«Обучение порядковому счету посредством дидактических игр детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)
Дидактические игры с математическим содержанием привлекают внимание детей, обеспечивая необходимые обучающие задачи. Они способствуют развитию познавательных способностей дошкольников и создают у них положительные эмоции.
Тип проекта – краткосрочный, групповой, практико - ориентированный;
Вид проекта – творческий.
Цель: определить роль дидактических игр в формировании порядкового счета у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. И именно с помощью игры можно обратить внимание детей на те вещи и предметы, которые им не интересны в обычных условиях. В играх, используемых для обучения, предполагается наличие дидактического материала. Таким образом, дидактические игры с математическим содержанием привлекают внимание детей, обеспечивая необходимые обучающие задачи. Они способствуют развитию познавательных способностей дошкольников и создают у них положительные эмоции.
Я работаю в старшей группе ОНР. Тема проекта мне интересна тем, что дети почти не пользуются в своей речи порядковыми числительными. В игровой деятельности я слышу от них только одну фразу, где используется порядковое числительное: «Я первый». В начале учебного года они не понимают значение вопросов «Какой по счету?» и «Который», не могут правильно назвать все порядковые числительные, а также путают их с количественными числительными.
С помощью дидактических игр я хотела доступно и интересно научить детей различать вопросы «Сколько?», «Какой по счету?», «Который?» и использовать в своей речи порядковый счет.
Тип проекта – краткосрочный, групповой, практико - ориентированный;
Вид проекта – творческий.
Цель: определить роль дидактических игр в формировании порядкового счета у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: закрепление порядкового счета у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования порядкового счета у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные задачи проекта:
- Закрепить навыки порядкового счета в пределах 6, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них;
- Учить получать информацию о новом объекте в процессе его исследования;
- Закреплять умение соблюдать и подчиняться правилам в дидактических играх.
Развивающие задачи проекта:
- Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
- Развивать чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей
Воспитательные задачи проекта:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Участники проекта: педагог, дети, родители.
Продолжительность: 3 недели в ноябре 2020 года
Сроки реализации проекта.
Этапы проекта:
1 этап (02 – 08 ноября 2020г.) - подготовительный этап.
- Изучение литературы по данному вопросу;
Изучить теоретические основы игровых технологий для практического применения в образовательном процессе с дошкольниками.
- Подбор материалов для проведения практической работы;
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей;
- Разработка конспектов образовательной деятельности по математическому развитию.
2 этап (09 – 15 ноября 2020г.) - основной этап:
- Консультация для родителей о значимости знаний детей дошкольного возраста о порядковом счете;
- Проведение итоговой образовательной деятельности;
- Изготовление папки-передвижки «Использование навыков порядкового счета в повседневной деятельности детей».
- Индивидуальные беседы с родителями.
3 этап (16 – 22 ноября 2020г.) - заключительный этап:
- Обработка и оформление материалов проекта;
- Оценка результатов работы всех участников проекта.
Реализация проекта.
Познавательное развитие
Беседы:
«Различие между порядковым и количественным счетом»
«Найди место предмета в ряду»
«Как правильно считать»
Речевое развитие
Описание геометрических фигур и тел с использованием порядкового счета
Составление рассказов и сказок с использованием порядкового счета.
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
«Матрешки», «Семь цветов радуги», «Выложи орнамент», «Кто где живет», «Зажги свет в окошке», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Математический планшет», «Четвертый лишний», «Непоседа», «Расставь флажки», «Найди и раскрась».
Количественный и порядковый счет геометрических фигур в пределах 6.
Игры с мелкими предметами: зерна, фасоль, бусины, счетные палочки.
Пальчиковые игры с использованием шарика-массажера Су-Джок.
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Почта», «Поезд», «Айболит», «Детский сад», «Семья».
Ознакомление с художественной литературой:
«Теремок», «Цветик-семицветик», «12 месяцев», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Найди свой домик», «Встань на место», «Живые числа», «Карусель», «Воробышки и кот», «Самолеты»
Работа с родителями:
Проведение консультации для родителей «Занимательный порядковый счет дома».
Ознакомление родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений для формирования навыков порядкового счета
Индивидуальные беседы о необходимости развития познавательной, речевой деятельности детей в домашних условиях.
Папка-передвижка «Использование навыков порядкового счета в повседневной деятельности детей»
Результаты проекта.
В результате моего проекта дети освоили порядковый счет в пределах 6, стали понимать различие между порядковым и количественным счетом, находить место числа в ряду. Они стали использовать полученные знания в практической деятельности и в повседневной жизни. Повышение знаний по развитию математических представлений привело к развитию словарного запаса, памяти и логического мышления.
Родители с большим удовольствием познакомились с информацией по данной теме. Дети проявляют познавательные интересы и любознательность. Они ждут занятий, чтобы поучаствовать в новых играх и рассказать дома родителям во что играли. Таким образом, система использования дидактических игр позволила закрепить знания детей старшего дошкольного возраста с порядковым счетом.
Литература по теме:
1. Метлина Л.С. «Математика в детском саду». М.: Просвещение, 1984, 256 с.
2. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. «Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений». СПб: Детство-Пресс, 2006. - 112 с.
3. Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Развитие элементарных математических представлений». М.: Мозаика-Синтез, 2008.-136 с.
4. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.-М.: Мозаика-Синтез, 2009.-104 с.
5. Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: М.: Просвещение, 1996. - 144 с.
6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка. Практический курс математики для дошкольников». М.: Ювента, 2010, 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей старшего дошкольного возраста»
Одним из видов творческой деятельности, используемой для развития детей , является квиллинг. В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развит...
Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей старшего дошкольного возраста
Презентация к докладу по теме: Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей старшего дошкольного возраста ...
Планирование мероприятий по формированию здорового образа жизни посредством досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в СМИ, большинство родителей не могут найти достаточно свободного времени для занимательных дел с ...
программа по развитию познавательной активности посредством экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста
В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к развитию познавательной активности у старших дошкольников. Реализация программы предполагает интегративный подход – ...
«МУКОСОЛЬКИ» тематическая площадка в рамках реализации технологии «Час творчества» посредством межгруппового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста
Цель: создать условия для приобщения детей к народному искусству, в условиях разновозрастного взаимодействия.Задачи:Образовательные- совершенствовать навыки различных технологических приемов леп...
План по самообразованию «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста»
Тема: «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста»...
Развитие речи посредством дидактической игры детей старшего дошкольного возраста
В материале представлены речевые дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы логопедами, воспитателями и родителями...