Педагогический проект на тему: «Основные занятия русских людей»
проект (подготовительная группа)

Галкина Елена Михайловна

Цель проекта:                                                        

      Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры, традиции и обычаев.

Задачи проекта:

Образовательные:

-Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

- Познакомить детей с  народными традициями и основными занятиями русских людей.

    - Познакомить детей среднего дошкольного возраста с  культурой и историей (занятия, русские деревни и дома, традиционная кухня) своего народа;

-Познакомить с русским фольклором (русский народный костюм,  русские народные игры и праздники).

- Обобщить представление детей о декоративно-прикладном творчестве: с русским народным костюмом, элементами русского быта, изготовление оберегов, выпекания рождественских пряников;

     - Формировать представления о русском народе в целом;

     - Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

- Привлечь родителей к сотрудничеству по созданию предметно – развивающей среды.

Развивающие:

   - Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей.

- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Воспитательные:

   -Воспитывать элементы патриотического, исторического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к русскому народу его истории и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osnovnye_zanyatiya_russkih_lyudey.docx450.44 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»                                                                                                        

Педагогический проект на тему:

«Основные занятия русских людей»

                         Авторы проекта:      

                                                           воспитатели

средней  группы № 6 «Солнышко»

                                Галкина Елена Михайловна

     

г. Арзамас, 2021г.

Ведущая педагогическая идея:

                                          «Воспитание, лишенное народных корней - бессильно»

Р.К. Ушинский.

Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности:

-обучающий,

-информационный,

-творческий,

-исследовательский,

- игровой.

Продолжительность: долгосрочный (6 месяцев).

Участники проекта: дети средней группы МБДОУ №44, воспитатели группы, родители воспитанников.

Цель проекта:        

      Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры, традиции и обычаев.

Задачи проекта:

Образовательные:

-Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

- Познакомить детей с  народными традициями и основными занятиями русских людей.

    - Познакомить детей среднего дошкольного возраста с  культурой и историей (занятия, русские деревни и дома, традиционная кухня) своего народа;

-Познакомить с русским фольклором (русский народный костюм,  русские народные игры и праздники).

- Обобщить представление детей о декоративно-прикладном творчестве: с русским народным костюмом, элементами русского быта, изготовление оберегов, выпекания рождественских пряников;

     - Формировать представления о русском народе в целом;

     - Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

- Привлечь родителей к сотрудничеству по созданию предметно – развивающей среды.

Развивающие:

   - Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей.

- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Воспитательные:

   -Воспитывать элементы патриотического, исторического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к русскому народу его истории и культуре.

Содержание проекта.

  1. Актуальность проекта:

Мы не зря взяли эту тему, ведь сегодня наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов, и каждый из нас осознает потребность возрождения традиций нашего народа. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения  остаётся актуальной проблемой. Наше подрастающее поколение должно знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, научиться осознавать и понимать её, любить свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой.

Наши дети должны знать историю русского народа, культуру, традиции и обычаи. Перед нами стоит задача  дать не только знания о русском народе, привить любовь к нашей Родине, родному краю, но и воспитывать уважение к другим народам.

Вот почему важно именно сейчас в дошкольном возрасте ребенка включать  вопросы духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю, разнообразные виды художественной творческой деятельности, что способствует развитию детей в различных видах деятельности.    Потешки, сказки, прибаутки, колыбельные - в них заложена сама жизнь, они поучительны своей  непосредственностью. Ведь это кладезь старины.  Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. Произведения устного народного творчества веками отбирались и отшлифовывались. С фольклорными произведениями мы и будем знакомить детей.

В своей работе с детьми дошкольного возраста  убедились, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа.  Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Особенно активен и заинтересован ребенок будет, если изучать историю, традиции, обычаи и культуру он будет вместе с родителями. Которые в свою очередь должны быть активными помощниками и наставниками для своих детей на протяжении всего проекта.

 2. Проблема:

   Незнание детьми истории, культуры, традиций и обычаев русского народа.

 Родители не рассказывают и не передают историю русского народа и основные занятия русского народа.

3. Принципы обучения.

-принцип активности и сознательности, требующий активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания;

-принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности;

-принцип систематичности и последовательности - это развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

-принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

-принцип естественной ориентира на человеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, эмоционально открытого)

4. Гипотеза проекта: 

Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной  деятельности (по познанию истории и культуры русского народа), при постоянном сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к своей Родине. Будут чтить, и знать историю, культуру, традиции и обычаи своей страны.

5. Основные методы, приемы.

Наглядные материалы: плакаты, иллюстрации; информация из интернета, литература. Чтобы помочь ребенку сориентироваться в огромном потоке информации, использую в своей работе средства ИКТ (проектор, экран) так как они позволяют воспитателю значительно расширить возможности предъявления разного рода информации. Сбор информации с непосредственным участием родителей и воспитанников.

Методы и приемы:

  • метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т.д.)
  • словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
  • практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)
  • проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
  • сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка, родителя и ребенка в едином творческом процессе).
  • Метод беседы:
    Что знаем? 
    Русский народ.
    Что хотим узнать?
    Историю, культуру русского народа.
    Прикоснуться и окунуться в традиции и обычаи русского народа.
    Где и как найдем ответы на вопросы?
    Будем спрашивать у взрослых.
    Будем рассматривать фотографии, читать литературу.

6. Форма взаимодействия с родителями.

