Рабочая программа дополнительного образования "Познавайка"
рабочая программа

Юдина Елена Владимировна

для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_podgotovka_k_shkole_yudina_e._v.docx77.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА                                                                                     УТВЕРЖДЕНА

на заседании                                                                                 приказом №93-о

педагогического совета                                                            от 31.08.2020 года

протокол № 1                                                                        заведующий МБДОУ

от 31.08.2020 года                                                                  д/с «Золотая рыбка»

                                                                                          Митрюшина Е. Н. ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Познавайка»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

д/с «Золотая рыбка»  Смоленского района Смоленской области

для детей 6-7 лет

на 2020 – 2021 учебный год

срок реализации программы 1 год.

Направление программы: социально-педагогическое

Составитель:

Воспитатель:

Юдина Е. В.

 

2020 г.

Паспорт программы

Название программы

Дополнительная образовательная –

Дополнительная программа по  подготовке дошкольников к обучению в школе

«Познавайка»

Направленность программы

Познавательная, развивающая

Автор программы

Юдина Е. В. воспитатель МБДОУ

детский сад «Золотая рыбка»

Возраст детей, участвующих в реализации программы

6 – 7 лет

Сроки реализации программы

1 год

Место реализации программы

МБДОУ д/с «Золотая рыбка»

Цель программы

Создание благоприятных условий для формирования основных необходимых навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и желания учиться в школе.

Задачи

- Формирование учебной мотивации.

- Развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.).

- Воспитание организованности в учебной деятельности.

- Формирование представления  детей о финансовой грамотности.

 - Развитие мелкой моторики.

- Развитие видов речевой деятельности.

- Развитие творчески активной личности.

- Консультирование родителей в вопросах подготовки и адаптации ребенка к школе.

Ожидаемый результат

  - Дети соблюдают правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика.

 - Положительно относится к обучению в школе как к необходимому и важному делу.

- Называют числа в прямом и обратном порядке в пределах 20, пользуются арифметическими знаками действия. Соотносят цифру с числом, решают и составляют задачи, различают геометрические фигуры.

-  Используют в игровой деятельности экономические  понятия и категории: деньги, семейный бюджет и т. д.

-  Ориентируются в тетради, рисуют различные элементы и узоры.

- Правильно пользуются карандашом, ручкой и  другими графическими материалами.

- Отчетливо произносят слова, составляют предложения на заданную тему, пересказывают сказки, рассказы.

- Выполняют на слух инструкции .

- Планируют свою деятельность, творчески подходят к поставленным задачам.

Нормативно – правовая база разработки программы

Конституция РФ, ст.43, 72.

Конвенция о правах ребёнка (1989 г.).  Федеральный закон «Об образовании в РФ»

СанПиН 2.4.1.3049 – 13

Устав ДОУ

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-

Федеральный закона “Об образовании в Российской Федерации” ст. 48, ч.1, п.1

ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)

Основная образовательная программа МБДОУ детский сад «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области

Содержание

  1

Целевой раздел ………………………………………………………..

6

1.1

Пояснительная записка ……………………………………................

6

1.2

Цели и задачи ……………………………………………….................

7  

1.3

1.4

1.5

Принципы и подходы к формированию программы………………...

    1  Прогнозируемые результаты………………………………………......

  Педагогическая диагностика…………………………………………

8

9

10

  2

Содержательный раздел………………………………………………

11

2.1

Общие положения……………………………………………………..

11

2.2

Содержание программы……………….………………………………

11

2.3

Формы и методы проведения занятий………………………………..

12

2.4

Примерное календарное  тематическое планирование………………

13

2.5

Работа с родителями………………………………………………….

16

  3

Организационный раздел……………………………………………..

17

3.1

Продолжительность и этапы реализации программы……………....

17

3.2

3.3

Учебно – тематический план…………………………………………

Материально- техническое обеспечение……………………..............

17

19

3.4

Методическое обеспечение …………………………..………………

20

  4

Список литературы…………………………………………………….

21

  5

  6

Интернет источники …………………………………………………..

Приложение……………………………………………………………..

22

23

  1. Целевой раздел.
  1. Пояснительная записка.

