Сообщение из опыта работы «Реализация технологии «Утренний круг» в раннем возрасте»
методическая разработка
Сообщение из опыта работы «Реализация технологии «Утренний круг» в раннем возрасте»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utrenniy_krug.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Дмитрук Ирина Юрьевна,
воспитатель,
МБДОУ д/с №26, г. Зеленогорск Красноярский край
«Реализация технологии «Утренний круг» в раннем возрасте»
Деятельность педагога должна быть направлена на развитие инициативности и самостоятельности детей, через личностно-ориентированное взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, что подразумевает использование современных образовательных технологий и дидактических пособий.
Я, как воспитатель, понимаю, что центральной категорией деятельностного подхода в образовании, является категория деятельности, которая предполагает активное взаимодействие ребёнка с окружающей его действительностью, направленное на её познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей. Преобразуя действительность на доступном для него уровне, ребёнок проявляется как субъект не только определённой деятельности, но и собственного развития.
Организация образовательного процесса в современном детском саду строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми. Данный практический процесс направлен на активное формирование творческой личности ребёнка.
Инициатива стала самоцелью в образовании и деятельность педагога и в первую очередь должна быть направлена на поддержку инициативы ребёнка, так как творчество и стремление к продуктивной деятельности формируются до 8 - 9 лет.
Осуществляя воспитательно-образовательный процесс, во время различных видов совместной деятельности я не изменяю и не переделываю ребёнка, не учу его каким-то специальным поведенческим навыкам, а даю возможность решить проблемные ситуации в партнёрском взаимодействии со мной и сверстниками. Поэтому сам образовательный процесс выстраиваю таким образом, чтобы каждый ребёнок не просто осуществлял видимую сторону деятельности, её конкретные операции, но был при этом активно-положительно мотивирован на достижение цели, добивался ожидаемого результата.
Данная работа эффективно реализуется через взаимодействие всех участников образовательного процесса по технологии Л.В.Свирской «Утро радостных встреч». Работа по данной технологии осуществляется в рамках реализации программы «Вдохновение» на старшей группе детского сада.
Реализация технологии «Утро радостных встреч» (утренний круг) осуществляется в моей группе детского сада, как уникальная форма развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста.
Диапазон «полезных дел» для детей, предлагаемый утренним кругом, достаточно велик. Это традиционные для ребёнка дошкольного возраста
культурные практики:
- позитивное приветствие;
- каждый ребенок, по своему желанию, рассказывает новости о себе, семье, каком либо событии;
- ежедневно повторяется день недели, дата, время суток, время года;
- дети определяются с желанием быть или не быть дежурными по столовой, группе, природе;
- устный счет мальчиков, девочек, всех детей, пришедших в группу;
- прослушивание и обсуждении прочитанного;
- разгадывание загадок;
- выбор вида деятельности, после презентации центров для НОД воспитателем;
- совместное выявление потребности детей в обсуждении темы будущего проекта;
- планирование паутинки (сетки мероприятий) по пяти общеобразовательным областям, совместно с детьми и родителями;
- обсуждение результатов продуктивной деятельности – ребёнок рассказывает, чем занимался, какие трудности возникали в процессе, удалось или нет достичь цели, задуманного.
Остановимся на характерных чертах развития самостоятельности, и как способствует их формированию утренний круг:
а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий;
б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;
в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);
г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
д) умение переносить известные способы действия в новые условия.
Воспитание самостоятельности - неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и предполагающее формирование целеустремленности, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации. Существенную роль в процессе формирования самостоятельности играет способность ребёнка к анализу и самоанализу действий и отношений в совместных делах, умение соотносить свои возможности участия с возможностями товарища.
Высшей ступенью в развитии самостоятельности дошкольников является способность к самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности. В ней происходит дальнейшее совершенствование умений каждого и освоение новых умений и способов коллективного сотрудничества. Низкий уровень умений, слабая результативность действий не позволяют ребенку занять достойное место в коллективной деятельности, хорошо справиться с порученной ролью. Это снижает интерес к нему сверстников, мешает поверить в себя, тормозит стремление к самостоятельности. Поэтому развитие индивидуальной самостоятельности в разных видах деятельности, планомерное накопление опыта является предпосылкой развития самостоятельности в коллективных делах. Наличие у детей всех этих показателей позволяет им быстро самоутвердиться в общей деятельности, найти своё место и применить разумно свои способности.
Формирование самостоятельности и инициативы, умение ребёнка планировать свою деятельность и добиваться результата происходит не только во время совместной и самостоятельной деятельности в детском саду с педагогом и другими детьми, но и в первую очередь дома, во взаимодействии с самыми близкими и родными людьми. Несмотря на ряд специфических отличий семьи и детского сада, содержание основных культурных практик в идеальной образовательной модели должно реализоваться ими совместно. Этому способствует реализация проектной деятельности.
