Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
проект (старшая группа)
Актуальность.
Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений. Активное приобщение детей к языковому богатству русского народа способствует развитию их духовности и в конечном итоге определяет личность ребенка. Данный цикл занятий способствует развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению небольших ре продуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и, заканчивая последующим придумыванием собственных сказок, и их драматизацией. Эта работа способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учетом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 470.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребенка Детский сад №14»
Теме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
Подготовила: воспитатель Щукина Е.В.
Месяц | Тема недели | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями | Итоговое мероприятие |
Сентябрь | 1 неделя: «День знаний» | Оформить совместно с детьми центр речевого развития Изготовить и внести дидактические игры по речевому развитию «Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?» Беседа «День знаний» Игра «Что нам надо в школу» Чтение загадок, поговорок Рассматривание тем.альбома «Школьные принадлежности» | 1. Привлечь родителей к пополнению уголков «Речевого развития» и «Книги», новыми играми, книгами 2. Родительское собрание на тему: «Мы читающая семья» | Развлечение (коммуникация+ художественная литература) « По страницам книжек» |
2 неделя: «Вот и стали мы на год взрослее» | Дид.игры «Кто откуда?» , «Скажи наоборот» Беседы «Чему мы научились», «Как мы говорим? Наша речь» Рассказывание по картине «Я большой» | |||
3 неделя: «Мама, папа, я-дружная семья!» | Чтение стихов по теме, заучивание стихов, Пальчиковые игры Составление рассказов по теме «Я люблю свою семью за ...» Игра «Составь предложение» Д/и «Моя родня» | |||
4 неделя: «Мы сильные, смелые, ловкие!» | Чтение стихов о спорте, пословиц о здоровье и спорте, Подвижные народные игры Рассматривание иллюстраций с видами спорта Слушание аудиозаписи песен о спорте Рассказывание по сюжетным картинкам «Что мы знаем о спорте?» | |||
Октябрь | 1 неделя: Мониторинг 2 неделя: | Драматизация по сказке «» Рассматривание тем.альбомов «Иллюстрации к потешкам», «Сказочные герои» Дидактическое пособия «Фонетическая зарядка» Чтение загадок-складок Просмотр мульфильма «Колобок» Составление рассказов по сюжетным картинкам «Осень», «Осень в лесу»,«По грибы» | 1. Предложить родителям консультации «Для чего нужна артикуляционная гимнастика» 2. Консультация для родителей «Как заучивать стихи?» 3. «Сказка – это серьезно.О роли сказки в развитии речи ребенка» | Конкурс подделок из природного материала «Любимое животное из рассказа» Вечер досуга «Интервью у осени» |
3 неделя: «Природа осенью» | Игра «Найди нужную картинку» Заучивание стихов , Чтение закличек, поговорок, стих-ия В. Мирович «Все деревья облетели,..», А. Плещеев «Скучная картина!» Рисование (с дальнейшей беседой) «За что я люблю осень» Составление сюжетных картинок с фабульным развитием действия «Огород», «Мальчик и щенок», «Еж и яблоки» Настольный театр «Лиса и кувшин» | |||
4 неделя: «Что нам осень принесла!» | Чтение загадок, закличек, Чтение произведений И.Токмакова «Деревья» и К. Ушинского «Спор деревьев» Рассказывание по иллюстрациям произведения А.Пушкина «Осень» Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметови «Ветры», «Листики осенние» | |||
Ноябрь | 1 неделя: «Широка страна моя родная» | Беседы «Наша малая Родина», «Калуга- мой дом» Чтение стихотворения И. Никитина «Русь» Упражнение «Это важное слово» Подвижное упражнение «Береза» Игра «Семейка слов» | 1. Консультация для родителей «Роль народных потешек в становлении речи старших дошкольников» 2. Предложить родителям сделать дид.игру « Достопримечательности г.Калуги» 3. Предложить родителям альбом «Калужский фольклор», для ознакомления детей в домашних условиях с традициями г.Калуги | Открытое занятие по образовательной области «Коммуникация» |
2 неделя: «Неизведанное рядом» | Составление описательных рассказов по репродукции И.И. Шишкина «На Севере диком…» | |||
3 неделя: «В гости к светофору» | Чтение загадок по теме, стихов Игра-ситуация «Поможем сказочным героям перейти дорогу!» | |||
