Конспект занятия «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
- Програмное содержание.
- Продолжать углублять знания о народном творчестве. Развивать логическое мышление, память, вооброжение, творчество. Формировать представление о добре и зле.
- Развивать умения выделять языковые средства выразительности и использовать при разучивании роли. Учить детей составлять сценарий.
- Инсценировать содержание несложных песен.
- Прививать интерес к русским народным инструментам, желание играть на них, осваивать приемы игры на деревянных ложках.
- Предварительная работа.
- Познакомить детей со сказкой «Жихарка», вызвать интерес к образам этой сказки.
- Рассматривание иллюстраций по содержанию.
- Работа над выразительной передачи сказки.
- Разучивание поговорок, загадок, пословиц, объяснение детям незнакомых слов.
- Подготовка музыкального оформления разучивание песен с инсценировкой, частушек, напевок с сопровождением игрой шумовых музыкальных инструментах работа с оркестром ложкарей.
- Ход занятий.
Вход детей в зал под русскую народную музыку (грамзапись). Воспитатель. Русь деревянная - края дорогие
Здесь издавна русские люди живут Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют!
Песня «Во горнице, во новой» р.н.
Воспитатель: А вы знаете, почему Русь называют деревянной?
1. ребенок: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами.
- ребенок: И все-то в избе было сделано из дерева, и пол, и потолок, и стены, и мебель и посуда:
Наша изба ровно тепла.
- ребенок: Домом жить - не лукошко шить.
- ребенок: Домом жить - не развеся уши ходить.
- ребенок: Домом жить - обо всем тужить.
- ребенок: Дом вести - не лапти плести.
Воспитатель: Дети, посмотрите сколько у нас в избе интересных вещей. Попробуйте отгадать о каком предмете я говорю:
Летом спит,
Зимой греет,
Тело теплое А крови нет (печь).
(подходит к печи)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, может быть вспомните загадки о русской избе и домашней утвари? Вы загадаете, а наши гости попробуют отгадать
- ребенок: У нее в печурочке -
Золотые чурочки (дрова в печи)
- ребенок: Четыре брата
Под одной крышей стоят (стол).
- ребенок: Два брюшка
Четыре ушка (подушка)
- ребенок: Черный конь
Скачет в огонь (кочерга).
- ребенок: Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит отдает,
Сам в угол идет (ухват)
- ребенок: Рыба в море -
Хвост на заборе (ковшик)
- ребенок: Все голубки
Вокруг одной прорубки (ложки с блюдцем). «Полянка» р.н.м. Оркестр ложкарей (или подгорка)
Воспитатель: Вот какие ложечки точеные, ручки золоченые! Эти ложки принадлежат одному удалому молодчику. А кто из вас знает, как зовут этого молодчика?
Ребенок: Его зовут Жихарка!
Воспитатель: А кто скажет, что это слово обозначает?
Ребенок: Слово «Жихарка» означает «удалец».
Воспитатель: А как вы понимаете слово «удалец».
Ребенок: Это значит смелый, находчивый.
Воспитатель: Давным давно, долгими зимними вечерами взрослые и дети собирались в месте и рассказывали друг другу сказки. Много сказок было придумано русским народом и вот сегодня одну из них мы разиграем. И как вы уже догадались, это будет р. н. сказка «Жихарка». А какие еще действующие лица в этой сказке?
Ребенок: Лиса, петух, кот.
Воспитатель: Вот сейчас мы и выберем из вас кота, лису, петуха, Жихарку и сказочницу, (выбирают, надевают маски).
Воспитатель: (музыкальная фонограмма)
Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костер,
Кушают кашку,
Слушаюь сказку!
Сказочница-ребенок: Жили-были кот (выход и танцев импровизация кота), петух (танец Петуха), и маленький мальчик Жихарка (выход и пляска). А почему Жихарка? Да потому, что он был маленький, да удаленький (все садятся за стол).
Каждое утро Кот и Петух на охоту ходили (берут режья и под муз. сигнал уходят в лес). А Жихарка оставался дома обед готовить (звучит муз. фонограмма, сопровождающая действия Жихарки). Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит.
Жихарка: Эта простая ложка Котова,
Эта простая ложка Петина,
А эта не простая, точеная,
Ручка золоченая — эта Жихаркина!
Никому ее не отдам!
Сказочница: Как то раз прослышила Лиса, что Жихарка один дома остался. И так ей захотелось Жихаркиного мясца попробовать... (под музыку выходит Лиса, принюхивается).
Лиса: Жихарка, выйди ко мне!
Жихарка: Да некогда! Я обед готовлю, скоро Кот и Петух придут.
Лиса: Жихарка! Выйди на крылечко. Посмотри там гости идут, песни
поют (звучит напев ка без сопровождения «Ах вы, сени комары в щелях засели...», р. н. в исполнении группы детей за гитарой).
Сказочница: Вышел Жихарка на крылечко, чтобы послушать и посмотреть, кто же там поет, а Лиса тут как тут схватила Жихарку (музыка) и потащила его домой, печь жарко истопила.
