Проект СКОРО В ШКОЛУ
проект (подготовительная группа)
Подготовка к школе — сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skoro_v_shkolu_2.docx | 50.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
СКОРО В ШКОЛУ
Актуальность
Подготовка к школе — сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Вот основные проблемы, с которыми ему приходится встретиться в школе:
- смена режима сна и питания;
- увеличение времени, проводимого без активного движения, сидя за столом;
- смена стиля общения со взрослыми;
- необходимость выполнения школьных правил;
- необходимость установления контактов со сверстниками;
- увеличение объема интеллектуальной нагрузки, полный самоконтроль
- и многое другое.
Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, и их переживания требуют от ребенка пересмотра созданной им картины мира, а иногда ее серьезной корректировки.
Главное, что необходимо ребенку, — положительная мотивация к учению. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей, воспитателей и учителей.
В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе его подготовки к школе должен принадлежать общему развитию. Это означает, что педагоги и родители должны заботиться прежде всего о том, чтобы у детей были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы для осуществления принципиально новой для них деятельности — учебной.
Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» — развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи. Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений, навыков, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования. Главное в дошкольном обучении — развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому знания, которые получает ребенок в детском саду, должны быть востребованы в его жизнедеятельности сегодня и сейчас, а их отбор осуществляться в первую очередь с позиции будущего.
В последнее время отмечается тенденция увеличения числа детей, которые не хотят идти в школу, успеваемость школьников падает, отсутствует положительная мотивация к занятиям; в школе все больше интеллектуально пассивных детей, которые избегают мыслительной деятельности. Одна из причин — отсутствие познавательного интереса, который должен быть сформирован в дошкольные годы.
Подготовка к школе — сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт
Одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением.
Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ. Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника». Однако одним из основных условий успешного обучения является необходимость воспитания положительного отношения к школе.
На наш взгляд, воспитание положительного отношения к школе у детей будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий.
- Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней в рамках проекта «Скоро в школу».
- Создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение ее доступности.
- Понимание воспитателем значимости проблемы и проявление его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми.
- Педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности к школьному обучению.
- Осуществление связи ДОУ со школой в вопросах преемственности в условиях внедрения стандартов второго поколения.
Таким образом, анализ литературы и данные практики убедили нас в необходимости проведения целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
Вид проекта: комплексный, групповой.
Сроки реализации: в течение года.
Участники: воспитатели, учителя, дети подготовительной к школе группы, родители, педагог-психолог, заместитель заведующей по ВМР.
Взаимодействие педагогов: воспитатели групп, учителя, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, родители, инструктор по физкультуре.
Продукт детской деятельности:
- совместный досуг с родителями «Скоро в школу»;
- выставка детских работ «Скоро в школу»;
- литературно-музыкальная композиция «Выпускной бал»;
- кукольный театр «Лесная школа»;
- создание альбомов «Школьники», «Скоро в школу»;
- оформление в группе уголка будущего школьника;
- занятие-практикум с родителями «Учиться с удовольствием».
Цели проекта
Создание условий для общего психического развития детей и формирования у них психологической готовности к современному, развивающему школьному обучению. Воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной к школе группы.
Цель психолого-педагогического сопровождения родителей будущих первоклассников: развитие готовности родителей к школьному обучению их детей.
Цель для педагогов: формирование у педагогов детского сада необходимых ключевых компетенций по обеспечению преемственности со школой в условиях внедрения стандартов второго поколения.
Конкретная цель: повышение качества образования через создание нового механизма взаимодействия в системе ДОУ — семья — школа.
Задачи
1.Развивать у детей желание и умение учиться, способность к овладению УУД.
2.Формировать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром, используя навыки исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности.
3.Развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности через включение дошкольников в особые формы совместной деятельности со взрослыми и друг с другом, специфичные для ситуации учения, и формирование на этой основе базиса социальной компе-тентности.
4.Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развивать его положительное мировосприятие.
5.Разработать и реализовать механизмы взаимодействия в системе ДОУ - семья - школа.
6. Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей путем вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
7. Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка позиции школьника.
8. Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.
9. Ознакомить родителей с элементами педагогической диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению.
10. Оказать помощь родителям в решении психологических и педагогических проблемных ситуаций, связанных с подготовкой и обучением детей в школе.
Ожидаемый результат
• Сформированность УУД, обеспечивающие преемственность перехода от предшкольного к начальному образованию и успешности обучения ребенка в начальной школе.
• Согласованность позиций родителей, детского сада и школы по готовности к обучению в школе.
• Сформированность у большей части детей навыков исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности.
• Программа реальных действий партнеров по обеспечению перехода ребенка из ДОУ в школу.
• Сформированность у педагогов детского сада необходимых ключевых компетенций по обеспечению преемственности со школой в условиях внедрения стандартов второго поколения.
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | |
В детском саду | С родителями | |
— Занятие «Беседы о школе» — Рассматривание картин и составление рассказов о школе — Развлечение «Скоро в школу» — Выпускной бал — Экскурсии в школу — Изготовление поделок для выставок — Совместная игровая деятельность | — Чтение художественной литера-туры о школе — Посещение школы — Просмотр телепередач, фильмов — Изготовление поделок для выставок — Выполнение заданий воспитателей — Совместная игровая деятельность — Дни открытых дверей — Посещение школьной библиотеки | — Сюжетно-ролевая игра «Школа» — Рассматривание иллюстраций, чтение книг о школе — Изготовление детских работ школьной тематики — Игры, моделирующие школьную жизнь |
Взаимодействие | |||||
родители | учитель-логопед | педагог-психолог | инструктор по физкультуре | музыкальный руководитель | учителя |
Анкетирование; | |||||
индивидуальные и групповые консультации; собрания; круглые столы; практикум; выполнение заданий воспитателей; помощь в создании условий в группе для организации уголка будущего школьника; проведение совместных ме роприятий | Подбор материала по школьной теме; проведение открытого занятия; участие в родительских собраниях, круглых столах | Анкетирование; проведение диагностики; консультирование; участие в родительских собраниях, круглых столах; | Проведение физкультурных праздников; консультации | Проведение праздников и развлечений; консультации | Проведение круглых столов, педсоветов, семинаров, консультаций; организация совместных выставок, открытых уроков; посещение библиотеки |
помощь в проведении совместных мероприятий | |||||
Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей к школе
методическая работа | Работа с детьми | Работа с родителями |
— встречи педагогов детского сада и учителей начальных классов; — консультации-практикумы; — совместные педсоветы; — взаимопосещения уроков и занятий учителями и воспитателями | — экскурсии детей в школу; — дни открытых дверей в детском саду и школе; — совместные праздники и развлечения; — совместная игровая деятельность старших дошкольников и учеников 1-го класса; — выставки детских рисунков; — проведение диагностики | — анкетирование; — родительские собрания; — консультации-практикумы; — дни открытых дверей в детском саду и школе; — совместные занятия с детьми и родителями; — наглядная информация |
Этапы
Подготовительный этап
- Изучение нормативной и методической литературы, опыта работы других педагогов;
- анализ диагностики развития детей;
- подбор игр, пособий, иллюстративного материала школьной тематики;
- разработка перспективного плана, включающего работу с детьми, родителями, воспитателями, учителями.
Основой этап
Работа с детьми
- Анкетирование.
- Комплексные занятия, посвященные школьной теме, беседы о школе.
- Сюжетно-ролевые игры «Школа».
- Экскурсии в школу.
- Участие в школьных выставках.
- Дидактические и подвижные игры школьной тематики.
- Организация в группе уголка будущего школьника.
Работа с родителями
- Анкетирование.
- Родительское собрание.
- Круглый стол.
- Семинары.
- Консультации.
- Оформление информационного стенда.
- Совместные занятия с детьми и родителями.
- Практические рекомендации родителям будущих первоклассников.
Заключительный этап
Презентация опыта работы по теме «Скоро в школу».
