Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни
консультация (старшая группа)
Выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_razgovornoy_rechi_u_starshih_doshkolnikov_v_povsednevnoy_zhizni.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни» (из опыта работы)
Большое значение для формирования разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста имеет работа вне занятий – в повседневной жизни: в утренние и вечерние часы в группе во время самостоятельной деятельности детей, на прогулках.
Я стараюсь, прежде всего, создать условия для проявления речевой коммуникации каждого ребёнка – организовываю общение в свободное время, во время игр и во время проведения режимных моментов. Данную работу делю (условно, конечно) на несколько аспектов.
1. Исправление ошибок в речи дошкольников. Например, многие ребята нашей группы в начале и середине года часто неправильно согласовывали имена прилагательные с именами существительными и имена существительные с глаголами. Побуждала детей говорить правильно, развивала устойчивый интерес к нормам языка. Поощряла вопросы маленьких почемучек о том, как нужно говорить правильно, предлагала сознательно выбрать правильный вариант из нескольких.
2. Привлечение внимания воспитанников к названиям предметов и объектов, людей, качеств, действий в процессе ознакомления с окружающим миром с обязательным пояснением, откуда возникло то или иное название. Например, «строитель – строит дома, здания», «учитель – учит детей, людей». В тематических беседах постоянно задаю вопросы, на которые возможно ответить только сложным предложением («Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Как?» и др.). Даю детям поручения, требующие ориентировки в пространстве, ясного понимания пространственных отношений, обозначаемых предлогами (за, из, под, над и т.д.) и наречиями (направо, налево, вперёд, назад, между и др.) без опоры на наглядность. Во время проведения прогулок задаю наводящие вопросы о том, почему именно так назван те или иные предметы (объекты) или явления. И обязательно даю пояснения, толкования слов, если дошкольники не могут этого сделать сами. Провожу словесные дидактические игры, создаю игровые и проблемные ситуации, активизирующие использование в речевых конструкциях прилагательных и глаголов. Например: «Детишки, помогите, пожалуйста, воробьишке найти свой домик!» Или: «Ребята, почему синичке нужно опасаться кошки?». В нашей группе в соответствии с нормативными требованиями ФГОС оформлен уголок природы, есть много комнатных растений. Здесь проводятся систематические наблюдения за их жизнедеятельностью, опыты с песком, водой, снегом и т.д. А это всегда интересно любознательным детям пяти-шести лет, а кроме того, стимулирует их речевую активность. Знакомя дошкольников с новыми, ранее не знакомыми, словами во время проведения режимных моментов, употребляю эти слова с личными местоимениями, прилагательными, имеющими ударное окончание. Например: «Сегодня на завтрак вам дадут кофе с молоком». Или: «После физкультурного занятия мы пойдём на прогулку и возьмём большое лукошко для сбора шишек». Ежедневно читаю детям произведения русского и зарубежного фольклора (сказки, былины, заклички, песенки и др.), рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов-классиков, современных детских писателей и поэтов, рекомендованные программой. Всегда стараюсь раскрыть замысел выбранного произведения. «заразить» маленьких слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Их чувствам и поступкам, к лирическим переживаниям самого автора. Часто перечитываем тексты произведений, которые особенно запомнились и полюбились детям (например, юмористические рассказы Николая Носова, стихотворения Самуила Маршака, волшебные сказки Шарля Перро, циклы рассказов о мире природы Виталия Бианки и др.). Каждую неделю, по четвергам, я провожу игру-драматизацию по заранее выбранным сказке, рассказу либо стихотворению. Привлекаю дошкольников к отгадыванию тематических загадок. Формирование разговорной речи происходит, без сомнения, и в процессе сюжетно-ролевых игр, которые дошкольники очень любят: обогащение словаря новыми словами, словесными конструкциями и фразеологическими оборотами; использование сложносочинённых и сложноподчинённых предложений; умение продуктивно вести диалог и строить монологические высказывания и т.д.
3. Использование в свободной деятельности игр и игровых упражнений, направленных на закрепление ранее изученного учебного материала и подготовку дошкольников к восприятию новых знаний (с опорой и без опоры на наглядность). Ведь то. Что в обычной речи могло остаться и незамеченным, в процессе проведения игры со словом откладывается в памяти надолго, запоминается без всякого напряжения. В группе собрана картотека дидактических игр и упражнений по развитию связной речи без опоры на наглядность, среди которых «Загадай загадку», «Подбери рифму», «Если бы я был (а)…», «Бывает или нет?», «Назови словечко». «Закончи предложение» и др. Подобраны яркие и красочные наглядные пособия по темам: «Рассказывание по картине и сериям сюжетных картин», «Согласование слов в предложении», «Составление рассказа из личного опыта с опорой на картинку» и т.д.
4. Проведение систематической и последовательной индивидуальной работы с каждым ребёнком группы в утренние или вечерние часы. Например, короткие беседы утром в понедельник на тему «Как я провёл(а) выходной день», в процессы которых дети совершенствовали умение составлять рассказы на заданную тему на основе личного опыта. А ещё практически каждый день организую так называемые «пятиминутки», обсуждаем с ребятами прочитанные книги, мультфильмы, события, произошедшие в группе. Побуждаю высказывать собственное мнение, давать характеристику персонажам и их поступкам, делать выводы и умозаключения. Заучиваем с детьми стихотворные тексты (или отрывки) русских поэтов-классиков А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, тем самым обогащая и совершенствуя речь, развивая эстетическое восприятие окружающей действительности, формируя интонационную речевую выразительность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков разговорной речи в повседневной жизни у дошкольников
Формирование навыков разговорной речи в повседневной жизни у дошкольников....
Формирование навыков описательной речи у старших дошкольников с дизартрией.
Начальной ступенью в развитии навыков связной монологической речи является обучение дошкольников рассказам описательного цикла. Необходимость и значимость обучению дошкольников описательному рас...
ДОКЛАД ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»
основные аспекты разговорной речи...
презентация «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»...
Доклад на педсовете. Тема "Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности", 23.03.20
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной, творческой, мыслящей, занимающей активную жизненную позицию личности. В современном мире, когда возрастает значение...
Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...
Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни
Развитие разговорной речи детей для нас, воспитателей логопедических групп, является одной из главных и приоритетных задач, и осуществляется оно, как правило, в повседневной жизни ребёнка через общени...