Фундаментом всей образовательной системы является дошкольное образование. С него начинается закладка будущей личности, в последующем определяющая характер развития ребенка.

К моменту поступления в школу для успешного усвоения учебной программы и выполнения школьных обязанностей дошкольник должен достичь определенного уровня развития, как физического , так и психического. В совокупности это обеспечивает осознанное желание учиться, умение сосредотачиваться, подчиняться правилам, выстраивать доверительные отношения с учителем и сверстниками.

Дошкольный период самый благоприятный  для формирования учебно- значимых функций. Именно в это время идет активное развитие познавательных возможностей, закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка.

Переход из детского сада в школу меняет картину окружающего мира ребенка, характеризуется сменой ведущего вида деятельности. Чтобы этот переход прошел без болезненно важно помочь дошкольнику принять статус ученика, объяснить смысл приобретаемых знаний понятными ему словами через игровую , экспериментальную деятельность, преобразующуюся в учебную.  

Представленная программа  обеспечивает  развитие познавательного интереса , акцентирует на стремление к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

Актуальность представленной программы заключается в том, что готовность к обучению в школе является приоритетной  задачей для родителей на данном этапе жизни ребенка. Программа создает условия, которые помогут дошкольнику поверить в свои силы и быть успешным в учебной деятельности.

Отличительной особенностью представленной программы является то, что вся деятельность направлена на создание комфортных условий для ее усвоения. Занятия проводятся в виде заседаний детского  клуба «Познавайка», что обеспечивает равноправные отношения для всех детей. Используются новые формы развивающего обучения, при которых обобщаются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

1.2 Цели и задачи.

Создание благоприятных условий для формирования основных необходимых навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и желания учиться в школе является целью представленной программы.

Задачи:

- Формирование учебной мотивации.

- Развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.).

- Воспитание организованности в учебной деятельности.

- Формирование представления  детей о финансовой грамотности.

 - Развитие мелкой моторики.

- Развитие видов речевой деятельности.

- Развитие творчески активной личности.

- Консультирование родителей в вопросах подготовки и адаптации ребенка к школе.

1.3  Принципы и подходы к формированию программы.

Обучение дошкольника проходит в игровой ситуации. Игра – естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира и  эффективная форма обучения. Содержание игр способствует продуктивному усвоению материала. Интерес к занятиям так же поддерживается разнообразием пособий. Для занятий используется наглядные материалы: цветные картинки, игрушки, обучающие видео. Овладение умениями требует от ребенка большого умственного и физического напряжения, поэтому с детьми одним типом заданий не занимаются более 10 минут, прерываются на физкультурные разминки, рисование. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей – дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников. Процесс обучения строится на обще дидактических принципах:

-  принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному»);

-  принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

-  принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

- принцип учёта возрастных особенностей обучающихся.

Методы реализации программы:

 - Словесные: объяснение, беседа индивидуальная, фронтальная, поощрение.

-  Наглядные: учебные пособия, использование иллюстраций.

-  Практические: личный показ, показ ребенком, выполнение письменных заданий.

-   Проблемный.

-   Метод формирования сознания (рассказ, беседа).

-   Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример)

1.4 Прогнозируемые результаты.

В результате обучения по программе планируется сформировать у детей умения :

  - Соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика.

 - Положительно относится к обучению в школе как к необходимому и важному делу.

- Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 20, пользоваться арифметическими знаками действия. Соотносить цифру с числом, решать и составлять задачи, различать геометрические фигуры.

-  Ориентироваться в тетради, рисовать различные элементы и узоры.

- Правильно пользоваться карандашом, ручкой и  другими графическими материалами.

- Отчетливо произносить слова, составлять предложения на заданную тему, пересказывать сказки, рассказы.

- Выполнять на слух инструкции .

- Планировать свою деятельность, творчески подходить к поставленным задачам.

1.5 Педагогическая диагностика.

Реализация представленной программы дополнительного образования «Познавайка»  предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Оценка проводится в рамках педагогической диагностики, т. е. оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста,  связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

Педагогическая диагностика проводится два раза в год. В начале года, с целью определения уровня развития детей и в конце года,  с целью определения уровня освоения  образовательной программы.

Результаты педагогической диагностики используются для решения таких педагогических задач:

- индивидуализация образования , поддержка ребенка, построение его образовательной линии или профессиональной коррекции особенностей его развития;

-  оптимизация работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагог создают диагностические ситуации, для того чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Тесты  диагностики см.  в Приложение 1.

  1. Содержательный раздел
  1. Общие положения

Представленная программа рассчитана на 9 месяцев с сентября по май. Состоит из пяти разделов:

-  «Школьный мир»;

-  «Цифры, формы, счет»;

-   «Финансовая грамотность»;

-  «Учимся читать»;

-   «Проектирование».

 Каждая встреча занимает пол часа один раз в неделю. Программа каждого занятия состоит из таких постоянно присутствующих видов детской деятельности как:  познавательная, двигательная, творческая.

Программа обеспечивает развитие социально-психологической готовности ребенка к школе, т. е. умение слушать учителя, товарища, взаимодействовать друг с другом, общаться. Развивает волевую готовность дошкольника.

Участниками образовательной деятельности являются дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ, проводящие работу по представленной программе.

2.2. Содержание программы

   Представленная программа реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, что в сочетании  способствует выстраиванию целостного педагогического процесса .

Занятия построены для обучения навыкам учебного сотрудничества. Материал, с которым работают дошкольники направлен  на развитие  познавательных способностей. Большое внимание  уделяется  игровым  и занимательным  моментам  для  поддержания  интереса  к занятию, его можно  разделить  на два этапа: большая часть разговорная- игровая   и письменная -творческая. Также в программу включены задания для подготовки руки к письму.

2.3. Формы и методы проведения занятий.

В результате образовательного процесса применяются различные приемы и методы совместной образовательной деятельности детей и взрослых: экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти, ориентировки в пространстве, подвижные игры. Используется дидактический материал: наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами, таблицы слогов, предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки, схемы для составления рассказов; тетради в клетку и в линейку.

В ходе образовательной деятельности ,  совместная деятельность взрослых и детей предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации занятий с дошкольниками.  

Основные принципы работы по программе :

 -   учет индивидуальных способностей и возможностей дошкольников;

-  наглядность;

-  комплексный подход;

-   последовательность и систематичность.

Примерное  календарное тематическое планирование.

п/п

Месяц

Тема

Программное содержание

Школьный мир

1

Сентябрь

День знаний. Чему учат в школе?

Расширить представления детей о школе; об устройстве, организации и предметах в школе; показать детям общественную значимость праздника – День знаний.

2

Звенит звонок, начинается урок!

Познакомить со школьными принадлежностями; развивать речь, мышление, память детей; воспитывать интерес к учебной деятельности.

3

Знакомьтесь, мой друг – ПК.

Расширить представления о предметах, облегчающих обучение в школе; познакомить с компьютером, его составными частями; активизировать познавательную деятельность.

4

Виртуальная экскурсия в Печерскую СШ.

Закрепить понятие детей о школе, ее значении для детей; воспитывать интерес к предстоящему обучению в школе.

Цифры, формы, счет.

1

Октябрь

Количественный и порядковый счет в пределах 20.

Повторить знания о количественных и порядковых отношениях ряду чисел; знание цифр; учить сравнивать группы предметов.

2

Пространственные отношения, сравнение чисел.

Закрепить знания о пространственных отношениях, определять равенства, неравенства по числу предметов.

3

Геометрические фигуры.

Закрепить знания о геометрических фигурах, знания о количественных отношениях в натуральном ряду чисел.

4

Решение задач, определение места числа.

Учить устанавливать закономерности при решении задач, определять место числа среди других чисел.

1

Ноябрь

Состав чисел 3,4. Ориентировка в пространстве.

Состав числа 3, 4 из двух меньших, развивать  умение ориентироваться в пространстве.

2

Состав чисел 5.6. Знакомство с календарем.

Состав числа 5, 6 из двух меньших, познакомить с календарем.

3

Состав чисел 7,8. Алгоритм решения задач со знаками «=», «+», «-«.

Состав числа 7,8 из двух меньших, учить пользоваться простым алгоритмом.

4

Состав  числа 9. Сложение и вычитание по одному.

