Индивидуальный маршрут развития
материал (старшая группа)

Плачкова Татьяна Валерьевна
Современной технологией развития профессиональной компетентности педагога ДОУ является - индивидуальный образовательный маршрут. ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития. Целью и соответственно результатом реализации ИОМ является развитие профессиональной компетентности педагога, роста его самооценки и самоуверенности, творческого потенциала, что соответствует Профессиональному стандарту педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_marshrut_razvitiya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут развития

Ф.И.О.ребенка:   П. У.

Группы: № 3  

на период: старшая группа

Ф.И.О. мамы: П. Светлана Леонидовна, 28 лет,продавец.

Ф.И.О.  папы: П. Владислав Валерьевич, 32 года,водитель.

Диагностика развития ребенка.

  1. Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).
  2.  Фонематический слух нарушен.
  3. Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не всегда выделяет первый звук в слове, редко – последний.
  4. Не может определить последовательность звуков в слове и количество звуков в слове.
  5.  Словарный запас беден. Присутствуют ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т.д.) .
  6. Связная речь плохо сформирована: испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу.
  7. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.

По результатам диагностики определён следующий индивидуальный маршрут развития:

ЦЕЛЬ:

  • Разработать содержание индивидуального сопровождения, способного обеспечить системный подход к решению   проблем развития ребенка и повысить речевые согласно диагностики развития.

Месяц

Образовательная деятельность

Цели:

Работа с родителями

Сентябрь

- Наблюдение за ребенком в свободной деятельности

- Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности

- Планирование деятельности по речевому развитию ребенка в течение года по результатам диагностики

- Беседа с родителями о склонностях и предпочтениях ребенка

Октябрь

- Рассказывание по картине: «Сбор урожая»

- Индивидуальная работа «Назови овощи», «Нарисуй ежику иголки»

- упражнять в составлении рассказа по образцу воспитателя,

- развивать образную речь,

-развивать тонкую моторику руки

- Размещение  рекомендаций по теме “Решение педагогических ситуаций «Как нам развивать речь».

Ноябрь

- Найди лишнюю картинку и объясни почему она лишняя»

- Работа над чистоговоркой: «Выросла в огороде репа крепка», «Дорисуй котятам усы»

- развивать монологическую речь детей,

- развивать тонкую моторику руки

Индивидуальная беседа по итогам работы за 2 месяца

Декабрь

- Дидактическая игра «Откуда овощи на столе»,

- Дидактическая игра «Что из чего сделано»

- знакомить с новыми овощами (баклажан, патиссон, чеснок),

закреплять их названия в речи вызывать интерес к  словобразованию (икра из баклажанов - баклажановая, салат из огурцов- огуречный, сок из помидоров- томатный)

Решение кроссвордов  с мамой и папой.

Январь

- «Покажи, что стоит на полке, на столе, на шкафу»,

- «Пересказ сказки «у страха глаза велики»,

- «Нарисуй пятнышки на жирафе»,

- «Нарисуй для коровушки много травки»

- обучать пересказу,

-учить употреблять в речи прилагательные, наречия,

- развивать тонкую моторику руки

- Дидактические игры «Большой стол – маленький…», «У кошки – котенок, у лисы - ….», «Назови животных и их детенышей»

Словообразование:

- развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Домашнее задание для ребенка и родителей: Придумать рассказ на тему: «За что я люблю зиму».

Февраль

Расскажи о себе, используя схему

Связная  речь:

- учить рассказывать о своих впечатлениях, воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события,

Словарь и грамматика:

- учить употреблению трудных форм существительных род.пад. мн.числа

Консультация с учителем — логопедом

(дать ответы родителям на интересующие их вопросы, показать практически выполнение заданий  упражнений)

Март

Дидактические игры: «Назови, какой формы», «Сравни рисунки, скажи наоборот» (большой – маленький, сладкий – кислый), «Скажи, где находиться» (в, на), «Скажи, что это» (столы, петухи, сумки, дома), «Скажи, что делают», «Собери картинку» (игры с прищепками)

Грамматический строй речи:

- ед. и мн. число существительных,

- ед. и мн. число глаголов,

- развивать умение согласовывать прилагательные с существительными,

- развивать умение согласовывать местоимения с существительными,

- развивать тонкую моторику руки

Консультация

«Пальчиковая гимнастика»

(выявление роли семьи и оказания помощи своему ребенку в речевом развитии)

Апрель

- «Покажи картинки: кот – кит», «Покажи картинки: бак – мак, миска – киска», «Большой стол – маленький…», «У кошки – котенок, у лисы - ….», «Назови животных и их детенышей»

- развитие дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении,

- развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

 Мастер-класс «Игры с детьми по развитию речи» (активизировать у родителей их педагогический потенциал в интересах полноценного развития личности ребенка)

 

Май

Выявление динамики в развитии. Анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы.  Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Работа с родителями по реализации индивидуального маршрута

 «Речевое развитие ребенка»

  Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В реализации индивидуального маршрута ребенка по  формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Поэтому нужно укреплять связь семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого развития дошкольника.

Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь, поэтому нужно:

- познакомить родителей с особенностями развития речи дошкольника.

- повысить у родителей педагогическую компетентность в вопросах речевого развития детей.

- вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

В работе с родителями я  учитывала следующие требования: востребованность, оригинальность, интерактивность.  Планируя ту или иную форму работы,   всегда исходила из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.

На групповых собраниях родителей в начале года знакомила с новыми задачами воспитания, рассказывают, какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени, знакомят с основными ошибками в речи детей. Заостряется внимание на том, какую помощь в овладении речи может оказать семья. Интересными и полезными для молодых родителей являются собрания, на которых выступают и делятся своими впечатлениями о развитии речи в условиях семьи сами родители. Родительские собрания дают возможность, сообща решать внутренние вопросы конкретной возрастной группы. Для более плодотворного сотрудничества проводится анкетирование, которое выявляет условия жизни ребенка, уровень компетентности родителей в обучении и воспитании детей. К тому же дает возможности педагогам увидеть желание и возможность взаимодействия родителей с дошкольным учреждением.

 Особое место в пропаганде педагогических знаний и реализации индивидуального маршрута занимает наглядно-информационный материал для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. Для того чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей используются такие рубрики как: «Что мы учим», «Рекомендации родителям», «Наше творчество», «Повторяем вместе с нами», «Репортаж с занятия», в которые помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Эффективной формой взаимодействия работе «педагог-родитель-ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители ребенка становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в речевом развитии.

Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности ребенка, совместное речевое творчество. Проекты рассчитаны на значительный отрезок времени. Завершается проект презентацией, которая предполагает выпуск газет, альбомов, организацию выставок, праздник. Взрослые и ребенок  демонстрируют результат своей деятельности, радуются достижениям друг друга.

Консультации строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации нужно делать предельно чёткими, содержащими только необходимый родителям конкретный материал. К консультациям необходимо организовывать выставки пособий, дидактических игр, методических книг.

К одной из самых эффективных форм работы с родителями по реализации маршрута, как показывает опыт работы, относится семинары – практикумы, мастер - класс. Они направлены на повышение уровня не только теоретической, но в первую очередь практической подготовки родителей по развитию речи детей. Тематика семинаров – практикумов, мастер-класс подбирается с учетом сложности ребенка по данной теме. На них показываются в действии нужные приемы и методы взаимодействия родителей с детьми, которые затем анализируются и обсуждаются.

Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

В своей работе  убеждаю родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказываю о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать, как родители распорядились этой информацией, он может из материалов выставок, которые организуются в детском саду и группе. На выставке демонстрируются поделки, которые были сделаны детьми и родителями дома.

Для развития коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала в детском саду организуются праздники, досуги. Речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка. Родители на данных мероприятиях читали стихотворения вместе со своим ребенком, пели песни и рассказывали интересные истории, например о своей профессии, участвовали в сценках праздников.

Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с детьми. Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог работают в тесном контакте друг с другом.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут развития ребенка среднего дошкольного возраста по разделу программы «Развитие речи»

Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего вре...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...

Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"

Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...

Индивидуальные маршруты развития детей с нарушениями речи по разделу программы "Развитие речи" и приложение "Игры и игровые упражнения"

Приложение к Индивидуальным маршрутам  развития детей  по разделу программы «Развитие речи»...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...

7. Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)

Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)...