Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя по теме: Развитие детей дошкольного возраста в процессе опытного -экспериментальной и исследовательской деятельности
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План самореализации на 2021-2026г | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
воспитателя МБДОУ «Детский сад 254»
Валиевой Луизы Ринатовны
на 2021-2026 учебный год
по теме: Развитие детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
Пояснительная записка.
Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ “Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающего мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Организация детского экспериментирования, это особый способ практического освоения действительности, направленного на создания таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и задача педагога - удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей, фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Детское экспериментирование- это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами – носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями», это источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку предоставляется возможность саморазвития, самореализация и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению здоровья и развития личности дошкольников. Также отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования.
Цель:
- Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
- Создание условий для формирования целостного мировидения дошкольников средствами элементарного экспериментирования.
- Развитие познавательного интереса детей, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
- Формирование у детей умений самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.
Задачи:
- Формирование у дошкольников диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
- Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
- Поддержание инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы по теме: Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
- продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
- планомерное и систематическое совершенствование методов образовательного процесса.
Предполагаемый результат:
- Ребёнок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
- Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
- Применяет выводы к новым данным. Делает обобщения.
- Проявляет интерес к познавательной литературе, пытается самостоятельно «читать» схемы.
- Отражает свои наблюдения в разных видах деятельности.
Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Изучение образовательных технологий (проблемно-поисковые, игровые, ИКТ, здоровьесберегающие.) | 2021 – 2026 гг | 1.Изучение психолого – педагогической литературы: Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с. 2.Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 3.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 4.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 5. Нищева Н.В., Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ.Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах.Выпуск 1,2.-СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2017. 6.Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками.- М.: Сфера, 2016. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, по познавательному развитию отслеживание результатов работы) | 2021 – 2026 гг | Участие в семинаре - практикуме, педсовете. Публикация, консультация, сообщение на педсовете «Из опыта работы» . |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса по познавательному развитию. Корректировка работы. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе) | 2021 – 2026 гг | На муниципальном, районном уровне. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме: Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. Распространение опыта своей работы | 2026 год | На всероссийском, муниципальном уровне. |
План реализации темы: Развитие детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
На 2021-2022 учебный год
Работа с детьми | Работа с родителями | Взаимодействие с коллегами | ||||
Форма, тема | дата | Форма, тема | дата | Форма, тема | дата | |
1 | Организовать и обогащать предметно-пространственную развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей | В течении года | Организовать сбор природного и бросового материала в уголок. Консультация на тему: “Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным” | Сентябрь, октябрь. | Изучать педагогический опыт других педагогов. | В теч.года |
2 | Создать картотеку опытов и экспериментов | В течении года | Консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Тематические фотовыставки: «Моя семья в лесу» «Моя семья на даче» «Мои домашние питомцы» | В течении года | Просмотр занятия на РМО | ноябрь |
3 | «Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с приборами (лупы, микроскоп…) | В течении года | Просмотр занятия с элементами экспериментирования(видео) Обсуждение. | Январь | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка». | декабрь |
4 | Разработка серии конспектов экспериментирования | В течении года | Консультация на тему: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка» | март | Содержание уголков экспериментальной деятельности.» | февраль |
5 | Составление серии опытов для младших дошкольников. | В течении года | Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек» | В течении года | Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» | апрель |
На 2022-2023 учебный год
Работа с детьми | Работа с родителями | Взаимодействие с коллегами | ||||
Форма, тема | дата | Форма, тема | дата | Форма, тема | дата | |
1 | Конкурс на самое интересное исследование в природе | В течении. года | Привлечение родителей к созданию уголка «Юные экспериментаторы»: собрать природный материал. | Октябрь, ноябрь. | Изучать педагогический опыт других педагогов. | В течении года |
2 | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | В течении года | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Памятки для родителей «Я познаю мир» | В течении года | Мастер-класс «Детское экспериментирование». | ноябрь |
3 | «Электричество в природе». Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов. | В течении года | Чтение книг, рассматривание изображений на тему «Электричество в природе». | Январь | Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание в детях способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей». | декабрь |
4 | Разработка серии конспектов с элементами экспериментирования. | В течении года | Консультация на тему: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка» | март | Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | март |
5 | Создание «копилки опытов и экспериментов» | В течении года | Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | В течении года | Создание и обогащение предметно-развивающей среды для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей. | апрель |
На 2023-2024 учебный год
Работа с детьми | Работа с родителями | Взаимодействие с коллегами | ||||
Форма, тема | дата | Форма, тема | дата | Форма, тема | дата | |
1 | Пополнять и обогащать предметно-пространственную развивающую среду для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей | В течении года | Привлечение родителей к пополнению альбома «Удивительное рядом» | Сентябрь, октябрь. | Изучать педагогический опыт других педагогов. Консультация: «Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка». | В течении года. Сентябрь |
2 | Оформить накопительную папку на тему: “Мы – исследователи” Рассказы детей «Зима в моём городе». | В течении года | Родительское собрание “Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?”. | январь | Сообщение на педагогическом совете: «Экспериментирование - как вид деятельности в реализации образовательной области «Познавательное развитие» | ноябрь |
3 | Смотр – конкурс “Лучший уголок экспериментирования” | Декабрь | Анкетирование родителей “Чем занят ребенок дома?” Практикум: «Организация домашней лаборатории» | март | Консультация для педагогов ДОУ «Здоровый дошкольник сейчас – в будущем научный сотрудник». | |
4 | Обмен опытом на сайтах по теме самообразования. | В течении года | Консультация для родителей: “Как научить ребенка исследовать?” Консультация на тему: «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло» | апрель | Деловая игра «Аукцион идей» Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. | декабрь |
5 | Рассказы из личного опыта «Воздух». Изготовление поделки «Флюгер» из бросового материала. | В течении года | Консультация «Берегите воду». Фотовыставка “Экспериментируем с водой дома” | В течении года | Сообщение о результатах экспериментальной деятельности «Познай себя» на собрании по итогам работы за год. | апрель |
На 2024-2025 учебный год
Работа с детьми | Работа с родителями | Взаимодействие с коллегами | ||||
Форма, тема | дата | Форма, тема | дата | Форма, тема | дата | |
1 | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. | В течении года | Изготовление совместных поделок, детей и родителей, из бросового материала | Сентябрь, октябрь. | Изучение опыта педагогов по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на Интернет-сайтах, в периодической печати). | В течении года |
2 | Познавательная минутка «А знаете ли вы, что…..» | В течении года | Консультация на тему: “Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным” “Как научить ребенка исследовать?” | В течении года | Просмотр образовательной деятельности. | ноябрь |
3 | «Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…) | В течении года | Памятка для родителей «Чего нельзя, Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | Декабрь | Консультация для педагогов ДОУ “ Методики и тесты по исследовательской деятельности”». | февраль |
4 | Проведение опытов на занятиях и в свободное время. | В течении года | Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория- волшебника». | март | Презентация альбом "Техника безопасного поведения во время проведения экспериментирования». | март |
5 | Итоговая игра «В гости к дедушке Знаю» | май | Творческая мастерская «Умелые руки не знают скуки». Консультация для родителей «Опыты дома, или чудеса из простых вещей». | В течении года | Консультация на тему: «Экспериментальная деятельность в летний период». | апрель |
На 2025-2026 учебный год
Работа с детьми | Работа с родителями | Взаимодействие с коллегами | |||||
Форма, тема | дата | Форма, тема | дата | Форма, тема | дата | ||
1 | Обогащать предметно-пространственную развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей | В течении года | Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в группе. Привлечение к созданию предметно-пространственной развивающей среды в группе. | Сентябрь, октябрь. | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. | В течении года | |
2 | Природоохранная акция «Природа просит защиты». | В течении года | «Памятка для родителей по организации познавательно-исследовательской деятельности» | В течении года | Просмотр занятия на РМО | ноябрь | |
3 | Подбор и изучение литературы для создания картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. | В течении года | Просмотр занятия с элементами экспериментирования (видео) Обсуждение. Игротека-практикум: «Поэкспериментируем!» | Январь | Мастер класс для педагогов: «Растим многознайку». | ||
4 | Публикация в социальной сети для педагогов по теме: «Значение поисково- исследовательской деятельности в развитии ребенка» | В течении года | Конкурс домашних фокусов. Оформление папки «Мои открытия». | март | Медиатека по опытно-экпериментальной деятельности в образовательном пространстве. | В течении года | |
5 | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете | май | Оформление фотоальбома «Умные предметы» | В течении года | Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".
План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности
laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...
План работы по самообразованию " Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"
Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: изучение необходимой литературы, проведение открытых мероприятий для анализа с...
Индивидуальный план самообразования по теме "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"
План по самообразованию...
План по самообразованию по теме:"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".
Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и ко...
Папка по самообразованию по теме"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности"
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключ...
план саморазвития "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности."
Развитие познавательных интересов, потребности и способности, к самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта....