Самообразование по теме: Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников
методическая разработка
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования:
«Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников»
Актуальность проблемы:
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных, тем более с переходом на новые российские стандарты – ФГОС ДО.
Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.
Так каким же образом воспитатель может способствовать включенности и активности родителей в воспитательный процесс? После выявления причины, поспособствовавшей возникновению определенных трудностей в воспитании ребенка, я разработала систему мер, направленных на ее решение. Она включает в себя не только традиционные формы взаимодействия с семьей, такие как родительские собрания, индивидуальные беседы, дни открытых дверей, но и новые. Нетрадиционными формами взаимодействия стали специализированные тренинги, мастер – классы, неформальные беседы. Такие формы взаимодействия помогли лучше понять проблемы семьи и ребенка воспитателю, а родители, в свою очередь, проявляют больше доверия педагогу.
Понятно, что именно семья и детский сад – первоочередные институты социализации. Правильно построенное взаимодействие между ними способно повысить эффективность воспитательного процесса многократно. Напротив, существующие противоречия между воспитателями и родителями, могут привести к нежелательным последствиям, таким как трудности в социализации и негативность к школе. Семья и детский сад должны построить взаимодействие в одном направлении. Целью этого взаимодействия должна стать развитая личность ребенка, а весь воспитательный процесс должен быть построен на принципе гуманизации.
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.
Работа над данной темой поможет мне оценить полученные практические результаты, и определить дальнейшую траекторию выстраивания взаимодействия, сотрудничества с родителями. Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного учреждения и имеет ряд принципов – сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье. Необходима разработка и внедрение системы работы, для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Ключевые направления в работе с семьей должны концентрироваться на формировании осознанного родительства и компетентного родителя, что в свою очередь обеспечивает полноценное и планомерное сотрудничество заинтересованных в воспитании ребенка субъектов (дошкольной организации и семьи).
Поскольку содержание и формы работы с семьей в ДОО отличаются разнообразием и определяются потребностями участников образовательного процесса, то для меня целесообразно стало традиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников сочетать с вариативными инновационными технологиями. Кроме этого возникла необходимость использования активных методов и форм взаимодействия с родителями, применения групповых и индивидуальных методов работы, которые могут побудить партнера к взаимодействию, к размышлению, к сопереживанию. Содержание взаимодействия с родителями охватывает широкий круг вопросов, один из которых повышение родительской компетентности. Повышение родительской компетентности в данном случае предполагает раскрыть прочность ценностных ориентаций, показать значимость таких качеств, как выдержка, наблюдательность, уважение к ребенку, овладеть знаниями о семье, ее воспитательном потенциале.
Показателем эффективности взаимодействия педагогов и родителей является: проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДОО; повышение родительской активности на уровне не только общения с педагогом, но и оказания помощи и участия в мероприятиях; возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса; снижение количества претензий и агрессивности родителей; осознание родителями своей ответственности в воспитании ребенка.
Цель:
- повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме взаимодействия родителей и педагогов.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещение МО;
- разработать и реализовать перспективный план работы с родителями;
- опубликовать собственный опыт педагогической деятельности в социальной сети работников образования.
Предполагаемый результат:
- Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
- Повышение педагогической грамотности родителей на основе ФГОС ДО.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов.
- Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
- Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Работа по самообразованию:
I этап – констатирующий: 2019 год
Цель работы по самообразованию: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации плана. Формирование потребности в самообразовании по теме, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
- Планирование работы по самообразованию. Планирование работы по следующим разделам:
- изучение методической литературы;
- работа с детьми;
- работа с семьей;
- самореализация.
2. Аналитические исследования, изучение нормативной, методической и психолого – педагогической литературы по проблеме.
II этап – формирующий: 2019 – 2020 года
Цель работы по самообразованию: реализация плана сотрудничества между всеми участниками образовательных отношений.
- Создание развивающей предметно – пространственной среды, способствующее взаимодействию участников педагогических отношений.
- Разработка перспективного планирования и апробация цикла организованной совместной деятельности дошкольников, их родителей и педагога, описание технологии их организации.
III этап – контрольный: 2021 год
Цель работы по самообразованию: определение эффективности реализации плана посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.
- Оценка эффективности форм и методов работы.
- Отчет о результатах работы по теме самообразования.
- Определение целей и задач последующей работы.
Работа продолжается. Много различных форм работы с родителями проведено. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагога с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная:
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
- Изменилось общение педагога и родителей, взаимоотношения стали партнерскими. Мы стали советоваться друг с другом, предлагать, убеждать, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
- Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность в своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка деятельности группы по воспитательно – образовательной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию по теме "Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО".»
В данном методическом пособии собраны материалы, необходимые для организации работы педагога по самообразованию. Пособие также содержит алгоритм действий педагога, начи...
Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Цель: создать необходимые условия для развития и установления доверительных, ответственных отношений между воспитателем и семьями воспитанников, объединяя их в команду; при развитии потребности делить...
План по самообразованию Тема:«Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализацииФГОС ДО»
Тема самообразования:«Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»...
Проект на тему: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
Актуальность проектаВедущей целью взаимодействия детского сада с семьей –это создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечи...
Проект на тему: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира – от этогов решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний...
Проект на тему: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
ull;Введение в ФГОС дошкольного образования ст 43 определяет приоритете место взаимодействию с родителями как полноценными равноправными участниками образовательного процесса...