразованию Тема «Культура общения и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Повышение собственной профессиональной квалификации...
«Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в процессе игровой деятельности»
Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устан...