Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №12 «Журавушка» комбинированного вида г.Орска.
Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Подготовила воспитатель: Аканова А.У.
Направленность: познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие детей.
Вид проекта: творческий, групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Актуальность проекта
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Цель проекта:
Способствовать развитию творческих и речевых способностей детей дошкольного возраста.
Развивать партнёрские отношения с родителями в сфере творческо-речевой деятельности детей.
Задачи проекта:
· создание предметно – развивающей среды, способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности.
· подбор литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
· формирование умения эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер.
· развитие у детей художественно – речевых исполнительских способностей - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки
· воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия), способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
· привлечение родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях.
Ожидаемый результат:
1. Развивать у детей диалогическую, правильную, выразительную связную речь, мышление, память.
2.Обогащать речь детей за счет образных выражений, активизировать словарь ребенка, совершенствовать навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивать эмоциональную выразительность речи.
3.Сформировать навык общения.
4.Сформировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
Разработка проекта.
Создание условий.
Для работы над проектом создана предметно – развивающая среда, способствующая возникновению интереса к театрализованным играм. В группе детского сада организован уголок для театрализованных игр и представлений. В театральном уголке собрано множество видов театра: настольный, бибабо, пальчиковый, реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, маски). Есть уголок ряжения, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм.
В литературных уголках хранится детская художественная литература, в том числе книжки-раскладушки; книжки-панорамы, книжки созданные совместно с детьми.
Координация деятельности участников проекта
Воспитатель:
· Планирует познавательно – речевую и театрально – игровую деятельность детей
· Разрабатывает систему занятий, игр, упражнений.
· Отбирает методы и приемы в работе с детьми, отвечающие их возрастным особенностям.
Музыкальный руководитель:
· Подбирает музыкальный материал, способствующий возникновению музыкально – речевых связей.
· Подбирает пьесы для постановки с детьми.
· Совместно с воспитателями и родителями разрабатывает сценарии утренников.
Родители:
Принимают активное участие в реализации проекта: помогают педагогам создавать предметно – развивающую среду, принимают участие в утренниках, посещают открытые занятия и праздники.
Работа над проектом:
Разработана подборка игр для детей старшего дошкольного возраста.
1. Имитация:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и имитация основных эмоций человека.
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей.
2. Импровизация:
• Игра-импровизация под музыку
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель
3. Ролевой диалог героев сказок ( "Репка", "Три медведя").
4. Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Красная шапочка").
5. Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка").
Работа с родителями:
1.Беседа – лекция «Знаете ли Вы своего ребёнка».
2. Консультация «Недостатки речи у детей дошкольного возраста».
3.Тематическое мероприятие «Театральная игрушка в руках ребёнка»
4. Фотовыставка «Театральный калейдоскоп».
Игры по речевому развитию направлены:
1. на воспитание звуковой культуры речи: развитие артикуляционного аппарата, дикции, на произношение шипящих звуков
2. на воспитание интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса.
3. на обогащение и активизацию словаря.
4. на развитие связной речи.
Подборка дидактического материала: игры, упражнения, художественная литература, пьесы, музыкальные произведения.
Изготовление декораций, костюмов, кукол для различного вида театрализованной деятельности
Этапы реализации проекта
1 этап: Подготовительный
1 Подбор материала, литературы по теме проекта.
2 Планирование работы с детьми и сотрудничество с родителями.
3 Анкетирование родителей
2 этап: Основной
1.Проведение родительских собраний, консультаций.
2.Проведение игр – драматизаций и театрализованных игр с детьми.
3.Проведение праздничных утренников с участием сказочных персонажей.
4.Показы театрализованных представлений.
3 этап: Заключительный:
В результате работы над проектом в нашем детском саду должна быть
· создана предметно – развивающей среда, способствующая развитию интереса к театрализованной деятельности.
· пополнена библиотека детскими литературными произведениями для театрализованных игр.
· сформировано умение у детей эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер.
· развитие у детей художественно – речевых исполнительских способностей.
· воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия), способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
· привлечение родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях.
· итоговое занятие по развитию речи через театрализованную деятельность «Путешествие в мир театра»
Список литературы:
1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2.Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М. ., Рипол Классик Дом , 2007
3.Гербова В.В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика –Синтез, 2009
4.Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» М., 2003
5.Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Мастер- класс...
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
laquo;Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...
ПРОЕКТ Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
ПРОЕКТРазвитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность...
Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В гостях у сказки»
К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим...
Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
В данном проете представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием театрализованной деятельности....
Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, н...