История посёлка.
консультация (средняя группа)

Пахомова Ирина Алексеевна

Познакомить детей и родителей с историей родного посёлка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_posyolka.docx149.58 КБ

Предварительный просмотр:

Поселок Ефимовский: 200 или 300 лет? История История поселка богата и интересна, она насчитывает уже много лет и неотделима от имени Петра I и Тихвинской водной системы. Существует несколько преданий, связанных с историей поселка Ефимовский. Одно из них гласит: возникновение поселка относится к XVIII веку, когда в наши места приезжал царь Петр I. Напомню, что в этом году мы отмечали 300-летие со дня посещения наших мест Петром I. Царь, любивший вникать во все мелочи начатого дела, сам несколько раз бывал на строительстве Тихвинской водной системы, лично исследовал водораздельный путь в наших, ефимовских, краях и назначил направление соединительного канала между озерами Лебедино и Крупино. На берегу озера Крупино для временного пребывания царя был построен деревянный дворец на каменном фундаменте, где Петр I жил между 1712 и 1716 годами. Дворец, к сожалению, не сохранился (сгорел во время пожара в начале ХIХ века). Но на его фундаменте в 1862 году был построен монумент по проекту военного инженера генерала Кренке. Через два года после посещения озера Крупино царь приказал капитану-поручику Кормчину и князю Гагарину приступить к работам по устройству Тихвинской водной системы. Для постройки водного пути были согнаны тысячи крестьян из разных губерний России. Они лопатами, мотыгами, кирками рыли канал, возводили плотины и шлюзы. Именно таким строителем шлюзов был Ефим, основатель деревни Ефимово, которая позже дала название поселку Ефимовский. По преданию, царь Петр I поручил одному крепостному по фамилии Ефимов провести шлюзование в районе современного поселка и пообещал ему дать вольную, если он справится с этой работой. Ефимов построил ряд шлюзов. Когда строитель закончил свое дело, Петр I приехал принять работу. Исполнение царю понравилось, и он сдержал свое слово. Ефимов получил свободу и землю, построил дом. В дальнейшем около его дома выстроили дома и другие поселенцы, образовалась деревня, которая получила название Ефимово. Существует и другая версия, по которой Ефимов был не крепостным, а солдатом Петра I, и за хорошую службу царь наделил его землями рядом с местом строительства канала. Но одно остается неизменным: образование нашего поселка связано с именем Петра I, а начавшееся строительство Тихвинской водной системы дало импульс к развитию нашего края. История поселка — история страны В 1862 году на территории современного поселка Ефимовский начали работать быстрорецкий стекольный завод и кирпичный завод купца Х. Ф. Ланко. Они производили два миллиона бутылок в год, а также огнеупорный кирпич и печные изразцы. Когда началась Первая мировая война, завод прекратил свою работу. В 1900 году началось строительство Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги, и многие рабочие изпоселка Быстрорецкий ушли на строительство железной дороги около деревни Ефимово. Для строителей были выстроены бараки. Так началась постепенная застройка поселка. До 1904 года, кроме деревень Машнево и Ефимово, других поселений не было. Весной 1906 года прошли первые пассажирские поезда. Официальная дата основания поселка Ефимовский, как пристанционного, — 1907 год. К этому времени железная дорога была построена, и вокруг нее стали селиться люди, строиться магазины, новые дома. Так появилась станция Ефимовская. В списках населенных мест Новгородской губернии по Устюженскому уезду на 1911 год имеются сведения о двух смежных населенных пунктах Соминской волости — деревне Ефимово и железнодорожной станции Ефимовская, располагавшихся при Вологодской железной дороге. В деревне Ефимово насчитывалось 23 двора, 38 жилых строений; общее число жителей 121. Они занимались земледелием, лесными заработками, а также работали на железной дороге. В деревне было почтовое отделение, мелочная лавка. На железнодорожной станции Ефимовская проживали 57 человек, жилых строений насчитывалось семь. Основное занятие жителей — железнодорожная служба. На станции располагался железнодорожный телеграф, квартира фельдшера и приемный покой, два буфета. В 1927 году образовался Ефимовский район, поселок стал районным центром. С этого времени началось активное строительство как коммунальных, так и частных домов. На улице Кооперативной (сейчас улица Гагарина) было построено здание, на первом этаже которого располагался райисполком, а на втором — райком партии и райком комсомола. Здание это не сохранилось. Из деревень перевозили дома богачей. Стали появляться улицы. В 1931 году поселку присвоен статус рабочего, и он становится центром лесной и деревообрабатывающей промышленности края. С 1931 года выходит районная газета «Колхозник-лесоруб», затем «Колхозная жизнь». В 1964 году Ефимовскому присвоен статус поселок городского типа. В январе 1965 года в соответствии с указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об изменении в административно-территориальном делении Ленинградской области» Ефимовский район был упразднен. В течение ХХ века поселок развивался как транспортный, административный, культурный, сельскохозяйственный и промышленный центр края. До 1960-х годов застройка велась деревянными домами. В 1980-е годы в центральной части поселка построен жилой микрорайон с многоэтажными крупнопанельными домами.