1. Беседа: «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с историей, культурой, традиции и обычаи русского народа»;
2.Памятка для родителей «Как зарождалась Русь».
3. Выставка совместного творчества родителей и детей «Русское декоративно - прикладное искусство».

4.Оформление альбома «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи».

5. Русские народные праздники: «Осенние посиделки», «Рождественские колядки».


Подготовительный этап.

  • Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
  • Приготовить наглядные и демонстрационные материалы.
  • Информирование родителей о теме данного проекта.

Практический этап

Исходя из задач проекта, наметились следующие формы работы:

Перспективное планирование проектной деятельности:

Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми

Взаимодействие с родителями, другими специалистами ДОУ

Через зрительный канал восприятия

Просмотр электронной презентации:

  • « Как зарождалась Русь»,
  •  «История русского платка»,
  • «Городецкая роспись,  
  • «Дымковская игрушка»;

Просмотр мультфильмов 

о русских традициях для детей.

Просмотр родителями с детьми мультфильмов

(на выбор)

  • "Снегурочка" (1952г.) сказка.
  • "Ивашка и Баба-Яга". СССР: Союзмультфильм (1938).
  • "Дудочка и кувшинчик"  Союзмультфильм,
  • "Молодильные яблоки" Союзмультфильм.
  • «Три мешка храбрости» Союзмультфильм.

Через чтение художественной литературы.

 Фольклор

 (устное народное творчество)

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение с детьми произведений о русском народе:

  •  знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);
  •  чтение русских народных сказок: «Гуси - лебеди»; «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», 
  •  чтение рассказов Валерия Кострючина из книги «Небесные колокольчики «Зернышки»; «Христос и дети»; «Материнская любовь»; «Любовь к людям прогоняет скуку»; «Пасхальный звон колоколов».
  • чтение коренные народы Ленинградской области О.И. Конькова, Санкт-Петербург 2014год.
  • Беседы и рассказы  о русском народе.

Чтение родителей с детьми произведений (на выбор)

 Русская народная игрушка.

  • Б. Житков «Что я видел».
  • С Маршак «Мяч»
  • А. Барто «Веревочка», «Игрушки».
  • В. Катаев «Цветик – семицветик»
  • Е. Серова «Нехорошая история».
  • М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
  • Ю. Круторогов «дождь из семян».
  • М. Глинская «Хлеб»

Наша Родина Россия. Москва – столица России.

  • А. Прокофьев «Родина».
  • З. Александрова «Родина».
  • М.Ю. Лермонтов «Родина»
  • С.Баруздин «За Родину».
  • Учим с детьми стихи о Родине русского народа.

Детское декоративно-прикладное искусство.

  • Аппликация 
  • «Матрешка»,
  •  «Петрушка на елке».
  • Лепка
  • «Дымковские игрушки- Олешко»

Родителями выполняется совместная работа Изготовлению лепбука «Матрешка».

Наша художественная мастерская

  •  Рисование на темы:
  • «Городецкая  роспись разделочной доски»;
  •  «Роспись Гжельской посуды, мебели»;
  • «Роспись дымковских игрушек».

Родителями выполняется совместная работа с детьми по художественному искусству «Русский народный костюм» (рисунки, аппликации, раскраски).

 Народные подвижные физкультминутки, дыхательная, пальчиковая гимнастика, игры, сказки.

Физкультминутка

  • «За землю русскую»,
  • «Каштаны»
  • «Я, младешенька, Буренушку пасу»

Подвижные игры:

  • «Сиди, сиди Яша»,
  • «Шатер»,
  • «Гуси - лебеди»,
  • «Горелки»,
  • «Пятнашки» 

Игры-драматизации по русским народным сказкам

  • «Теремок»,
  • «Колобок».

Дыхательная гимнастика

  • «После дождя»,
  • «Птенчик».

Пальчиковая гимнастика.   

  • «Вышел дождик на прогулку»,
  • «Корзина с овощами»,
  • «Аленка-маленка»

    Играем вместе с родителями.

  • «Ветер и листья»,
  • «За грибами»,
  • «Игра в стадо»,
  • «В лесу»,
  • «Гуси-гуси га, га, га.»

Русская игротека Народные игрушки.

   Дидактические игры:

  • «Чей костюм»,
  • «Укрась кокошник»,
  • «Составь узор», 
  • «Угадай роспись».

Деревянные игрушки:

  • Матрешки,
  • Лошадка-качалка

            Поиск вместе с родителями материал для музея:

 "Русский народ - история, культура, традиции и обычаи».

 Изготовление деревянных игрушек.

 Дидактические игры дл детей.

Музыкальный фольклор.

Русская народная музыка.

Известные песни (советских лет)

 Прослушивание и изучение русских народных песен разных жанров:

  • Былины,
  • Хороводные,
  • Плясовые,
  • Частушки,
  • Игровые,
  • Песни о природе и родном крае.

 На музыкальных праздниках   прослушать стихи и песни, потешки, русские народные игры.

  Изготовление  национальной русской одежды для девочек и мальчиков.

Совместные мероприятие с родителями и воспитанниками.

   Мастер – класс «Крупеничка» - изготовление оберега, (русский обычай) для достатка, богатства в доме.

     Кулинарный мастер-класс по изготовлению рождественских пряников.

    Музыкальные  русские народные праздники «Осенние посиделки», «Рождественские колядки».

Совместное создание музея «Все о Русском народе»

-декоративно-прикладное творчество (вязаные салфетки, пасхальное яйцо из папье-маше, дымковские игрушки, предметы из соломы,  мини-изба с деревянной мебелью, глиняной посудой, вязаными дорожками и т.д.).

-литература о родине русских России, природа России, животный мир, раскраски, все о народном костюме.

-деревянные игрушки (матрешки, лошадка-качалка)

Итоговое мероприятие проекта

Создание альбома «Русский народ – история, культура, традиции и обычаи».

    Презентация на тематическом родительском собрании «Как зарождалась Русь»

Предполагаемые итоги реализации проекта.

  - Расширились и углубились знания и представления  детей о русском народе.

  -  Познакомились с историей русского народа, фольклором музыкальным, фольклором в устном народном творчестве,  декоративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, народными праздниками.  Дети и родители испытывали гордость и проявляли интерес на протяжении всего проекта.

- Сформировано уважительное отношение к русскому народу и народу населяющую Россию, к их культуре, традициям и обычаям.

- Привлечение, интерес, участие, вовлеченность родителей и детей  в образовательный процесс.

-  Выставка работ (рисунки, аппликации, музей, альбом, книжки-малышки)

Список литературы

  • Под редакцией Т.С. Комаровой  «Народное искусство детям». Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016.
  • Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
  • Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
  • Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
  • Российская академия наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Центр коренных народов Ленинградской области. О.И. Конькова, Л.С. Лавреньтьева, Л.А. Сакса «коренные народы Ленинградской области» справочно иформационное издание для детей Санкт-Петербург 2014год.
  • «Наша родина-Россия» Москва РОСМЭН 2016,
  • «Природа России»  Москва РОСМЭН 2016,
  • Из «Сказаний русского народа», собранных И.П.Сахаровым «Народные праздники и обычаи». Москва «Дружба народов» 1991г.

Образовательная деятельность в средней группе

по теме недели «Приобщение к народным истокам» (Народные игрушки)»,

Аппликация. Тема: «Русская матрёшка»

Задачи: Познакомить детей с предметом  народно – прикладного искусства – матрёшкой. Вызвать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить сарафан матрешки узором, используя геометрические фигуры (круг, овал); развивать умение работать аккуратно; приобщать детей к русской национальной культуре, народному творчеству. Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой народ. Формирование элементарных математических представлений

Развивающее упражнение  «Матрешки водят хоровод» Цель: Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной высоты, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или возрастания высоты.

Музыкально-художественная деятельность

«Танец с платочками», рус. нар. мелодия Цель: Совершенствовать танцевальные движения - кружение по одному, закрепить умение ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши

Оборудование : Иллюстрации матрешек, русско – народная мелодия, шоблоны матрешек для аппликации, геометрические фигуры, клей, кисточки, салфетки, клееночки, платочки, матрешки разных видов.

Ход ОД

I. Сегодня нас ждёт встреча с игрушкой. Игрушка эта не простая: она известна по всему миру. Правда, перевод слова – названия этой игрушки, нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. Например, в Германии её называют по-разному: "Бабушки", "Мамочки" или даже "Тетя Оля".

А вот на Руси про эту игрушку придумали загадку:

Так похожи друг на дружку

Деревянные подружки.

Много их или немножко,

Но зовут их всех… (МАТРЁШКИ)

II. Выставка матрёшек.

Воспитатель:

Вот они матрёшеньки,

Все они милёшеньки…

Все с аленькими щёчками

Под пёстрыми платочками

Нарядные, пригожие, чуть на вас похожие…

- Ребята, давайте рассмотрим матрешку.

Оказывается в истинно народных промыслах можно выделить несколько основных стилей росписи и изготовления матрешек:

• Семеновский (г. Семеново) (рис. 1)

• Вятский (г. Вятка) (рис. 2)

• Мериновский (с. Мериново

• Загорский (Сергиев – Посад - г. Загорск) (рис. 3)

• Полоховский (с. Полоховский Майдан) (рис. 4)

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4

III. История создания матрёшки.

Воспитатель: Но откуда взялось это имя - матрёшка(высказывания детей)

- Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня, Матрёшенька; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater - мать, а третьи считают, что название "матрёшка" связано с именем индуистской богини-матери Матри…

- Ну, а самое главное - эта кукла с секретом:

Это сон иль наяву - не могу понять совсем.

Здесь была одна матрёшка, а теперь их стало семь.

Семь кукол деревянных, разноцветных и румяных,

На столе у нас живут, всех матрёшками зовут.

Поиграли, порезвились и в одну все уместились!

- Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской, по образцу, привезенному из Японии.

Развивающее упражнение  «Матрешки водят хоровод» 

А может посчитаем сколько  маленьких матрешек в каждой большой, расставим их по порядку

- А что бы наши матрешки получились, красивыми, как у народных мастеров, мы с вами сами станем матрешками

Музыкально-художественная деятельность

«Танец с платочками», рус. нар. мелодия – выполнение ритмичных движений под музыку

IV. Изготовление аппликации.

- Какие матрёшки Вам больше всего понравились? Почему?

- А хотелось бы вам вместе с друзьями создать свою матрёшку? Такая матрёшка будет называться авторской. Как вы думаете почему?

- Работать мы будем в технике “аппликация”.

-Но сначала мы поиграем:

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки,

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Созываем детвору!

