« Формирование навыков разговорной речи у дошкольников»
материал (старшая группа)

Акберова  Фирида Рашидовна

Большое значение для формирования разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста имеет работа вне занятий – в повседневной жизни: в утренние и вечерние часы в группе во время самостоятельной деятельности детей, на прогулках.

Я стараюсь, прежде всего, создать условия для проявления речевой коммуникации каждого ребёнка – организовываю общение в свободное время, во время игр и во время проведения режимных моментов. Данную работу делю (условно, конечно) на несколько аспектов.

Аспект первый

Аспект первый – исправление ошибок в речи дошкольников.

Например, многие ребята нашей группы в начале и середине года часто неправильно согласовывали имена прилагательные с именами существительными и имена существительные с глаголами.

Побуждала детей говорить правильно, развивала устойчивый интерес к нормам языка.

Поощряла вопросы маленьких почемучек о том, как нужно говорить правильно, предлагала сознательно выбрать правильный вариант из нескольких.

Аспект второй

Аспект второй – привлечение внимания воспитанников к названиям предметов и объектов, людей, качеств, действий в процессе ознакомления с окружающим миром с обязательным пояснением, откуда возникло то или иное название. Например, «строитель – строит дома, здания», «учитель – учит детей, людей».

В тематических беседах постоянно задаю вопросы, на которые возможно ответить только сложным предложением («Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Как?» и др.).

Даю детям поручения, требующие ориентировки в пространстве, ясного понимания пространственных отношений, обозначаемых предлогами (за, из, под, над и т. д.) и наречиями (направо, налево, вперёд, назад, между и др.) без опоры на наглядность.

Во время проведения прогулок задаю наводящие вопросы о том, почему именно так назван те или иные предметы (объекты) или явления. И обязательно даю пояснения, толкования слов, если дошкольники не могут этого сделать сами.

Провожу словесные дидактические игры, создаю игровые и проблемные ситуации, активизирующие использование в речевых конструкциях прилагательных и глаголов. Например: «Детишки, помогите, пожалуйста, воробьишке найти свой домик!» Или: «Ребята, почему синичке нужно опасаться кошки?».

В нашей группе в соответствиями с нормативными требованиями ФГОС оформлен уголок природы, есть много комнатных растений.

Здесь проводятся систематические наблюдения за их жизнедеятельностью, опыты с песком, водой, снегом и т. д. А это всегда интересно любознательным детям пяти-шести лет, а кроме того, стимулирует их речевую активность.

Знакомя дошкольников с новыми, ранее не знакомыми, словами во время проведения режимных моментов, употребляю эти слова с личными местоимениями, прилагательными, имеющими ударное окончание. Например: «Сегодня на завтрак вам дадут кофе с молоком». Или: «После физкультурного занятия мы пойдём на прогулку и возьмём большое лукошко для сбора шишек».

Ежедневно читаю детям произведения русского и зарубежного фольклора (сказкибылины, заклички, песенки и др.), рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов-классиков, современных детских писателей и поэтов, рекомендованные программой.

Всегда стараюсь раскрыть замысел выбранного произведения. «заразить» маленьких слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Их чувствам и поступкам, к лирическим переживаниям самого автора.

Часто перечитываем тексты произведений, которые особенно запомнились и полюбились детям (например, юмористические рассказы Николая Носова, стихотворения Самуила Маршака, волшебные сказки Шарля Перро, циклы рассказов о мире природы Виталия Бианки и др.).

Каждую неделю, по четвергам, проводим игру-драматизацию, по заранее выбранным сказке, рассказу либо стихотворению. Привлекаю дошкольников к отгадыванию тематических загадок.

Формирование разговорной речи происходит, без сомнения, и в процессе сюжетно-ролевых игр, которые дошкольники очень любят:

  • обогащение словаря новыми словами, словесными конструкциями и фразеологическими оборотами;
  • использование сложно-сочинённых и сложно-подчинённых предложений;
  • умение продуктивно вести диалог и строить монологические высказывания и т. д.