После основания Санкт-Петербурга Пётр I решил соединить город водным каналом с Волгой, что должно было упростить снабжение Санкт-Петербурга продовольствием, стройматериалами и дровами. В 1703–1709 гг. соорудили Вышневолоцкую водную систему, однако она оказалась мелководной и обладала низкой проходимостью. 

В 1710 г. английский инженер Джон Перри по поручению Петра I произвел обмер рек Тихвинки, Сяси, Валчины, Мологи, Чагодощи, Чагоды, Соминки с целью строительства нового водного пути. В 1712 г. Джоном Перри был создан проект водной системы, строительство которой царь поручил князю Гагарину и капитан-поручику Кормчину. В период 1712–1716 гг. Пётр, лично побывав на строительстве будущей водной системы, наметил прорыть канал между озерами Крупино и Лебедино. 

По преданию, в это время и возникла деревня Ефимово, получившая свое название по имени крестьянина Ефима – первопоселенца, принимавшего участие в устройстве нескольких шлюзов Тихвинской водной системы. Деревня упомянута на карте Новгородского наместничества А. М. Вильбрехта за 1792 год. Упоминание о деревне Ефимово содержится также в летописи от 6 октября 1811 г. 

Царь несколько раз бывал на проектируемой системе, где был занят исследованием водораздельного пути. На берегу озера Крупино, где в 1712–1717 гг. останавливался Пётр I, на северной стороне Тихвинского канала, в 1,5 км от дороги, соединяющей поселок Ефимовский и деревню Радогощь, для временного пребывания царя был построен деревянный дворец. К сожалению, в середине XIX столетия во время случившегося пожара дворец сгорел. Из фундамента дворца было решено сложить памятник Петру. В 1862 г., к 150-летию пребывания Петра I в крае, памятник был установлен и освящен. 

По данным Списка населенных мест Новгородской губернии за 1910 г. в деревне Ефимово Ефимовского сельского общества Устюженского уезда при озере Ефимовском или Черном было 23 двора с 38 домами, в которых числился 121 житель – 65 мужского пола и 56 женского. Деревня была смежна с железнодорожной станцией Ефимовское, здесь располагались мелочная лавка и почтовое отделение.

Современный поселок Ефимовский был основан в начале XX века как поселок при станции на железной дороге Санкт-Петербург – Вологда, по которой первые поезда проследовали 1 января 1906 г. Свое название он получил от близлежащей деревни Ефимово. В 1927 г. поселок становится центром вновь образованного Ефимовского района. 20 января 1931 г. ему присвоен статус рабочего поселка, в 1964 г. – статус поселка городского типа. В январе 1965 г. Ефимовский район Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был упразднен. 

В течение ХХ столетия поселок Ефимовский развивался как административный, транспортный, культурный, промышленный и сельскохозяйственный центр края. Постепенно в его границы были включены близлежащие населенные пункты. До 1960-х гг. в поселке строились деревянные дома. В 1980-х гг. в центральной части Ефимовского появился жилой микрорайон, застроенный крупнопанельными многоэтажными домами и объектами социального и культурного назначения.

Ефимовский КЛПХ.

Ефимовский леспромхоз создан в 1929 году. В состав леспромхоза входили четыре учлеспромхоза: Озерский, Озеревский, Заборский и Карабищенский. Каждый учлеспромхоз имел сезонный план вывозки в объёме 100—120 тыс. куб. м. В 1931 году леспромхоз перешёл в подчинение вновь образованному тресту «Ленлес», а учлеспромхозы были расформированы. Образованы лесопункты Ефимовский, Чудецкий, Заборский, Тургошский, Озеревский, Абрамогорский, Сидоровский, Великодворский и Карабищенский.

Места рубок были максимально приближене к деревням и точкам погрузки в вагоны широкой колеи. Годовой план леспромхоза составлял 300—400 тыс. куб. м. Основным инструментом в лесу были топор и пила, механизмом на вывозке — лошадь и дровни. Вывозка производилась по обыкновенным снежным дорогам с нагрузкой на воз от 0,6 до 1 куб. м. Леспромхоз располагал собственным обозом лошадей до 200 голов.
С 1931 года на вывозке стали применять ледяные дороги. Нагрузка на воз достигла 8-10 куб. м. План леспромхоза возрос до 500 тыс. куб. м.
В 1933 году на ст. Подборовье организуется механизированный Подборовский мехлесопункт. Строится пластинчатая лежнёвая дорога. Тяговым механизмом становится трактор «Фордзон». В 1935 году на станции Фетино организуется Фетинский лесопункт. Строится круглолежнёвая дорога. Вывозка производится тракторами «Фордзон» и У-24, а в качестве подвижного состава внедряются двухребордные тележки. В Тургошском лесопункте внедряется вывозка автомашинами ГАЗ-АА. С 1935 года вывозка леса переходит на круглогодовой период. Подбираются лесосеки по берегам рек. Для вывозки использовали волокуши и крестьянские телеги. С 1935 года внедряется лучковая пила. Условия работы и проживания сезонников в лесу были очень тяжёлыми: барак на 40—50 человек, двойные нары, керосиновая лампа.

До Отечественной войны на территории района работал только один Ефимовский леспромхоз. В 1943 году в районе создан Подборовский леспромхоз на базе Заборского, Тургошского, Великодворского и Коробищенского лесопунктов.

(по данным книги «Ленлес: годы становления и развития, 1992 г.)

Вывозка леса с использованием УЖД велась только в Чудецком и Ефимовском лесопунктах.

Чудецкий лесопункт

В 1935-36 годах Ленлес начал проектировать предприятия по добыче и переработке леса на южной оконечности Вепсовской возвышенности, вдоль железнодорожной линии Волховстрой – Бабаево. Был разработан проект организации Чудецкого механизированного лесопункта, который предполагалось разместить в районе поселка Чудцы с постройкой подъездных путей широкой колеи от железнодорожной станции Коли. Строительство было начато в 1940 году, однако полноценному строительству помешала начавшаяся война. В первые послевоенные пятилетки по ранее разработанному проекту началось строительство лесопункта. Были построены деревянная контора лесопункта, пилорама. Для вывозки леса была построена узкоколейная железная дорога, которая официально вступила в строй в 1947 году. Дорога была проложена от станции примыкания Коли на юг в район реки Тушемелька, протяженность дороги к 1954 году составляла 43 км при длине магистральных путей 22 км. В качестве тяги на дороге применялись паровозы ПТ4, К4, два паровоза Воткинского завода ВП1 и ВП4, один легкий репарационный паровоз ОП2 и два паровоза коломенского завода довоенной постройки серий 157 и 159. Вагонный парк состоял из 106 платформ, 8 грузопассажирских вагонов заводов Аммендорф и Веймарн. Для очистки путей от снега использовался плужный снегоочиститель Камбарского завода. Для обслуживания локомотивов построили деревянное депо. На линии было построено два постоянных разъезда на 10 и 15 километрах. К началу 60-х годов общая протяженность дороги увеличилась до 57 километров, вырубки дошли до озера Лощинка. В 60-е-70-е годы на смену паровозам поступают несколько мотовозов МД54-4 и тепловозы Камбарского завода ТУ6 и ТУ6А, новые вагоны-сцепы, пассажирские вагоны ПВ40 и другая современная техника. К концу 80-х леспромхозу запретили вести вырубку леса на участках, принадлежащих соседним лесхозам, в связи с чем пришлось оставить разрабатываемые делянки на озере Лощинка – протяженность дороги сократилась до 24 километров (при длине магистрали 20 км), часть подвижного состава было передано в соседний Ефимовский лесопункт. В начале 90-х годов лесопункт отказался от вывозки леса по УЖД, одновременно с этим при производстве работ по реконструкции автодороги А-114 был разобран переезд. Дорога оказалась разделенной на две части – одна использовалась для поездок местных жителей на «пионерках» в лес, а вторая была оставлена для технологических перевозок на нижнем складе. Для работы было оставлены тепловозы ТУ6, ТУ6А еще один ТУ6А был оставлен в качестве запчастей. Вагонный парк состоял из десятка сцепов, для расчистки путей от снега имелся снегоочиститель. На территории лесосклада были установлены под емкости баки тендеров от паровозов ПТ и паровоза 157 серии Коломенского завода (в 2003 году бак был перевезен в Переславский железнодорожный музей). В 2001 году южная часть дороги была разобрана, а ее северная часть на лесоскладе продолжала действовать, в работе попеременно оставалось два тепловоза ТУ6 и ТУ6А. Технологические перевозки на нижнем складе УЖД выполняла до весны 2007 года, когда была разобрана, подвижной состав разрезан в металлолом, некоторые дефицитные части (реверс, тележки) были перевезены на соседнюю УЖД Ефимовского лесопункта.

