Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, в группе детей раннего возраста, в условиях реализации ФГОС ДОО.
материал (младшая группа)

Загороднева Татьяна Игоревна

Создание работниками ДОО психолого-педагогических условий  для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, в группе детей раннего возраста, в условиях реализации ФГОС ДОО.

Автор: Загороднева Татьяна Игоревна, воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад «Солнышко» г Котовска Тамбовской области.

В настоящее время Федеральные Государственные стандарты,  кардинальным образом,  изменили  систему  психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, в том числе и в группах раннего развития детей. Этого требуют:

1) Принципы дошкольного образования:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

2) Задачи дошкольного образования:

- формирование социокультурной среды, соответствующей  возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Эти принципы и задачи значительно расширяют  использование в педагогическом процессе  психологической составляющей, соответственно

меняется роль воспитателей, специалистов, особенно педагога – психолога.  В нашей ДОО есть ставка педагога-психолога, который, определяет направление  содержание психолого-педагогического сопровождения.

Цель сопровождения  - создать психолого-педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Психолого-педагогическое сопровождение в нашей группе раннего развития детей «Карапузики» осуществляется  воспитателями совместно с педагогом-психологом по следующим направлениям:

1. работа с детьми:

  • -обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
  • развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;
  • коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи);

2. работа с педагогами:

  • повышение  теоретической  психолого-педагогической компетентности  педагогов, работающих  с детьми группы:
  •  практическая помощь  педагогам в  овладении   технологиями  психолого-педагогического сопровождения

3.работа с родителями:

  • Формирование   родительской компетентности в области психологии ребёнка  раннего возраста.

Практически психолого-педагогическое сопровождение детей  в нашей группе  начинается  в период посещения ими группы ранней социализации и адаптации. Основной целью работы этой группы является:

оказание консультативной и практической помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего (от 2 до 3 лет) возраста. В процессе  занятий в этой группе  у детей расширяется круг взаимодействия с новыми  помещениями, новыми взрослыми, новыми сверстниками. Одновременно с детьми родители тоже получают представления о способах взаимодействия с детьми, что  способствует  выработке , если не единых подходов к взаимодействию с ребёнком, то хотя не крайне противоречивых.

Важный момент -  организация  адаптационного процесса непосредственно при поступлении в группу.  Здесь  необходимо следование не только возрастным законам  развития психики ребёнка, но и  особенностям педагогического стиля  их родителей , которые в этом возрасте имеют  с ребёнком тесную связь на психологическом и энергетическом уровне. Первые дни пребывания  ребенок присутствует в группе вместе с матерью в той одежде, к которой он привык, и с теми  привычками, в том числе и вредными, которые имеет.  Общая  задача взрослых (воспитателей группы и родителей) - дать почувствовать ребенку, что мама доверяет педагогу, а значит с ним можно остаться. Мы (воспитатели группы) осторожно знакомим ребенка, в присутствии мамы, с правилами группы по линии «можно» (например, можно играть с игрушками, обращаться с просьбой ко взрослым, взаимодействовать с детьми, сесть за стол и так далее).

В адаптационный период мы (воспитатели группы) знакомим родителей с организацией жизни ребенка в детском саду, режимом питания, режимом дня,  с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Весь адаптационный период педагог-психолог, по мере возможности, приходит  в нашу группу и наблюдет, как ребенок кушает, играет, спит, проводит игры на адаптацию. Результаты наблюдения мы (воспитатели совместно с педагогом-психологом) заносим в адаптационный лист. Также педагог-психолог оказывает нам (воспитателям) помощь по подготовке РППС нашей группы к новому учебному году, в вопросах о психологической безопасности среды. Педагог-психолог дает нам (воспитателям группы) рекомендации по содержанию РППС и ее организации. Педагог-психолог консультирует нас (воспитателей группы) в вопросах о том, что созданная РППС может, как способствовать психологическому здоровью детей, так и наоборот.

Не менее важным моментом в работе  педагогов является и психолого педагогическое сопровождение коррекционно- развивающего этапа в  жизнедеятельности  группы. Отбор содержания воспитательно- образовательной работы,  образовательных технологий, форм организации разных видов детской деятельности требует  не только знания  основных закономерностей развития ребёнка, но и умения разбираться в индивидуальных особенностях  именно современных детей. Воспитательно-образовательный процесс в нашей группе сопровождается педагогическим наблюдением, на основании которых, мы составляем карту индивидуальных особенностей ребенка. Знание этих особенностей позволяет нам сделать педагогический процесс в группе более адресным. Кроме того,  в  декретированные  сроки мы определяем нервно-психическое развитие детей.

По достижению ребенком трехлетнего возраста,  используя  Карту педагогической диагностики  на конец третьего года жизни,

 мы анализируем  динамику развития ребёнка, соответствие его развития  возрастному нормативу  индивидуально – типологическим особенностям.  При выявлении отклонений с позиции отставания,  совместно   с ПМП (к) решаем вопрос  о специальной коррекционной  работе с ребёнком.

( рекомендовать ли консультацию  медиков, направить на ЦПМПК,  изменить систему психолого-педагогического сопровождения в  детском саду)

Вывод. Таким образом,  правильно организованное  психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь способствует  разностороннему, полноценному развитию ребенка, формированию у него способностей до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013г №1155);

2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПин 2.4.1.3049-13); Издательство: «Просвещение», 2013г;

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным програмам - образовательным программам дошкольного образования";

4.Примерная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ ЦРР – детский сад «Солнышко», основанная на примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Истоки». (Авторский коллектив: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др. Издательство: Творческий центр «Сфера»;  Москва 2011г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС.

Данная статья будет полезна работникам дошкольного образовательного учереждения,воспитывающих детишек раннего возраста. Роль сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот в...

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Опыт работы по организации оздоровления и физического развития детей раннего возраста в детском саду в свете современных требований к организации образовательной деятельности в условиях реализации фед...

Статья на тему: "Инновационная деятельность воспитателя в решении задач по здоровьесбережению детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В данной работе раскрываются понятия "инновация", "здоровьесберегающие технологии". Представлены разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, а также условия по решению...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14008135","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"120","style":"width: 700px; height: 175px;","width":"480"}}]]Поступление ребенка в д...

"СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.        В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую...

Консультация для педагогов «Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС».

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в настоящее время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области ...