Методическая разработка "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Аннотация
Данная методическая разработка будет полезна для педагогов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования и воспитателей ДОУ.
Данная разработка является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает более эффективному обучению и личностному развитию дошкольников. Ведущей деятельностью старшего дошкольника является игра. Но уже в игровой деятельности зарождаются элементы учебной, которые сопутствуют ей.
Коммуникативные игры: дают развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению; - развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения; - развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки. - развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; -развивать умение договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты. - формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний
Используя в занятиях средства художественно-эстетического развитиямы помогаем ребенку учится самовыражению, развивается творчески. Работая с пластилином, ребенок развивает мышление и воображение. А музыка помогает расслабиться и снять эмоциональное напряжение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Акиуальность+перспективное планирование | 69.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 21 «ИСКОРКА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Перспективное планирование по теме: «Развитие эмоционального интеллекта дошкольников»
Автор составитель: воспитатель
Е.В. Гурулева
Аннотация
Данная методическая разработка будет полезна для педагогов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования и воспитателей ДОУ.
Данная разработка является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает более эффективному обучению и личностному развитию дошкольников. Ведущей деятельностью старшего дошкольника является игра. Но уже в игровой деятельности зарождаются элементы учебной, которые сопутствуют ей.
Коммуникативные игры: дают развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению; - развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения; - развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки. - развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; -развивать умение договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты. - формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний
Используя в занятиях средства художественно-эстетического развитиямы помогаем ребенку учится самовыражению, развивается творчески. Работая с пластилином, ребенок развивает мышление и воображение. А музыка помогает расслабиться и снять эмоциональное напряжение.
Актуальность
Мышление и эмоции глубоко связаны.
А. Курпатов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на создание условий развития ребенка, «открывающих возможности для его позитивной социализации». Ставятся новые для практики дошкольного образования задачи развития у детей социального и эмоционального интеллекта.
Феномен эмоционального интеллекта дошкольника для нашей страны является ещё достаточно новым. Однако основы его изучения положены еще Ч.Дарвином и опубликованы в 1872 году в книге «о выражении эмоций у животных и человека». Дальнейшие исследования позволили выделить 10 дифференциальный эмоций. В настоящем времени так же проводится много исследований в этом направлении, потому что данная тема максимально близко может приблизить нас к целям современного дошкольного образования.
Любую психическую функцию можно назвать интеллектом, т.к. в ее нейро-физиологической основе лежит такой же механизм (кортикальные колонки, отношение подкорковых структур с корковыми). И не важно, какую задачу вы решаете, работают те же механизмы. Например, вы решили научиться делать трюки на самокате, будет развиваться кинестетический интеллект. Работаете дегустатором – вкусовой интеллект. Эмоциональный интеллект - одна из них. (А. Куратов)
Эмоциональный интеллект– это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Р. Бар-Он, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие.
Особую важность и актуальность развития эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Задачи развития эмоционального интеллекта тесно связаны с целями социально – коммуникативного развития. Данная область выделяется авторами ФГОС, как одна из приоритетных.
Для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и формирование эмоционального отношения к окружающей действительности, к людям, отношениям, взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Эмоциональные процессы являются той средой психологического бытия ребенка, которая заполняет и регулирует все остальные его функции.
Дошкольный возраст является самым чувствительным периодом для развития и становления личности ребенка, его характера, познавательной сферы, навыков, умений и способностей. В целом, дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности; формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым» и т.д.). Именно в дошкольном возрасте происходит становление эмоциональной сферы ребенка.
При нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление, формирование самосознания, самооценки, образа Я. Такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.
В подготовке дошкольников к школе и их обучении доминирующуюроль играет когнитивное развитие, а эмоциональная жизнь ребёнка и умениевыстраивать взаимоотношения, часто, вынесены за рамки организованногопедагогического процесса как в детском саду, так и в школе, несмотря на то, что проблема пониманияребёнком эмоционального состояния окружающих его людей и воспитаниягуманности в человеческих взаимоотношениях принадлежат к числутех важнейших вопросов, которые пронизывают собой всю историю развития человеческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новоеконкретное содержание. Важным становится не только понимание, апереживание ребёнком событий, происходящих вокруг него, с близкими идаже незнакомыми ему людьми. Только опираясь на эмоции свои и другихлюдей, дети учатсяориентироваться на другого, получая полезную информациюо том, что действительно происходит.
В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллектуальное. Поэтому одним из самых острых вопросов дошкольного воспитания является проблема нравственных представлений личности и развития гуманных чувств. Недостаточное развитие этой сферы психики, как показывают исследования (Б.Д. Парыгин, 1999; Н.В. Куницына, 2001;А.О. Прохоров, 2005; А.В. Карпов, 2007 и др.), влечёт за собой возникновение многих внутри личностных и межличностных проблем и конфликтов. Изучая многие современные работы, можно сделать вывод, что в основе развития личности дошкольника, лежит эмоциональный интеллект, который представляет собой готовность ребёнка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности.
Цель разработки:Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возрастачерезхудожественно-эстетическую деятельность и коммуникативные игры.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы. Научить понимать значение и предназначение эмоций; Развивать навыки безошибочного распознавания собственных эмоции и эмоции других людей;
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения. Научить использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной и речевой деятельности, а также для повышения качества общения;
3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе. А так же сформировать навыки управления собственными эмоциями и поведением.
Но какие, же средства для этого необходимы? Для этого рассмотрим опыт Отечественных педагогов и психологов. Яфальян А.Ф. подчеркивает взаимосвязь эстетических чувств и эмоционального интеллекта личности к тому же представляет классификацию эстетических чувств, а так же их влияние на развитие у дошкольников эмоционального интеллекта. Лыкова И.А. особое внимание уделяет чувству юмора в развитии эмоционального интеллекта. Юмор рассматривается как средство эмоциональной саморегуляции, а радость жизни — как индикатор гармонии мировосприятия. Особенно важно учитывать особенности детского юмора и понимать значение детского фольклора и литературы для развития чувства юмора у детей дошкольного возраста.
В работах Зубачевской Н.А. большое внимание уделяется возможностям искусства (музыки, детской художественной литературы и др.) в развитии эмоционального интеллекта ребенка-дошкольника. Нефёдовой Л.К. представлен опыт формирования эмоционально-интеллектуальной сферы детей в процессе раннего обучения хореографии и вокалу на основе принципа импровизации. Очень интересной и новой оказалась на наш взгляд практика использования арт-методов, в частности метода песочного рисования «Sand-Art», в работе Тупичкиной Е.А. по развитию эмоционального интеллекта и профилактике эмоционального неблагополучия дошкольников.
Проанализировав данные работы, можно понять, что такая яркая и живая сфера, как эмоциональный интеллект отзовется только на столь же живые средства и формы работы.
Направления работы:
- Формировать у дошкольников потребность и умение накапливать положительные эмоции, распознавать и справляться с неполезными эмоциями.
- Научить позитивно (без раздражения, капризов, агрессии) реагировать на различные жизненные ситуации и заранее создавать желаемые ситуации.
- Научить понимать и осознавать потребности и эмоции тела, развить мышечное внимание и свободу.
- Заложить у дошкольников основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение (что происходит и почему), поведение других людей, управлять своими эмоциями, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
- Способствовать адекватному для дошкольников ролевому развитию, а также формированию эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
- Научить дошкольников поддерживать сотрудничество.
Методическая разработка состоит из цикла занятий (14)
Форма работы: групповая.
Периодичность проведения – 2 раза в месяц.
При проведении занятий используются различные методы:
- Психогимнастка.
- Ролевые и коммуникативные игры.
- Художественно-эстетическая деятельность.
- Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
- Игры, направленные на развитие воображения.
- Пальчиковые игры.
- Сказкотерапия
В режимных моментах использовать игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, повышающие эффективность общения; а так ж игры и упражнения помогающие снять мышечное и эмоционально напряжение. В НОД по основной программе планируется использование пальчиковых игр, и физ.минуток, содержащихся в данной программе. Так предусмотрены дидактически игры и пособия для самостоятельной индивидуальной и групповой игры.
Оснащение занятий
-Аудио – видеотека;
- фонотека;
- настольно – печатные игры;
- предметные игрушки;
- доска;
- цветные мелки;
- пластилин;
- краски, карандаши, фломастеры;
- писчая и цветная бумага;
- ковер;
- Карточки «Эмоции» серии «emotionmimic» (ООО «Данко-тойс»), Карточки «развиваем эмоциональный интеллект (серии «EQ»).
Структура занятий.
По своей структуре занятие делится:
I Этап – организационный и мотивационный , который включает в себя вводную часть (организационный и мотивационный этапы).
IIэтап - практический, включает основную работу по целям и задачам занятия.
III этап – заключительный, включающий в себя подведение итогов и рефлексию.
Задачей вводной части является создание у детей определенного положительного эмоционального фона.
Задания для основной части занятия подбираются с учетом их направленности на развитие эмоциональной сферы: развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и правилам детской группы, овладение способами взаимодействия с другими детьми.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы воспитанников и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Ответы детей на вопрос, чем они занимались и чему научились на данном занятии.
Принципы проведения занятий:
1. Безопасность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий.
2. Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.
3. Возрастое соответствие: предлагаемые упражнения учитывают возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
4. Деятельностный принцип: задачи развития коммуникативных навыков достигаются через использование различных видов деятельности.
5. Дифференцированный подход: учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
6. Рефлексия: совместное обсуждение понятного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.
7. Конфиденциальность: адресность информации о ребенке родителям. Недопустимость медицинских диагнозов. Акцент на рекомендациях.
Планируемый результат:
1. Ребенок понимает значение и предназначение эмоций;
2. Сформированы навыки управления собственными эмоциями и поведением.
3.Эффективно использует эмоции в мыслительной и речевой деятельности.
4. Распознает собственные эмоции и эмоции других людей и выстраивает эффективную коммуникацию.
Перспективное планирование по теме:
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» (старшая группа)
Месяц | Тема НОД | Цель | Самостоятельная деятельность | Предметно-развивающая среда |
Сентябрь | Диагностический блок: Методика 15. Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний (разработка Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой) Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова) Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М.Щетинина) | Цель: изучение способности к эмпатии как возможности воспринимать и анализировать эмоциональное состояние партнера по общению исходя из сделанных наблюдений. Цель: изучение уровня коммуникативных способностей дошкольников Цель: изучение уровня развития у ребенка способности к партнерскому диалогу. | Раскраски «эмоции» Д/и «Настроение», Игра «Притворщик» Игра «Найди» | Стимульный материал представлен в Приложении и включает 3 группы материалов: 1) 6 портретных картинок с изображением определенного эмоционального состояния, а именно: 1) радость; 2) злость; 3) грусть; 4) страх; 5) удивление; 6) спокойствие (отдельные наборы для мальчиков и для девочек – см. Приложение 15, рис. 15.1.-15.2.); 2) 12 сюжетных картинок, на которых персонажи выражают определенное эмоциональное состояние (по 2 картинки на каждое из указанных выше эмоциональных состояний, см. Приложение 15, рис. 15.3.-15.14.); 3) 12 рассказов к сюжетным картинкам. |
Октябрь | Первое занятие Тема: Островок эмоций Второе занятие Тема: Что мы умеем | Цель: Познакомить с понятием «Эмоции». Задачи: 1. Сплочение группы, обогащать знания детей друг о друге. 2. Учить понимать себя, свои эмоции и потребности. 3. Способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой. 4. Развивать вербальное и невербальное общение. Цель: Способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств. Задачи: 1. Создание положительной атмосферы, делать группу сплоченной обогащать знания детей друг о друге. 2. Совершенствовать умение выступать перед группой. 3. Развивать вербальное и невербальное общение. 4. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. 5. Снять телесное и эмоциональное напряжение. | Раскраски «эмоции» Д/и «Настроение», Д/ и «Добро животное» Д/и «Пиктограммы» (Изобрази эмоцию) | Игрушка Лисенок, музыкальный проигрыватель, клубок ниток, изображение «острова эмоций», карточки с изображением основных эмоций (радость; злость; грусть; страх; удивление; спокойствие). Игрушка Лисенок, магнитофон, разрезанные картинки, 2 картинки для игры «Найди 10 отличий», мяч, указка, игрушки (кегли), карандаши, бумага , платок. |
Ноябрь | Первое занятие Тема: В страну Дружбы Второе занятие Тема: Вежливое общение | Цель: Продолжать учить понимать себя, свои эмоции и потребности Задачи: 1. Развивать невербальное и вербальное общение. 2. Снять телесное и эмоциональное напряжение. 3. Развивать навыки самосознания. Цель: Развивать навыки самосознания. Задачи: 1. Закрепить знания о правилах поведения в группе. 2. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. 3. Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. 4. Развивать мелкую и общую моторику. 5. Снятие эмоционального и телесного напряжения. | Игра «Делай как я» Игра «Я хочу подружиться...» Пальчиковая гимнастика «Дружба» Д/и «Правила поведения» (по карточкам) | Игрушка Лисенок, «волшебная палочка», карандаши, бумага, скотч, изображение поляны, музыкальное сопровождение. Игрушка Лисенок, шкатулка, нарисованные ключи, письмо от Феи, магнитофон, карандаши, недорисованный ключ, мяч, картинки со схематическими изображением правил. Задание «дорисуй ключик», «подбери ключик» |
Декабрь | Первое занятие Тема: Радость. Второе занятие Тема: Грусть | Цель: Познакомить детей с чувством радости Задачи: 1. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 2. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) 3. Учить детей выражать чувство радости в рисунке. Цель: Познакомить детей с чувством грусти Задачи: 1. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 2. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) 3. Учить детей выражать чувство грусти в рисунке. | Динамическая игра «Веселые мартышки» Пальчиковая гимнастика «Дружба» Игра «Притворщик» Игра «Найди» «Эмоции» серии «emotionmimic» (ООО «Данко-тойс») | Игрушка Лисенок, Радостное облачко, радостные карандаши (теплых тонов), иллюстрация «Когда я радуюсь», листы А5, упаковки цветных карандашей по количеству детей. Игрушка Лисенок, грустное облачко, грустные карандаши(холодных тонов), иллюстрация «Когда я грущу», листы А5, упаковки цветных карандашей по количеству детей, задание «найди непохожих гусениц и раскрась» |
Январь | Первое занятие Тема: Гнев Второе занятие Тема Удивление | Цель: Познакомить детей с чувством гнева. Задачи: 1. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 2. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) 3. Учить детей выражать чувство гнева в рисунке. Цели: Познакомить детей с чувством удивления. Задачи: 1. Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 2. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) 3. Учить детей выражать чувство удивления в рисунке. | Подвижная игра «Вулкан» Д/и «Театр настроений» Пальчиковая гимнастика «Помиримся» Пальчиковая гимнастика «Удивительно» Подвижная игра «Есть или нет?» Игра с карточками «Эмоции» серии «emotionmimic» (ООО «Данко-тойс») | Магнитофон, аудиозаписи музыки Е. Ботлярова ≪Драчун≫ и др., иллюстрация «Когда я сержусь», игрушка Лисенок; Гневное облачко и гневные карандаши (черные, красные, оранжевые, фиолетовые); набор цветных карандашей и бланки с заданием (для каждого ребенка). Магнитофон, аудиозапись музыки из серии ≪Наедине с природой≫; Иллюстрация «Когда я удивляюсь» , персонаж Лисенок, Облачко «Удивлинка», набор цветных карандашей и бланки с заданием (для каждого ребенка), прозрачный стакан, плотная бумага. |
Февраль | Первое занятие Тема: Испуг Второе занятие Тема: Спокойствие | Цель: Познакомить детей с эмоцией «испуг». Задачи: 1. Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям. 2. Развивать умение справляться с чувством страха. 3. Учить детей выражать чувство страха в рисунке. Цели: Познакомить детей с чувством спокойствия. Задачи: 1. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 2. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) 3. Снятие эмоционального напряжения. |
Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь — превращусь» Прослушивание спокойных, грустных и веселых мелодий. Пальчиковая гимнастика «Спокойные цветки» Чтение и обсуждение от истории Лисенка «»Когда я беспокоюсь» Игра-релаксация «Воздушный шар» Игра «Найди пару» (карточки серии «EQ») | Магнитофон, аудиозапись музыки Э. Грига ≪Шествие гномов≫ или ≪В пещере горного короля≫ и музыки Ф. Бургмюллера ≪Баллада≫, аудиокассеты из серии ≪Звуки. Голоса. Шумы окружающего мира≫, ≪Транспорт. Боевые действия: ≪Звуковые фрагменты. Театр≫; магнитная доска (наборное полотно); иллюстрация к истории Лисенка «когда я боюсь» набор цветных карандашей и бланки с заданиями; персонаж Лисенок. Магнитофон, аудиозапись музыки П. Чайковского «Сладкая греза» № 21, набор цветных карандашей и бланки с заданиями «поле эмоций»(для каждого ребенка); игрушки Лисенок, Спокойное облачко «Спокунчик». |
Март | Первое занятие Тема: Калейдоскоп эмоций Второе занятие Тема : Страна Вообразилия | Цель: Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия. Задачи: 1. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека. 2. Обогащение и активизация словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки. Цель: Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия. Задачи: 1. Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Формировать интерес к творческим играм. | Д/и «Азбука эмоций» Пальчиковая гимнастика «Прогулка» Пальчиковая гимнастика «Маланья» Игра «Противоположные эмоции» Д/и: «Слушай внимательно». Игра «Найди пару» (карточки серии «EQ») | Карточки с изображением пиктограмм(Серия «EQ»): ≪Радость≫, ≪Грусть≫, ≪Гнев≫, ≪Удивление≫, ≪Спокойствие≫; набор цветных карандашей и листы формата А5 (для каждого ребенка) , Персонажи «киндер-сюрпризов» (5-6 игрушек) ,диск ≪Сказки для самых маленьких. Чижик-пыжик≫ (идея А. Усачев, аранжировки: А. Пинегин, М. Самойлов). Герои Лисенок, Вообразилкин, бумажные фигурки, имитирующие камни разных цветов и формы, фломастеры, карандаши, цветные мелки, белые бумажные заготовки будущих замков (геометрические фигуры правильной и неправильной формы), скотч, 2 листа ватмана. |
Апрель | Первое занятие Тема: Волшебные средства Понимания Тема: Я и мои друзья | Цель:Закрепление и обобщение знаний о различных эмоциях и их предназначении, мимических проявлениях. Задачи: 1. Развивать вербальное и невербальное общение. 2. Развитие воображения. 3. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Цель: Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Задачи: 1. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей. 2. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу. . | Игра «Это я !» Игра «Объясни без слов» Игра «Найди пару» (карточки серии «EQ») Игра «Эмоционариум» (ООО «Питер Класс») Игра «Найди друга» | Магнитофон; разрезные картинки с изображением животных (карточки Разрезаются на 6 — 7 частей), мяч, мел, доска, пустой тканевый мешочек, карандаши, графическое задание «Волшебная страна», обруч, персонажи Лисенок, Слоовоежка Музыкальное сопровождение (песня ≪Настоящий друг≫ из одноименного м/ф, песня ≪Когда мои друзья со мной≫ (композитор В. И. Шаинский); цветные и простые карандаши; наборы пиктограмм в двух экземплярах (серия emotionsmimic) ; повязка на глаза, ватман с изображением Острова Эмоций. |
Май | Диагностический блок: Методика 15. Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний (разработка Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой) Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова) Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М.Щетинина) | Цель: изучение способности к эмпатии как возможности воспринимать и анализировать эмоциональное состояние партнера по общению исходя из сделанных наблюдений. Цель: изучение уровня коммуникативных способностей дошкольников Цель: изучение уровня развития у ребенка способности к партнерскому диалогу. | Д/и «Азбука эмоций» Игра «Найди пару» (карточки серии «EQ») Подвижная игра «Есть или нет?» Игра с карточками «Эмоции» серии «emotionmimic» (ООО «Данко-тойс») | Стимульный материал представлен в Приложении и включает 3 группы материалов: 1) 6 портретных картинок с изображением определенного эмоционального состояния, а именно: 1) радость; 2) злость; 3) грусть; 4) страх; 5) удивление; 6) спокойствие (отдельные наборы для мальчиков и для девочек – см. Приложение 15, рис. 15.1.-15.2.); 2) 12 сюжетных картинок, на которых персонажи выражают определенное эмоциональное состояние (по 2 картинки на каждое из указанных выше эмоциональных состояний, см. Приложение 15, рис. 15.3.-15.14.); 3) 12 рассказов к сюжетным картинкам. |
Перспективное планирование по теме:
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» (подготовительная группа)
Месяц | Тема НОД | Цель | Самостоятельная деятельность | Предметно-развивающая среда |
Сентябрь | Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний (разработка Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой) Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова) Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М.Щетинина) | Цель: изучение способности к эмпатии как возможности воспринимать и анализировать эмоциональное состояние партнера по общению исходя из сделанных наблюдений. Цель: изучение уровня коммуникативных способностей дошкольников Цель: изучение уровня развития у ребенка способности к партнерскому диалогу. | Раскраски «эмоции» Д/и «Настроение», Игра «Притворщик» Игра «Найди пару» (карточки серии «EQ») Игра «Эмоционариум» (ООО «Питер Класс») | Стимульный материал представлен в Приложении и включает 3 группы материалов: 1) 6 портретных картинок с изображением определенного эмоционального состояния, а именно: 1) радость; 2) злость; 3) грусть; 4) страх; 5) удивление; 6) спокойствие (отдельные наборы для мальчиков и для девочек – см. Приложение 15, рис. 15.1.-15.2.); 2) 12 сюжетных картинок, на которых персонажи выражают определенное эмоциональное состояние (по 2 картинки на каждое из указанных выше эмоциональных состояний, см. Приложение 15, рис. 15.3.-15.14.); 3) 12 рассказов к сюжетным картинкам. |
Октябрь | Первое занятие Тема: Радостная встреча Второе занятие Тема: Смешные страхи | Цель: Повторение и обобщение знаний о различных эмоциях и их предназначении, мимических проявлениях. Задачи: 1. Создание эмоционального положительного климата в группе. 2.Продолжать учить понимать себя, свои эмоции и потребности 3. Развитие навыков вербального и невербального общения 4. Снятие телесного и эмоционального напряжения. Цели: Обучение различению эмоционального состояния (страх) по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Задачи: 1.Развитие эмоциональной сферы детей. 2. Развитие навыков вербального и невербального общения, снятие телесного и эмоционального напряжения. 3. Развитие памяти, внимания, воображения. 4. Сплочение группы. | Пальчиковая гимнастика «Прогулка» СКИ Конкурс «Хвастунов» Д/и «Настроение», СКИ «Добро животное» Д/и «Пиктограммы» (Изобрази эмоцию) Разучивание приветствия «Этикет» | Ватман с выполненным заданием «Островок Эмоций», Игрушка Лисенок, музыкальное сопровождение, листы А4 (для каждого ребенка) , цветные карандаши. Игрушка Лисенок, магнитофон, разрезанная на несколько частей пиктограмма «Страх», целая пиктограмма «Страх», фотографии людей, испытывающих страх.. |
Ноябрь | Первое занятие Тема: Игры в школе Второе занятие Тема: Общественный этикет | Цель: Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены. 2. Сформировать представления о внешнем виде культурного и опрятного человека и желание выполнять правила личной гигиены. 3. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. 4. Развивать логические операции посредствам речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение, внимание (концентрацию, переключение), память. Цель: Воспитывать у детей нравственные качества и чувства, формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Задачи: 1. Познакомить детей с общественным этикетом (правилами поведения в магазине, кино, театре, поликлинике, транспорте, на улице). 2. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. 3. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость, распределение), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. 4. Развитие самосознания и навыков саморегуляции. | д/и «Делай как я» Д/и «Правильно — неправильно» СКИ «Я хочу подружиться...» Пальчиковая гимнастика «Дружба» Д/и «Правила поведения» (по карточкам) Пальчиковая гимнастика «Магазин» | Игрушка Кот, Лисенок, картонные ботинки для шнуровки, раздаточный материал для каждого ребенка: наложенные контуры одежды; тени одежды и обуви; магнитофон, цветные и простые карандаши. игрушки либо плоские изображения для сценок, лото «Пассажирский транспорт», (либо свой вариант изображения видов транспорта, и их силуэтов), простые и цветные карандаши, бланки с заданиями. |
Декабрь | Первое занятие Тема: Игры в школе Второе занятие Тема: Школьные правила | Цель: Воспитывать у детей нравственные качества и чувства Задачи: 1 . формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. 2. Развивать логические операции посредствам речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение, внимание (концентрацию, переключение), память. 3. Развитие внимания, мышления, воображения. 4. Развитие произвольности психических процессов. Цель: Воспитывать у детей нравственные качества и чувства, формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Задачи: 1 Развитие коммуникативных навыков. 2 . Развивать логические операции посредствам речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение, внимание (концентрацию, переключение), память. 3 Развитие внимания, мышления, воображения. 4 Развитие произвольности психических процессов. | Р\и «Рассказ о своей группе» Т/и «Передай другу» Т\и «Притворщик» Физ. минутка «Правила на занятиях» Д\и«Эмоции» серии «emotionmimic» (ООО «Данко-тойс») | Игрушка Лисенок, Персонажи магнитного театра, цветные карандаши, бланки с заданиями, «волшебная палочка», набор маленьких звездочек на каждого ребенка, вырезанных из картона. Персонажи магнитного театра, цветные карандаши, бланки с заданиями, «волшебная палочка», набор маленьких звездочек на каждого ребенка, вырезанных из картона. |
Январь | Первое занятие Тема: Дружба Второе занятие Тема: Я и мое имя | Цель: Познакомить с чувством «ревности» Задачи: 1. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) 2. Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. 3. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей. . Цель: Формирование позитивного отношения ребенка к своему Я. Задачи: 1. Идентификация ребенка со своим именем. 2. Развитие, воображения, мышления 3. Стимулирование творческого самовыражения. | Подвижная игра «Вулкан» Д/и «Театр настроений» Пальчиковая гимнастика «Помиримся» Пальчиковая гимнастика «Удивительно» Подвижная игра «Есть или нет?» Игра с карточками «Эмоции» серии «emotionmimic» (ООО «Данко-тойс») Игра «Найди друга» | Музыкальное сопровождение (песня «с друзьями» студия «Arriva»); цветные и простые карандаши; наборы пиктограмм эмоций в разрезанном варианте; повязка на глаза, персонаж Лисенок Игрушка Лисенок, пластилин, мелки, бумага, картон, ножницы, клей простые и цветные карандаши. Фонограмма спокойных мелодий. |
Февраль | Первое занятие Тема: Кто такой «Я»? Черты характера Второе занятие Тема: Я особенный | Цель: Развитие представления о себе, качествах своего характера. Задачи: 1.Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) 2. Снятие эмоционального напряжения Цель: Способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств. Задачи: 1. Учить детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества. 2. Развивать самосознание. 3. Развивать вербальное и невербальное общение. 4. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. 5. Снять телесное и эмоциональное напряжение. |
П\и «Кто позвал?» Т\и Игра «Изобрази персонажа» Игра «Какой Я?» Игра-релаксация «Воздушный шар» Игра «Найди пару» (карточки серии «EQ») Игра- повторялка «Смелый капитан» Д\и «Противоположности» | Листы А4, простые и цветные карандаши, мяч, зеркало, карточки с изображением сказочных персонажей, бусины и нитка, персонаж Лисенок. Игрушка Незнайка, Лисенок, музыкальное сопровождение для релаксации (спокойная музыка), волшебный сундучок со шляпой Незнайки (возможно использовать вариант из бумаги), заготовка волшебное дерево, цветные карандаши, волшебный стул. |
Март | Первое занятие Тема: Жадность Второе занятие Тема : Волшебное яблоко. | Цель: Познакомить детей с чувством жадности. Задачи: 1 Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы 2 Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) 3 Развитие волевой сферы детей, мышления. Цель:Воспитывать у детей нравственные качества и чувства Задачи: 1 . формировать навыки культурного, этически 2.Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) 3 Развитие внимания, мышления. | Д/и «Азбука эмоций» Игра «Кто позвал?» Игра «Противоположные эмоции» Ск\и «Мостик дружбы» Игра «Найди пару» (карточки серии «EQ») Пальчиковая гимнастика «У девочек и мальчиков» | Игрушка Лисенок, персонажи театра (плоские, магнитные по наличию), большая разрезная картина, музыкально сопровождение. игрушка Игрушка Лисенок, красивый конверт, разрезанная на несколько частей изображение яблока, резные картинки с пиктограммой «стыд» для каждого ребенка, цветные карандаши. |
Апрель | Первое занятие Тема: Школьные оценки Тема: Дружная страна | Цель: Воспитывать у детей нравственные качества и чувства, формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Задачи: 1. Продолжать обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 2. Развитие навыков вербального и невербального общения 3. Развитие произвольности психических процессов 4. Развитие внимания. Цель: Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Задачи: 1. Развитие эмоциональной сферы детей 2. Развитие навыков, вербального, невербального общения 3. Развитие произвольности психических процессов 4. Развитие внимания, мышления. | Игра «Это я !» Игра «Объясни без слов» Игра «Найди пару» (карточки серии «EQ») Упражнение «Хорошо и плохо» Игра «Эмоционариум» (ООО «Питер Класс») Игра «Найди друга» Игра «Музыкальная шляпа» | Парные картинки из двух наборов парного лото (можно заменить бумажной ламинированной версией), мяч, музыкальное сопровождение, карандаши, бланки с заданиями. персонаж Лисенок, красивая удобная шляпа, бланки с заданиями (см.приложения), карандаши, ластики. |