http://uzd.spb.ru/images/067.jpg http://uzd.spb.ru/images/068.jpg http://uzd.spb.ru/images/552.jpg

Схема Чудецкой УЖД Ефимовского КЛПХ (пос. Коли)

Ефимовский лесопункт

В 1954 году в 10 километрах от Чудецкого лесопункта открывается еще один механизированный лесопункт в поселке Ефимовский, принадлежащий Тресту «Леспромтяж». В 1957 году мехлеспункт входит в состав Ефимовского комплексного леспромхоза.  В Ефимовском строится крупный лесоперерабатывающий комплекс, для доставки леса на который построили узкоколейную железную дорогу на север от линии широкой колеи Волховстрой – Бабаево. Ефимовский лесопункт изначально был ориентирован на совмещенную вывозка леса – как по УЖД, так и лесовозами. Причем автовывозка преобладала над вывозкой по УЖД в зимний период, когда была возможность пользоваться зимниками. К началу 60-х годов протяженность этой УЖД (Кургальская УЖД) составляла 58 км при длине магистральных путей 42 километра. На дороге было построено несколько постоянных разъездов и одна трехпутная станция в поселке Алешины Нивы, проложена телефонная связь. В качестве тяги на эту УЖД сразу поступили мотовозы МУЗ4 и МУЗ4Д, которые в дальнейшем были заменены мотовозами МД54-4 и тепловозами ТУ6. Помимо лесоперерабатывающего комплекса со всей перегрузочной инфраструктурой в Ефимовском построили склады для продовольствия, совмещенные ремонтно-механические мастерские и гараж для лесовозов на окраине поселка. В Алешины Нивы было подведено электричество и телефон, построены новые сборные щитовые дома, налажено водоснабжение поселка из скважин. К началу 80-х протяженность дороги увеличилась до 73 километров, при протяженности магистральных путей 43 километра. Вырубки перешагнули за реку Тутока (магистраль доходила до 60-62 км), кроме того, велась рубка в районе деревни Печная Нива (Печеневская ветка) и в долине реки Ретеша (Ретешская ветка). На смену мотовозам МД54-4 пришли новые тепловозы ТУ6А, а для работы на магистралях тепловозы ТУ4 и ТУ7, однако они из-за большого веса и сложности конструкции на дороге не прижились. Вагонный парк дороги пополнился новыми вагонами различного назначения. К середине 80-х годов протяженность дороги увеличивается до 80 километров (при неизменной длине магистральных путей 43 км). На дорогу поступают новые тепловозы Камбарского МЗ ТУ8, снегоочиститель СП1, самоходная электростанция ЭСУ2А. Новыми вагонами пополняется и вагонный парк дороги. На тепловозах устанавливаются радиостанции, что позволило «похерить» телефонку и ведение графиков исполненного движения. В 1988-89 годах на дорогу передается несколько тепловозов и вагонов с соседнего Чудецкого лесопункта. В конце 80-х леспромхозу запрещают вести рубку леса за пределами «своих» лесхозов, из-за этого леспромхозу пришлось оставить делянки за рекой Тутока и в долине реки Ретша. В начале 90-х эти участки были разобраны Тихвинским ЛПХ, причем разборка велась с севера, а оставшуюся часть дороги спасло лишь плачевное состояние мостов. В середине 90-х объем перевозок по дороге значительно сокращается, вырубки ведутся в пределах 10-15 километров от Ефимовского, дорога работает только летом, зимой вывозка полностью ведется автотранспортом. В качестве запчастей в конце 90-х Леспромхоз приобретает на соседней закрывающейся Заборской УЖД тепловоз ТУ8 (который ранее был приобретен у Тосненского ЛПХ) и несколько сцепов. На тот период в рабочем парке депо находится 4 тепловоза ТУ8 и два тепловоза ТУ6А. В начале XXI века леспромхоз был выкуплен австрийской фирмой, которая настороженно отнеслась к вывозке леса по УЖД, однако сохранила этот «экзотический» для них транспорт. На август 2007 года вывозка леса велась из районе болота Жилуветское (Ретешская ветка), и из района 95 квартала (16 километр магистрали), кроме того осуществлялось «новое строительство» на 23 километре. В работе находилось 4 тепловоза ТУ8, ежедневно по будням два работают с грузом, один с дорожниками и один с рабочим поездом. Ветка до Тутоки используется местными жителями для поездок на рыбалку. Печневска и и Ретешская (в сторону реки Остеречка) заросли и не используются.  УЖД в довольно глухом районе пересекает дорога на Радогошь (грейдер хорошего качества) это порождает хищения рельсов в этом районе, что является одной из главных проблем руководства дороги и леспромхоза.