4 неделя: «Малая Родина» | Чтение художественных произведений по теме, беседа «Наш город», рассматривание тем.альбома «Калужский фольклор», народные Калужские игры, заучивание Калужских кол. песенок | |||
Декабрь | 1 неделя: «Что мы знаем о зиме?» | Чтение стих-ий ипересказ Рассматривание иллюстраций к сказке «Заюшкина избушка» с последующим составлением схем Настольный театр «Зимовье зверей» Составление описательных рассказов «Зимушка Зима» | 1. Рекомендации по заучиванию наизусть стихотворений 2. Консультация « Устное народное творчество в развитие речевой активности детей» | Утренник «Новый год» |
2 неделя: «Зимние забавы» | Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий «Катание на лыжах», «Зимние забавы» Составление сказок с игрушками: медведь, кукла, зайчик и т.д. | |||
3 неделя: «Зимушка-зима, белоснежная краса» | Чтение и обсуждение, пересказ сказок «Зимовье зверей», «Снегурочка», В. Сутеев «Новогодняя ёлка» Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук «Погреем пальчики», «Дед Мороз», «Фонарики» | |||
4 неделя: «Новый год у ворот» | Чтение стих-ий Е. Благинина «Сюрприз», «Новый год» Чтение загадок Составление рассказов из личного опыта. Тема: «Как мы готовимся к Новогоднему празднику» К.Чуковского «Елка» | |||
Январь | 1 неделя: «Рождественские вечера» | Рассматривание картины «Зимой на прогулке» Народные подвижные игры « Дид.игра «Слова из сказки» Игры на дыхание: «Флюгер», «Свеча», «Мельница» | 1. Рекомендация родителям «Речевая готовность ребенка к школе» 2. Просьба к родителям изготовить пособия для дыхательных гимнастик из подручных материалов 3. Предложить родителям список литературных произведений по теме «Зимушка-зима», «Здоровье детей» | Спортивное развлечение «Встречаем олимпиаду» ( физическая культура+ коммуникация) |
2 неделя: «Зима белоснежная» | Отгадывание загадок о зимних явлениях Дидактические игры«Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением» Составление рассказов по сюжетным картинкам «Зима»,«Зимние забавы» Чтение и заучивание стихотворений С. Есенин «Поет зима – аукает», С. Есенин «Пороша» | |||
3 неделя: «Мы друзья зимующих птиц» | Дидактические игры «Я знаю эту птицу», чтение «Кто как зимует» Заучивание закличек, поговорок, пословиц Рассказывание по сюжетным картинам «Зимующие птицы» Чтение рассказов о птицах | |||
4 неделя: «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» | Чтение К.Чуковский «Айболит» Рассматривание иллюстраций к произведению Чтение поговорок о здоровье, потешек «Утром я встаю...», «Вместе с солнышком встаю,..» Дыхательные гимнастики Беседы «Что я знаю о себе», «Речевой аппарат». | |||
Февраль | 1 неделя: «Азбука этикета» | Дидактические игры «Поможем сказочным героям», «Комплимент волку», «Добрый волк» Беседы «Я хороший, поэтому ...», «Мы не будем сороться» Чтение произведения В.Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо» | 1. Предложить родителям развивающие игры со стихами 2. Предложить родителям тем.альбом «Деловые игры. Развитие речи в картинках» (с логическими играми по развитию речи) 3. Обратить внимание родителей на информацию «21 февраля- Международный день родного языка» | Развлечение «23 февраля- Днь Защитника Отечества» (музыкальное творчество+ коммуникация) |
2 неделя: «Современные профессии» | Чтение загадок о профессиях, пестушек «Поехали, поехали..», «Ребёнок плачет» Д/и «Кому что принадлежит» Составление описательных рассказов по фотографиям «Профессии родителей» | |||
3 неделя: «Защитники земли русской» | Составление рассказов о папах по фотографиям Беседы «Что мы знаем о богатырях», «Я хочу быть сильным, как ...» Упражнение «Богатыри» | |||
4 неделя: «Наша Армия родная!» | Речевое упражнение: «Как можно назвать иначе своих близких?» Чтение рассказа «Наше отечество» Рисование «Мой папа», с дальнейшим рассказыванием | |||
Март | 1 неделя: «Самая обаятельная и привлекательная» | Заучивание стих-ия «На щеках у мамочки...», чтение стихов о маме,слушание песен Составление рассказов на тему: «Я люблю свою маму за ...», «Нет дороже бабушки» | 1. Обратить внимание родителей на печатную консультацию «Растим талантливого рассказчика» 2. Предложить родителям интернет-ресурсы (адреса сайтов) по теме «Развитие речи детей. Что полезно знать» 3. Предложить папам совместно с детьми, составить мини-рассказы с фотографиями на тему «Наша мама дорогая» | Утренник к»8 марта- Женский день» Развлечение по сказкам «Животные из сказок» |