Аспект третий

Аспект третий – использование в свободной деятельности игр и игровых упражнений, направленных на закрепление ранее изученного учебного материала и подготовку дошкольников к восприятию новых знаний (с опорой и без опоры на наглядность). Ведь то, что в обычной речи могло остаться и незамеченным, в процессе проведения игры со словом откладывается в памяти надолго, запоминается без всякого напряжения.

В группе собрана картотека дидактических игр и упражнений по развитию связной речи без опоры на наглядность, среди которых «Загадай загадку», «Подбери рифму», «Если бы я был (а)…», «Бывает или нет?», «Назови словечко». «Закончи предложение» и др.

Подобраны яркие и красочные наглядные пособия по темам: «Рассказывание по картине и сериям сюжетных картин», «Согласование слов в предложении», «Составление рассказа из личного опыта с опорой на картинку» и т. д.

Аспект четвёртый

Аспект четвёртый – проведение систематической и последовательной индивидуальной работы с каждым ребёнком группы в утренние или вечерние часы. Например, короткие беседы утром в понедельник на тему «Как я провёл(а) выходной день», в процессы которых дети совершенствовали умение составлять рассказы на заданную тему на основе личного опыта.

А ещё практически каждый день организую так называемые «пятиминутки», обсуждаем с ребятами прочитанные книги, мультфильмы, события, произошедшие в группе.

Побуждаю высказывать собственное мнение, давать характеристику персонажам и их поступкам, делать выводы и умозаключения.

Заучиваем с детьми стихотворные тексты (или отрывки) русских поэтов-классиков А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Фета, тем самым обогащая и совершенствуя речь, развивая эстетическое восприятие окружающей действительности, формируя интонационную речевую выразительность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад42 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ГОРОД ДЕТСТВА»

                                           Доклад на тему:

« Формирование навыков разговорной речи у дошкольников»

                                                                              Воспитатель: Акберова Ф.Р.

                                                     Р.п.Дрожжино 2021

Большое значение для формирования разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста имеет работа вне занятий – в повседневной жизни: в утренние и вечерние часы в группе во время самостоятельной деятельности детей, на прогулках.

Я стараюсь, прежде всего, создать условия для проявления речевой коммуникации каждого ребёнка – организовываю общение в свободное время, во время игр и во время проведения режимных моментов. Данную работу делю (условно, конечно) на несколько аспектов.

Аспект первый

Аспект первый – исправление ошибок в речи дошкольников.

Например, многие ребята нашей группы в начале и середине года часто неправильно согласовывали имена прилагательные с именами существительными и имена существительные с глаголами.

Побуждала детей говорить правильно, развивала устойчивый интерес к нормам языка.

Поощряла вопросы маленьких почемучек о том, как нужно говорить правильно, предлагала сознательно выбрать правильный вариант из нескольких.

Аспект второй

Аспект второй – привлечение внимания воспитанников к названиям предметов и объектов, людей, качеств, действий в процессе ознакомления с окружающим миром с обязательным пояснением, откуда возникло то или иное название. Например, «строитель – строит дома, здания», «учитель – учит детей, людей».

В тематических беседах постоянно задаю вопросы, на которые возможно ответить только сложным предложением («Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Как?» и др.).

Даю детям поручения, требующие ориентировки в пространстве, ясного понимания пространственных отношений, обозначаемых предлогами (за, из, под, над и т. д.) и наречиями (направо, налево, вперёд, назад, между и др.) без опоры на наглядность.

Во время проведения прогулок задаю наводящие вопросы о том, почему именно так назван те или иные предметы (объекты) или явления. И обязательно даю пояснения, толкования слов, если дошкольники не могут этого сделать сами.

Провожу словесные дидактические игры, создаю игровые и проблемные ситуации, активизирующие использование в речевых конструкциях прилагательных и глаголов. Например: «Детишки, помогите, пожалуйста, воробьишке найти свой домик!» Или: «Ребята, почему синичке нужно опасаться кошки?».

В нашей группе в соответствиями с нормативными требованиями ФГОС оформлен уголок природы, есть много комнатных растений.

Здесь проводятся систематические наблюдения за их жизнедеятельностью, опыты с песком, водой, снегом и т. д. А это всегда интересно любознательным детям пяти-шести лет, а кроме того, стимулирует их речевую активность.

Знакомя дошкольников с новыми, ранее не знакомыми, словами во время проведения режимных моментов, употребляю эти слова с личными местоимениями, прилагательными, имеющими ударное окончание. Например: «Сегодня на завтрак вам дадут кофе с молоком». Или: «После физкультурного занятия мы пойдём на прогулку и возьмём большое лукошко для сбора шишек».

Ежедневно читаю детям произведения русского и зарубежного фольклора (сказкибылины, заклички, песенки и др.), рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов-классиков, современных детских писателей и поэтов, рекомендованные программой.

Всегда стараюсь раскрыть замысел выбранного произведения. «заразить» маленьких слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Их чувствам и поступкам, к лирическим переживаниям самого автора.

Часто перечитываем тексты произведений, которые особенно запомнились и полюбились детям (например, юмористические рассказы Николая Носова, стихотворения Самуила Маршака, волшебные сказки Шарля Перро, циклы рассказов о мире природы Виталия Бианки и др.).

Каждую неделю, по четвергам, проводим игру-драматизацию, по заранее выбранным сказке, рассказу либо стихотворению. Привлекаю дошкольников к отгадыванию тематических загадок.

Формирование разговорной речи происходит, без сомнения, и в процессе сюжетно-ролевых игр, которые дошкольники очень любят:

  • обогащение словаря новыми словами, словесными конструкциями и фразеологическими оборотами;
  • использование сложно-сочинённых и сложно-подчинённых предложений;
  • умение продуктивно вести диалог и строить монологические высказывания и т. д.

Аспект третий

Аспект третий – использование в свободной деятельности игр и игровых упражнений, направленных на закрепление ранее изученного учебного материала и подготовку дошкольников к восприятию новых знаний (с опорой и без опоры на наглядность). Ведь то, что в обычной речи могло остаться и незамеченным, в процессе проведения игры со словом откладывается в памяти надолго, запоминается без всякого напряжения.

В группе собрана картотека дидактических игр и упражнений по развитию связной речи без опоры на наглядность, среди которых «Загадай загадку», «Подбери рифму», «Если бы я был (а)…», «Бывает или нет?», «Назови словечко». «Закончи предложение» и др.

Подобраны яркие и красочные наглядные пособия по темам: «Рассказывание по картине и сериям сюжетных картин», «Согласование слов в предложении», «Составление рассказа из личного опыта с опорой на картинку» и т. д.

Аспект четвёртый

Аспект четвёртый – проведение систематической и последовательной индивидуальной работы с каждым ребёнком группы в утренние или вечерние часы. Например, короткие беседы утром в понедельник на тему «Как я провёл(а) выходной день», в процессы которых дети совершенствовали умение составлять рассказы на заданную тему на основе личного опыта.

А ещё практически каждый день организую так называемые «пятиминутки», обсуждаем с ребятами прочитанные книги, мультфильмы, события, произошедшие в группе.

Побуждаю высказывать собственное мнение, давать характеристику персонажам и их поступкам, делать выводы и умозаключения.

Заучиваем с детьми стихотворные тексты (или отрывки) русских поэтов-классиков А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Фета, тем самым обогащая и совершенствуя речь, развивая эстетическое восприятие окружающей действительности, формируя интонационную речевую выразительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Формирование навыков разговорной речи в повседневной жизни"

Возрастные особенности общения детей дошкольного возроста со сверстникам...

Формирование навыков разговорной речи в повседневной жизни у дошкольников

Формирование навыков разговорной речи в повседневной жизни у дошкольников....

презентация «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»...

Доклад на педсовете. Тема "Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности", 23.03.20

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной, творческой, мыслящей, занимающей активную жизненную позицию личности. В современном мире, когда возрастает значение...

Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни

Развитие разговорной речи детей для нас, воспитателей логопедических групп, является одной из главных и приоритетных задач, и осуществляется оно, как правило, в повседневной жизни ребёнка через общени...