Методическая разработка " Проект по патриотическому воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста "С чего начинается Родина""
методическая разработка (средняя группа)
Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребёнок живёт, детскому саду, школе, городу.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patirioticheskoe_vospitanie_samoobrazovanie.doc | 327 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на тему"Патриотическое воспитание детей 3-4 и 4-5 лет.
« С любовью к родному краю, родной культуре, родной
речи начинается с малого-с любви к своей семье, к
своему жилищу, к своему детскому саду. Постоянно
расширяясь, эта любовь переходит к родной стране ,к её
истории ,прошлому и настоящему ко всему
человечеству»
Л.С.Лихачев.
Актуальность.
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Дети младшего дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, о стране, еще не знакомы с нравственными нормами, принятыми в обществе, с культурными традициями русского народа. В силу возраста, они еще не умеют строить отношения с близкими людьми и товарищами по группе, сочувствовать чужому горю
Следовательно, необходимо дать эти знания и умения детям, воспитать их в национальных традициях нашего народа. Также недостаточно сформирована система работы с родителями детей младшего возраста по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, что требует уделить ей больше внимания.
Мы, взрослые, должны развить в ребенке чувства ответственности, любви к близким, интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое, дает человеку ощущение принадлежности своей земле, своему народу. Считаю, что погружая ребенка в национальный быт, мелодику родной речи, знакомя детей с народными традициями, укладом жизни можно сформировать любовь к малой и большой Родине.
Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда была
актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился уклад жизни.
Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребёнок живёт, детскому саду, школе, городу.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.
Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.
Цели:
1. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей
этому воспитанию.
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.
4. Повышение уровня самообразования.
5. Изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.
Задачи .
- 1.Изучить литературу по теме самообразования.
- 2. Разработать плана работы на год.
- 3. Пополнить предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию.
- 4. Разработать проект «В гостях у сказки».
- 5.Подобрать консультации для родителей по данной тематике.
- 6. Разработать цикл конспектов занятий, бесед по нравственно-патриотическому воспитанию для младших дошкольников.
- 7. Подобрать детские художественные произведения.
Ожидаемый результат:
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует у до-
школьников представление о родной стране, об истории своей малой Родины и
России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать
себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Работа с детьми младшей группы.
Сроки реализации | РАЗДЕЛ | Форма, название мероприятия | ЦЕЛИ |
Сентябрь | «Мой любимый детский сад» |
2.Рассмотривание иллюстраций на тему «Детский сад» 3.Беседа «Кого мы называем добрым и честным?». 4.Чтение песенок, потешек о детях |
|
Октябрь | «Я и моё имя» |
(театрализация) |
|
Ноябрь | «Моя семья» |
|
|
Декабрь | «Мой дом, моя крепость» |
3.Знакомство детей с жилищем русского человека, предметами быта 4.Беседа «Рождество. Что это?» |
Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.
«горница», рассказать об ее устройстве; рассмотреть русскую печь, утварь которой пользовались в старину.
и уважение к семейным традициям, желание в них участвовать. |
Январь | «Мои друзья. Этика взаимоотношений» |
Игры «Ласковые слова», «Я тебя прощаю».
«Ссора. Как помириться?».
4 .Беседа: «Дразниться нельзя -это обидно» |
|
Февраль | «Наши защитники» |
|
|
Март | «Моя мама» |
«Ладушки в гостях у бабушки».
|
понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
К женщинам, желание оберегать и защищать мам, сестер, подруг. |
Апрель | «Наша Родина – Россия» |
«Курочка Ряба на новый лад» |
|
Май | «Моя страна» | 1. Беседа о семье, о доме, о родном селе, о Родине. 2. Экскурсия к памятнику погибшим воинам. 3.Рассматривание картин с изображением природы разных климатических зон 4. Заучивание стихотворения и песни о Родине 5.Сказка «Репка» |
ее многообразности природных зон.
|
Работа с родителями .