Лиса: Обманула я тебя, Жихарка! Теперь я тебя съем! А ну, садись на лопату, я тебя в печке изжарю! (Жихарка садится на лопату, расставив руки и ноги).
Жихарка: Так ли я сел, Лиса?
Лиса: Да ты что, не умеешь что ли?
Жихарка: Нет, не умею! Покажи Лиса! (Лиса показывает, Жихарка толкает ее в печь).
Лиса: Ой, спасите! Помогите!
Жихарка: Сиди, Лиса, жарься, Лиса, будешь знать как маленьких обижать.
Лиса: Прости меня, Жихарка, я больше так не буду.
Сказочница: Простим ее, Жихарка?
Жихарка: Ладно, простим (пляска Лисы и Жихарки).
Сказочница: (выходит в центр, дети встают). Вот вам маленький, да удаленький! Не зря его Жихаркой зовут. А теперь на радость всем песню запоем, пляску заведем. Р. н. плясовая «Эх, калина- малина» (исполняют солисты и хор с сопровождением шумовых и ударных детских музыкальных инструментов и круговой пляской).
Воспитатель: Вот так по-доброму и закончилась наша сказка. Почему такой счастливый конец у сказки?
Ребенок: Потому-что, добро всегда побеждает зло.
Воспитатель: Жихарка - смелый, находчивый, одним словом - удалец. Он сам избавился от Лисы. Но я уверена, что если бы вы были рядом, то обязательно помогли бы ему спастись. Русская пословица гласит «Помогай другу везде, не оставляй друга в беде». А какие пословицы о дружбе вы знаете? Давайте вы будете начинать пословицу, а наши гости - заканчивать.
- ребенок: Старый друг (лучше новых двух).
- ребенок: Человек без друзей, (что дерево без корней).
- ребенок: Друзья познаются (в беде).
- ребенок: Один за всех (и все за одного).
- ребенок: Нет друга так ищи, а нашел (так береги).
Воспитатель: А еще мы с вами знаем много других сказок. Хотите поиграть в игру «Знаешь ли ты сказку?» Я вам буду рассказывать отрывки из сказок, а вы должны будете их отгадать, (читает отрывки, при ответе показывает картинки), (последняя сказка о печи).
Воспитатель: Дети, а наша печка тоже не простая, а волшебная (обращается к печи).
Ой, ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полочи и спаси,
В дом богатство принеси.
(достает из печи пироги - музыка «Блин»).
Как для вас мои друзья,
Наварила, напекла
Девяноста два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов –
Не найти едоков
Хозяйку потешьте -
Пирогов моих поешьте!
(ставит на стол)
Ребенок: Не красна изба углами,
Красна пирогами.
Воспитатель: Ребята, про пироги я вспомнила, а вот про чай совсем забыла, нет его на столе. Отгадайте-ка загадку.
Из горячего колодца
Через нос водица льется (самовар)
(Вход и пляска самовара).
Самовар: Эх, чай, чай, чай!
Уж, ты кумушка встречай (приглашает к столу).
Проходите гости дорогие к столу (дети садятся за стол)
Самовар: Тары-бары, растобары,
Выпьем чай из самовара.
- ребенок: С сушками!
- ребенок: С ватрушками!
- ребенок: И с блинами вкусными!
Самовар: Приятного всем аппетита, (дети пьют чай, звучит грамзапись р.н. музыки, воспитатель угощает гостей-зрителей пирогами) Воспитатель: Полна горница гостей,
Стало горнице светлей!
Приходите к нам на пир,
Приглашаем целый мир.
Самовар: Веселись, душа, играй,
Вовсе зла не поминай.
Приходите, кто с добром,
Мы всегда вас в гости ждем
(по окончании чаепития дети выходят из-за стола, встают свободно по залу)
- ребенок: Посидели, повеселились -
Пора и честь знать.
- ребенок: (с поклоном)
Спасибо, хозяйка!
Самовар, и тебе спасибо, за веселье, да за угощенье знатное. Песня «Бывайте здоровы» (по окончании раскланиваются и уходят под музыку).
ЛИТЕРАТУРА
- Знакомство детей русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов, дошкольных образовательных учреждений (Авт. сост. Л.С. Куприна и др.-СПб «Детство- Пресс», 1999 г.
- Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Т. С. Комаровой М. Изд-во. «Российское педагогическое аген- ство», 1997 г.
- Г. М. Науменко. Фольклорный праздник в детстком саду и в школе-М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000 г.
- Русские народные песни. Песенник. Вып 6. Сост. Ю. А.Зацарный. М: «Советский композитор», 1985 г.
- Песенные узоры. Вып. 3. М. 1983 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Знакомство с пряничным искусством Севера"
Составила и провела: воспитатель Васильева Надежда Николаевна...
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»
Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...
Конспект ООД приобщение детей к истокам русской народной культуры. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»
Знакомить детей с культурой русского народа, особенностями повседневного быта.Задачи: Вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора, приветствие , загадки, игрыАктивизиров...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Конспект занятия в подготовительной группе по приобщению детей к истокам русской народной культуры "Русский быт"
Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...