Проэкт "Развитие речи дошкольников среднего и старшего возраста посредством театрализованной деятельности"
проект по развитию речи (старшая группа)

Болгерт Светлана Викторовна

Проект

«Развитие речи дошкольников среднего и старшего возраста посредством театрализованной деятельности»

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: групповой, долгосрочный ( 2015-2017 год)

Формы работы: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, игровая, работа с родителями.

Актуальность. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по- своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство.

Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится внепосредственной зависимости от речи».

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Админ\Desktop\Презентация Microsoft Office PowerPoint (2)\Слайд3.JPG

Проект

«Развитие речи дошкольников среднего и старшего возраста посредством театрализованной деятельности»

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: групповой, долгосрочный ( 2015-2017 год)

Формы работы: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, игровая, работа с родителями.

Актуальность. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по- своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство.

Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится внепосредственной зависимости от речи».

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Проблема.
Отсюда возникает проблема: уровень развития речи дошкольников часто не соответствует возрасту.
Именно, поэтому в работе с детьми, нужны такие методы и приемы, которые вызывали бы интерес детей и способствовали развитию их речи. Ведь своевременная помощь решение многих проблем. К.Д. Ушинский, подчеркивал, что важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. А известный всем писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо.
Научно-методическая обоснованность. Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К.Д. Ушинский, Ф.А. Сохин, Е.А. Флёрина, А.А. Леонтьев, М.М. Конина и многие другие. В классической дошкольной педагогике идея соединения обучения с игрой принадлежит немецкому педагогу Ф. Фребелю. Теория игрового обучения получила своё развитие в работах многих зарубежных и отечественных учёных –М. Монтессори, А.П. Усова, В.Н. Аванесова, Е.Н. Водовозова и других. Исследования, проведённые психологами, педагогами, лингвистами, Е.А.Тихеевой, Е.А.Флёриной, Ф.А. Сохиной, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников, а о влиянии театрализации на речь подробно описаны Е.М. Струниной и О.С. Ушаковой 
Познакомившись с трудами вышеуказанных педагогов и исследователей, можно сделать вывод, что наиболее продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития является театрализация и именно она может помочь раскрыть заветную дверь в мир детства и отыскать ключик во внутренний мир каждого ребенка. По мнению многих педагогов, именно посредством театрализации, происходит не только приобщение детей дошкольного возраста к искусству, но и, что важно, театр помогает решить задачи речевого развития: пополнение активного словаря и формирование фонетической культуры речи, помогает построить педагогический процесс в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. При этом решать комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях:
•социально-коммуникативное развитие;
•познавательное развитие;
•художественно-эстетическое развитие;
•физическое развитие;
•речевое развитие.
Так появилась идея создания системы педагогических мероприятий по развитию речи дошкольников среднего и старшего возраста посредством театрализованной  деятельности, и был разработан проект под названием: «Развитие  речи дошкольников среднего и старшего возраста посредством театрализованной деятельности».

 Цель проэкта: Развивать речь детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности с учётом возрастных особенностей; при условии совместного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  1. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  2. Обогащать словарь детей, активизировать его;
  3. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
  5. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
  6. Развивать память, мышление, воображение, внимание.
  7. Совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковую культуру, монологическую, диалогическую форму речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
  8. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное

отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе,

уважение к традициям и культуре народа.

  1. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с

персонажами игрушками.

Гипотеза проекта определилась следующим образом: при использовании театрализованной деятельности повысится уровень развития речи у детей.
Кроме того подробно продуман ожидаемый результат, который хотели бы получить после реализации проекта по следующим разделам:
У детей: повышается интерес к театрально – игровой деятельности, совершенствуется артикуляционный аппарат, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
развиваются элементы речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса. Совершенствуются  исполнительские умения детей в создании художественного образа. обогащается и активизируется словарь, формируется интонационная выразительность речи. Развивается связная речь.
У педагогов: Повышается профессиональное мастерство педагогов и качество образовательной услуги. Появляется стремление к регулярному обновлению предметно-пространственной среды группы.
У родителей: Повышается интерес к проблеме развития речи детей, улучшаются детско-родительские отношения, развивается заинтересованность родителей в дальнейшем сотрудничестве с ДОУ.
При реализации проекта учитывались принципы:
Доступности: предполагает соответствие учебного материала по возрасту.
Индивидуализации: предполагает такую организацию образовательного процесса, при котором индивидуальный подход к дошкольнику и индивидуальная форма его обучения играют главную роль.
Системности и последовательности: предполагает подачу информации систематически, дозировано и последовательно.
Комплексности и интегративности: решение в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности.
Вовлечения семьи в реализацию проекта: предполагает участие родителей как в реализации проекта, так и включение их в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Принцип психологической комфортности. Это прежде всего – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
Для достижения цели проекта использовались следующие методы:
практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация).
словесные методы: рассказ, чтение, рассказы и пересказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Особое место занимают творческие методы и приёмы:
•моделирование;
•ситуация «проживания»;
•противоречий и доказательств;
• ассоциаций;
•коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
•просмотр видеофильмов;
•слушание аудиозаписи;
•словесное рисование;
•проектов;
•хоровое и индивидуальное пение;
•разговор по телефону
•нетрадиционные методы рисования и аппликации
•коллаж из сказок
•релаксации
•музыкотерапия
При этом я пользуюсь общими методами руководства театрализованной игрой: прямыми способами действия (воспитатель сам показывает способы действия) и косвенными приемами (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию). 
Основные требования к организации:
содержательность и разнообразие тематики;
постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации воспитательно-образовательного процесса;
максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Инновационность, своеобразие и новизна опыта состоит в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ в нетрадиционных занятиях, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей. Ведь эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.
В работе по развитию речи детей через театрализованную деятельность я использую элементы педагогических следующих технологий:
здоровьесберегающие;
личностно-ориентированное взаимодействие педагога и детей, 
индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях воспитанников;
игровые технологии;
интегрированное обучение;
взаимодействие с семьёй;
творческой технологии – ТРИЗ;
групповые;
проблемное обучение.
Разнообразные виды театра
Пальчиковый театр:
• способствует развитию речи, внимания, памяти;
• формирует пространственные представления;
• развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
• повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
• стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.
Настольный театр:
•помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
•сопровождать движения пальцев речью;
• побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Вязаный театр:
•развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;
• формирует творческие способности, артистизм;
•обогащает пассивный и активный словарь.
Театр на перчатке:
• оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
• помогает справиться с переживаниями, страхами;
• перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Театр кукол Би-ба-бо:
посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
Игра-драматизация
целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
способствует самопознанию и самовыражению личности;
создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Этапы и содержание работы
1-й этап: подготовительный сентябрь, октябрь 2015 г.
Цель: диагностика родителей и воспитанников к реализации проекта, ознакомление с научно-методической литературой, исследование воспитанников, педагогической просвещенности родителей.

 -Формулирует проблему
-Вводит в игровую ситуацию
-Формулирует цели и задачи

 -Вхождение в проблему
-Вживание в игровую ситуацию

Принятие задач

Достижение готовности и желания детей, родителей и педагогов на участие в проекте, получение данных о личностных качествах, уровне знаний, умений, навыков и состояния речевого развития воспитанников, формирование у родителей положительного отношения к сотрудничеству.

2-й этап: Основной (практический) Ноябрь 2015 г. по март 2017 г.
Цель: организация активного творческого поиска, улучшение в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций у детей через использование разнообразных видов театра, повышение уровня ответственности родителей за развитие речи своих детей.
- Направляет и контролирует осуществление проекта Формирование и развитие опыта по теме проекта Повышение уровня профессионализма сотрудников ДОУ, организация активного творческого поиска, развитие речи детей через организацию театрализованной деятельности, повышение уровня знаний, умений и навыков у родителей, 

3-й этап: Заключительный (оценочный) апрель 2017 г.
Цель: анализ результатов, анализ эффективности проекта путем оценки состояния развития речи детей, обобщение инновационного педагогического опыта по проблеме
Анализирует результат работы над проектом Создание инновационной модели работы в ДОУ, оценка результатов проекта, улучшение речевого развития детей и их коммуникативных качеств, издание методического пособия.

4-й этап: Обобщающий (презентационный) май 2017 г.
Цель: презентация проекта Сравнивает результаты на начало и конец работы по проекту. 
Презентация проекта Представление продуктов деятельности
Обобщение и распространение опыта работы по проекту

Вывод
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. 
Кроме этого, в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. 
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни. 
Театрализованная деятельность способствовала: развитию творческой, гармоничной личности, восприятию эмоциональной сферы речи и ее развитию; 
театрализованная игра:
стимулировала активность речи за счет расширения словарного запаса;
способствовала усвоению богатства родного языка, его выразительных средств (динамику, темп, интонацию и др.); стимулировала развитие артикуляционного аппарата;
способствовала формированию диалогической, эмоционально насыщенной, выразительной речи.
Моя гипотеза подтвердилась, так как улучшилась степень речевого развития детей. Применение театральной деятельности позволило добиться положительной динамики в развитии речи детей, были отмечены большие изменения в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций.  Это показывает и мониторинг. 
Работая над проектом, убедилась, что именно театрализованная направленность в деятельности является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений ребенка, а также способствует становлению коммуникативных способностей. Я не собираюсь останавливаться на достигнутом, а планирую и дальше развивать способности своих воспитанников.

В процессе реализации данного проекта созданы и разработаны продукты:
•конспекты непосредственно-образовательной деятельности по теме проекта
•разработаны методические рекомендации по содержанию и организации театрализованной деятельности для педагогов и родителей.
•созданы картотеки игр и упражнений: «Театральные этюды», «Мимические этюды», «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения».
•создана картотека мнемотаблиц
•оформлены: альбом «Виды театров»,папка-передвижка «Мир театра»
• обновлено эстетическое пространство группы:
•Приобретены куклы к разным видам театра
•Изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.
•Приобретены дидактические игры по данной теме.
Закончить комментарии к проекту хочется замечательными словами Б.М.Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие детей…»

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие речи детей старшего возраста посредством театрализованной деятельности"

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на дальнейшем развитии и обучении детей. А театрализованная деятельн...

воспитание и развитие нравственных качеств дошкольников, среднего и старшего возраста, посредством приобщения к художественной литературе и введения в мир книг

quot; Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг"  В.А. Сухомлинский27.09.2021...

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиТеатрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают...

Проект «Развитие речи детей старшего возраста посредством театрализованной деятельности»

Цель проекта: создать условия для формирования и совершенствования речевых умений и навыков детей через вовлечение их в театрализованную деятельность....

Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информац...

Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).

Задачи: -продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и р...