Использование ресурсов ЦОС при организации НОД в средней группе
статья (средняя группа)

Пападичева Ирина Вячеславовна

Пападичева Ирина Вячеславовна

воспитатель ГБДОУ Детский сад №34

Приморского района Санкт-Петербурга

 


Использование ресурсов ЦОС при организации НОД в средней группе

 

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования его представлений об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиа ресурсы.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий. Поэтому, формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость. Прежде всего, давайте попробуем понять, что же такое ЦОС?

 

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.

 

Цифровая образовательная среда образовательного учреждения ЦОС ОО — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

 

Конечно, проще всего представить внедрение этой среды в образовательную систему на уровне школы и далее, но, в настоящее время, речь идет и об активном внедрении цифровых технологий на уроне дошкольного образования. Что же представляет собой ЦОС ДОУ?

ЦОС ДОУ включает:

• комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;

• совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы;

• систему современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие и воспитание дошкольников в современной информационно-образовательной среде.

 

Целями ЦОС ДОУ является:

• создание единого информационного пространства для качественного улучшения работы педагогического состава;

• использование ИКТ для повышения эффективности и компетентности педагогов ДОУ в ходе воспитательно-образовательного процесса;

• переход к безбумажному документообороту;

• обеспечение родителям (законным представителям) детей доступа к

• сайту и другим информационным ресурсам ДОУ в Интернет.

 

Назначение и задачи ЦОС ДОУ:

• создание ЦОС ДОУ направлено на улучшение организации управления и деятельности дошкольного учреждения и взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;

• создание условий качественной подготовки методических, педагогических, дидактических материалов;

• обеспечение доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам;

• обеспечение возможностей участия в педагогических проектах, выставках, конкурсах.

 

В сфере взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса ЦОС решают следующие задачи:

• обеспечение информационного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса;

• интеграция информационных потоков, характерных для основных видов деятельности дошкольного учреждения;

• обеспечение взаимодействия между родителями (законными представителями) детей и педагогическим персоналом дошкольного учреждения;

• создание условий дальнейшего развития информационного пространства дошкольного учреждения.

В основе создания ЦОС дошкольного образования лежит организация использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Использование ИКТ в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы развития и воспитания, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую — информационно–образовательную среду.

По сути, включение интерактивного оборудования в образовательную среду детского сада – это начало длительного практического пути, детальная и основательная проверка того, что могут дать современные технологические средства для развития ребенка.

 

Чтобы внедрение ИКТ действительно обогащало игровое пространство дошкольника, способствовало расширению и углублению его деятельности, необходимо создание и соблюдение ряда условий:

1. Свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, когда «умный» предмет поддерживает человеческий, личностный интерес участников игры друг к другу (т. е. гаджет является лишь средством, позволяющим выстраивать коммуникацию в процессе его использования, но не заместителем живого, человеческого общения). Это весьма существенно, поскольку безраздельное внимание ребенка, увлеченность цифровым атрибутом, скорее всего, является причиной неудачного применения технических средств в быту. Как свидетельствуют наблюдения американских коллег (С. Досани, П. Кросс, 2008, дошкольники, погруженные в интерактивный мир, не просто не оказываются умнее своих сверстников, но отстают от них. Речевое развитие ребенка, который проводит перед телевизором от двух до четырех часов в день задерживается на год.

2. Обращение к «детским» видам деятельности.

В отличие от школьного возраста, где процветает учебная деятельность, а трансляция определенного минимума знаний, умений и навыков является стержнем учебных программ, дошкольное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки будущей успешной работы. Малыш играет, рисует, конструирует, слушает сказки, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью. Другими словами, интерактивное оборудование должно быть направлено на совершенствование «детских» видов деятельности. Изменяясь и усложняясь с каждым разом, она будет «подтягивать» способности детей.

3. Самостоятельность ребенка.

В деятельности каждый дошкольник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию. Естественно, один ребенок «находит» больше, чем другой. Но непременным аспектом развивающего обучения является самостоятельная работа дошколят с тем или иным материалом.

Это накладывает определенные требования к качеству интерактивного оборудования. Так, если техническая сторона взаимодействия с объектом окажется чрезмерно сложной, ребенок не сможет взяться за выполнение задания, и развитие способностей тем самым будет приостановлено. То же касается ситуации, когда исполнительная, «рабочая» часть процесса опирается на качества, еще не сформированные в дошкольном возрасте, например, развитый глазомер или моторику рук. Следует помнить, что, чем легче ребенку освоить способы и приемы работы с интерактивным оборудованием, тем больше возможностей самостоятельного познания и преобразования окружающей действительности будет у него

4. Педагогическое сопровождение, организация деятельности детей.

Самостоятельность является залогом развития ребенка. Но знакомство дошкольника с окружающим миром не носит случайный характер.

С точки зрения современной педагогики нужно, чтобы взрослый, вне зависимости от того, какое внешнее средство используется для организации игры, имел возможность направлять детскую деятельность, расширяя и обогащая ее с учетом индивидуальных достижений и темпа развития ребенка. А это значит, что содержательная сторона работы с техникой должна меняться по мере того, как дошкольник овладевает новым этом деятельности.

5. Поддержка детского творчества.

Творчество – естественное состояние детства, которое не отягощено стереотипами, природный дар периода до школы. Детское творчество необходимо охранять и беречь уже потому, что только в нем, в свободной самостоятельной деятельности закладываются способности, имеющие непреложное значение для будущей жизни человека.

 

В основе создания ЦОС дошкольного образования лежит организация использования информационно–коммуникационных технологий (ИКТ).

 

Таким образом, возникновение необходимости создания ЦОС, выступает с одной стороны результатом информатизации, с другой, – представляет собой сложный процесс информатизации ДОУ. Информационно-коммуникативные технологии в условиях современной информационно-образовательной среды являются очень важными технологиями в перспективе XXI века. Они призваны способствовать повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования.

Однако, не следует забывать о том, что ЦОС является только средством, помощником педагога в развитии ребенка и она не сможет полностью заменить живого человеческого общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пападичева Ирина Вячеславовна

воспитатель ГБДОУ Детский сад №34

Приморского района Санкт-Петербурга


Использование ресурсов ЦОС при организации НОД в средней группе

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования его представлений об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиа ресурсы.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий. Поэтому, формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость. Прежде всего, давайте попробуем понять, что же такое ЦОС?

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.

Цифровая образовательная среда образовательного учреждения ЦОС ОО — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Конечно, проще всего представить внедрение этой среды в образовательную систему на уровне школы и далее, но, в настоящее время, речь идет и об активном внедрении цифровых технологий на уроне дошкольного образования. Что же представляет собой ЦОС ДОУ?

ЦОС ДОУ включает:

• комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;

• совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы;

• систему современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие и воспитание дошкольников в современной информационно-образовательной среде.

Целями ЦОС ДОУ является:

• создание единого информационного пространства для качественного улучшения работы педагогического состава;

• использование ИКТ для повышения эффективности и компетентности педагогов ДОУ в ходе воспитательно-образовательного процесса;

• переход к безбумажному документообороту;

• обеспечение родителям (законным представителям) детей доступа к

• сайту и другим информационным ресурсам ДОУ в Интернет.

Назначение и задачи ЦОС ДОУ:

• создание ЦОС ДОУ направлено на улучшение организации управления и деятельности дошкольного учреждения и взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;

• создание условий качественной подготовки методических, педагогических, дидактических материалов;

• обеспечение доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам;

• обеспечение возможностей участия в педагогических проектах, выставках, конкурсах.

В сфере взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса ЦОС решают следующие задачи:

• обеспечение информационного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса;

• интеграция информационных потоков, характерных для основных видов деятельности дошкольного учреждения;

• обеспечение взаимодействия между родителями (законными представителями) детей и педагогическим персоналом дошкольного учреждения;

• создание условий дальнейшего развития информационного пространства дошкольного учреждения.

В основе создания ЦОС дошкольного образования лежит организация использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Использование ИКТ в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы развития и воспитания, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую — информационно–образовательную среду.

По сути, включение интерактивного оборудования в образовательную среду детского сада – это начало длительного практического пути, детальная и основательная проверка того, что могут дать современные технологические средства для развития ребенка.

Чтобы внедрение ИКТ действительно обогащало игровое пространство дошкольника, способствовало расширению и углублению его деятельности, необходимо создание и соблюдение ряда условий:

1. Свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, когда «умный» предмет поддерживает человеческий, личностный интерес участников игры друг к другу (т. е. гаджет является лишь средством, позволяющим выстраивать коммуникацию в процессе его использования, но не заместителем живого, человеческого общения). Это весьма существенно, поскольку безраздельное внимание ребенка, увлеченность цифровым атрибутом, скорее всего, является причиной неудачного применения технических средств в быту. Как свидетельствуют наблюдения американских коллег (С. Досани, П. Кросс, 2008, дошкольники, погруженные в интерактивный мир, не просто не оказываются умнее своих сверстников, но отстают от них. Речевое развитие ребенка, который проводит перед телевизором от двух до четырех часов в день задерживается на год.

2. Обращение к «детским» видам деятельности.

В отличие от школьного возраста, где процветает учебная деятельность, а трансляция определенного минимума знаний, умений и навыков является стержнем учебных программ, дошкольное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки будущей успешной работы. Малыш играет, рисует, конструирует, слушает сказки, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью. Другими словами, интерактивное оборудование должно быть направлено на совершенствование «детских» видов деятельности. Изменяясь и усложняясь с каждым разом, она будет «подтягивать» способности детей.

3. Самостоятельность ребенка.

В деятельности каждый дошкольник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию. Естественно, один ребенок «находит» больше, чем другой. Но непременным аспектом развивающего обучения является самостоятельная работа дошколят с тем или иным материалом.

Это накладывает определенные требования к качеству интерактивного оборудования. Так, если техническая сторона взаимодействия с объектом окажется чрезмерно сложной, ребенок не сможет взяться за выполнение задания, и развитие способностей тем самым будет приостановлено. То же касается ситуации, когда исполнительная, «рабочая» часть процесса опирается на качества, еще не сформированные в дошкольном возрасте, например, развитый глазомер или моторику рук. Следует помнить, что, чем легче ребенку освоить способы и приемы работы с интерактивным оборудованием, тем больше возможностей самостоятельного познания и преобразования окружающей действительности будет у него

4. Педагогическое сопровождение, организация деятельности детей.

Самостоятельность является залогом развития ребенка. Но знакомство дошкольника с окружающим миром не носит случайный характер.

С точки зрения современной педагогики нужно, чтобы взрослый, вне зависимости от того, какое внешнее средство используется для организации игры, имел возможность направлять детскую деятельность, расширяя и обогащая ее с учетом индивидуальных достижений и темпа развития ребенка. А это значит, что содержательная сторона работы с техникой должна меняться по мере того, как дошкольник овладевает новым этом деятельности.

5. Поддержка детского творчества.

Творчество – естественное состояние детства, которое не отягощено стереотипами, природный дар периода до школы. Детское творчество необходимо охранять и беречь уже потому, что только в нем, в свободной самостоятельной деятельности закладываются способности, имеющие непреложное значение для будущей жизни человека.

В основе создания ЦОС дошкольного образования лежит организация использования информационно–коммуникационных технологий (ИКТ).

Таким образом, возникновение необходимости создания ЦОС, выступает с одной стороны результатом информатизации, с другой, – представляет собой сложный процесс информатизации ДОУ. Информационно-коммуникативные технологии в условиях современной информационно-образовательной среды являются очень важными технологиями в перспективе XXI века. Они призваны способствовать повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования.

Однако, не следует забывать о том, что ЦОС является только средством, помощником педагога в развитии ребенка и она не сможет полностью заменить живого человеческого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Организация прогулки в средней группе"

Организация прогулки в средней группе....

Организация прогулки в средней группе

Воспитывать у детей любовь к природе, закреплять знания о приметах весны. Учить детей распознавать деревья, растущие на участке. Учить бережному отношению к птицам и насекомым, населяющих территорию у...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

1. Продолжать развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту, выносливость. Приучать к самостоятельному выполнению правил игры.2. Учить детей наблюдать явления природы и устанавливать про...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

1. Продолжать развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту, выносливость. Приучать к самостоятельному выполнению правил игры.2. Учить детей наблюдать явления природы и устанавливать про...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

1. Продолжать развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту, выносливость. Приучать к самостоятельному выполнению правил игры. 2. Учить детей наблюдать явления природы и устанавливать пр...

Занятия по развитию речи по теме: « Грамматический строй речи в средней группе, с использованием ИКТ». « Наш любимый К. И. Чуковский».средняя группа.

Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.-Учить понимать юмор его произведений.В процессе занятия дети знакомяться с такими произведениями, как "Мойдодыр", 2Муха-цокотуха&qu...

Конспект НОД с использованием электронных образовательных ресурсов на тему: «Умейте дружбой дорожить» (средняя группа)

Данный материал способствует усвоению детьми умений оценивать чувства и поступки других в различных ситуациях.Развивает творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движений рук во ...