Сообщение из опыта работы" Игровые технологии в экологическом воспитании детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

         В дошкольном детстве закладываются основы личности ребенка, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами  встает задача формирования  основ экологической культуры. Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную группу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty_buslaeva.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

Тема: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей раннего возраста»

                                                                                          Воспитатель

                                                                                          Буслаева Л.В.

Февраль, 2022 г.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский 

         В дошкольном детстве закладываются основы личности ребенка, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами  встает задача формирования  основ экологической культуры. Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную группу.

Успех в экологическом воспитании малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

Задача педагога в работе с детьми раннего возраста – формирование первоначальных экологических представлений в природе, обогатить мир ребенка яркими впечатлениями от красоты природных явлений.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании раннего возраста являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.

Я ввожу игру как метод экологического воспитания. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новое в процессе игры. Ведь в раннем возрасте основной формой познания окружающего мира выступает игра. Именно игра является ведущим видом деятельности малыша. Играя, ребенок познает природу, учится любоваться ею, начинается процесс воспитания гуманных чувств детей. Поэтому, для педагога стоит задача отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Я даю возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать окружающую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Использую в работе магнитные доски и магниты в виде животных. Малыши очень любят играть в такие игры: «Кто что ест?», «Чья это тень?», «Найди животное», «Найди маму детеныша». А так же мы играем в игры на липучках:  «Посади цветок в горшок», «С какого дерева лист», «Кто спрятался», игры с прищепками: «Дополни картину», «Где мой дом», «Сними жучков», «Где, чей хвостик?».

Игра с пальчиками «В зоопарк мы ходили» очень нравится нашим детям, в ходе которой дети не только развивают мелкую моторику, но и узнают об особенностях и повадках зверей.  

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Я играю с детьми, учу их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения - ребенок учится играя.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Дети любят  играть в  такие дидактические игры, как: « Найди такую же форму и цвет», «Кто в домике живет?», «Найди, чем отличаются?», и другие. Это игры с использованием различных предметов природы («Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Посади рыбок в аквариумы»  (самый большой, поменьше, маленький» и т.д.), которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность. Проводятся они со всей группой детей и с ее частью.

Провожу игры  лото, домино, разрезные и парные картинки («Овощи и фрукты», «Животные и птицы», «Круглый год», «Садовод» и т.д.).

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются художественным словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним, формируя образ. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.

     Интересные результаты показала игра «Помоги малышу вернуться домой». Цель игры: развить знания детей о том, кто, где живет. Любопытным наблюдением было то, что многие ребята проявляли сочувствие и симпатию к попавшему в чужую среду малышу, переживали за его возвращение домой.  Так же мои малыши любят играть в игру  "Найди ошибку”, где я специально допускаю ошибку в своих действиях (к примеру, рисую  на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить. 

       Дети с удовольствием играют с сенсорными коробками,  например, «Поиск сокровищ».  Дети ищут  спрятанные драгоценности - настоящий рай для маленького кладоискателя.

Самый эффективный и доступный вид дидактической игры  в работе с детьми - это игры с природным материалом.  Их я провожу на улице и в группе. В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и тёплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и лёгкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого снега можно лепить.

Таким образом, использование игровых технологий в воспитании экологической культуры способствует получению у детей раннего возраста более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственный опыт отношения к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: "Развитие конструктивной деятельности у детей раннего возраста."

К 3-ем годам конструирование остаётся слитным с сюжетно-отобразительной игрой. Мотивом для создания проектных сооружений является сюжетные игры....

Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой"

представлен опыт педагогической деятельности по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе....

Экологическое воспитание детей раннего возраста. (Из опыта работы).

Много лет работая воспитателем в детском саду я воспитывала в детях любовь к природе ....

Сообщение из опыта работы « Использование фольклора в жизни детей раннего возраста»

Детский фольклор – это особенная область народного творчества.  В течении многих веков прибаутки, присказки, пестушки, потешки, игровые и колыбельные песпенки, приговорки любовно мудро поуч...

экологическое воспитание детей раннего возраста (из опыта работы)

экологическое воспитание детей раннего возраста (из опыта работы)...

Сообщение из опыта работы на тему «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность»

В данном сообщении автор делится опытом своей работы по созданию проекта "Зимующие птицы"...