Самообразование по теме: Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников
методическая разработка

Кабанова Людмила Ивановна

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

«Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников»

Актуальность проблемы:

          Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных, тем более с переходом на новые российские стандарты – ФГОС ДО.

          Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

          Так каким же образом воспитатель может способствовать включенности и активности родителей в воспитательный процесс? После выявления причины, поспособствовавшей возникновению определенных трудностей в воспитании ребенка, я разработала систему мер, направленных на ее решение. Она включает в себя не только традиционные формы взаимодействия с семьей, такие как родительские собрания, индивидуальные беседы, дни открытых дверей, но и новые. Нетрадиционными формами взаимодействия стали специализированные тренинги, мастер – классы, неформальные беседы. Такие формы взаимодействия помогли лучше понять проблемы семьи и ребенка воспитателю, а родители, в свою очередь, проявляют больше доверия педагогу.

          Понятно, что именно семья и детский сад – первоочередные институты социализации. Правильно построенное взаимодействие между ними способно повысить эффективность воспитательного процесса многократно. Напротив, существующие противоречия между воспитателями и родителями, могут привести к нежелательным последствиям, таким как трудности в социализации и негативность к школе. Семья и детский сад должны построить взаимодействие в одном направлении. Целью этого взаимодействия должна стать развитая личность ребенка, а весь воспитательный процесс должен быть построен на принципе гуманизации.

          Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.

              Работа над данной темой поможет мне оценить полученные практические результаты, и определить дальнейшую траекторию выстраивания взаимодействия, сотрудничества с родителями. Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного учреждения и имеет ряд принципов – сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье. Необходима разработка и внедрение системы работы, для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Ключевые направления в работе с семьей должны концентрироваться на формировании осознанного родительства и компетентного родителя, что в свою очередь обеспечивает полноценное и планомерное сотрудничество заинтересованных в воспитании ребенка субъектов (дошкольной организации и семьи).

          Поскольку содержание и формы работы с семьей в ДОО отличаются разнообразием и определяются потребностями участников образовательного процесса, то для меня целесообразно стало традиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников сочетать с вариативными инновационными технологиями. Кроме этого возникла необходимость использования активных методов и форм взаимодействия с родителями, применения групповых и индивидуальных методов работы, которые могут побудить партнера к взаимодействию, к размышлению, к сопереживанию. Содержание взаимодействия с родителями охватывает широкий круг вопросов, один из которых повышение родительской компетентности. Повышение родительской компетентности в данном случае предполагает раскрыть прочность ценностных ориентаций, показать значимость таких качеств, как выдержка, наблюдательность, уважение к ребенку, овладеть знаниями о семье, ее воспитательном потенциале.

          Показателем эффективности взаимодействия педагогов и родителей является: проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДОО; повышение родительской активности на уровне не только общения с педагогом, но и оказания помощи и участия в мероприятиях; возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса; снижение количества претензий и агрессивности родителей; осознание родителями своей ответственности в воспитании ребенка.

Цель:

- повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме взаимодействия родителей и педагогов.

Задачи:

- повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещение МО;

- разработать и реализовать перспективный план работы с родителями;

- опубликовать собственный опыт педагогической деятельности в социальной сети работников образования.

Предполагаемый результат:

- Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.

- Повышение педагогической грамотности родителей на основе ФГОС ДО.

- Повышение профессиональной компетентности педагогов.

- Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.

- Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Работа по самообразованию:

I этап – констатирующий: 2019 год

Цель работы по самообразованию: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации плана. Формирование потребности в самообразовании по теме, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

  1. Планирование работы по самообразованию. Планирование работы по следующим разделам:

- изучение методической литературы;

- работа с детьми;

- работа с семьей;

- самореализация.

2.   Аналитические исследования, изучение нормативной, методической и психолого – педагогической литературы по проблеме.

II этап – формирующий: 2019 – 2020 года

Цель работы по самообразованию: реализация плана сотрудничества между всеми участниками образовательных отношений.

  1. Создание развивающей предметно – пространственной среды, способствующее взаимодействию участников педагогических отношений.
  2. Разработка перспективного планирования и апробация цикла организованной совместной деятельности дошкольников, их родителей и педагога, описание технологии их организации.

III этап – контрольный: 2021 год

Цель работы по самообразованию: определение эффективности реализации плана посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.

  1. Оценка эффективности форм и методов работы.
  2. Отчет о результатах работы по теме самообразования.
  3. Определение целей и задач последующей работы.

          Работа продолжается. Много различных форм работы с родителями проведено. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагога с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная:

- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

- Изменилось общение педагога и родителей, взаимоотношения стали партнерскими. Мы стали советоваться друг с другом, предлагать, убеждать, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

- Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность в своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

          И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка деятельности группы по воспитательно – образовательной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию по теме "Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО".»

   В данном методическом пособии собраны материалы,  необходимые для организации работы педагога по самообразованию. Пособие  также содержит алгоритм действий педагога, начи...

Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Цель: создать необходимые условия для развития и установления доверительных, ответственных отношений между воспитателем и семьями воспитанников, объединяя их в команду; при развитии потребности делить...

План по самообразованию Тема:«Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализацииФГОС ДО»

Тема самообразования:«Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»...

Проект на тему: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Актуальность проектаВедущей целью взаимодействия детского сада с семьей –это создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечи...

Проект на тему: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира – от этогов решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний...

Проект на тему: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

ull;Введение в ФГОС дошкольного образования ст 43 определяет приоритете место взаимодействию с родителями как полноценными равноправными участниками образовательного процесса...