Сроки реализации | Форма, название мероприятия | Цель/содержание |
Сентябрь | Оформление стенда по правам ребенка | Познакомить родителей с содержанием основных документов, защищающих права детей, а также, с обязанностями родителей в отношении несовершеннолетних детей; |
Октябрь | Сказка «Колобок » Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к театрализации Консультация «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью». | Привлечение родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей. Формирование у родителей ответственности за нравственное воспитание своего ребенка. |
Ноябрь | Праздник «Мамин праздник» Выставка семейных фотографий | Способствовать формированию любви и чувства привязанности к самому родному человеку – маме. |
Декабрь | Консультация «Роль отца в воспитании детей» | Дать родителям представления о значимости полной семьи и роли отца для полноценного воспитания ребенка. |
Январь | Родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание детей. Человек начинается с детства» | Формирование у родителей ответственности за нравственное воспитание своего ребенка, за воспитание у ребенка любви к родному краю, к своей стране. |
Февраль | Досуг «Масленица» Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов | Привлечение родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей. |
Март | Досуг «Мисс Бабушка». Совместное чаепитие. Выставка «Бабушкины руки» | Способствовать формированию любви, заботливого отношения к бабушке, дать детям возможность взглянуть на бабушку другими глазами. |
Апрель | Сказка «Курочка Ряба на новый лад». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к театрализации. Памятка «Как приучить ребенка к труду» | Привлечение родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей. Дать родителям советы по привлечению детей к трудовой деятельности. |
Май | Консультация «Влияние сказки на развитие детей» Выставка «Моя любимая сказка» | Показать родителям, как на примере сказочных героев формировать у детей нравственные понятия, как научить различать добро и зло, научить оценивать не только чужие, но и свои поступки. |
Сроки реализации | Центр ППРС | Описание центра, нововведения | Цель/содержание |
Сентябрь | Центр коммуникации и кругозора | Картины с изображением элементов из жизни детского сада; Фотографии детей нашей группы в разных видах деятельности; Картотека потешек | Развивать элементарные представления о дружеских отношениях. Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом. |
Октябрь | Центр коммуникации и кругозора | Фотографии детей и членов их семей. Альбом для записи рассказов детей | Создать условия для осознания своей индивидуальности. Учить выражать свои чувства словами Побуждать детей ласково называть членов своей семьи |
Ноябрь | Центр коммуникации и кругозора Центр «Мир книги» | Фотографии детей и членов их семей. Атрибуты для праздника Стихи, рассказы о маме | Создать условия для радостного , эмоционального восприятия праздника; для воспитания нежного трепетного отношения к матери. |
Декабрь | Центр коммуникации и кругозора (Патриотический уголок) | Старинные предметы домашнего обихода | Создать условия для поддержания интереса и уважения к семейным традициям, желание в них участвовать. |
Январь | Музыкальный центр | Аудиозапись песен о дружбе, видеозапись мультфильма «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», иллюстрации и изображением эмоционального состояния | Создать условия для различения эмоций, дать представления о том, что доброжелательность помогает людям жить вместе, доставляет радость людям. |
Февраль | Центр коммуникации и кругозора Центр творчества Музыкальный центр | Тематические альбомы: «Наши воины», «Богатыри земли русской» Картина Васнецова «Три богатыря» Фотографии отцов Раскраски, материал для поделок Атрибуты для праздника «Масленица» | Познакомить с русскими народными героями, защитниками. Дать возможность сделать подарки для пап своими руками. Создать условия для поддержания интереса и уважения к народным традициям, желание в них участвовать. |
Март | Музыкальный центр Центр «Мир книги» Центр творчества | Атрибуты для праздника с чаепитием, Картотека стихов о маме, о бабушке Материал для поделок | Создать условия для радостного эмоционального восприятия праздника; для воспитания доброго, заботливого отношения к матери и бабушке |
Апрель | Центр коммуникации и кругозора Музыкальный центр | Тематический альбом «Мое село» Настольный театр: куклы в национальных костюмах, Иллюстрации на тему Пасхи; Атрибуты к сказке | Создать условия для воспитания любви к своему селу. Для получения знаний детей о природе России, о русском национальном костюме. Для знакомства с русскими православными праздниками Прививать интерес к театральной деятельности. |
Май | Центр коммуникации и кругозора Музыкальный центр | Тематические альбомы «Моя Россия», «Дорогами войны» иллюстрации с изображением природы разных климатических зон. Атрибуты к сказке | Создать условия для формирования представлений о взаимосвязи: семья-село-страна и обобщенном понятии слова «Родина» об обширности родной страны, о многообразности природных зон. Прививать интерес к театральной деятельности. |
Средний дошкольный возраст.
Этап, срок реализации | Содержание работы | Форма отчета |
1 этап организационно – ознакомительный. 2021-2022гг | 1. Составление библиографии по теме самообразования. 2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания. 3. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам: • «Я и моё ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад) . • «Мой дом, моя улица». • «Мой родной город». • «Наша Родина – Россия». • «Защитники Отечества» • «История России». • «Культура русского народа». • «Великие соотечественники». 4.Подготовка практического материала: (наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы, оформление уголка по патриотическому воспитанию) | 1. Список библогра-фии . 2.Оформление папки по самообразованию. 3. Перспективный план работы с детьми в средней группе. 4.Зона патриотического воспитания. 5. Альбом «Моя семья». |
2 этап – основной 2021-2022гг | 1.Внедрение в работу подготовленного материала. Практическое применение наработанных материалов с детьми средний группе • Промежуточная диагностика детей по данной теме. • Проведение мероприятий с родителями, согласно плана работы. | 1.Фотоотчеты о проведенных мероприятиях . 2.Конспекты НОД. 3.Консультации для родителей по данной теме. 4.Папки передвижки. |
3 этап – заключительный 2021-2022гг | 1. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы. 2. Самоанализ педагогической деятельности. 3. Обобщение и распространение педагогического опыта. | 1.Оформление папки по обобщению опыта. 2.Создание презентации о проделанной работе. |
Перспективное планирование по теме самообразования
Средняя группа. 2020-2021 – учебный год.
Сентябрь
Тема: «Моя семья». | |||
Взаимодействие с детьми | Практические работы с детьми | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с педагогами |
1.Рассказы детей о членах семьи. 2.Рассмотрение альбома «Моя семья». 3.Чтение стихов и рассказов о семье. 4.Сюжетно – ролевая игра «Моя семья». | 1.Рисование на тему «Моя семья». 2.Создание фотоальбомов «Моя счастливая семья» 3.Обогащение с/ролевых игр «Дом», «День рождение» новыми атрибутами. | 1.Папка передвижка «Маленькие хитрости воспитания». 2. Консультация «Детям о правилах семейного этикета». |
Октябрь
Тема: «Мой любимый детский сад». | |||
Взаимодействие с детьми | Практические работы с детьми | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с педагогами |
1.Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. 2. Чтение стихов о детском саде. 3. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. | 1. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад». | 1.Участие в акции «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек |
Ноябрь
Тема: «Моя малая Родина». | |||
Взаимодействие с детьми | Практические рабрты с детьми | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с педагогами |
1.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина? ». 2.Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. | 1.Создание фотоальбома «Мой родной город». 2.Подборка дидактических игр «Мой город». | 1.Викторина для педагогов «Знаешь ли ты свой город?» |
Декабрь
Тема: «Мой город, в котором я живу» | |||
Взаимодействие с детьми | Практические рабрты с детьми | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с педагогами |
1.Рассматривание фотографий с изображением самых замечательных мест города Казани . 2. Знакомство с историей названия города Казань, с флагом, жителями (национальности). | 1.Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада). 2. Аппликация флага РТ. | 1. Фото выставки с семьей в достопримечательных местах своего города. | Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. |
Январь
Тема: «Русская народная культура». | |||
Взаимодействие с детьми | Практические рабрты с детьми | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с педагогами |
1.«Русский народный костюм» (познакомить детей с старинными одеждами). 2. «Рождественские колядки» - развлечение. 3. «Масленица» - развлечение для детей. | 1.Альбомы: «Дымковская иг-рушка»; «Русская матрешка». 2.Подбор и оформление практического материала по теме «Народное творчество» - стихи, загадки, дидактические игры. | Подготовить консультацию для пап «В семье растёт сын» |
Февраль
Тема: «Защитники Отечества» | |||
Взаимодействие с детьми | Практические работы с детьми | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с педагогами |
1.НОД «Главные праздники России». 2.Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». | 1.Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. 2.Изготовление поздравительных открыток ко Дню Защитника Отечества. | 1.Участие родителей в фотовыставке «Мой папа самый лучший» 2.Консультация для родителей «Как вырастить защитника» |
Март
Тема: «Очень я люблю маму милую мою». | |||
Взаимодействие с детьми | Практические работы с детьми | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с педагогами |
1.Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей». 2.Продуктивная деятельность «Цветок для мамы» - открытка | 1.Фотовыставка в группе «Я и моя мама» 2.Создание фотоальбомов «Нежная любимая мамочка моя». 3.Обогащение с/ролевых игр «Дом», «Дочки – матери», «День рождение» новыми атрибутами | Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников. | Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». |
Апрель
Тема: «Наши космонавты» | |||
Взаимодействие с детьми | Практические рабрты с детьми | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с педагогами |
1.Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма). 2. Конструирование космического корабля. | 1.Викторина «Что вы знаете о космосе». 2.Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей». | 1.Книга загадок и рисунков «Космос»- совместное творчество детей и родителей | Показ открытого мероприятия. Развлечение «Игры наших бабушек». |
Май
Тема: «Этот День Победы». | |||
Взаимодействие с детьми | Практические рабрты с детьми | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с педагогами |
1.Беседа о 9мае. 2.Рассматривание иллюстраций войне. | 1.Изготовление праздничных открыток. 2. Создание фонотеки «Детские патриотические песни» | 1. Анкета для родителей «Что значит быть патриотами?» 2. Консультация для родителей «Воспитаем детей патриотами» | Консультация «Воспитание маленького гражданина». |
Список используемой литературы по теме самообразования.
- «Наследие» Навицкой М.Ю. Мозаика – Синтез, Москва, 2010
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
- Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. «Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований» Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.
- Дыбина О.В. «ФГОС. Ознакомление с предметным и социальным окружением.2 младшая группа» Мозаика – Синтез, Москва, 2014
- Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /– СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс
- Александрова О.В.. Уроки вежливости для малышей. - М.: Эксмо-Пресс, 2010.
- Детская литература, 1994
- Елисеева Л.Н. Христоматия для маленьких. - М: Просвещение, 1982
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы на тему "С чего начинается Родина?"
Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине.Образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей:Познавательно-речевая;Художественно-эстетическая;физическая...
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста
В публикации раскрыта система работы нравственно-патриотического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста...
Методическая разработка Спортивно - развлекательный досуг для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Тема: «По мотивам сказки «Колобок»».
Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; приобщать детей к здоровому образу жизни....
Методическая разработка по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "От улыбки станет всем светлей"
Методическая разработка воспитателя Родионовой Евгении Викторовны по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "От улыбки станет всем светлей"...
Конспект занятия нравственно патриотическое воспитание детей с использованием здоровьесберегающих технологий "С чего начинается Родина".
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "С чего начинается Родина"....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе « Звездочка » Тема: «С чего начинается Родина»
Проект – краткосрочный, групповой, творческий, познавательный....
Статья по гражданско-патриотическому воспитанию, детей с 4-5 лет «С чего начинается Родина» .
Детство- это каждодневное открытие мира. Нужно чтобы это открытие стало прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с че...