Предлагаем вам игру:

Инструменты Вы возьмите

И матрёшку оживите!

Аппликация на тему: « Петрушка на елке»

Программное содержание:

Продолжать учить детей пользоваться шаблонами,

Учить путем аппликации создавать образ веселого человечка – Петрушки.

Совершенствовать навыки работы с ножницами.

Уметь подбирать гармонично сочетающиеся цвета.

Воспитывать аккуратность в работе.

Воспитывать дружеские взаимоотношения

Оборудование: лист бумаги или картона (форматом А4) на каждого ребенка, кисточки, клей, салфетки, клеенки, шаблоны, цветная бумага, простые карандаши, подставки под кисточки, тарелочки для обрезков бумаги, образец, магнитофон, аудиозапись   песни «Настоящий друг» (слова  М. Пляцковского, музыка  Б. Савельева)

Методические приемы: рассказывание сказки воспитателем   во время занятия, рассматривание образца, вопросы воспитателя, пояснение, индивидуальная работа по ходу занятия, анализ готовых работ в игровой форме, музыкальное сопровождение во время занятия.

Словарь: клоун, забавный, озорной, смешной, весельчак, Петрушка.

                                   

Ход занятия

Воспитатель  (читает стихотворение):

 Чтобы сказки не обидеть –

 Надо их почаще видеть.

 Их читать и рисовать,

 Их любить и в них играть!

 Сказки всех отучат злиться,

 А научат веселиться.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно:

- Жил-был в сказочном городе веселый человечек – Петрушка. (Показывает картинку с изображением веселого Петрушки).

Воспитатель: Как мы можем сказать про Петрушку, какой он? (весёлый, счастливый, радостный, озорной).

Веселился он с утра до вечера: показывал фокусы, бегал, прыгал, кувыркался. Веселился он день, другой, а на третий день стало ему так грустно, что он сел и  заплакал: «Нет у меня друзей, никто не видит моих замечательных фокусов, а одному так скучно». (Показывает картинку с изображением грустного Петрушки).

- Какой стал Петрушка? (грустный, печальный, невеселый, одинокий).

- Ребята, что же делать? Как помочь Петрушке? Может, вы подскажете?

Дети: Можно сделать друзей, чтобы Петрушке не было скучно. Пусть они подружатся, ведь когда у тебя есть друзья, то и скучать некогда.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я согласна с вами. Ведь когда у нас много друзей,

то и время летит незаметно! Друзья помогут, если тебе трудно, развеселят, если стало грустно!

      Дети рассматривают образец, отмечают, из каких деталей выполнен Петрушка, какой они формы и  размера.

- Ребята, давайте перед работой немного поиграем!

Физкультминутка

В круг Петрушки дружно встали,

(имитируют действия)

Будут весело играть.

Погремушки в руки взяли,

Стали весело плясать.

(выполняют подскоки на месте)

Динь - дон, динь – дон

 (кивают головами)

Так они играют.

Динь - дон, динь – дон

Головками кивают.

Приседают и встают,

 (приседают и встают)

И совсем не устают.

А устанут ножки  

 (садятся на пол)

Сядем дружно, отдохнём.

Посидим совсем немножко.

 (встают, танцуют)

И опять плясать начнём.

   Перед работой ещё раз напомнить детям, как нужно пользоваться шаблонами, как аккуратно пользоваться клеем.  Вместе с детьми повторить порядок наклеивания деталей,  повторить правила безопасного использования ножниц:

Правила работы с ножницами:

Ножницы — это не игрушка. Ножницы — это инструмент. Они острые и опасные. Если неправильно ими пользоваться, можно пораниться;

ножницами нельзя: играть, махать, бросать, подносить к лицу, брать без разрешения, ходить с ними, а тем более бегать;

нельзя  оставлять ножницы раскрытыми;

не подходить  к товарищу во  время работы;

с ножницами нужно работать, сидя за столом;

класть  ножницы кольцами к себе;

следить за движением лезвий во время резания;

передавать ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия;

после работы класть ножницы на свое место, чтобы точно знать, где их можно взять в следующий раз; использовать ножницы по назначению.

  Во время самостоятельной работы детей, звучит запись песни «Настоящий друг» 

   В конце занятия подводится итог в игровой форме.

Лепка  «Дымковские игрушки- Олешко»

Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
-Познакомить с историей Дымковской игрушки. 
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами. 
-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши. 
План занятия:
- 1. Организационный момент 
2. Теоретическая часть. Вводная беседа об истории и процессе создания с демонстрацией дымковских игрушек, картин, презентаций.Объяснение последовательности росписи.
3. Заключительная часть.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны? 
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого? 
Чем знаменито Дымково? 
Игрушкою своей. 
В ней нету цвета дымного, 
А есть любовь людей. 
В ней что-то есть от радуги, 
От капелек росы. 
В ней что-то есть от радости, 
Гремящей, как басы. 
(В.Феофанов) 
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно ,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки, давайте посмотрим?

Рисование на темы: «Городецкая  роспись разделочной доски»

Задачи:

- Формировать у детей  умения расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять элементы росписи, их композиционное расположение, колорит.

- Развивать чувство ритма, цвета, композиции, развивать умения детей в смешивании цвета.

- Воспитывать интерес к изделиям городецких мастеров, желание создавать красивый узор.

Материалы:

Для воспитателя – 2 образца узора (розовый и голубой) на разделочной доске; выставка – ширма с иллюстрациями работ городецких мастеров; краски, кисточка, картонная заготовка разделочной доски.

Для детей – картонные заготовки разделочных досок; краска гуашь: синяя, красная, белая, зеленая; кисточки, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка)..

Ход занятия:

Орг. момент:

Дети садятся за столы. Раздается тук в дверь, заходит Почтальон.

Почтальон: Здравствуйте, ребята, я принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста.

Воспитатель читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.

– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! (Воспитатель достает заготовки из конверта). Какими же узорами нам их расписать?

Знакомство с новым материалом:

Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

 Здесь такие букеты, что нельзя описать.

 Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. 

Есть на реке Волге старинный русский городок, широко известный сегодня своей характерной росписью по дереву - это Городец.

Главными кормильцами городецких жителей в прошлом были лес и река. Местные мастера всё из дерева умели делать - и дома, и лодки, и всякую домашнюю утварь, и детские игрушки. Чтобы жить и работать было веселее, они украшали всё это резьбой и росписью. Предметы быта радовали глаз и сердце. Своего расцвета городецкая роспись достигла в украшении прялочных донец, а когда донца "ушли в историю" роспись получила новое рождение на других изделиях.

Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы:

-Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья).

Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).

– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.

Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. (Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых). Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.

– Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазком кисти.

– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? (в белую краску добавить немного красной). А как получить голубой цвет? (в белую краску добавить немного синей).

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

 Два – нагнуться, потянуться,

 Три – в ладони три хлопка,

 Головою три кивка,

 На четыре руки шире,

 Пять, шесть – тихо сесть,

 Семь, восемь – лень отбросим.

Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.

– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.

Самостоятельная работа детей:

В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры.

Итог:

Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.

– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны

Рисование на тему:  «Роспись Гжельской посуды, мебели»

Цель: научить детей рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая колорит на силуэтах, изображающих предметы быта.

Задачи:

• учить детей расписывать посуду по мотивам «гжели»

• познакомить с гжельским промыслом, рассказать об особенностях гжельских узоров - изменении насыщенности цвета в элементах росписи.

• развивать чувство формы и композиции

• закреплять умение детей рисовать концом кисти травинки, пружинки, спиральки, сеточки, полоски, цветы, листочки, придавая узору сказочную мягкость.

• воспитывать интерес к народному искусству

Материал и оборудование:

• синяя и белая гуашь

• палитры

• кисточки (толстая и тонкая)

• салфетки

• банки с водой

• на выбор детей листы белого цвета в форме разных посуд

Ход образовательной деятельности

Организовать выставку посуды, расписанную по мотивам гжели и вывесить наглядный материал «гжельской росписи».

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки бегут,

Умельцы в этой деревеньке живут.

Умельцы в этой деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят

Синим по белому чудо творят.

Очень давно недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там мастера, которые делали из белой глины посуду и игрушки, расписывали их голубовато – синей краской. Чего только не делают в Гжели! Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, сахарницы, масленки, подносы, вазы. Рисовали на посуде мастера различные узоры: травинки, пружинки, спиральки, сеточки, полоски, цветы, листочки. И все, что кисть рисует становится синим и голубым, поэтому называют гжельскую посуду за ее красоту нежно – голубым чудом – сказочной гжелью. Послушайте, какие стихи сложили о гжельской посуде:

Сине – белая посуда

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела.

Голубыми, синими

Нежными, красивыми.

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а поверх этого полотна художник ведет кисточку с одной – единственной краской –то слабее нажимает на кисточку, то сильнее, то гуще и плотнее кладет краску, то легче и прозрачнее, то всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком… Будто не художник одной- единственной краской рисует, а дирижер целым оркестром управляет. Палочка помогает рождаться на свет звукам, а кисточка - красочным узорам. И все они появляются на большую радость людям! Давайте рассмотрим узор. Какие элементы вы видите? (Травинки, пружинки, спиральки, сеточки, полоски, цветы, листочки). Какой цвет используется в узоре? (Голубой, синий) .

Самый любимый узор у мастеров гжели – чайная роза, которая так и называется гжельской. Настоящие розы бывают самыми разными, и узорные – декоративные – розы тоже не похожи одна на другую. Одни мастера любят крупные розы, поэтому и рисуют они широкими сочными спелыми мазками. Другие мастера любят миниатюрные розочки, поэтому они выбирают тоненькие кисточки и рисуют нежные мелкие грациозные цветы или только бутоны.

Ребята, если бы вы были мастерами и мастерицами, что бы вы хотели рисовать на радость людям? (Посуду. Достать «волшебный сундучок») Интересно, что там лежит? (Достать шаблоны различной посуды) Давайте представим, что мы находимся в художественной мастерской, а вы – художники. И сегодня мы будем расписывать посуду. Давайте вспомним приемы, которые вы будете использовать в росписи посуды. Рисуем концом кисти, всем ворсом, приемом примакивания рисуем листочки. Каким цветом будем рисовать гжельский узор? Как получить голубой цвет (Смешать между собой белую и синюю гуашь) Не забывайте промывать хорошо кисть в воде, прежде чем обмакнуть ее в другую краску. Лишнюю краску отжимайте о край банки. Каждый может украсить посуду любыми узорами, которые вы видите на таблице, но можно придумать и свой необычный узор. Но в узоре обязательно должны сочетаться голубые и синие цвета. А сейчас мы с вами встанем и отдохнем.

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая рука изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (присесть, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются. Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос – он посуду нам принес. (сделать большой круг.)

Пальчиковая гимнастика

Наши синие цветы – ладони лодочкой соединить перед собой

Распускают лепестки – по очереди, начиная с большого пальца, развести пальцы в стороны.

Ветерок чуть дышит – подуть на руки: «цветки»

Лепестки колышет – руки колышутся нал головой: вправо, влево и соединяются в ладони.

Наши синие цветки – по очереди сложить пальцы. Соединить ладони лодочкой.

Закрывают лепестки –покачивают ладонями

Головой качают – вправо, влево

Тихо засыпают – ладошки под голову.

А теперь приступим к работе. Попробуйте на пробных листочках, как у вас получится голубой цвет. (Дети самостоятельно работают под музыку. Работу сопровождает запись русской народной песни «Во горнице» в аранжировке (русские гусли и свирель)

Итог.

Организуется выставка – ярмарка детских работ, дети рекламируют свой «товар», рассказывая, что это, какие элементы использованы в росписи. Предложить детям продолжить украшение силуэтов посуды элементами гжельской росписи дома вместе с родными.

Рисование на тему: «Роспись дымковских игрушек».

Цель:

Знакомить детей с изделиями народных промыслов. Формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.

Задачи обучения.

  • Познакомить с произведениями русского народного промысла и историей развития Дымковской игрушки
  • Узнавать и различать знакомые народные игрушки (дымковские), их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме), выделять их характерные признаки.
  • Учить украшать игрушку узорами, сохраняя традиции Дымковских мастеров. Составлять узоры на основе росписи дымковской игрушки, выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок), кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, сочетания цвета, фона и элементов росписи.
  • Составлять узоры на силуэте, фигурке, чередуя один-два элемента по форме, величине, цвету. Учить применять элементы росписи в украшении разных видов изделий.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главные и отличительные черты и особенности росписи Дымковских барынь. Проявлять творчество в выборе композиции, цвета элементов.
  • Закреплять умение правильно держать кисточку, пользоваться красками, совершенствовать навыки закрашивания изображения. Знакомить с техникой “тычок” ватными палочками для создания узора.
  • Воспитывать интерес к народным промыслам России

Предварительная работа:

Беседы о дымковской игрушке.

Разучивание с детьми стихов о дымковских игрушках, рассматривание готовых игрушек.

Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.

Роспись силуэтов дымковских игрушек.

Проведение «Ярмарки – город мастеров».

Проведение дидактических игр по теме: «Найди такую же», «Составь узор».

Материалы к занятию:

Краски – гуашь, кисточки, салфетки. Вырезанные силуэты дымковских игрушек, сами игрушки, фигурки дымковских барышень для росписи.

Активизация словаря: Дымковские игрушки, колечко, кружок, линия, красный, синий, желтый, нарядная, радостная, веселая, праздничная.

Планируемые результаты. Дети:

-пополнят знания о народных промыслах и истории игрушек;

-познакомятся с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой;

-научатся выполнению традиционных элементов дымковской росписи,

- научатся приемам рисования: тычком, мазком, линией.

Ход.

  1. Организационный момент

Познавательно-коммуникационная деятельность «История дымковской игрушки».

Здравствуйте, гости дорогие! Очень рада видеть вас на нашей ярмарке «Город мастеров». Я Дымковская Мастерица, из села Дымково (приглашает всех подойти к палатке с дымковскими игрушками).

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. В этом селе делали глиняные игрушки.

Игрушки делали зимой и ранней весной. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Зимой и весной в Дымково мастерят игрушки. А в теплое время продают эти игрушки на ярмарке. И так много- много лет подряд. Бабушки учат внучек, а внучки - своих внучек.

В старину занимались лепкой игрушек исключительно женщины и дети до десяти лет.

Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гуляние с озорным и веселым названием Свистунья.

Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

И в наше время есть мастерские дымковской игрушки. Там оживают сказочные коники, индюки, похожие на жар - птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, все это - настоящее чудо.

Какие игрушки лепят в Дымково? (Животных, птиц, людей.)

Давайте внимательно рассмотрим игрушки. Они вам о себе многое расскажут. (Рассматривают, трогают руками).

Как вы думаете, для чего нужны дымковские игрушки? (ими можно играть. Украшать свой дом, дарить друзьям).

А, вы знаете из какого материала они сделаны? (из глины)

А что делают потом? (их сушат, обжигают в печи и покрывают белой краской)

Правильно. А для росписи какие элементы используют дымковские мастера? (кружки, волнистые и прямые линии, колечки…)

Да, для росписи игрушек дымковские мастера используют простые геометрические узоры – это кружочки, колечки, клетки, прямые и волнистые линии. А вы знаете, что в этих элементах есть волшебный секрет: круг означает солнце, волнистые линии - воду, а пересечение прямых линий (ромб) - землю.

А какой краской расписывают игрушки? (красной, желтой, синей, оранжевой).

Совершенно верно, красной, желтой, синей, оранжевой, сочетая их между собой так, чтобы узоры на игрушках получились нарядными, праздничными.

Молодцы, все знаете!

Я хочу подарить вам свою игрушку – дымковскую барышню. (показывает). Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка.

Ребята, полюбуйтесь ее красотой и подберите слово - Игрушка - какая? (Дети: нарядная, красивая, расписная, праздничная, глиняная, яркая, веселая).