2 неделя: «Мамина работа» | Пальчиковая игра «Я пеку...», Чтение и беседы по рассказам, пересказ «Помощница» Е. Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк | |||
3 неделя: «Животные наших лесов» | Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна», поговорок, закличек, пословиц,загадкок о весне, признаках весны, птицах Ситуативный разговор «Приметы весны» Составление рассказов по сюжетным картинкам «Весна», «Птицы прилетели» | |||
4 неделя: «Мы друзья природы» | Чтение стихотворения «Подснежник» Н. Романовой, заучивание Ф. Тютчева «Зима не даром злися» Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова «Три медведя» Дид.игры Рассказывание по схеме сказки « Маша и медведь» | |||
Апрель | 1 неделя: «Хочу все знать» | Рассматривание тем.альбома «Сказка ложь, да в ней намек...», «Опасность в сказках», с дальнейшим рассказыванием Чтение произведений по данной теме Упражнения «Хочу я многое узнать» Дид.игры «Из чего сделано», «Скажи по слогам», «Подбери синоним» | 1. Предложить родителям сделать поделку ко Дню космонавтики 2. Консультация «2 апреля- Международный День Книги!» 3. Консультация для родителей «Речевые игры по дороге домой для детей 5-6 лет» | Спортивное развлечение «12 апреля- День космонавтики» Музыкальное развлечение «Весна-красна» |
Мониторинг 2-3 неделя: «Калуга космическая» | ||||
Беседа «Библиотека-дом, где живут книги», чтение русских народных сказок, Рассматривание иллюстраций к сказкам, с дальнейшим рассказыванием Составление описательного рассказа по картинкам «Белка и Стрелка», «Полет Гагарина в космос» Чтение стихов, загадок о космосе | ||||
4 неделя: «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!» | Игровое упражнение «Кто бежит, кто сидит?» Чтение потешек «Водичка-водичка..», « Глазки, вы будете в жмурки играть?» и т.д. Рассказ по схемам «Я здоровый ребенок» | |||
Май | 1 неделя: «Запомни-это надо знать!» | Чтение стихотворений об опасных предметах Просмотр видео «Кошкин дом» по произв-ию С.Маршака Рассказывание по серии картинок «Осторожно, опасные предметы» Заучивание поговорок | 1) Обратить внимание детей на информацию «27 мая- Общероссийский день библиотек». Проконсультировать- какие книги нужно брать в библиотеке 2) Родительское собрание на тему «Что теперь я знаю!» 3) «Памятки для родителей по обучению связной речи» | Итоговое НОД «Что мы знаем о сказках и рассказах» Выпускной «Досвиданье, десткий сад!» |
2 неделя: «Не забудем памятные дни» | Рассматривание темат.альбома «Воины Калужской области» Беседы «Что мы знаем о войне», «Наша Родина » Составление рассказов по сюжетным картинкам (по данной теме) | |||
3 неделя: «Мы теперь ученики» | Чтение стихотворения Дидактические игры «Пересказ», «Буква моего имени», «Назови слова», «Слова из звуков», «Придумай новое слово» | |||
4 неделя: «Лето на пороге» | Чтение закличек, стихотворений, народная игра «Кот и мыши», «У медведя во бору» Рассказывание по иллюстрациям сказок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-693501-1445449883.jpg)
Комплексно-тематическое планирование по Теме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
Комплексно-тематическое планирование поТеме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»...
ПРОЕКТ Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
ПРОЕКТРазвитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/09/picture-1287767-1604943196.jpg)
Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В гостях у сказки»
К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/13/picture-1377344-1642062112.jpg)
Проект развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность.
Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляю...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/24/picture-1222015-1582527210.jpg)
Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/17/picture-1030868-1523964138.jpg)
Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
В данном проете представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием театрализованной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/03/picture-1487706-1696340178.jpg)
Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, н...