Родителей особо волнует вопрос готовности ребёнка к школьному обучению. Во время общения с родителями мною подчёркивается важность совместной домашней деятельности, так как ребёнок старшей группы уже выработал для себя определённую позицию по отношению к образовательной деятельности. Во время совместной деятельности в детском саду ребёнок может сосредоточиться и целенаправленно идёт к достижению поставленной в обучении цели, чему во многом способствует регулирующая роль педагога и коллективный характер взаимодействия. В семье мотивы «хочу» и «надо» вступают в противоречие и очень часто ребёнок легко отвлекается от своих намерений и не доводит задуманное до конца. Поэтому в семье в большинстве случаев ребёнок-дошкольник делает лишь то, что он хочет, то, что у него получается, не прилагая особых усилий в достижении результата. В результате этого, с поступлением в школу, именно подготовка домашних заданий становится одним из самых тяжёлых испытаний для родителей и часто приводит к появлению у ребёнка стойкого нежелания учиться. Возникновение у школьников негативного отношения к учёбе, как правило, связано с заблуждениями окружающих их взрослых, их недостаточным вниманием к организации образовательной деятельности детей, нежеланием понять причины зарождающихся у детей трудностей в обучении и своевременно приложить усилия для их профилактики и устранения.
На общих встречах, во время индивидуального общения я особо подчёркиваю, что в настоящее время у родителей есть прекрасная возможность повлиять на решение этой сложной задачи путём проведения систематической образовательной деятельности с детьми в семье по средствам проведения продуктивной деятельности. С родителями обсуждается необходимость выполнения заданий текущего проекта, как в последующем и приготовление уроков, то есть должен выработаться в семье подход, как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. Как правило, совместная деятельность заключается в изготовлении одной страницы общей книги, касаемо темы проекта.
Большинство родителей моей группы, отмечают, что дети любят совместные игры и занятия дома, часто инициатором выступает сам ребёнок. Есть дети, которые отказываются от совместной деятельности дома (взаимодействие происходит не систематично или выборочно с тем, что заинтересует ребёнка). Объясняю родителям, что систематическая работа по текущему проекту важна для формирования чувства ответственности. Ребёнок должен понимать, что он имеет дело с написанием страницы книги. Поэтому, если все дети будут дома выполнять задания, а затем приносить результаты своего труда в детский сад, то на следующий день вся группа сможет участвовать в одном общем деле: изготовлении книги.
Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей дошкольного возраста и вне непосредственного общения с взрослыми или сверстниками. Речь, в частности, идет о способности детей этого возраста в одиночку заниматься любимым делом. В этом возрасте важно обеспечить ребенка различными дидактическими развивающими играми. В этом вопросе нам очень помогают развивающие коробки «Мате плюс» и «Речь плюс». Все задания, игры, представленные в коробках, ребенок может делать самостоятельно. Всё систематизировано и разложено на специальном стеллаже, доступном для детей.
В коробках много дидактических игр, литературного материала о животном мире, много фотографий зверей и птиц, интересной информации о мире природы. В коробках предлагаются игры, в которых ребёнок имеет возможность думать, действовать, используя разные варианты решения поставленной проблемы. При этом авторы предлагают разную степень сложности. Генератор идей - ребёнок, взрослый - партнёр, с которым вместе можно реализовать задуманное. В процессе взрослый говорит о своих трудностях, как он преодолевает или не преодолевает их. Партнёрским взаимодействием взрослый невольно дополнительно мотивирует ребёнка на совместную и самостоятельную игровую и творческую деятельность, а также демонстрирует настойчивость в достижении цели, способность не огорчаться, а добиваться результата, используя разные варианты действий.
Самостоятельность формируется и как нравственно-волевое качество. В старшем дошкольном возрасте, она связана с воспитанием у детей способности, управлять своим поведением, проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и результата деятельности. Она предполагает умение руководствоваться в действиях нравственными представлениями о правилах поведения (не подавлять инициативу менее самостоятельных сверстников, учитывать их интересы, проявлять взаимопомощь, делиться с товарищами своими знаниями, научить тому, что умеешь сам). Задача родителей — придать поведению дошкольников нравственный характер и направленность.
Старших дошкольников начинает особенно интересовать личность другого человека. Дети стремятся вместе с взрослыми обсуждать достоинства и поступки друг друга, окружающих людей, оценивать их с точки зрения соответствия социальным нормам. В этих случаях самостоятельность ребенка приобретает нравственную направленность.
Технология группового сбора «Утро радостных встреч» позволяет ребёнку свободно выбирать деятельность, партнёров совместной деятельности; дети имеют возможность самостоятельно принимать решения. Изготовленные дома страницы книг, презентации, игровые атрибуты, атрибуты для театральной деятельности, дети приносят в детский сад. В соответствии с этим я совместно с детьми обсуждаю, как можно использовать новые игры и атрибуты в группе, определяем содержание совместной деятельности и каких результатов мы хотим достичь, оцениваем результаты. Взаимодействие происходит в сотрудничестве и сотворчестве, каждый высказывает своё мнение, участвует в общей деятельности. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Использование технологии группового сбора «Утро радостных встреч» приобретает особую значимость, ставя родителей и детей в ситуацию сотрудничества и необходимости работы в обстановке взаимопонимания. Поэтому, родителям очень важно понимать, что основная цель использования утреннего круга и проектной деятельности, заключается не в стремлении дать ребенку какие-либо факультативные знания, и не для того, чтобы переложить часть образовательной нагрузки на семью, а предложенная совместная деятельность с ребёнком преследует не практические цели (выполнить задание, как можно лучше), а психологические – наладить нормальное общение и добиться взаимопонимания и доверия ребёнка при выполнении общего дела. Из этого следует, что основной целью работы по технологии группового сбора «Утро радостных встреч»» является создание единого социокультурного образовательного пространства, в котором родители и воспитатели, взаимодействуя друг с другом, осуществляют развитие ребенка с учетом специфических форм каждого из этих важнейших образовательных институтов.
В работе по технологии группового сбора «Утро радостных встреч» воспитанникам обеспечена свобода планирования самостоятельной деятельности и свобода в самореализации, что позволяет формировать у ребёнка важные личностные черты – ответственность, самостоятельность, умение сотрудничать и т.д.
Совместная деятельность взрослых и детей, по данной технологии, приносит положительные результаты в социокультурном развитии детей, в формировании положительных личностных качеств, а также является положительным опытом партнерского взаимодействия всех участников образовательной деятельности с целью формирования детской инициативы и самостоятельности, а значит и дальнейшей позитивной социализации. Результатом использования в совместной и самостоятельной деятельности технологии группового сбора (утреннего круга) является то, что у детей возросла потребность в общении и совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, повысилась коммуникативная компетентность (умение устанавливать контакт, договариваться о взаимодействии, конструктивно разрешать проблемы), дети могут планировать свою деятельность, видеть и формулировать цель, подбирать необходимые средства для достижения цели, реализовывать задуманное и оценивать свою деятельность, свой вклад в общее дело. В самом начале использования данной технологии большинство детей были замкнутыми, не могли высказывать публично свои новости. Каждое утро я заполняю информационный лист, в котором фиксируются общие данные дня и записываются новости, которые говорят дети. По истечении двух совместных проектных работ стало видно, как улучшились высказывания детей, предложения стали логичными и последовательными. Некоторые дети готовят небольшие рассказы дома по теме проекта, и с удовольствием презентуют их на утреннем круге.
Ребята, которые раньше стеснялись, сейчас тоже берут в руки микрофон и озвучивают, то, что хотят сказать. Между детьми получается диалог. С начала использования данной технологии, дети стали терпимее, всё меньше и меньше перебивают друг друга, научились ждать своей очереди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы: "Развитие конструктивной деятельности у детей раннего возраста."
К 3-ем годам конструирование остаётся слитным с сюжетно-отобразительной игрой. Мотивом для создания проектных сооружений является сюжетные игры....
Сообщение из опыта работы "Педагогические технологии по поддержке индивидуальности и инициативы дошкольников в рамках реализации ФГОС".
Сообщение из опыта работы, из которого вы узнаете, что такое инициативность, какие сферы инициатив выделяют в педагогике и психологии, с помощью каких традиционных и не традиционных техник и технологи...
Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой"
представлен опыт педагогической деятельности по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе....
Сообщение из опыта работы « Использование фольклора в жизни детей раннего возраста»
Детский фольклор – это особенная область народного творчества. В течении многих веков прибаутки, присказки, пестушки, потешки, игровые и колыбельные песпенки, приговорки любовно мудро поуч...
СООБЩЕНИЕ из опыта работы на тему: « Использование кругов Луллия с детьми старшего дошкольного возраста»
Целью моей работы стал поиск новых инновационных технологий в работе с детьми. Учитывая приоритетное направление нашего детского сада мы задумались над тем, как обогат...
Сообщение из опыта работы: «Реализация технологии проектирования в практике детского сада» (на примере экологических проектов)
О творческо-познавательном проекте «Экологические сказки» расскажем подробнее. Разработчиками проекта стали музыкальные руководители Людмила Андреевна Иванова и Ирина Алексеевна Рябцева. Р...
Сообщение из опыта работы" Игровые технологии в экологическом воспитании детей раннего возраста"
В дошкольном детстве закладываются основы личности ребенка, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы н...