Система педагогической работы с детьми подготовительной к школе группы по формированию мотивационной готовности к школьному обучению
Первое направление — формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и обучению.
№ | Задача | Форма организации работы | Результат | |||
1 | Сформировать у детей первоначальные знания о школе», создать положительную психологическую установку на школу | Рассказ воспитателя о своем первом дне в школе. Рассматривание старого букваря, школьных тетрадей, грамот, фотографий, иллюстраций в журналах и т.д. | Расширение знаний детей о мире школьников | |||
2 | Обогатить знания детей о школе, ознакомить со школьным двором, спортивной площадкой | Прогулка к школе. Рисование на тему: «Здание школы» | Зарождение чувства доверия к школе | |||
3 | Раскрыть различные стороны жизни школьников, показать радость детей, идущих в школу | Рассматривание картин о школьной жизни. Посещение линейки, посвященной Дню знаний | Пробуждение интереса к различным сторонам школьной жизни | |||
4 | Закрепить интерес к различным сторонам школьной жизни | Коллективное создание альбома о школе. Чтение стихов о школе (А. Барто. «Мама или я?», М. Бородицкая. «Первоклассник», М. Садовский. «Первое сентября» и др.) | Пробуждение интереса к школьной ЖИЗНИ | | |||
Второе направление — формирование интереса к новому, школьному, содержанию занятий. | ||||||
№ | Задача | Форма организации работы | Результат | |||
1 | Вызвать положительное эмоциональное переживание, познакомить с кабинетом первоклассников, школьной библиотекой | Экскурсия в школу. Выставка детских работ после посещения школы | Желание прийти в школу еще раз. Возникновение эмоционально-положительного отношения к школе Желание пойти в школу | |||
2 | Показать важность и значимость школьных знаний | Посещение уроков | ||||
3 | Закрепить знания о школьных атрибутах | Игра «Первоклассник» | Желание учиться в школе | |||
4 | Определить уровень информированности о школьной жизни | Рисование на тему: «Что я знаю о школе?» | Желание пойти в школу | |||
5 | Закрепить полученные знания и представления о школе | Создание уголка первоклассника. Рассматривание школьных принадлежностей, загадки о них | Интерес к школе, школьным атрибутам | |||
6 | Выявить особенности внутренней позиции у детей 6-7 лет | Сюжетно-ролевая игра «Школа». Чтение стихов и рассказов о школе (М. Ясное. «Подходящий угол», В. Орлов. «Что написано в тетрадке», В. Голявкин. «Не везет» и др.). Словесные и дидактические игры на школьную тематику | Новый уровень самосознания |
Третье направление — ориентация дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведение.
№ | Задача | Форма организации работы | Результат |
1. | Ознакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена) | Экскурсия в школу во время перемены. Детское творчество на тему: «В какой школе я хочу учиться?» | Желание быть школьником |
2 | Показать детям образ «хорошего» и «плохого» ученика | Кукольный театр «Как Незнайка в школу ходил» | Знакомство со школьными правилами |
3 | Закрепить знания о правилах поведения в школе, на уроке | Ифы «Лесная школа», «Сосед, подними руку» и др. | Желание выполнять установленные правила |
4 | Развивать школьные навыки | Игра, моделирующая школьные ситуации: «Школа наоборот» | Принятие решения |
5 | Уточнить знания детей о школьной организации | Беседы «Что можно сделать за перемену?», «Школа и ее правила» | Усвоение школьных правил поведения |
6 | Формировать знания о школьной дружбе | Чтение рассказов К.Д. Ушинского | Желание иметь друга |
7 | Помочь лучше подготовиться к школе | Совместные с первоклассниками праздники, выставки | Возникновение содержательных контактов между детьми |
Четвертое направление — признание роли и авторитета учителя.
Задача | Форма организации работы | Результат | |
1 | Создать образ доброго учителя | Беседа об учителе после посещения школы | Чувство радости от общения с учителем |
2 | Возбудить чувство доверия к учителю | Встреча учителя с дошкольниками в детском саду | Растущий интерес к учителю |
Перспективный план реализации проекта
Направление работы | Форма сотрудничества и ее содержание | Срок | Ответственный | Ресурс | |
Работа с детьми | Экскурсия детей подготовительной к школе группы в школу | Октябрь, ноябрь | Учителя начальных классов, воспитатели | Дети, родители | |
Проведение диагностических методик по формированию мотивационной готовности к школе | Сентябрь, май | Педагог-психолог | Дети | ||
Совместное участие в конкурсах, выставках | В течение года | Воспитатели, учителя | Дети, родители | ||
Школа будущего первоклассника. Занятие для детей подготовительной к школе группы с учителем начальных классов | Март | Завуч школы, заведующая детским садом, заместитель заведующей по ВМР | Дети, учителя, воспитатели | ||
Театрализованное представление в детском саду «В гостях у сказки» | В течение года | Воспитатели | Дети | ||
Совместная игровая деятельность старших дошкольников и учеников 1 -х классов | В течение года | Учителя началь ных классов, воспитатели | Дети | ||
Участие детей в выпускных утренниках в детском саду | Май | Учителя, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре | Дети, учителя, воспитатели | ||
Дни открытых дверей | Апрель | Заведующая, зам.заведующей по ВМР, воспитатели | Дети, воспитатели, специалисты | ||
Работа с родителями | Анкетирование родителей будущих первоклассников | Сентябрь - октябрь | Воспитатели | Родители | |
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Психофизические особенности детей седьмого года жизни. Задачи воспитания и обучения. Подготовка к школе.» | Октябрь | Воспитатель, учителя начальных классов, педагог-психолог | Родители | ||
Встречи с учителями «Дни открытых дверей в детском саду» | Октябрь, январь, апрель | Завуч школы, заведующая, зам.заведующей по ВМР, учителя | Дети, родители, воспитатели | ||
Открытые занятия для родителей будущих первоклассников: «Учиться с удовольствием» | В течение года | Зам. по ВМР, воспитатели | Родители, дети | ||
Совместный досуг «Скоро в школу» | Март | Зам.заведующей по ВМР, воспитатели, специалисты | Родители, дети, воспитатели | ||
Консультация «Ребенок пошел в школу» | Ноябрь | Воспитатели, педагог-психолог, учителя | Родители | ||
Тематическая выставка «Поступление в школу-важное событие в жизни ребенка» | Январь | Воспитатели, педагог-психолог | Родители | ||
Консультационный пункт для родителей будущих первоклассников | Февраль-май | Воспитатели, педагог-психолог, учителя, специалисты | Родители | ||
Практикум «Семья на пороге школьной жизни» | Март | Воспитатели, учителя | Родители | ||
Родительское собрание «Как готовы к школе наши выпускники» | Май | Воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед | Родители | ||
Совместные ПМПК с родителями | Апрель | Воспитатели, специалисты | Родители | ||
Наглядная информация в родительском уголке «Скоро в школу» | В течение года | Воспитатели, специалисты | Родители | ||
Выпускной бал | Май | Воспитатели, специалисты | Родители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Скоро в школу мы пойдём»
Цель проекта: воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.Задачи:-знакомство детей со школой и профессией учителя;-создание предметно-развивающей среды для ознако...
Проект "Скоро в школу мы пойдём"
Проект "Скоро в школу мы пойдём"...
Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе).
Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе)...
Методическая разработка Совместной деятельности взрослых и детей подготовительной к школе группы в рамках проекта «Скоро в школу»
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет. ...
Проект "Скоро в школу" (подготовительная к школе группа)
Цель:- Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе.Задачи:1. Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.2. Развитие у детей «школьной зрелости».3...
педагогический проект "«Скоро в школу» по формированию мотивационной готовности к поступлению в школу детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр нового поколения и интерактивного оборудования "
Работа по данному проекту позволяет повысить уровень мотивационной готовности детей дошкольного возраста к поступлению в школу...
Проект "СКОРО В ШКОЛУ" в подготовительной к школе группе
Цель: Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС ДО. Задачи:Образователь...