воспитание и развитие нравственных качеств дошкольников, среднего и старшего возраста, посредством приобщения к художественной литературе и введения в мир книг
консультация (старшая группа)
" Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг" В.А. Сухомлинский
27.09.2021
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_56_sad.docx | 19.61 КБ |
statya_56_sad.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание и развитие нравственных качеств дошкольников посредством приобщения к художественной литературе и введения в мир книг
Актуальность
Проблема формирования нравственности и гуманности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и книге.
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому.
К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность.
Не потеряли актуальности слова В.А.Сухомлинского, который говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Интерес к художественной литературе, сформированный в период дошкольного детства, является важной движущей силой в развитии нравственных качеств ребенка. На каждом возрастном этапе введение в мир книги имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий . Это породило ряд противоречий:
- между необходимостью повышать уровень познавательной активности дошкольника в мире книг и недостаточно разработанным методическим обеспечением данного направления, отсутствием системы работы, недостаточным уровнем владения педагогами технологиями развития воспитанников.
- между духовно нравственными качествами дошкольников и недостаточно развитыми способностями к познавательной деятельности, низкой активностью детей, что является следствием организации образовательной деятельности, чаще всего ориентированной на освоение и накопление системы знаний.
Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.
Но, к сожалению, в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Некоторые дети небрежно относятся к книгам, они привыкли к их изобилию. Книга даже перестала быть желанным подарком. Как результат, дети перестали любить книги «Жить сегодня интереснее, чем читать», - говорят они и активно живут в «другой цивилизации», где источников знаний много. Книга только один из них. Но не следует забывать: очень важный!
Мудрые люди утверждают, что доброта и справедливость, любовь к людям приходят к детям из жизни и из книг.
Так какую же книгу выбрать для ребенка? Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Дети могут сочувствовать, сопереживать. Задача взрослых – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка.
Дети и книга - неразделимы, они созданы друг для друга. Поэтому работу по ознакомлению с художественной литературой, можно связать со всеми видами деятельности. Использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности, совместной деятельности; организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, праздников на материале художественных произведений; широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованной деятельности; включение сказочного материала в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» в качестве художественного слова; использование отрывков из сказок в образовательной области «Познавательное развитие» в качестве иллюстрированного материала; включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в непосредственно образовательную деятельность «Физическое развитие», развлечения, физкультурные досуги и праздники.
Путешествия по книгам пробуждают фантазию и образное мышление, учат ребенка чувствовать в себе движения к добру и различать зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Поэтому в процессе образовательной деятельности, можно упражнять детей в умении чувствовать. Чувства могут проявляться в отношении ребенка к самому себе ( чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям ( симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.).
Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью.
Это дает возможность не только улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, но и гармонично развивать личность, которая легко сможет «вписываться» в любую обстановку, находить контакт с самыми различными людьми, комфортно ощущать себя даже в незнакомой среде.
Сформированные этические представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых делать их более устойчивыми.
«Если с детства у ребенка не воспитать любовь к книге, если чтение не стало его потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое...» считал В.А.Сухомлинский.
Предварительный просмотр:
Воспитание и развитие нравственных качеств дошкольников посредством приобщения к художественной литературе и введения в мир книг
Актуальность
Проблема формирования нравственности и гуманности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и книге.
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому.
К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность.
Не потеряли актуальности слова В.А.Сухомлинского, который говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Интерес к художественной литературе, сформированный в период дошкольного детства, является важной движущей силой в развитии нравственных качеств ребенка. На каждом возрастном этапе введение в мир книги имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий . Это породило ряд противоречий:
- между необходимостью повышать уровень познавательной активности дошкольника в мире книг и недостаточно разработанным методическим обеспечением данного направления, отсутствием системы работы, недостаточным уровнем владения педагогами технологиями развития воспитанников.
- между духовно нравственными качествами дошкольников и недостаточно развитыми способностями к познавательной деятельности, низкой активностью детей, что является следствием организации образовательной деятельности, чаще всего ориентированной на освоение и накопление системы знаний.
Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.
Но, к сожалению, в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Некоторые дети небрежно относятся к книгам, они привыкли к их изобилию. Книга даже перестала быть желанным подарком. Как результат, дети перестали любить книги «Жить сегодня интереснее, чем читать», - говорят они и активно живут в «другой цивилизации», где источников знаний много. Книга только один из них. Но не следует забывать: очень важный!
Мудрые люди утверждают, что доброта и справедливость, любовь к людям приходят к детям из жизни и из книг.
Так какую же книгу выбрать для ребенка? Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Дети могут сочувствовать, сопереживать. Задача взрослых – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка.
Дети и книга - неразделимы, они созданы друг для друга. Поэтому работу по ознакомлению с художественной литературой, можно связать со всеми видами деятельности. Использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности, совместной деятельности; организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, праздников на материале художественных произведений; широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованной деятельности; включение сказочного материала в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» в качестве художественного слова; использование отрывков из сказок в образовательной области «Познавательное развитие» в качестве иллюстрированного материала; включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в непосредственно образовательную деятельность «Физическое развитие», развлечения, физкультурные досуги и праздники.
Путешествия по книгам пробуждают фантазию и образное мышление, учат ребенка чувствовать в себе движения к добру и различать зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Поэтому в процессе образовательной деятельности, можно упражнять детей в умении чувствовать. Чувства могут проявляться в отношении ребенка к самому себе ( чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям ( симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.).
Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью.
Это дает возможность не только улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, но и гармонично развивать личность, которая легко сможет «вписываться» в любую обстановку, находить контакт с самыми различными людьми, комфортно ощущать себя даже в незнакомой среде.
Сформированные этические представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых делать их более устойчивыми.
«Если с детства у ребенка не воспитать любовь к книге, если чтение не стало его потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое...» считал В.А.Сухомлинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие произвольной памяти у детей старшего возраста посредством малых форм художественной литературы"
Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой деятельности (Леонтьев, А.Н.).Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем разви...
Сценарий мероприятия Педсовет тематический «Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой».
Сценарий мероприятия Педсовет тематический «Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой»....
Проэкт "Развитие речи дошкольников среднего и старшего возраста посредством театрализованной деятельности"
Проект «Развитие речи дошкольников среднего и старшего возраста посредством театрализованной деятельности»Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.Тип...
Методическая разработка «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе»
Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли. Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....
План самообразования тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе» (2020 – 2023 гг).
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе»(2022 – 2023 учебный год, 3-4года).Актуальность вы...
План самообразования тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе» (2020 – 2023 гг).
План самообразования тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе»(2020 – 2023 гг)....