Конспект занятия «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

  1. Програмное содержание.
  1. Продолжать углублять знания о народном творчестве. Разви­вать логическое мышление, память, вооброжение, творчество. Фор­мировать представление о добре и зле.
  2. Развивать умения выделять языковые средства выразитель­ности и использовать при разучивании роли. Учить детей составлять сценарий.
  3. Инсценировать содержание несложных песен.
  4. Прививать интерес к русским народным инструментам, желание играть на них, осваивать приемы игры на деревянных ложках.

 

  1. Предварительная работа.
  1. Познакомить детей со сказкой «Жихарка», вызвать интерес к образам этой сказки.
  2. Рассматривание иллюстраций по содержанию.
  3. Работа над выразительной передачи сказки.
  4. Разучивание поговорок, загадок, пословиц, объяснение детям незнакомых слов.
  5. Подготовка музыкального оформления разучивание песен с инсценировкой, частушек, напевок с сопровождением игрой шумовых музыкальных инструментах работа с оркестром ложкарей.

 

  1. Ход занятий.

Вход детей в зал под русскую народную музыку (грамзапись). Воспитатель. Русь деревянная - края дорогие

Здесь издавна русские люди живут Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют!

Песня «Во горнице, во новой» р.н.

 

Воспитатель: А вы знаете, почему Русь называют деревянной?

1. ребенок: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами.

  1. ребенок: И все-то в избе было сделано из дерева, и пол, и потолок, и стены, и мебель и посуда:

Наша изба ровно тепла.

  1. ребенок: Домом жить - не лукошко шить.
  2. ребенок: Домом жить - не развеся уши ходить.
  3. ребенок: Домом жить - обо всем тужить.
  4. ребенок: Дом вести - не лапти плести.

Воспитатель: Дети, посмотрите сколько у нас в избе интересных вещей. Попробуйте отгадать о каком предмете я говорю:

Летом спит,

Зимой греет,

Тело теплое А крови нет (печь).

(подходит к печи)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, может быть вспомните загадки о русской избе и домашней утвари? Вы загадаете, а наши гости попробуют отгадать

  1. ребенок: У нее в печурочке -

Золотые чурочки (дрова в печи)

  1. ребенок: Четыре брата

Под одной крышей стоят (стол).

  1. ребенок: Два брюшка

Четыре ушка (подушка)

  1. ребенок: Черный конь

Скачет в огонь (кочерга).

  1. ребенок:         Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает,

Что схватит отдает,

Сам в угол идет (ухват)

  1. ребенок: Рыба в море -

Хвост на заборе (ковшик)

  1. ребенок: Все голубки

Вокруг одной прорубки (ложки с блюдцем). «Полянка» р.н.м. Оркестр ложкарей (или подгорка)

Воспитатель: Вот какие ложечки точеные, ручки золоченые! Эти ложки принадлежат одному удалому молодчику. А кто из вас знает, как зовут этого молодчика?

Ребенок: Его зовут Жихарка!

Воспитатель: А кто скажет, что это слово обозначает?

Ребенок: Слово «Жихарка» означает «удалец».

Воспитатель: А как вы понимаете слово «удалец».

Ребенок: Это значит смелый, находчивый.

Воспитатель: Давным давно, долгими зимними вечерами взрослые и дети собирались в месте и рассказывали друг другу сказки. Много сказок было придумано русским народом и вот сегодня одну из них мы разиграем. И как вы уже догадались, это будет р. н. сказка «Жихарка». А какие еще действующие лица в этой сказке?

Ребенок: Лиса, петух, кот.

Воспитатель: Вот сейчас мы и выберем из вас кота, лису, петуха, Жихарку и сказочницу, (выбирают, надевают маски).

 Воспитатель: (музыкальная фонограмма)

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костер,

Кушают кашку,

Слушаюь сказку!

Сказочница-ребенок: Жили-были кот (выход и танцев импровиза­ция кота), петух (танец Петуха), и маленький мальчик Жихарка (выход и пляска). А почему Жихарка? Да потому, что он был маленький, да удаленький (все садятся за стол).

Каждое утро Кот и Петух на охоту ходили (берут режья и под муз. сигнал уходят в лес). А Жихарка оставался дома обед готовить (звучит муз. фонограмма, сопровождающая действия Жихарки). Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит.

Жихарка:           Эта простая ложка Котова,

Эта простая ложка Петина,

А эта не простая, точеная,

Ручка золоченая — эта Жихаркина!

Никому ее не отдам!

Сказочница: Как то раз прослышила Лиса, что Жихарка один дома остался. И так ей захотелось Жихаркиного мясца попробовать... (под музыку выходит Лиса, принюхивается).

Лиса: Жихарка, выйди ко мне!

Жихарка: Да некогда! Я обед готовлю, скоро Кот и Петух придут.

Лиса: Жихарка! Выйди на крылечко. Посмотри там гости идут, песни

поют (звучит напев ка без сопровождения «Ах вы, сени комары в щелях засели...», р. н. в исполнении группы детей за гитарой).

Сказочница: Вышел Жихарка на крылечко, чтобы послушать и посмотреть, кто же там поет, а Лиса тут как тут схватила Жихарку (музыка) и потащила его домой, печь жарко истопила.

Лиса: Обманула я тебя, Жихарка! Теперь я тебя съем! А ну, садись на лопату, я тебя в печке изжарю! (Жихарка садится на лопату, расставив руки и ноги).

Жихарка: Так ли я сел, Лиса?

Лиса: Да ты что, не умеешь что ли?

Жихарка: Нет, не умею! Покажи Лиса! (Лиса показывает, Жихарка толкает ее в печь).

Лиса: Ой, спасите! Помогите!

Жихарка: Сиди, Лиса, жарься, Лиса, будешь знать как маленьких обижать.

Лиса: Прости меня, Жихарка, я больше так не буду.

Сказочница: Простим ее, Жихарка?

Жихарка: Ладно, простим (пляска Лисы и Жихарки).

Сказочница: (выходит в центр, дети встают). Вот вам маленький, да удаленький! Не зря его Жихаркой зовут. А теперь на радость всем песню запоем, пляску заведем. Р. н. плясовая «Эх, калина- малина» (исполняют солисты и хор с сопровождением шумовых и ударных детских музыкальных инструментов и круговой пляской).

Воспитатель: Вот так по-доброму и закончилась наша сказка. Почему такой счастливый конец у сказки?

Ребенок: Потому-что, добро всегда побеждает зло.

Воспитатель: Жихарка - смелый, находчивый, одним словом - удалец. Он сам избавился от Лисы. Но я уверена, что если бы вы были рядом, то обязательно помогли бы ему спастись. Русская пословица гласит «Помогай другу везде, не оставляй друга в беде». А какие пословицы о дружбе вы знаете? Давайте вы будете начинать пословицу, а наши гости - заканчивать.

  1. ребенок: Старый друг (лучше новых двух).
  2. ребенок: Человек без друзей, (что дерево без корней).
  3. ребенок: Друзья познаются (в беде).
  4. ребенок: Один за всех (и все за одного).
  5. ребенок: Нет друга так ищи, а нашел (так береги).

Воспитатель: А еще мы с вами знаем много других сказок. Хотите поиграть в игру «Знаешь ли ты сказку?» Я вам буду рассказывать отрывки из сказок, а вы должны будете их отгадать, (читает отрывки, при ответе показывает картинки), (последняя сказка о печи).

Воспитатель: Дети, а наша печка тоже не простая, а волшебная (обращается к печи).

Ой, ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полочи и спаси,

В дом богатство принеси.

(достает из печи пироги - музыка «Блин»).

Как для вас мои друзья,

Наварила, напекла

Девяноста два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов –

Не найти едоков

Хозяйку потешьте -

Пирогов моих поешьте!

(ставит на стол)

 Ребенок:            Не красна изба углами,

Красна пирогами.

Воспитатель: Ребята, про пироги я вспомнила, а вот про чай совсем забыла, нет его на столе. Отгадайте-ка загадку.

Из горячего колодца

Через нос водица льется (самовар)

(Вход и пляска самовара).

Самовар:           Эх, чай, чай, чай!

Уж, ты кумушка встречай (приглашает к столу).

 Проходите гости дорогие к столу (дети садятся за стол)

Самовар:           Тары-бары, растобары,

Выпьем чай из самовара.

  1. ребенок: С сушками!
  2. ребенок: С ватрушками!
  3. ребенок: И с блинами вкусными!

Самовар: Приятного всем аппетита, (дети пьют чай, звучит грамзапись р.н. музыки, воспитатель угощает гостей-зрителей пирогами) Воспитатель:              Полна горница гостей,

Стало горнице светлей!

Приходите к нам на пир,

Приглашаем целый мир.

Самовар:                     Веселись, душа, играй,

Вовсе зла не поминай.

Приходите, кто с добром,

Мы всегда вас в гости ждем

(по окончании чаепития дети выходят из-за стола, встают свободно по залу)

  1. ребенок:          Посидели, повеселились -

Пора и честь знать.

  1. ребенок:          (с поклоном)

Спасибо, хозяйка!

Самовар, и тебе спасибо, за веселье, да за угощенье знатное. Песня «Бывайте здоровы» (по окончании раскланиваются и уходят под музыку).


 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Знакомство детей русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Мето­дическое пособие для педагогов, дошкольных образователь­ных учреждений (Авт. сост. Л.С. Куприна и др.-СПб «Детство- Пресс», 1999 г.
  2. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Т. С. Комаровой М. Изд-во. «Российское педагогическое аген- ство», 1997 г.
  3. Г. М. Науменко. Фольклорный праздник в детстком саду и в школе-М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000 г.
  4. Русские народные песни. Песенник. Вып 6. Сост. Ю. А.Зацарный. М: «Советский композитор», 1985 г.
  5. Песенные узоры. Вып. 3. М. 1983 г.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...

Конспект ООД приобщение детей к истокам русской народной культуры. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Знакомить детей с культурой  русского народа, особенностями повседневного быта.Задачи:  Вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора, приветствие , загадки, игрыАктивизиров...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Конспект занятия в подготовительной группе по приобщению детей к истокам русской народной культуры "Русский быт"

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...