http://uzd.spb.ru/images/094.jpg http://uzd.spb.ru/images/536.jpg http://uzd.spb.ru/images/537.jpg

http://uzd.spb.ru/images/538.jpg http://uzd.spb.ru/images/539.jpg http://uzd.spb.ru/images/540.jpg

http://uzd.spb.ru/images/541.jpg http://uzd.spb.ru/images/542.jpg http://uzd.spb.ru/images/551.jpg

http://uzd.spb.ru/images/602.jpg

1901 г. —  «Машневская школа» от названия деревни Машнево. Школьное помещение  отсутствовало, учитель ходил к ребятишкам по домам обучать их грамоте.

1902 г. — школа получила небольшую комнатку в частном доме и была преобразована в «Церковно-приходскую школу».

1917 г. — выстроено  здание школы напротив церкви, в котором было два кабинета, учительская и комната для технички.

1922 г. — школа перешла в ведение железной дороги и стала назваться «Железнодорожной школой».

1931 г. —  рядом со старой школой построили новое большое 2-х этажное здание, и школа прибрела статус «Семилетки».

1934 г. —  переименована  в «Ефимовскую школу колхозной молодежи».

1938 г. —  «Ефимовская средняя школа», классы пополнялись за счет семилеток района – выпускников д. Сомино, д. Анисимово, д.Окулово, д.Озерево, д.Радогощь, д.Поток, д. Подборовье, д. Михалево, поэтому в школе открыли интернат.

1962 г. —  рядом со средней школой построили кирпичное 3-х этажное здание, которое было предназначено для проживания в нем детей из района и области. Школа славилась своими традициями и славными делами. Силами ребят и учителей были выстроены шлакоблочные мастерские и после их открытия школу переименовали в «Ефимовскую среднюю школу с производственным обучением».

1986 г. —  в центре поселка появилось новое 3-х этажное здание школы, с современным оборудованием, с большими светлыми классами и коридорами, актовым и спортивным залами, библиотекой.

1999 г. —  переименована в «Ефимовскую среднюю общеобразовательную школу».

2013 г. —  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа — интернат поселка Ефимовский».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»...

Проект " История моего посёлка".

  Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа,но не знают об истории возникновения данного города ...

История нашего посёлка.

Познакомить детей с историей родного посёлка, его гербом, достопримечательностями....

Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...

Книга "История города Шарьи и посёлка Ветлужский"

В книге написана история создания города Шарья и пгт Ветлужский...

проект социальной направленности (создание презентации, посвященной истории улицы А.К.Мухаметзянову) Исследовательский проект «Улица моего посёлка»

     "Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему селу. Если человек равнодушен к памятникам истории св...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...