Состав числа 9 из двух меньших, продолжить учить сложению и вычитанию чисел.

5

Состав числа 10. Знакомство с линейкой и циферблатом.

Состав числа 10 из двух меньших, познакомить с циферблатом часов, создавать геометрические фигуры с помощью линейки.

Финансовая грамотность.

1

Декабрь

Логические игры, элементарная экономика.

Формировать знания об элементарной экономике, развивать логическое мышление.

2

Для чего нужны деньги?

Формировать первичные элементарные экономические представления, обобщение знаний о потребностях человека.

3

Операции с монетами в пределах 16.

Закрепить знание монет и их размен, знание цифр.

4

Домашняя экономика. Решение задач.

Формировать представление о ведении домашнего бюджета; учиться его распределять.

5

Викторина «Путешествие в денежную страну».

 В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания; развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

Учимся читать.

1

Январь

Чтение слогов с буквой Аа. Веселое путешествие.

Способствовать формированию интереса к чтению, развитию познавательных психических процессов, учить читать слоги с буквой Аа.

2

Чтение слогов с буквой Яя. В гости к друзьям.

Способствовать формированию интереса к чтению, воспитанию взаимопомощи, учить читать слоги с буквой Яя.

3

Чтение слогов с буквой Оо. В гостях у сказки.

Способствовать формированию интереса к чтению, развитию познавательных психических процессов, учить читать слоги с буквой Оо.

1

Февраль

Чтение слогов с буквой Ёё. На выставке цветов.

Способствовать формированию интереса к чтению, развитию познавательных психических процессов, учить читать слоги с буквой Ёё.

2

Чтение слогов с буквой Уу. Экскурсия в зверинец.

Способствовать формированию интереса к чтению, правильного отношения к объектам живой природы, учить читать слоги с буквой Уу.

3

Чтение слогов с буквой Юю. Экскурсия в зоопарк.

Способствовать формированию интереса к чтению, правильного отношения к объектам живой природы, учить читать слоги с буквой Юю.

4

Чтение слогов с буквой ы. Транспорт.

Способствовать формированию интереса к чтению, провести профилактическую беседу о дорожно-транспортных происшествиях, учить читать слоги с буквой ы.

1

Март

Чтение слогов с буквой Ии. На выставке собак.

Способствовать формированию интереса к чтению, правильного отношения к объектам живой природы, учить читать слоги с буквой Ии.

2

Чтение слогов с буквой Ээ. Игры развлечения.

Способствовать формированию интереса к чтению, развитию познавательных психических процессов, учить читать слоги с буквой Ээ.

4

Чтение слогов с буквой Ее. Птицы.

Способствовать формированию интереса к чтению, правильного отношения к объектам живой природы, учить читать слоги с буквой Ее.

5

Упражнение в чтении слогов. В гости к друзьям.

Способствовать формированию интереса к чтению, развитию познавательных психических процессов, учить читать слоги в разных ударных позициях.

Проектирование

1

Апрель

Учимся выявлять проблему. «Куклу поздравляем, чаем угощаем»

Совместное выделение проблемы, отвечающей потребностям поднятой темы.

2

Учимся ставить цели.

«Чтобы в космос полететь, надо много знать, уметь».

Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности.

3

Учимся планировать.

 «В школу собираемся»

Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

4

Учимся находить информацию. «Зачем людям нужны ложки?»

Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.

1

Май

Учимся взаимодействовать.

Проект «Не попить ли нам чайку?»

Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижения договоренности, взаимо обучение, помощь детей друг другу.

2

Учимся представлять свой проект. Проект «Выпускник 2021»

Представление детьми своего проекта.

3

Заключение. Подводим итоги.

Мониторинг.

2.5. Работа с родителями

Работа по подготовке дошкольников к поступлению в школу не представляется возможной без заинтересованных и понимающих важность проблемы родителей. Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении всего детства, как в детском саду, так и в школе, позволит родителям  в совокупности с педагогами  добиться высоких результатов в воспитании и развитии  детей.

Перспективный план работы с родителями.

№ п/п

Название консультации

1.

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе».

2.

«Психологическая готовность  ребенка к школе» (буклет).

3.