Май | Диагностический блок: Методика 15. Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний (разработка Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой) Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова) Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М.Щетинина). | Цель: изучение способности к эмпатии как возможности воспринимать и анализировать эмоциональное состояние партнера по общению исходя из сделанных наблюдений. Цель: изучение уровня коммуникативных способностей дошкольников Цель: изучение уровня развития у ребенка способности к партнерскому диалогу. | Д/и «Азбука эмоций» Игра «Найди пару» (карточки серии «EQ») Подвижная игра «Есть или нет?» Игра с карточками «Эмоции» серии «emotionmimic» (ООО «Данко-тойс») | Стимульный материал представлен в Приложении и включает 3 группы материалов: 1) 6 портретных картинок с изображением определенного эмоционального состояния, а именно: 1) радость; 2) злость; 3) грусть; 4) страх; 5) удивление; 6) спокойствие (отдельные наборы для мальчиков и для девочек – см. Приложение 15, рис. 15.1.-15.2.); 2) 12 сюжетных картинок, на которых персонажи выражают определенное эмоциональное состояние (по 2 картинки на каждое из указанных выше эмоциональных состояний, см. Приложение 15, рис. 15.3.-15.14.); 3) 12 рассказов к сюжетным картинкам. |
Список литературы
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
- Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. - СПб.: БХВ- Петербург, 2012. - 288 с.
- Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Д. Готтман. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018 – 272 с.
- Кес. Е.А. Азбука чувств и эмоций – Изд. 2-е.- Ростов н/Д: «Фникс», 2019.-63с. :ил.
- Шиманская В. А. Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми / В. А. Шиманская. – М.: Бомбора, 2017. - 128 с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я / О. В. Хухлаева.- М.: Генезис, 2001. – 280 Куражева Н. Ю., Бараева Н. В., Тузасва А. С., Козлова И. Л.
- ≪Цветик-семицветик≫. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 — 6 лет. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. — 218 с.
- ≪Цветик-семицветик≫. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 6 — 7 лет. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. — 218 с.
- Статья Вайнер, М. Э.
Игра и эмоциональное развитие младших школьников / М. Э. Вайнер // Начальная школа:Плюс-Минус (N) 4 / .– 04/2001.– No. 4 апрель. - Щетинина А.М.Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. -88с
- Сёмина, Р. Р. К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка / Р. Р. Сёмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 286-288.
- Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. No 4. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности. Смоленск: СГПУ, 2004.
- Андреева.И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. //-Новополоцк: ПГУ, 2011. — 388 с. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. — М.: “КСП+”, 2003. — 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эмоционального интеллекта дошкольника
Эссе о формировании эмоционального интеллекта дошкольника...
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников
Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая им полнее и глубже воспринимать действительность, реагировать на нее. В старшем дошкольном возрасте складываются основные психические ново...
Презентация опыта работы по теме: " Условия для развития социального и эмоционального интеллекта дошкольников"
Социально-эмоциональное развитие – это целенаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, умение ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Эмоциональный интеллект дошкольника».
Эмоциональный интеллект - важное понятие в дошкольной педагогике и психологии. ФГОС ДО1 определяет развитие эмоционального интеллекта как составляющую социально-коммуникативного развития.Впе...
Методическая разработка реализующая дидактическую концепцию К.Орфа, направленную на развитие эмоционального интеллекта дошкольников, основанную на игровом подходе развития музыкальности ребенка на примере детского фольклора.
Освещает одно из наиглавнейших направлений современного музыкального дошкольного образования...
Методическая разработка "Эмоциональный интеллект у дошкольников". Конспект НОД по развитию речи в старшей и подготовительной группе. Тема "Наши эмоции".
Конспект НОД по развитию речи в старшей и подготовительной группе на тему "Наши эмоции"....
Методическая подборка на развитие эмоционального интеллекта дошкольников.
Методическая подборка на развитие эмоционального интеллекта дошкольников.Игры для дошкольников младшего, среднего и старшего возраста....