  1. Основная часть

Продуктивная деятельность «Роспись дымковских игрушек»

А вы хотите стать мастерами, которые так красиво раскрашивают дымковские игрушки? (Да)

Тогда я приглашаю вас в мою мастерскую, светлую и просторную. (приглашает, показывает рукой).

Пришел ваш черед показать свое мастерство. Я предлагаю вам стать мастерами игрушечных дел, или просто – игрушечниками и расписать каждому свою игрушку.

Проходите к столам, на столах есть все необходимые материалы для росписи дымковской игрушки – это фигурки и силуэты игрушек, гуашь и основной инструмент – кисточка. А чтобы вы почувствовали себя настоящими мастерами, я приготовила вам еще и «тычки» или ещё их называют «скрутки».

Посмотрите, как это делаю я:

Полоски я рисую вот так: сверху вниз, всей кистью (воспитатель показывает приём рисования).

А теперь вы нарисуйте полоски в воздухе.

А кружочки будем рисовать по кругу, всей кистью (воспитатель показывает приём рисования).

Маленькие точки мы будем рисовать кончиком кисточки! Вот так (показывает).

Сделаем точку аккуратно, как маленький укол. Покажите. (Дети рисуют кистью в воздухе.)

Молодцы, вы хорошо показали кисточками, как будете рисовать.

А сейчас наши гости, дымковские барышни, ждут, когда вы им красиво раскрасите юбки.

Но прежде чем мы начнем работать, мы с вами разомнем наши пальчики.

Физминутка:

Привезли мы глину с дальнего бугра

руки на поясе, повороты с пружинкой

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

руки вперед, в стороны

Слепим, высушим – и в печь!

лепят «ладошками»

А потом распишем

пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии

Будем мы игрушки «печь»,

лепят «ладошками»

Печка жаром пышет.

кулачки сжимают и разжимают

А в печи не калачи, не ватрушки,

машут указательным пальцем

А в печи – игрушки!

руки вперед

Посмотрите, на столах стоят дымковские барышни, лежат силуэты игрушек. Мне их передали мастерицы - подружки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, передать их вам. Ну что, ребята поможем мастерицам разукрасить игрушки?

Дети и взрослые разделены на творческие группы, каждая группа выполняет определенное задание: расписать трафареты дымковских игрушек, расписать фигурки).

Но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, которыми можно расписывать игрушку. Выберите для себя понравившийся.

А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат дымковскими игрушками, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших барышень узоры на юбки.

пражнение «Кто быстрее подберет узор для юбки». Дети выбирают для себя понравившийся образец).

Я хочу вам напомнить правила росписи дымковской игрушки: (показ на игрушке)

Узор мысленно составляем, по игрушке размещаем.

Крупные элементы узора рисуем, друг с другом чередуем.

Цвета выбираем, мелкие детали добавляем. (Полоски и точки наносим в последнюю очередь)

В узоре рисунок повторяем, одно и то же изображаем.

Белый цвет оставляем, про дымковскую роспись не забываем.

А сейчас вы сможете расписать любую игрушку, которая вам понравилась. Рисовать будете гуашью, передавая характерные узоры дымковских игрушек. Начнем с кругов, затем точки, затем полоски, и т.д. Работу выполняйте надо аккуратно, точно.

(Дети самостоятельно выбирают себе игрушку для росписи)

Воспитатель: Хочу еще раз напомнить.

Чем лучше круги нарисовать?

Дети: тычком

Воспитатель: а кольца, волнистые линии и полоски?

Дети: тонкой кисточкой

Воспитатель: а маленькие горошинки?

Дети: ватными палочками.

Ребята, наносить нужно другую краску после того, когда высохнет первая.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь помогает советами, индивидуальным показом. Включает негромкую народную музыку.

В процессе рисования педагог следит за тем, чтобы дети сравнивали свои рисунки с выбранными фигурками, добивались точной передачи узора. Напоминает, что нужно хорошо промывать кисть, промокать ее о тряпочку, иначе краски будут пачкаться и узор не получится ярким, звонким. По окончании рисования предлагает ребятам отнести игрушки на столы, где выставлены игрушки для ярмарки. (заранее поставить стол).

  1. Заключительная часть.

Игрушки ваши готовы. Смотришь на ни и наглядеться не можешь.

Ах, какая красота! Все игрушки не простые

А волшебно- расписные, белоснежны, как березки

Кружочки, кисточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор

– У вас получились замечательные игрушки, расписанные какой росписью? (Дымковской)

Сегодня вы славно и творчески поработали в моей мастерской. Мы познакомились только с одним промыслом - с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которые мы увидели на ярмарке, они известны на весь мир, и встреча с ними у нас ещё впереди.

Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, сложением, позой. Нет, и не может, быть двух одинаковых игрушек. Каждая уникальна и единственна.

Приглашаю вас погулять по нашей ярмарке. Полюбоваться работами наших детей и воспитателей.

Звучит музыка «Светит месяц». Дети и гости свободно ходят по залу, рассматривают «товары».

Физкультминутка

  • «За землю русскую»https://fs01.infourok.ru/images/doc/100/118788/img27.jpg

  • «Каштаны» https://myslide.ru/documents_4/489ae9f4d8fb2448ac85bc6f30aaed30/img13.jpg

Физкультминутка «Я, младешенька, Буренушку пасу»

Я, младешенька, Буренушку пасу.

Я с Буренушкой до вечера в лесу.

Я медведя повстречать боюсь,

Я медведю низко в пояс поклонюсь:
Дедушко, Медведушко,

 Не тронь мою коровушку,

 Не губи мою головушку!

Идут в хороводе.

Меняют направление движения.

Останавливаются лицом в круг.

Три раза низко кланяются.

Подвижные игры:

«Сиди, сиди Яша»

Задачи: Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры. Развитие ориентировки в пространстве, формирование и закрепление двигательных умений, получение детьми удовольствия, создание хорошего настроения.

Игровые правила: При помощи считалки выбирается водящий - "Яша". Водящему нельзя подглядывать, когда он пытается узнать игрока. Играющим нельзя подсказывать водящему, кто перед ним стоит. Игрок, которого должен узнать водящий, не должен произносить никаких слов, чтобы водящий не узнал его по голосу .

 Ход игры: Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре "Яши" и говорят: Сиди, сиди, Яша, Ты забава наша, Погрызи орехи Для своей потехи. "Яша" делает вид, будто грызет орехи. При слове "потехи" дети останавливаются и хлопают в ладоши, "Яша" встаёт и кружится с закрытыми глазами. Яша, руки протяни, Имя правильно скажи. По окончании слов "Яша" с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим и игра продолжается.

Игра « Шатер». (плясовая рус.нар. мелодия)

Дети встают вокруг трех стульев, на каждом из которых раскинут красивый большой платок, все платки разные.

Звучит плясовая русская народная мелодия. Дети водят хоровод вокруг каждого платка, постепенно собираются в общий хоровод и водят его.

В это время платки меняют местами. По сигналу ведущего нужно быстро собраться у своего платка и поднять его над головой, как шатер, раскинув за углы.

«Горелки».

Играющий, кому не хватило пары, «горит».

Дети произносят слова, сопровождая их движениями:

Гори, гори ясно,                   Глянь на небо -                          Колокольчики звенят.

Чтобы не погасло.        Птички летят,                         Раз, два, три – гори!

Игроки последней пары бегут вперёд, стараясь взяться за руки быстрее, чем их осалит водящий. Если они успеют взяться за руки, водящий «горит» ещё раз. Если « горелка» салит одного из игроков, то становится с ним в пару.

«Пятнашки»

Играющие выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.

Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

Варианты.

Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.

Пятнашки-зайки. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах - он в безопасности.

Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих - пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя.

 Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой.

Пятнашки с именем. Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, лиса).

Круговые пятнашки. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них - пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.

Игра «Гуси».

Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд. 
Все дети - гуси. Один из них - вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: "Га-га-га!" 
Когда вожак скажет: "И скорей бегом на пруд!", гуси на перегонки бегут к пруду. 
Друг за дружкою гуськом 
Ходят гуси бережком. 
Впереди идёт вожак, 
Он шагает важно так - 
Га-га-га! 
Гуси все за вожаком 
Вперевалочку, шажком. 
Шаг шагнут, другой шагнут, 
Низко головы нагнут. 
Га-га-га! 
Гуси крыльями взмахнут, 
И скорей бегом на пруд!

Пальчиковая гимнастика.

 «Вышел дождик на прогулку»

(«Шагают» по столу указательным и средним пальцами рук. Загибают по одному пальцу на руках на каждую строку)

Вышел дождик на прогулку. Он бежит по переулку,

Барабанит по окошку, напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих, крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал.

(встряхивают ладонями так, как будто отряхивают с них воду. Кладут ладони на стол)

Дождик кончился. Устал.

«Корзина с овощами»

С большой корзиной иду в огород

На грядках растет разноцветный народ.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Тут красный, пузатый сеньор помидор.

А там кабачок, оседлавший забор.

Румяный редис принакрылся листком.

Зеленый лучок дружно всходит рядком.

Как солнышко желтая репка горит.

И с черною редькой, смеясь, говорит.

Лиловый атласный висит баклажан.

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадется морковка.

А тут чеснока две седые головки.

И сочный, кудрявый, хрустящий салат.

(Останавливаются лицом в круг, загибают по одному пальцу сначала на левой, потом – на правой,  на каждое название овощей)

Все дружно в корзине горою лежат.

(Вновь идут по кругу, взявшись за руки)

Н.В. Нищева

«Аленка-маленка»

Аленка – маленка

Шустра, быстра:

(Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза)

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала,

Песню допела,

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Везде поспела.

В охотку ей дело.

(Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза)

Н.В. Нищева

Деревянные игрушки:https://opt.detskoelukoshko.ru/wa-data/public/shop/products/17/02/10217/images/15890/15890.970.jpg

Матрешки

https://cs5.livemaster.ru/storage/f8/88/a4a30e78bda5e0b3f67766a892zv--kukly-i-igrushki-derevyannaya-loshadka-kachalka-skazka.jpg

Лошадка-качалка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему:"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"

В проекте раскрыта актуальность темы, постановка проблемы,   поставлены цели и задачи, показаны методы и формы работы....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста»

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего...

Быт и основные занятия русских людей

Материал презентации направлена на то, чтобы привить интерес  детей к истокам русского народного быта....

Педагогический проект на тему: «Фольклор как средство приобщения детей с ОВЗ к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях»

Актуальность. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у детей высокой художественн...