«Советы родителям будущих первоклассников» (памятка). 

4.

«Основные знания и умения ребёнка при поступлении в школу» (буклет)

5.

Индивидуальные консультации.

6.

Анкетирование «Как помочь учится?»

7.

«Готовим руку к письму, развиваем моторику» (памятка).

8.

«Как развивать самостоятельность ребенка» (памятка)

9.

Открытое занятие «Выпускник 2021».

  1. Организационный раздел

3.1. Продолжительность и этапы реализации программы.

    В реализации представленной программы по дополнительному образованию участвуют дети подготовительной к школе группы в возрасте от  6 до 7 лет.

   Продолжительность образовательного процесса по программе творческого объединения составляет 9 месяцев: (с сентября по май)

   В течение 1 месяца предусмотрено 4 - 5 занятий.

   Методы: игровой, практический,  частично поисковый, наглядный, словесный.

   Формы проведения:

1.        Фронтальное (подгрупповое) занятие.

2.        Индивидуальная работа.

   Время проведения: вторая половина дня, продолжительность - 30 минут.

   Участники: дети подготовительной группы № 6  «Пчёлки».

3.2  Учебно – тематический  план.

п/п

Тема

Кол-во

занятий

в неделю

Школьный мир

1

День знаний. Чему учат в школе?

1

2

Звенит звонок, начинается урок!

1

3

Знакомьтесь, мой друг – ПК.

1

4

Виртуальная экскурсия в Печерскую СШ.

1

Цифры, формы, счет.

5

Количественный и порядковый счет в пределах 20.

1

6

Пространственные отношения, сравнение чисел.

1

7

Геометрические фигуры.

1

8

Решение задач, определение места числа.

1

9

Состав чисел 3,4. Ориентировка в пространстве.

1

10

Состав чисел 5.6. Знакомство с календарем.

1

11

Состав чисел 7,8. Алгоритм решения задач со знаками «=», «+», «-«.

1

12

Состав  числа 9. Сложение и вычитание по одному.

1

13

Состав числа 10. Знакомство с линейкой и циферблатом.

1

Финансовая грамотность.

14

Логические игры, элементарная экономика.

1

15

Для чего нужны деньги?

1

16

Операции с монетами в пределах 16.

1

17

Домашняя экономика. Решение задач.

1

18

Викторина «Путешествие в денежную страну».

1

Учимся читать.

19

Чтение слогов с буквой Аа. Веселое путешествие.

1

20

Чтение слогов с буквой Яя. В гости к друзьям.

1

21

Чтение слогов с буквой Оо. В гостях у сказки.

1

22

Чтение слогов с буквой Ёё. На выставке цветов.

1

23

Чтение слогов с буквой Уу. Экскурсия в зверинец.

1

24

Чтение слогов с буквой Юю. Экскурсия в зоопарк.

1

25

Чтение слогов с буквой ы. Транспорт.

1

26

Чтение слогов с буквой Ии. На выставке собак.

1

27

Чтение слогов с буквой Ээ. Игры развлечения.

1

28

Чтение слогов с буквой Ее. Птицы.

1

29

Упражнение в чтении слогов. В гости к друзьям.

1

Проектирование.

30

Учимся выявлять проблему. «Куклу поздравляем, чаем угощаем»

1

31

Учимся ставить цели.

«Чтобы в космос полететь, надо много знать, уметь».

1

32

Учимся планировать.

 «В школу собираемся»

1

33

Учимся находить информацию. «Зачем людям нужны ложки?»

1

34

Учимся взаимодействовать.

Проект «Не попить ли нам чайку?»

1

35

Учимся представлять свой проект. Проект «Выпускник 2021»

1

36

Заключение. Подводим итоги.

1

Всего 36 занятий в год.

3.3 Материально- техническое обеспечение:

1.        Оптимальные условия в групповом  помещении, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, соответствующая возрасту мебель.

2.        Материалы для обучения и творчества детей.

3.        Экран для просмотра презентаций, магнитная доска, компьютер, принтер.

3.4 Методическое обеспечение программы.

1.  А. А. Майер, Е. Д. Файзуллаева Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей  /  ТЦ «Сфера», Москва

2.  А. Виноградова, У. П. Панкова Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Айрис-пресс, Москва, 2008Л.

3.  А. А. Сидорова  Как организовать проект с дошкольниками / издательство ТЦ  «Сфера», Москва, 2016

4.  К. Ю. Белая Инновационная деятельность в ДОУ. Москва, 2004

5.  Л. В. Минкевич Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа/ издательство «Скрипторий 2003», Москва, 2018

6.  Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарева Педагогическая диагностика в детском саду / ТЦ «Сфера», Москва, 2018

7.  О. М. Рыбникова  Обучение чтению и грамоте детей 6-7 лет/ издательство «Учитель»,  Волгоград

Список литература.

  1. А. В. Боровлева Проектный метод как средство повышения качества образования / Управление ДОУ. 2006
  2. А. И. Савенков Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать  знания, Ярославль, 2002
  3. В.Л. Шарохина Психологическая подготовка детей к школе
  4. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: упражнения, «Светлячок», Санкт-Петербург,  1999 г
  5. Е.В. Шитова Работа с родителями, практические рекомендации
  6. И. Э. Куликовская, Р. М. Чумичева Технология по формированию у дошкольников целостной картины мира, Москва, 2004
  7. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве».3-е изд. / ТЦ «Сфера», Москва,  2013 г.
  8. Л. С. Киселева Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, Москва, 2006
  9. Н. А. Короткова Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. Москва, 2007
  10.  Н. Комратова Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников / Дошкольное воспитание, 2007
  11.  Н. С. Голицына Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Подготовительная группа. Москва, 2008
  12.  Степанова О. А. «Подготовка детей к школе».  «Сфера», Москва, 2012г
  13.  О.С. Ушакова, Е.М. Струнина Развитие речи детей 6-7 лет
  14.  Ю. Б. Гиппенрейтер  Общаться с ребенком. Как? Владимир, 2012
  15. Я. Н. Михайленко, Н. А. Короткова Как играть с ребенком, Москва, 1990

Интернет источники.

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/
  2. https://infourok.ru/statya-
  3. http://edu.mari.ru/
  4. file:///C:/Users/GL_24_01_2017/Downloads/gotov-li-vash-rebyonok-k-shkole_-testy_2.pdf

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

В ходе реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Педагогическая комплексная диагностика готовности ребенка к школе для детей 6-7 лет.

Оценить готовность ребенка к школе можно на основании анализа выполнения им тех или иных заданий, при этом отмечая,  какая помощь потребуется будущему первокласснику для успешного обучения в дальнейшем в школе.

При мониторинге важно определить те области знаний, умений ребенка, над которыми надо поработать. Увидеть затруднения, возникшие у ребенка при тестировании и помочь в дальнейшем их преодолении.

Мотивационный тест–опросник

психологической готовности ребенка к школе.

  1. Хочешь ли ты пойти в школу?
  2.  Зачем нужно ходить в школу?
  3.  Чем ты будешь заниматься в школе? (или Чем обычно занимаются в школе?)
  4.  Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?
  5.  Что такое уроки? Чем на них занимаются?
  6. Как нужно вести себя на уроках в школе?
  7. Что такое домашние задания?
  8.  Зачем нужно выполнять домашние задания?
  9. Чем ты будешь заниматься, когда придешь из школы?
  10.  Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

На каждый вопрос дошкольник должен дать правильный и развернутый ответ. Например, на второй вопрос «Зачем нужно ходить в школу?» верным будет ответ: «Чтобы получить знания...Становиться грамотным, умным...», неполным ответ: «Учиться» и неверным – «Чтобы было весело…».

 Если дошкольник дает неполный или неверный ответ, ему  задается уточняющий вопрос.

Правильный ответ – ставится 1балл.

 Не дополненный ответ –0.5 балла.

 Неправильный ответ -  баллы не начисляются.

В итоге максимальное количество баллов – 10.

8-10 баллов –  полностью готов к школе на психологическом уровне.

5-7 баллов – ребенок не совсем готов к обучению (если были получены несколько неполных ответов).

Менее 5 баллов – готовность к школе нулевая.

В том случае, если минимум на 5 вопросов были даны развернутые ответы –дошкольник готов к обучению.

