Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, в группе детей раннего возраста, в условиях реализации ФГОС ДОО.
материал (младшая группа)
Создание работниками ДОО психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, в группе детей раннего возраста, в условиях реализации ФГОС ДОО.
Автор: Загороднева Татьяна Игоревна, воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад «Солнышко» г Котовска Тамбовской области.
В настоящее время Федеральные Государственные стандарты, кардинальным образом, изменили систему психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, в том числе и в группах раннего развития детей. Этого требуют:
1) Принципы дошкольного образования:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
2) Задачи дошкольного образования:
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Эти принципы и задачи значительно расширяют использование в педагогическом процессе психологической составляющей, соответственно
меняется роль воспитателей, специалистов, особенно педагога – психолога. В нашей ДОО есть ставка педагога-психолога, который, определяет направление содержание психолого-педагогического сопровождения.
Цель сопровождения - создать психолого-педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Психолого-педагогическое сопровождение в нашей группе раннего развития детей «Карапузики» осуществляется воспитателями совместно с педагогом-психологом по следующим направлениям:
1. работа с детьми:
- -обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
- развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;
- коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи);
2. работа с педагогами:
- повышение теоретической психолого-педагогической компетентности педагогов, работающих с детьми группы:
- практическая помощь педагогам в овладении технологиями психолого-педагогического сопровождения
3.работа с родителями:
- Формирование родительской компетентности в области психологии ребёнка раннего возраста.
Практически психолого-педагогическое сопровождение детей в нашей группе начинается в период посещения ими группы ранней социализации и адаптации. Основной целью работы этой группы является:
оказание консультативной и практической помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего (от 2 до 3 лет) возраста. В процессе занятий в этой группе у детей расширяется круг взаимодействия с новыми помещениями, новыми взрослыми, новыми сверстниками. Одновременно с детьми родители тоже получают представления о способах взаимодействия с детьми, что способствует выработке , если не единых подходов к взаимодействию с ребёнком, то хотя не крайне противоречивых.
Важный момент - организация адаптационного процесса непосредственно при поступлении в группу. Здесь необходимо следование не только возрастным законам развития психики ребёнка, но и особенностям педагогического стиля их родителей , которые в этом возрасте имеют с ребёнком тесную связь на психологическом и энергетическом уровне. Первые дни пребывания ребенок присутствует в группе вместе с матерью в той одежде, к которой он привык, и с теми привычками, в том числе и вредными, которые имеет. Общая задача взрослых (воспитателей группы и родителей) - дать почувствовать ребенку, что мама доверяет педагогу, а значит с ним можно остаться. Мы (воспитатели группы) осторожно знакомим ребенка, в присутствии мамы, с правилами группы по линии «можно» (например, можно играть с игрушками, обращаться с просьбой ко взрослым, взаимодействовать с детьми, сесть за стол и так далее).
В адаптационный период мы (воспитатели группы) знакомим родителей с организацией жизни ребенка в детском саду, режимом питания, режимом дня, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Весь адаптационный период педагог-психолог, по мере возможности, приходит в нашу группу и наблюдет, как ребенок кушает, играет, спит, проводит игры на адаптацию. Результаты наблюдения мы (воспитатели совместно с педагогом-психологом) заносим в адаптационный лист. Также педагог-психолог оказывает нам (воспитателям) помощь по подготовке РППС нашей группы к новому учебному году, в вопросах о психологической безопасности среды. Педагог-психолог дает нам (воспитателям группы) рекомендации по содержанию РППС и ее организации. Педагог-психолог консультирует нас (воспитателей группы) в вопросах о том, что созданная РППС может, как способствовать психологическому здоровью детей, так и наоборот.
Не менее важным моментом в работе педагогов является и психолого педагогическое сопровождение коррекционно- развивающего этапа в жизнедеятельности группы. Отбор содержания воспитательно- образовательной работы, образовательных технологий, форм организации разных видов детской деятельности требует не только знания основных закономерностей развития ребёнка, но и умения разбираться в индивидуальных особенностях именно современных детей. Воспитательно-образовательный процесс в нашей группе сопровождается педагогическим наблюдением, на основании которых, мы составляем карту индивидуальных особенностей ребенка. Знание этих особенностей позволяет нам сделать педагогический процесс в группе более адресным. Кроме того, в декретированные сроки мы определяем нервно-психическое развитие детей.
По достижению ребенком трехлетнего возраста, используя Карту педагогической диагностики на конец третьего года жизни,
мы анализируем динамику развития ребёнка, соответствие его развития возрастному нормативу индивидуально – типологическим особенностям. При выявлении отклонений с позиции отставания, совместно с ПМП (к) решаем вопрос о специальной коррекционной работе с ребёнком.
( рекомендовать ли консультацию медиков, направить на ЦПМПК, изменить систему психолого-педагогического сопровождения в детском саду)
Вывод. Таким образом, правильно организованное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь способствует разностороннему, полноценному развитию ребенка, формированию у него способностей до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013г №1155);
2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПин 2.4.1.3049-13); Издательство: «Просвещение», 2013г;
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным програмам - образовательным программам дошкольного образования";
4.Примерная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ ЦРР – детский сад «Солнышко», основанная на примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Истоки». (Авторский коллектив: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др. Издательство: Творческий центр «Сфера»; Москва 2011г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС.
Данная статья будет полезна работникам дошкольного образовательного учереждения,воспитывающих детишек раннего возраста. Роль сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот в...
ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Опыт работы по организации оздоровления и физического развития детей раннего возраста в детском саду в свете современных требований к организации образовательной деятельности в условиях реализации фед...
Статья на тему: "Инновационная деятельность воспитателя в решении задач по здоровьесбережению детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
В данной работе раскрываются понятия "инновация", "здоровьесберегающие технологии". Представлены разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, а также условия по решению...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14008135","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"120","style":"width: 700px; height: 175px;","width":"480"}}]]Поступление ребенка в д...
"СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую...
презентация "Малые фольклорные жанры, как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС"
презентация предназначена для воспитателей второй группы раннего возраста...
Консультация для педагогов «Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС».
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в настоящее время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области ...