Программа по дополнительному образованию "Академия мастерства"
рабочая программа
На развитие профессионального самоопределения молодежи в новых социально-экономических условиях развития современного общества влияет ряд негативных факторов, среди которых снижение уровня жизни, недостаточная профессиональная информированность, низкая мотивация, отсутствие адекватной самооценки возможностей и способностей и т.д. Мониторинг приоритетных профессий на 2018 год в ЯНАО показывает, что профессия «швея» нужна в автономном округе, но не таком большом количестве, заявленном респондентами. Однако обучение на базе школы профессиям в сфере бытовых услуг, может стать отправной точкой в развитии малого и среднего бизнеса в селе Салемал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Очень полезный материал для кружковой работы в обучении парикмахерскому искусству | 46.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Академия мастерства»
Возраст детей:10-15 лет
Срок реализации:1 год
Авторы-составители: Гичева Л.А педагог дополнительного образования |
с. Салемал, 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На развитие профессионального самоопределения молодежи в новых социально-экономических условиях развития современного общества влияет ряд негативных факторов, среди которых снижение уровня жизни, недостаточная профессиональная информированность, низкая мотивация, отсутствие адекватной самооценки возможностей и способностей и т.д.
Мониторинг «Анализ трудоустройства выпускников 5,6,7 классов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в Ямало-Ненецком автономном округе» в разрезе Салемальской школы-интерната за период с 2007-2008 уч.г. по 2017-2018 уч.г., показывает, что некоторые студенты не трудоустроились и не обучались (выпускники 9-х кл. - 3 чел.). Для многих болезненно проходит период адаптации к новым условиям обучения, наблюдается низкий уровень социализации.
Просматривается также низкий уровень мотивации молодежи по трудоустройству в Ямальском районе.
В качестве факторов риска оказаться «за бортом профессии», в том числе нечеткие, порой субъективные представления родителей (законных представителей) обучающихся об особенностях современного рынка труда, наличие завышенной самооценки в отношении способностей и возможностей детей, давление с позиции взрослого на выбор ребенка («мое решение правильное, ведь я - взрослый»).
Социологическое исследование «Мой профессиональный план», проведенное на подготовительном этапе реализации Проекта среди обучающихся 8-10 классов и их родителей (законных представителей), мониторинг планируемых вакансий, организованный среди руководителей организаций с. Салемал (филиал АО «Ямалкоммунэнерго» участок с.Салемал, филиал «Ямальская централизованная клубная система» «Салемальский Дом культуры», МП «Салемальский рыбозавод») на период с 2018 по 2030 годы, позволил изучить потребности (запросы) участников образовательных отношений в области профессиональной подготовки, выявить перечень профессий, которые будут востребованы в ближайшей перспективе (ближайшее десятилетие) в муниципальном образовании с.Салемал, Ямальском районе. Так, по результатам социологического опроса респондентов получены следующие результаты:
из 33 обучающихся 8-9 классов – 20 чел. (51,3%) планируют получить высшее образование и 13 чел. (25,6%) среднее профессиональное. Этого же мнения придерживаются родители (законные представители) обучающихся данных классов. Затруднились при ответе на данный вопрос 9 (23,1%) респондентов, что потребует дополнительной профориентационной работы.
Среди выбранных подростками профессий: «геолог-нефтяник», «журналист», «врач-педиатр», «повар», «делопроизводитель», «хореограф», «юрист», «повар», «ветеринар», «слесарь», «переводчик», «IT-специалист» (программист, системный администратор), «художественный руководитель», «врач-стоматолог», «врач-психиатр», «юрист», «учитель начальных классов».
Анализ анкетирования показал, что после получения профессии планируют вернуться в ЯНАО 13 чел. (33%), из них 12 чел. (92,3%) – дети коренных малочисленных народов Севера.
Результаты опроса обучающихся позволили также выделить можно назвать резервным профессиональным намерением (запасной вариант, который имеется у школьника на тот случай, если его основное профессиональное намерение не будет реализовано в силу каких-либо причин). Среди них: «швея», «парикмахер», «повар», «мастер ногтевого сервиса» – 6 чел. (15,4%), «токарь» – 4 чел. (10,3%).
Мониторинг приоритетных профессий на 2018 год в ЯНАО показывает, что профессия «швея» нужна в автономном округе, но не таком большом количестве, заявленном респондентами. Однако обучение на базе школы профессиям в сфере бытовых услуг, может стать отправной точкой в развитии малого и среднего бизнеса в селе Салемал, где нет мастерской по пошиву, ремонты одежды, в том числе для коренных жителей, салона красоты (парикмахерская, др.услуги). Обучение данных специалистов станет так называемой «подушкой безопасности», которая позволит в случае отказа подростков от обучения в профессиональной образовательной организации (как по объективным, так и субъективным причинам) удержаться «на плаву», получив гарантированную оплату за хороший уровень профессиональной подготовки, полученный еще при обучении в школьные годы.
В связи с этим была разработана комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Академия мастерства», которая направлена на приобретение обучающимися первых профессиональных навыков по блоку компетенций «Сфера услуг».
Дополнительная общеразвивающая программа «Академия мастерства» условно разделена на модули «Кулинария»,«Мастер ногтевого сервиса», «Юный парикмахер», которые не связаны между собой содержанием. Ребенок может посещаться все 3 блока или пройти 1 блок.
Срок реализации программы: 1 год. Общее количество часов 108; по каждому блоку 36 часов.
В завершении реализации программы обучающиеся получают сертификаты о прохождении обучения установленного образца.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: Создание условий для приобретение обучающимися первых профессиональных навыков по блоку компетенций «Сфера услуг».
Задачи:
1. Приобретение обучающимися азов парикмахерского дела, кулинарного искусства.
2. Развитие творческой активности обучающихся через различные виды деятельности.
3. Воспитание у обучающихся основ профессиональной этики, эстетического и художественного вкуса.
Организационно-педагогические основы обучения.
Программа ориентирована на детей от 10 до 15 лет. Принимаются все желающие без конкурсов и отборов. Группа формируются из обучающихся от 10 человек, в которой занимаются учащиеся 5-8 классов. Занятия проводятся по 1 раза в неделю по каждому модулю.Продолжительность занятия 40 минут.
Методы и формы обучения.
Модуль «Юный парикмахер»
На занятиях используются разнообразные формы и методы обучения. Это рассказ, показ, беседы, наглядные, словесные, практические методы. Каждое занятие состоит из теоретической и практической части. Теоретические сведения включают в себя информацию познавательного характера.Занятия в кружке строятся так, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам. При изложении теоретических вопросов учитывается возраст детей. Для глубокого изучения практических навыков, детям предлагается литература, позволяющая воспроизвести в полном объёме изучающий материал. К ним относятся практические пособия, технические журналы, техническая литература и т.д.
Перед проведением практических занятий проводится инструктаж по технике безопасности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Юный парикмахер»
- Дети должны знать:
- Общие сведения о структуре волос.
- Структуру волос, правила санитарии и гигиены.
- Маски для волос и косметические свойства для укладки волос.
- Правила мытья головы.
- Способы лечения волос.
- Технику стрижки волос
- Уход за длинными и короткими волосами.
Дети должны уметь:
- Подстригать волосы: челку, регулировать длину волос.
- Выбирать прическу в соответствии со структурой своего лица.
- Использовать украшения в волосах.
Способы проверки результатов:собеседование, контрольная работа, практическое занятие, творческие задания и анализ их выполнения, конкурсы, чемпионаты.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Модуль «Юный парикмахер»
№ | Тема занятия | Кол - во часов всего | Теория | Практика |
1 | История парикмахерского искусства | 1 | 1 | - |
2 | Развитие парикмахерского искусства в 20в. | 1 | 1 | - |
3 | Строение волос | 1 | 1 | - |
4 | Питание и здоровье волос | 1 | 1 | - |
5 | Типы волос. Правила мытья головы | 1 | 1 | - |
6 | Правила расчесывания волос | 1 | 1 | - |
7 | Косметические свойства для укладки волос | 1 | 1 | - |
8 | Укладка и типы волос | 1 | - | 1 |
9 | Массаж волосистой части головы | 1 | - | 1 |
10 | Маски для волос из продуктов питания | 1 | 1 | - |
11 | Продукты питания для волос. Изготовление натуральных средств по уходу за волосами. | 1 | - | 1 |
12 | Способы лечения волос. Травяные маски | 1 | 1 | - |
13 | Рецепты ополаскивателей для волос | 1 | 1 | - |
14 | Формы лица и влияние ее на прическу | 1 | 1 | - |
15 | Инструменты и принадлежности | 1 | 1 | - |
16 | Ножницы – форма подбора для стрижки. Как подготовиться к стрижке? | 1 | 1 | - |
17 | Разновидности окрашивания волос. Подготовка волос к стрижке | 1 | - | 1 |
18 | Техника стрижки. Практическая работа | 1 | - | 1 |
19 | Положение инструментов во время стрижки. Советы при стрижке длинных волос | 1 | 1 | - |
20 | Практическая работа | 1 | - | 1 |
21 | Короткая стрижка для девочек. | 1 | 1 | - |
22 | Средняя стрижка одной длины для девочек | 1 | 1 | - |
23 | Длинная стрижка одной длины | 1 | - | 1 |
24 | Практическая работа | 1 | - | 1 |
25 | Короткая стрижка для мальчиков (различные формы). Практическое занятие | 1 | - | 1 |
26 | Различные способы стрижки челки. Практическое мероприятие | 1 | - | 1 |
27 | Укладка волос феном. Накручивание волос на бигуди | 1 | - | 1 |
28 | Окрашенные и обесцвеченные волосы. | 1 | 1 | - |
29 | Начесывание волос. Завивка щипцами | 1 | - | 1 |
30 | Завивка феном. Химическая завивка. Ее противопоказания | 1 | 1 | - |
31 | Выбор прически. Форма головы и прическа. Овал лица и прическа. | 1 | 1 | - |
32 | Основные виды причесок Дамские прически. Практическое мероприятие | 1 | - | 1 |
33 | Искусственные волосы в прическе. Прическа для торжеств | 1 | - | 1 |
34 | Плетение кос | 1 | - | 1 |
35 | Аксессуары и украшения.Прическа для торжеств. Цветы в прическе | 1 | - | 1 |
36 | Чемпионат «Salemalskills» | 1 | - | 1 |
Итого: | 36 | 19 | 17 |
Содержание программы
Модуль «Юный парикмахер»
Наименование темы | Форма занятия | Содержание |
История парикмахерского искусства | Инструктаж. Презентация. | Правила безопасности. Правила санитарии и гигиены. |
Развитие парикмахерского искусства в 20в. | Беседа | Теория: Развитие парикмахерского искусства в 20в. |
Строение волос | Беседа.Презентация. | Теория:Особенности строения волос |
Питание и здоровье волос | Беседа. | Теория:Питание и здоровье волос |
Типы волос. Правила мытья головы | Беседа. | Теория:Типы волос. Правила мытья головы |
Правила расчесывания волос | Беседа. | Теория:Правила расчесывания волос |
Косметические свойства для укладки волос | Беседа. | Теория:Косметические свойства для укладки волос |
Укладка и тип волос | Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. | Практика: Укладка волос |
Массаж волосистой части головы | Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. | Практика:Техника массажа |
Маски для волос из продуктов питания | Беседа. | Теория:Маски для волос из продуктов питания |
Продукты питания для волос. Изготовление натуральных средств по уходу за волосами. | Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. | Практика:Изготовление натуральных средств по уходу за волосами. |
Способы лечения волос. Травяные маски | Беседа. | Теория: Способы лечения волос. Травяные маски |
Рецепты ополаскивателей для волос | Беседа. | Теория:Рецепты ополаскивателей для волос |
Формы лица и влияние ее на прическу | Беседа. | Теория:Формы лица и влияние ее на прическу |
Инструменты и принадлежности | Беседа. | Теория:Инструменты и принадлежности |
Ножницы – форма подбора для стрижки. Как подготовиться к стрижке? | Беседа. | Теория:Ножницы – форма подбора для стрижки. Как подготовиться к стрижке? |
Разновидности окрашивания волос. Подготовка волос к стрижке | Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. | Практика: Подготовка волос к стрижке |
Техника стрижки. Практическая работа | Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. | Практика:Техника стрижки |
Положение инструментов во время стрижки. Советы при стрижке длинных волос | Беседа. | Теория:Положение инструментов во время стрижки. Советы при стрижке длинных волос |
Практическая работа | Практическое занятие. | Практика:Отработка практических действий |
Короткая стрижка для девочек. | Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. | Практика: Короткая стрижка для девочек. |
Средняя стрижка одной длины для девочек | Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. | Практика:Средняя стрижка одной длины для девочек |
Длинная стрижка одной длины | Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. | Практика:Длинная стрижка одной длины |
Практическая работа | Практическое занятие. | Практика:Отработка практических действий |
Короткая стрижка для мальчиков (различные формы). Практическое занятие | Практическое занятие. | Практика:Короткая стрижка для мальчиков (различные формы). |
Различные способы стрижки челки. Практическое мероприятие | Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. | Практика: Различные способы стрижки челки. |
Укладка волос феном. Накручивание волос на бигуди | Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. | Практика:Укладка волос феном. Накручивание волос на бигуди |
Окрашенные и обесцвеченные волосы. | Беседа. | Теория:Окрашенные и обесцвеченные волосы. |
Начесывание волос. Завивка щипцами | Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. | Практика:Начесывание волос. Завивка щипцами |
Завивка феном. Химическая завивка. Ее противопоказания | Беседа. | Теория:Завивка феном. Химическая завивка. Ее противопоказания |
Выбор прически. Форма головы и прическа. Овал лица и прическа. | Беседа. | Теория:Выбор прически. Форма головы и прическа. Овал лица и прическа. |
Основные виды причесок Дамские прически. Практическое мероприятие | Практическое занятие. | Практика:Отработка практических действий |
Искусственные волосы в прическе. Прическа для торжеств | Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. | Практика: Искусственные волосы в прическе. Прическа для торжеств |
Плетение кос | Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. | Практика:Плетение кос |
Аксессуары и украшения.Прическа для торжеств. Цветы в прическе | Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. | Практика:Аксессуары и украшения.Прическа для торжеств. Цветы в прическе |
Чемпионат «Salemalskills» | Практическое занятие. | Практика:Отработка практических действий. Выполнение практических работ |
Методическое обеспечение
Дополнительная общеразвивающая программа «Академия мастерства» разработана на основании следующих программ, пособий: Бочкова И.А. Кулинария для детей. Кухни народов мира.- М., 2011, «Маникюр на все случаи жизни», Кулагина Е.И. ООО «Издательство Астрель» 2011г., Дятлова Н.В. Парикмахерское дело. - Ростов на Дону: 2012.
Программа ориентирована на детей от 10 до 18 лет. Принимаются все желающие без конкурсов и отборов. Группа формируются из обучающихся от 10 человек, в которой занимаются учащиеся 5-11 классов. Занятия проводятся по 1 раза в неделю по каждому модулю.Продолжительность занятия 40 минут.
На занятиях используются разнообразные формы и методы обучения. Это рассказ, показ, беседы, наглядные, словесные, практические методы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Способы проверки результатов:собеседование, контрольная работа, практическое занятие, творческие задания и анализ их выполнения, конкурсы, чемпионаты.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Модуль «Юный парикмахер»
Дятлова Н.В. Парикмахерское дело. - Ростов на Дону: 2012.
Торлецкая Т.А. «Парикмахерское искусство», Санкт-Петербург, 2006 г.
Модуль «Кулинария»:
Зима О.И. Кулинарные рецепты на каждый день. – М.: Ринол классик, 2001.
Зима Д.Д. Такие разные салаты. – М.: Ринол классик, 2012.
Иванова В.А. Детская поваренная книга. – М., 2000.
Модуль «Мастер ногтевого сервиса»:
«Маникюр на все случаи жизни», Кулагина Е.И. ООО «Издательство Астрель» 2011г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Модуль «Юный парикмахер»
Дятлова Н.В. Парикмахерское дело. - Ростов на Дону: 2012.
Лин П. Прически и уход за волосами. — М.: Аквариум, 2005.
Торлецкая Т.А. «Парикмахерское искусство», Санкт-Петербург, 2006 г.
Фоули Д.1000 секретов женской красоты / Д. Фоули. – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвиваюшая программа по Вокально-эстрадному мастерству "Домисолька"
Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития воспитанников. Развитие слуха, без которого музыкальная де...
Программа по изодеятельности "Азбука мастерства"
РЕЦЕНЗИЯ на образовательную программу дополнительного образования «Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности детей 4-7 лет «Азбука мастерства», Татариной Татьяны...
Программа наставничества "Ступеньки к мастерству"
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспит...
ПРОГРАММА районного семинара "Совершенствование мастерства педагогов в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"
Выступление №7 "Совершенствование мастерства педагогов в образовательной деятельности по ФЭМП"...
Аналитический отчет по программе наставничества «Ступеньки к мастерству» 2022 – 2023 учебный год
В ходе реализации наставничества применялись такие формы работы, как:Беседы;Индивидуальные и групповые консультации;Анализ собственной деятельности;Педсоветы и семинары;Открытые занятия, взаимные посе...
Проект: ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «Ступеньки к мастерству» по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации
Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество начинающих специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою т...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...