Степень психосоциальной зрелости (кругозор)

1. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

2. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

3. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

 5. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

 6. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

7. Что бывает раньше – обед или ужин?

8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес, телефон.

9. Кем работает твой папа, твоя мама?

 10. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)

 11. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

 13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон, врач, учитель?

15. Зачем в школе нужна парта, звонок?

 16. Ты хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши, нос?

 18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких птиц ты знаешь?

20. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

21. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка и интерпретация ответов

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных).

 На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”

 К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22.

 № 5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет — 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.

 № 8 – за полный домашний адрес с названием города — 2 балла, неполный – 1 балл.

№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.

 № 22 – за правильный ответ — 2 балла.

№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22.

Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

 Оценка результатов

24-29 баллов, дошкольник считается школьно-зрелым.

20-24 баллов – средне-зрелый.

15-20 баллов – низкий уровень психосоциальной зрелости.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна — Йерасека

Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.

 Тест Керна-Йерасека состоит из 4-х частей:

1.  Тест “Рисунок человека” (мужской фигуры).

 2. Копирование фразы из письменных букв.

 3. Срисовывание точек.

4. Опросник.

 Дошкольнику дается сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее написано короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: Он ел суп.

Внизу нарисована  группа точек. Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию. Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Перед дошкольником кладется сложенный лист бумаги, дается первое задание. Затем попросить его развернуть лист для второго задания и т.д.

1.Рисунок человека.

Нарисуй мужчину, так как ты умеешь (больше ничего не говорится и на все реплики ребенка повторяется инструкция без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорится: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождиться, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину. Если ребенок наотрез отказывается рисовать мужчину, настаивать не надо – это  информация на размышление. Такой отказ может говорить о неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.

2.Копирование фразы из письменных букв.

 Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение, заранее написанное письменными буквами. “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Образец фразы, написанной на листочке в качестве образца:  Он ел суп. Если ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском: He eats soup.

3.Срисовывание точек .

Затем группа точек. Точки заранее рисуются на листочке в клеточку. Вторая половинка листочка остаётся чистой и предназначена для работы ребёнка. “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.” Можно  пальцем показать место, где он будет их рисовать.

По поводу интерпретации Я. Йерасек отмечал, что высокое качество выполнения говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться с школьной программой. Однако если с тестом справился плохо – это не значит, что в школе ребенок станет двоечником. Бывает, что ребенок схематично рисует человека, что сказывается на общей сумме баллов. Оценивание.

1.Рисунок человека.

 1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.

2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

 3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

 5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

2.Копирование фразы из письменных букв

1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).

 2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).

3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.

 4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

  1. баллов: неразборчивые каракули, черканье.

3.Срисовывание точек

1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.

2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.

3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

5 баллов: каракули, черканье.

 После оценки каждого задания все баллы суммируются.

Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:

3-6 баллов – высокий уровень готовности к школе;

7-12баллов– средний уровень;

13-15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития (а, может быть, просто у ребенка было плохое настроение — через день -два  можно попробовать пройти тест ещё раз)

4.Опросник.

 Последняя часть теста Керна-Йерасика выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются:

  1.  Какое животное больше – лошадь или собака? (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)
  2.  Утром мы завтракаем, а днем… (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
  3.  Днем светло, а ночью… (темно = 0; неправильный ответ = -4)
  4.  Небо голубое, а трава … (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)
  5.  Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? (фрукты = 1; неправильный ответ = -1)
  6.  Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)
  7.  Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города) (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1
  8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)
  9.  Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…? (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)
  10.  Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)
  11. Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т.д. = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)
  12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
  13.  Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
  14.  Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)
  15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это… (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)
  16.  Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)
  17.  Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0
  18. Почему люди занимаются спортом? (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
  19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

Баллы суммируются:

 Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).

Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.

 Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.

От — 1 до – 10 – ниже среднего.

От – 11 и меньше – низкий показатель.

Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервнопсихического развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Программа дополнительного образования " Познавайка"

              Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-7 лет....

Программа дополнительного образования "Познавайка"

Программа дополнительного образования "Познавайка"...

Рабочая программа дополнительного образования по познавательно-экспериментальной деятельности «Познавайка»

Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников- экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаи...