ПРОГРАММА районного семинара "Совершенствование мастерства педагогов в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"
материал по теме

Каримова Гульнара Раульевна

Выступление  №7 "Совершенствование мастерства педагогов в образовательной деятельности по ФЭМП"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  «Шеморданский детский сад №2 «Теремок» Сабинского муниципального района

 Республики Татарстан»

Выступление на районном семинаре.

Доклад на тему:

"Совершенствование мастерства педагогов в  образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений».

                                                  Подготовила ст. воспитатель:                Каримова Г.Р.

2017год.

Доклад на тему: "Совершенствование мастерства педагогов в  образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений»

(Слайд 1).        Ув. коллеги все мы знаем, что в   ФГОС,  к которым мы должны стремиться в своей педагогической деятельности, как такового раздела «Математическое развитие» в программе не существует. Но в образовательной области «Познавательное развитие» одна из задач звучит как «Формирование элементарных математических представлений».

(Слайд 2). Кроме того, если мы обратимся к компетентностям ребенка, которые согласно ФГОС должны быть сформированы к выпуску из детского сада, так называемые ожидаемые результаты, то среди них можно выделить следующие:

(Слайд 3). 

  • Любознательный, активно познающий мир.
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
  • Умеющий слушать и слышать своего собеседника, аргументировать свою позицию.
  • Владеющий основами умения учиться.

Ни одну из этих компетентностей мы не сможем сформировать в должной степени, уделяя мало внимания развитию у ребенка логики, мышления, внимания, умения действовать в определенной последовательности, не научив его считать, различать геометрические фигуры, решать простейшие задачи.

Методика ФЭМП в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших предметов в школе.

Уверена, что каждый воспитатель хочет, чтобы дети на занятии были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т.д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение?  Я вам предлагаю, составить модель успешного занятия.  Успех занятия во многом зависит от компетентности педагога в той или иной области знаний. Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией. Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию.

(Слайд 4).Основные математические понятия вы видите на экране. 

Очень важно в этих понятиях хорошо разбираться, понимать их, так как «небрежное обращение с научными терминами обычно оборачивается против тех, кто не утруждает себя поиском их точного толкования».

(Слайд 5)

 Множества рассматривают как набор, совокупность, собрание каких-либо предметов и объектов.

Множества состоят не только из предметов, а из звуков, движений, чисел. Всё это называется элементами множества.

(Слайд 6) 

Число – это общая неизменная категория множества, которая является показателем мощности множества. Это лишь звуковое обозначение.

Цифры — система знаков  для записи чисел (числовые знаки). Слово “цифра” без уточнения обычно означает один из следующих десяти знаков: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (т.н. “арабские цифры”). Сочетания этих цифр порождают дву-(и более) значные числа.

(Слайд 7) Счётная деятельность рассматривается как деятельность с конкретными элементами множества, при которых устанавливается взаимосвязь между предметами и числительными. Изучение числительных и множеств  предметов ведёт к усвоению счётной деятельности.

(Слайд 8) Вычислительная деятельность это деятельность с абстрактными числами, осуществляемая посредством сложения и вычитания. Простое называние числительных не будет называться счётной деятельностью. Система вычислительных действий формируется на основе количественных знаний.

(Слайд 9) Величина

Прямого ответа на вопрос “что такое величина?” нет, так как общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объёма, массы, скорости и т.д.

Величина обладает 3 свойствами:

1) сравнимость 

2) относительность

3) изменчивость

(Слайд 10) Геометрическая фигура – абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме.

Геометрическая фигура – это наличие точек на плоскости, ограниченное пространством.

Фигуры бывают плоские (круг, квадрат, треугольник, многоугольник…) и пространственные (шар, куб, параллелепипед, конус...),

Их  ещё называют геометрическими телами.

Геометрическое тело – это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими и кривыми поверхностями.

А форма это очертание, наружный вид предмета.

(Слайд 11) Время – это философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия.

Время имеет свойства:

- текучесть (время не остановить)

- необратимость и неповторимость

- длительность.

(Слайд 12) Пространство 

Здесь мы рассматриваем ориентировку в пространстве, которая предполагает ориентировку на себе, от себя, от других объектов, ориентировку на плоскости и ориентировку на местности.

(Слайд 13) –Итак, первое колечко в нашей пирамидке 

1.Компетентность педагога в области преподаваемого предмета.

(Слайд 14) Разминка: назвать крылатые слова, пословицы и поговорки с числительными.

Предлагаю теперь поговорить об организации работы по ФЭМП у детей дошкольного возраста.

(Слайд 15) Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать, это ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ОД  рекомендуется проводить в середине недели (вторник, среду) и чередовать их с занятиями по рисованию, музыке и  физкультуре.

(Слайд 16) К занятиям необходимо тщательно готовиться:

1.продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний,

2.подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал,

3.продумать формы организации деятельности детей (в парах, в подгруппах и т.д.)

Математические знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям.

При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала.

 Какие  же программные задачи решаются  на занятиях по ФЭМП?

 (Слайд 17)

1) образовательные - учим, закрепляем, упражняем.

2) развивающие – развиваем умение слушать, анализировать,  видеть самое главное, существенное, осознанность в значимости, необходимости данного предмета. Логическое мышление (сравнение, анализ, синтез).

3) воспитательные - воспитываем  математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов.

4) речевые - работаем над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.

Таким образом, второе колечко модели успешного занятия –

2.Готовность воспитателя к занятию.

 (Слайд 18)

Давайте вспомним,  методы обучения, которые используются  в ОД  по ФЭМП?

Верно, игровые, наглядные, словесные, практические методы обучения…

 (Слайд 19)

Игровые – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?

Так же используются:- разъяснения - указания воспитателя

- план действий для детей старшего дошкольного возраста.

Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм и упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Наглядные методы.

Это использование  демонстрационного   и раздаточного, мелкого материала.

(Слайд 20) Таким образом, третье колечко Пирамидки успешного занятия –

3.Выбор оптимальных методов и приёмов. 

(Слайд 21) Разминка “Объясни выражение”:

- “семи пядей во лбу”;

- “мерить на свой аршин”.

(Слайд 22)Давайте вернёмся к наглядным методам обучения.

Всё занятие по ФЭМП строится только на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно идут наши воспитанники на поиски знаний и овладение ими. 

Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой)

Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т.д.)

Итак, четвёртое колечко нашей модели 

4. Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.

 (Слайд 23)

Уважаемые коллеги, дружите ли вы с грамматикой?

Следующая разминка называется “просклоняй числительное” (675 и 947)

 (Слайд 24)

Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием?

Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём. Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.

Математический словарь можно взять в “Программе”, а так же в книге Метлиной Л.С. “Математика в детском саду”

 (Слайд 25) Именно на занятиях математикой речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной .  В этом случае занятие проходит быстро и интересно.

Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия.

Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают.

Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять.

 Пятое колечко 5. Грамотная речь воспитателя

Итак, вы видите, как выглядит модель успешного занятия по ФЭМП. 

И только при наличии всех этих компонентов, занятие будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.

Завершая свой доклад, скажу несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии. Уважаемые воспитатели так хочется вместо  общей безликой оценки “молодцы” , услышать и другие: правильно; верно; очень хорошо;  постарался; ты меня сегодня радуешь; ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д. Давайте подходить индивидуально и поощрять каждого ребенка, мотивировать наших ребят на поиски знаний.

А мне сегодня понравилось, что вы  были активными,одни привели много примеров пословиц и поговорок, у других получалось быстро склонять числительные. Остальные внимательно слушали. Мой доклад подошёл к концу.Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений во 2 мл. группе по программе «От рождения до школы» Тема: «Весна пришла»

Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения, пользоваться словами столько-сколько, больше-меньше.Закреплять умение различать и называть части суток: день ночь....

Совершенствование мастерства педагогов в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Согласно ФГОС ДО  к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела «Математическое развитие» в програм...

семинар-практикум для педагогов : "Совершенствование мастерства педагогов в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"

Согласно федеральным государственным требованиям к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела &l...

Организация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием программы «Игралочка» Л.Г.Петерсон 2-й год обучения

Цель : 1) уточнить понимание детьми значения слова «пара» как двух предметов, объединённых общим признаком; 2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководст...