Программа дополнительного образования " Познавайка"
рабочая программа (старшая группа)
Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_poznavatelnoe_razvitie.docx | 44.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида.
Программа дополнительного образования
организации поисково-исследовательской
деятельности
«Познавайка»
Возраст детей 5 - 7 лет
Срок реализации программы: 2 года
воспитатель 1 квалификационной категории: Первутинская Елена Анатольевна.
Пояснительная записка
Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-7 лет.
Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО и предусматривает организацию в педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности. Использованы следующие методические пособия:
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под ред. Л.Н Прохоровой;
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;
- Рыжова Н.А. «Воздух-невидимка»;
- Рыжова Н.А. «Волшебница Вода»;
- Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений»;
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»;
- Дыбина О. В. «Что было до…».
Актуальность: В основе программы лежит практический метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Программа разработана для детей дошкольного возраста.
Программа рассчитана:
- на 8 календарных месяцев (один учебный год), для детей 5-6, 6-7 -ми лет;
- состоит из 26-28 тематических занятий, в каждом из которых преследуются свои цели и задачи;
- продолжительность одного занятия составляет 20-25 минут в старшей и 25-30 минут в подготовительной группе.
Основными формами организации детского экспериментирования являются наблюдения, занятия – опыты, познавательные проекты, участие в конкурсах, выставках.
Программа кружка «Познавайка» идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, цвет, свет и др.);
- человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).
Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).
Педагогическое обследование уровней развития познавательной активности и любознательности детей проводится в сентябре и мае по методикам Л.Н.Прохоровой «Маленький исследователь» и А.И.Ивановой «Маленький исследователь». Основными методами проведения педагогического обследования являются наблюдение, вопросы поискового характера, тесты. В мае проводится сравнительный анализ результатов, который показывает развитие динамики в развитии познавательной активности и любознательности, формировании навыков проведения элементарных опытов и экспериментов.
Средствами обучения детей являются деятельность в мини – лаборатории, деятельность в уголке природы, образовательная и исследовательская деятельность.
Цель работы кружка:
Развитие познавательной активности дошкольников, любознательности в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.
Задачи:
- Развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
- Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания;
- Обучать приемам сравнения, анализа, обобщения и классификации;
- Развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
- Расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира:
- Учить фиксировать результаты исследований;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.
Распределение задач по возрастам:
Старшая группа:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки.
- Формировать умение пользоваться приборами- помощниками,
- оборудованием для детского экспериментирования.
- Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
- Воспитывать самостоятельность.
Подготовительная к школе группа:
- Обогащать представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями науки (физика, химия, география и биология).
- Формировать умение работать поэтапно, соблюдая правила личной безопасности.
- Самостоятельно пользоваться приборами- помощниками, оборудованием для детского экспериментирования.
- Фиксировать результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя графические символы (графики, рисунки, схемы).
- Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
- Воспитывать самостоятельность, инициативность, умение доводить начатое дело до конца.
Детское экспериментирование — это многомерное и сложное явление. В современной практике работы дошкольных учреждений в последнее время все больший акцент делается на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе. Проведение опытов, организация экспериментирования - один из эффективных путей интеллектуального развития дошкольников.
Детское экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Использование в педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности позволяет без напряжения усваивать сложный программный материал и способствует интеллектуальному развитию дошкольников: развивает познавательную активность, самостоятельность, умение планировать, выдвигать гипотезы и предположения, собственно экспериментировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Формы занятий: по количеству детей - фронтальные, индивидуальные; по особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей занятия и опыты, практикумы, лабораторные работы (деятельность в мини – лаборатории); по дидактическим целям – занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий (интегрированные).
Образовательная деятельность по программе кружка «Познавайка» состоит из организационной, теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая деятельность. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и оборудования для детского экспериментирования. Теоретическая часть носит максимально компактный характер и несет в себе необходимую информацию о теме и предмете знания в доступной для дошкольников форме.
Режим занятий: деятельность кружка «Познавайка» проводится 1 раз в неделю во 2 половину дня. Продолжительность занятия – от 20 до 30 минут в зависимости от возраста детей.
Ожидаемые результаты освоения программы:
По итогам реализации дополнительной программы у детей на достаточном уровне:
- Сформировано положительное отношение и интерес к детскому экспериментированию как к совершенно особой области человеческого познания.
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Октябрь | Педагогическое обследование детей. | Знакомство с оборудованием. | Свойства воздуха. Что в пакете? | |
Ноябрь | Свойства воздуха. Загадочные пузырьки. | Состояния и превращения веществ. Растворимость. | Теплота. Зачем зайчику другая шубка? | Теплота. Как согреть руки? |
Декабрь | Свойства воды. Откуда берется вода? | Свойства воды. Изготовление цветных льдинок. | Свойства и качества предметов. Легкий – тяжелый. | Свойства и качества материалов. Приключения красок. |
Январь | Каникулы. | Макромир. Увеличительное стекло. | Свойства и качества материалов. В мире пластмассы. | Свойства и качества материалов. Стеклянный город. |
Февраль | Свойства и качества материалов. Мир металла. | Свойства и качества материалов. Мир ткани | Человек. Умный нос. | Человек. Язычок – помощник. |
Март | Магнетизм. Волшебная рукавичка. | Вес. Притяжение. Угадай-ка. | Свойства снега и льда. Почему тает снег? | Свойства снега и воды. Где весна наступит быстрее? |
Апрель | Окружающая среда. Почему птицы могут летать? | Звук. Почему все звучит? | Свет. Цвет. Свет вокруг нас. | Растительный мир. Как дышит растение? |
Май | Растительный мир. Где прячутся детки? | Растительный мир. Для чего корешки? | Познавательная викторина «Угадай-ка» | Педагогическое обследование. |
- Положительные результаты развития познавательной активности, интереса дают занятия в игровой форме с использованием практических методов обучения (опыты, экспериментирование, наблюдения), а также разнообразные формы организации учебной деятельности, особенно интегрированные занятия и занятия-опыты, проекты познавательного и исследовательского характера.
- Расширяются представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира.
- Отмечается положительная динамика в овладении объяснительной и доказательной речью.
- Дети принимают активное участие в планировании деятельности совместно с взрослым.
- Сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для детского экспериментирования (по возрасту).
- Включение воспитательных задач в занятия по развитию познавательной активности через детское экспериментирование способствовало развитию таких личностных качеств детей, как: ответственность, уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение детей друг к другу, умение работать вместе.
Способы проверки результатов освоения программы кружка «Почемучки»: подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме наблюдений, тестов, вопросов, в ходе проведения которых дети демонстрируют полученные представления и знания. Заключительным мероприятием является познавательный праздник.
Тематическое планирование
Перспективный план занятий кружка «Познавайка» в старшей группе
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Октябрь | Педагогическое обследование детей. | Свойства воздуха. Упрямый воздух. | Свойства воды. Откуда берется вода? | |
Ноябрь | Состояния и превращения веществ. Растворимость. | Теплота. Твердые - жидкие | Свойства и качества материалов. Мир ткани. | Свойства и качества предметов. Тонет - не тонет. |
Декабрь | Свойства воды. Почему не тонут айсберги? | Свойства снега и льда. Где быстрее? | Космос. Темный Космос. Вращение Земли. | Познавательный вечер. «Волшебные превращения». |
Январь | Каникулы. | Каникулы. | Свойства и качества материалов. Родственники стекла. | Свойства и качества материалов. Приключения красок. |
Февраль | Человек. Наши помощники - глаза. | Человек. Вдох - выдох. | Электричество. Волшебники. | Путешествие в прошлое лампочки. |
Март | Магнетизм. Волшебная стрелка. | Вес. Притяжение. Почему все падает на Землю? | Звук. Где живет эхо? | Свойства воздуха. Почему дует ветер? |
Апрель | Живая природа. Кто как летает по воздуху? | Свойства снега и воды. Где весна наступит быстрее? | Растительный мир. Может ли растение дышать? | Растительный мир. Для чего корешки? |
Май | Свет. Оптика. Световой луч. | Познавательная викторина «Все обо всем» | Педагогическое обследование. |
Перспективный план занятий кружка «Познавайка» в подготовительной к школе группе
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Педагогическое обследование детей. | Глина и камни. Могут ли животные жить в земле? | Свойства воздуха. Поиск невидимки. | |
Октябрь | Свойства воздуха. Свечка в банке. | Свойства воздуха. Реактивный шарик. | Свойства и качества материалов. Мир металлов. | Свойства и качества предметов. Почему не тонут корабли? |
Ноябрь | Свойства воды. Образование пара. | Свойства снега и льда. Вода двигает камни. | Теплота. Тепло против холода. | Теплота. «Волшебные превращения». |
Декабрь | Путешествие по карте. Почему в тундре всегда сыро? | Путешествие в прошлое автомобиля. | Космос. Далеко – близко. | Познавательный вечер. «Занимательные опыты и эксперименты» |
Январь | Каникулы. | Каникулы. | Путешествие в прошлое жилища человека. | Свойства и качества материалов. Секреты бумаги. |
Февраль | Человек. Наши помощники-органы чувств. | Математика. Заюшкина избушка. | Электричество. Почему светит лампочка. | Электричество. Прыгающие лягушки. |
Март | Магнетизм. Волшебное озеро. | Вес. Притяжение. Как дождинки. | Звук. Звуки и вибрация. | Свойства и качества материалов. Незнайкин клад. |
Апрель | Превращения веществ. Загадки растворимости. | Свет. Оптика. Световой луч. Радуга. | Эволюция. Как возникли вулканы? | Растительный мир. Может ли растение дышать? |
Май | обследование | Почему летом в Арктике солнце не заходит? | Познавательная викторина. | Педагогическое обследование. |
Ресурсное обеспечение.
Примерный перечень оборудования.
Приборы - помощники
| Оборудование
|
Коллекции (наборы)
опыты и эксперименты» Свойства и качества веществ
| Дополнительное оборудование
Свойства и качества материалов
|
Вода
| Измерение
|
Магнетизм. Притяжение
| Звук
|
Электричество
| Планета Земля. Космос
|
Литература:
- Познаю мир Т.И.Гризик, М., Просвещение,2010;
- Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / под редакцией Дыбиной О. В., М., ТЦ «Сфера», 2005.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под ред. Л.Н Прохоровой, М., Просвещение, 2003.
- Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / под ред. О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, В.В. М, Просвещение,2003.
- Дыбина, О.В. Из чего сделаны предметы: (Текст) /О. В. Дыбина. - М.: Творческий Центр Сфера,2004.
- Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов Дыбина, О.В. (Текст) / О. В. Дыбина. - М.: Творческий Центр Сфера,2004.
- Творим. Преобразуем О. Дыбина, М., Просвещение, 2008.
- Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. СПб. Детство – Пресс, 2008.
- Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду Иванова, А.И: (Текст) / А. И. Иванова. - М.: Сфера,2003. -54с.
- Естественно -научные наблюдения и эксперименты в детском саду А.И. Иванова, М., Просвещение, 2008.
- Мой мир Козлова С. А., М., Просвещение, 2002.
- Жукова, В. А. Познавательные опыты в школе и дома:(Текст) / В. А. Жукова. -М.: Росмэн,2001.
- Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно: (Текст) / Л. В. Ковинько.-М.: Линка-Пресс,2004.
- Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте: (Текст) / С. Н. Николаева. -М.: Просвещение,2002.
- Авдеева, М.Н.Жизнь вокруг нас: (Текст) / М. Н. Авдеева. - Ярославль: Академия развития,2003.
- Николаева, С.Н.Эколог в детском саду: (Текст) / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез,2003.
- Рыжова, Н.А. Воздух-невидимка: (Текст) / Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс,1998.
- Рыжова, Н.А. Волшебница Вода: (Текст) / Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс,1997
- Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений: (Текст) / Н. А. Рыжова. - М.: Линка - Пресс, 2003
- Я иду, гуляю. Прогулки с детьми в выходной день: сборник (Текст) /сост. В. М. Волков. - М.: Карапуз,2002.
- Занимательное природоведение: пособие (Текст) / сост. Ю.Р. Васильев. - М.: Омега,1997.
- Гризик, Т.И.Познаю мир: пособие (Текст) / Т. И. Гризик. -М.: Просвещение,200
- Сикорук, Л.Л.Физика для малышей: (Текст) / Л. Л. Сикорук. -М.: Просвещение,1983.
- Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование: (Текст) / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество Росии,2005.
- Интересно. Весело. Полезно: сборник (Текст) / сост. Л. В. Головкова. – Смоленск,1999.
- Тугушева, Т. П. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста (Текст) / Т. П. Тугушева, А. В. Чистякова// дошкольная педагогика. -2001.-№1.- С.17-23.
- Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду (Текст) / И. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. - 2006.- №5(32).-С. 19-24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Программа дополнительного образования "Познавайка"
Программа дополнительного образования "Познавайка"...
Рабочая программа дополнительного образования "Познавайка"
для детей 6-7 лет...
Рабочая программа дополнительного образования по познавательно-экспериментальной деятельности «Познавайка»
Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников- экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаи...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...