Занятие на тему "Жизненный путь" Социокультурные истоки
план-конспект занятия (старшая группа)
Формиррвание у воспитанников положительного, осмысленного отношения к своему жизненному пути,
совершенствование знаний о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта НОД | 656.62 КБ |
Пояснительная записка | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Технологическая карта
по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Раздел «Социокультурные истоки»
в подготовительной группе
Название: «Жизненный путь»
Составила: воспитатель Пислегина Лариса Николаевна
г. Югорск, 2019 г.
Цель: формирование знаний о будущей профессии как жизненном пути.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей положительное, осмысленное отношение к своему жизненному пути;
- формировать представления детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
- продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова»;
- совершенствовать умение детей задавать вопросы, на сужение поля поиска;
- помочь сформировать активную жизненную позицию;
- формировать ощущение собственной значимости.
Развивающие:
- развивать у детей способность чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение;
- развивать умение описывать жизненный путь героев сказки, повышать речевую активность детей;
- содействие развитию речи детей, обогащению словаря лексикой социокультурного содержания, повышению выразительности речи, получению навыков речевого общения в совместной деятельности
- развивать навыки общения детей друг с другом, умение договариваться
Воспитательные:
- оказание практической помощи в становлении творческой личности ребёнка, развитие навыков художественного творчества в контексте социокультурной традиции;
- создать образ по теме «Жизненный путь», развитие эстетического восприятие;
- создать эмоционально-положительный климат в группе детей;
- воспитывать активную, стойкую жизненную позицию.
Материалы и оборудование: оформление центра «Моя профессия» в групповой комнате, плоскостная да – нетка – картинки - профессии, системный оператор, картинки «Младенчество - старость» ….
Раздаточный материал - листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры, вырезки из журналов, цветная бумага, клей, ножницы.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к технологической карте НОД
образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
раздел «Социокультурные истоки»
старшая группа
НОД на тему: «Жизненный путь»
составила: воспитатель Пислегина Л.Н.
- Диагностичность целей и конкретность задач
Цель НОД предполагает формирование знаний воспитанников о будущей профессии как жизненном пути. Для достижения цели поставлен ряд задач, которые соответствуют ФГОС ДО, пункт 4.6. целевых ориентиров: ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
- Место НОД в системе занятий
Занятие социально-личностной направленности, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, когда ребёнок уже способен понимать такие понятия как «добро и зло», «жизненный путь человека», начинает задумываться о своё будущем, умеет анализировать поступки героев произведений, собственные поступки.
Программа ДОУ предполагает использование дополнительной программы «Социокультурные истоки», которая отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. «Исток» или «источник» из которого ребёнок и взрослый черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребёнка.
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» реализуется через организацию различных видов детской деятельности и их интеграцию на основе использования ОТСМ ТРИЗ.
- Обоснованность применения демонстрационного и раздаточного материала
Для наиболее качественного усвоения изучаемого материала во время занятия используется ТСО, демонстрационный (плоскостная «Да - нетка», картинки - профессии, системный оператор, дидактическая игра «Разложи по порядку») и раздаточный материал (листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры, вырезки из журналов, цветная бумага, клей, ножницы).
Беседа на тему «Вспомни героя сказки» предполагает закрепление знаний детей о ранее прочитанном произведении «Финист ясный сокол», а также способствует развитию умения описывать жизненный путь главного героя сказки.
Дидактическая игра «Разложи по порядку» позволит формировать у детей положительное, осмысленное отношение к своему жизненному пути, развивает способность чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение.
Для систематизации имеющихся знаний, умения самостоятельно добывать и свободно использовать информацию в процессе познавательной деятельности использовалась модель «системный оператор».
Динамическая пауза даёт возможность воспитанникам вспомнить различные профессии и повторить движения, которые выполняют люди определённой профессии (кочегар, звукорежиссёр, метеоролог…), снять эмоциональное напряжение.
Формирование пространственных представлений совершенствуется с помощью игры «Плоскостная Да-нетка».
Творческая работа: создание своей будущей профессии предполагает создание образа по теме «Жизненный путь», способствует развитию эстетического восприятия, помогает в становлении творческой личности ребёнка.
- Логичность в структуре:
Занятие проводится в подготовительной группе. Состоит из следующих этапов:
- организационный этап - приветствие гостей детьми и краткая беседа на тему «Вспомни героя сказки - 3 мин.;
- актуализация - игра «Разложи по порядку» - 4 мин.;
- расширение имеющихся представлений - «Системный оператор» «Я ребёнок», «Плоскостная Да-нетка» - 7 мин.;
- динамическая пауза, мульт-песенка «Все профессии нужны» - 3 мин.;
- заключительный этап (рефлексия)- блиц-опрос - 3 мин.;
- практическая работа - творческая работа: создание своей будущей профессии - 5мин.
Данные алгоритмы являются частью общей теории сильного мышления (ОТСМ-ТРИЗ)
5. Описание предварителной работы
Для усиления интереса детей проводится предварительная работа, которая заключается в чтении проиведений, отражающих жизненный путь человека - русская народная сказка «Финист Ясный – Сокол», притча «Старик и яблоня». На данном этапе дети знакомятся с пословицами и поговороками о жизненном пути в «Жизнь прожить – не поле перейти», «Жизнь дана на добрые дела», «Жизнь дана нам для добра», анализируют их. В групповой комнате совместно с детьми оформлена инстоляция «Моя профессия».
- Формы организации деятельности
В процессе образовательной деятельности создаются условия для того чтобы каждый ребёнок достиг результата. Непосредственно-образовательная деятельность предполагает фронтальную и индивидуальную форму работы.
- Соответствие использованных форм, методов и приёмов работы
Для достижения поставленных задач были использованы следующие формы и методы работы с детьми:
задачи | формы и методы работы |
Развивать умение описывать жизненный путь героев сказки, повышать речевую активность детей. | Игра «Вспомни героя сказки» |
Формировать у детей положительное, осмысленное отношение к своему жизненному пути, развивать способность чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение. | Игра «Разложи по порядку» |
Формировать представления детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. | «Системный оператор» «Я ребёнок» |
Снять эмоциональное напряжение. Развивать навыки общения детей друг с другом, умение договариваться. | Мульт – песенка «Все профессии нужны» |
Совершенствовать умение детей задают вопросы, на сужение поля поиска. | Игра «Плоскостная Да-нетка» |
Формировать ощущение собственной значимости, воспитывать активную, стойкую жизненную позицию. | Блиц-опрос |
Создание образа по теме «Жизненный путь», развитие эстетического восприятия, оказание практической помощи в становлении творческой личности ребёнка, развитие навыков художественного творчества в контексте социокультурной традиции. | Творческая работа: создание своей будущей профессии |
- Способы привлечения внимания детей
Для привлечения внимания детей вовремя НОД используются:
- ИКТ и ТРИЗ технология;
- смена видов деятельности (беседа, дидактическая игра, составление модели «системный оператор» динамическая пауза, опрос продуктивные виды деятельности);
- изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса;
- сопровождение речи мимикой и жестами.
- Определение и описание учёта и поддержки детской инициативы, активности и самостоятельности
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности применяют следующие методы и приемы:
- дети анализируют процесс развития человека от рождения (младенчества), до старости, самостоятельно определяет, на каком этапе жизненного пути находится сами;
- учится сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;
- добывает информацию через поисковую деятельность в игре «Да-нетка»;
- проявляет самостоятельность при выборе материала для изображения своей будущей профессии в творческой деятельности.
Развивающая среда в групповой комнате способствует развитию познавательной активности, соответствует интересам детей и имеет развивающий характер.
- Организация двигательной активности детей, профилактика утомления
Для профилактики утомляемости вовремя НОД используется смена видов детской деятельности. Динамическая пауза позволяет детям снять мышечное напряжение.
- Рефлексия
На заключительном этапе рефлексия, проведённая в форме блиц - опроса даёт возможность воспитанникам в считанные минуты освежить базовые знания по теме НОД.
- Вывод
В детстве ребёнок мечтает о том, кем он будет, когда вырастет. В данном занятии предпринята попытка формирования знаний воспитанников о будущей профессии как жизненном пути. Поставленные задачи, дают возможность дотянуть цели занятия. Каждый ребёнок задумался о своей будущей жизни, какой дорогой идти, что делать. Впереди у каждого долгая и счастливая жизнь, много интересных путей и дорог.
Таким образом поставленные задачи в процессе занятия решены, цель достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Програмное содержание.Продолжать углублять знания о народном творчестве. Развивать логическое мышление, память, вооброжение, творчество. Формировать представление о добре и зле.Развивать уме...
Занятие по программе "Социокультурные истоки"
25 февраля, в рамках реализации данной программы, в старшей группе «Колокольчик» , воспитатель Дубровская Н.И. провела занятие ...
Конспекты занятий по приобщению к истокам русской народной культуре
Темы занятий: "Забавы вокруг печи""Хлеб- всему голова""Октябрь пахнет капустой""Синичкин день"" Покровские посиделки" - развлечение...
Конспект занятия "Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Знакомство с пряничным искусством Севера"
Составила и провела: воспитатель Васильева Надежда Николаевна...
Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (в рамках открытого показа) Тема: «Домашнее тепло».
Конспектзанятия по программе«Социокультурные истоки»в средней группе(в рамках открытого показа)Тема: «Домашнее тепло»....
Занятие по программе "Социокультурные истоки" . Категория «Образ» Тема: «Самый любимый образ – мама» 2 младшая группа
Цель: воспитание нравственных чувств, любви, заботе о маме, этического сознания.Задачи:Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Образ». Закрепить знания детей о...
Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе на тему: «Домашнее тепло»
Цель. Подвести к восприятию социокультурной категории «Домашнее тепло»Задачи:1. Формировать у детей мотивацию на доброе отношение к родным и близким.2. Закрепить умение детей характеризовать понятие «...