Роль детского сада в воспитании нравственных ценностей и семейных традиций
статья (младшая группа) по теме
Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. А. С. Макаренко писал: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручаться за то, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание». Сегодня современным родителям необходима помощь. Основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на увеличение роли нетрадиционных форм работы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют лёгкому запоминанию деловых бесед, создают особый настрой на доброжелательное, откровенное и деловое общение.
Я расскажу немного о своём опыте работы на примере моей группы. Знакомство с родителями и детьми мы начинаем ещё тогда, когда дети посещают младшую группу. В течении года приводим малышей в свою группу, показываем игрушки, рассматриваем рыбок, хомячков, птичек, которые живут у нас в группе, в живом уголке. Предлагаем старшим детям поиграть с малышами, рассказать, как нужно бережно обращаться с игрушками, как заправлять постель и коляску для кукол, покормим рыбок и животных в присутствии малышей. Получается, что дети подготовительной группы передают свой опыт малышам, как бы подводя итог нашей с ними работы. Параллельно с этим начинаем знакомиться с родителями будущих воспитанников. Расспрашиваем об особенностях детей, сообщаем о том, что в сентябре их дети приходят в нашу группу, сообщаем своё имя, отчество. Так же приглашаем на наши утренники в качестве гостей, где они могут на практике посмотреть на таланты и умения старших детей, а так же на работу воспитателей. Лично я считаю, что родители именно по утренникам судят, как проходит работа в детском саду, т. ч. для меня каждый праздник является как бы заключительным итогом определённого этапа работы. Интересно отметить, что если в начале года из младшей группы приходят всего два, три человека, то на выпускном вечере можно увидеть почти половину родителей. Это говорит о том, что родители беседуя между собой об увиденном на празднике, невольно заставляют прислушиваться остальных и делать определённые выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc11.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
- «Роль детского сада в воспитании нравственных ценностей и семейных традиций»
Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. А. С. Макаренко писал: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручаться за то, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание». Сегодня современным родителям необходима помощь. Основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на увеличение роли нетрадиционных форм работы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют лёгкому запоминанию деловых бесед, создают особый настрой на доброжелательное, откровенное и деловое общение.
Я расскажу немного о своём опыте работы на примере моей группы. Знакомство с родителями и детьми мы начинаем ещё тогда, когда дети посещают младшую группу. В течении года приводим малышей в свою группу, показываем игрушки, рассматриваем рыбок, хомячков, птичек, которые живут у нас в группе, в живом уголке. Предлагаем старшим детям поиграть с малышами, рассказать, как нужно бережно обращаться с игрушками, как заправлять постель и коляску для кукол, покормим рыбок и животных в присутствии малышей. Получается, что дети подготовительной группы передают свой опыт малышам, как бы подводя итог нашей с ними работы. Параллельно с этим начинаем знакомиться с родителями будущих воспитанников. Расспрашиваем об особенностях детей, сообщаем о том, что в сентябре их дети приходят в нашу группу, сообщаем своё имя, отчество. Так же приглашаем на наши утренники в качестве гостей, где они могут на практике посмотреть на таланты и умения старших детей, а так же на работу воспитателей. Лично я считаю, что родители именно по утренникам судят, как проходит работа в детском саду, т. ч. для меня каждый праздник является как бы заключительным итогом определённого этапа работы. Интересно отметить, что если в начале года из младшей группы приходят всего два, три человека, то на выпускном вечере можно увидеть почти половину родителей. Это говорит о том, что родители беседуя между собой об увиденном на празднике, невольно заставляют прислушиваться остальных и делать определённые выводы.
В конце года, когда проходит заключительное, для родителей выпускников, собрание, приглашаются так же и родители младшей группы.
Мы подводим итоги совместной работы не за прошедший год, а за все три года, вспоминаем все интересные встречи, приключения, вручаем почётные грамоты, хвалим всех за оказанную помощь детскому саду и группе, дарим подарки, сделанные руками детей. В течение трёх лет мы оформляли фотоальбомы, где полностью отражены как будни, так и праздники группы. Будущие родители с интересом рассматривают альбомы, узнают о всех добрых делах предшествующих пап и мам, как бы ощущая себя уже не новичком в сложившимся за эти годы, коллективе. А самое главное заключается в том, что они понимают, как интересно ходить в детский сад, где тебя понимают, уважают и ценят. В конце собрания родители выпускников торжественно передают новый фотоальбом новым родителям, как бы открывая чистую страницу уже нового коллектива.
В начале нового учебного года дети и родители приходят в группу не как новосёлы, а как хозяева. Мы знакомим их с примерным планом работы на год, проводим анкетирование, спрашиваем, что бы они хотели посмотреть на открытых просмотрах, и определяем примерные темы. Но, не забываем, при этом напоминать, что уют и красота, как группы, так и детского сада зависят от их непосредственной помощи.
Попутно выявляем и таланты родителей, Причём привлекаются не только мамы, но и папы. Так с помощью мам были заново обшиты все куклы, сшиты комплекты постельного белья на кроватку и коляски для кукол. появилась новая форма для дежурных по столовой, для каждого утренника шьются костюмы, которые потом дарятся д/саду. При помощи одной из мам, нами создано более 30 папок- передвижек для родителей на разные педагогические, психологические и оздоровительные темы. Родителями подарены в живой уголок: пара канареек, вместе с удобной клеткой, хомячки, два аквариума с рыбками, постоянно пополняются комнатные растения. Самым большим и неожиданным подарком стала детская стенка, предложенная в подарок, уже родителями бывшей выпускницы, что говорит о том, что, даже покинув детский сад, родители продолжают помнить о нём. А вот доставкой стенки и её укреплением занимались уже новые папы. Руками пап были установлены спортивные комплексы в группе и зале, закреплена мебель, увеличены ножки столов по размерам СанПиНа, оказана помощь при косметическом ремонте коридора детского сада и группы. Все фотоальбомы составляются из фотографий, принесённых родителями.
Постепенно родители привыкают к тому, что без их непосредственного участия мы не можем обойтись, и сами начинают предлагать свою помощь, значит, они уже начинают жить жизнью группы, а потому и жизнью, заботами, проблемами и радостями своих детей.
Мы часто задаёмся вопросами: нужны ли праздники для детей в семье, какие семейные традиции есть в семьях, могут ли помочь праздники в воспитании у ребёнка положительных качеств? Ребёнку, для полноценного развития праздник необходим, как воздух. Пусть каждый припомнит своё детство. Загадки, викторины, познавательные игры помогают развивать ум ребёнка. А вместе с родителями это праздник вдвойне. Когда родители играют, разгадывают загадки, поют и пляшут, сколько радости и восторга испытывает малыш. Эти моменты навсегда ярко запомнятся в памяти ребёнка.
Те родители, которые посещали наши праздники ранее, были свидетелями того, что в них участвуют не только дети, но и родители. Мы завели в нашей группе свою традицию. Один раз в год мы проводим праздничные посиделки, в которых участвуют все родственники. Так в 2007г. мы провели праздник для пап. Сюжетно- ролевую игру «Солдатики» Вы все знаете, как не часто мы видим пап, больше мамы занимаются воспитанием детей, но когда, после проведённой нами, очень большой предварительной работы, мы увидали пришедших на праздник всех пап, дедушек, дядь, и просто друзей, стало ясно, что праздник получился. Мамы находились рядом с ними, как группа поддержки. Единственное, что не получилось в первый раз, так это, то, что ни кто из пап не согласился петь. Я нашла хороший выход и пригласила папу бывшего выпускника. Он, взял с собой гитару, пришёл вместе с сыном - первоклассником и исполнил хорошую солдатскую песню. Всё вышло, просто здорово. И если был ещё небольшой холодок в отношениях с родителями, то после этого праздника он пропал. На 9 мая, мы пригласили одного из пап, который служит в ОМОНе, на праздник и попросили привести с собой сослуживцев. Не смотря на то, что времени у них было мало, т.к. они 9 мая, уезжали в длительную командировку в Чечню, отказа мы не получили. Так какой же восторг испытали дети, когда увидели, пришедших на праздник, в детский сад, настоящих боевых офицеров, с настоящими боевыми орденами и медалями, сверкающими на груди. В этом году мы провели семейные посиделки «Весёлое путешествие», где всем близким нашлось дело: мамы - рисовали, папы - делали аппликацию, бабушки- лепили пирог, дяди- делали поделки из пластилина и природного материала. И если, в пред идущем году, родители стеснялись петь и, танцевать, то в этом году они с удовольствием это делали. А какой же праздник без подарков. Как приятно получать сюрпризы, но я хотела добиться такого понятия, что сюрпризы приятно ещё и делать, а ещё приятнее делать их своими руками. И почему подарки получают только дети, ведь взрослые тоже должны ожидать на празднике чуда. В нашей группе к каждому празднику дети делают подарок- сюрприз. Готовят его в тайне, не говоря об этом дома. Как приятно видеть лица родителей, когда им вручают эти сувениры. Это стало второй нашей групповой традицией. Можно с удовольствием отметить, как группа детей и взрослых превращается в разновозрастный, но коллектив, а в праздниках проявляется воспитательное богатство коллективной работы.
В ходе такой последовательной, планомерной совместной работы, мы заметили, что родители не просто приводят и забирают ребёнка, а приходят уже пообщаться друг с другом. Хочется отметить, что молодые родители прислушиваются к советам более опытных родителей, старших, по возрасту. Дети старшей группы начинают посещать секции и кружки, но не у всех родителей есть возможность водить ребёнка. наши родители нашли простой выход. Договариваясь между собой, можно наблюдать, как одна мама собирает 2-3 девочек и ведёт их на гимнастику, потом другая берёт на себя это поручение. Иногда, в мороз или пургу, можно слышать, как те родители, что приезжают на машинах, предлагают подвезти до дома, если по пути. При наличии хорошей погоды стали замечать, что взрослые не бегут домой, а гуляют с детьми на площадке детского сада, при этом родители не стоят поодиночке, а общаются между собой. Некоторые родители стали дружить семьями, найдя общие интересы.
В этом году мы предложили новую форму работы по изучению семейных традиций. Часто спрашивая у детей про бабушек и дедушек, сделали вывод, что ребёнок не знает, чья это мама, папина или мамина, не может сказать полного имени, не знает, кем работали. Предложили родителям на собрании начать работу по созданию генеалогического дерева. Они заинтересовались, но многие не могли вспомнить свои родственные связи дальше бабушек и дедушек. Поэтому в этом году мы создали схему: « ребёнок--- родители---бабушки», но летом, когда многие поедут в отпуска, к себе на родину, дали задание: разузнать у родственников как можно больше о своих предках. Узнать полное имя, отчество, можно национальность, профессию. При наличии такого дерева, можно наглядно проследить, как сохраняются семейные традиции при выборе профессий, как могут передаваться качества и особенности характера. Можно прогнозировать выбор профессии ребёнком в будущем с одной стороны, а с другой можно определить такие негативные стороны, как генетические заболевания, негативные наклонности и т. д., что может помочь ещё в раннем детстве обойти их стороной. Таким образом, подводя итог своей работы, можно сказать: «Раскрывая перед родителями вопросы семейного воспитания, мы не только подчёркиваем необходимость с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории, но и помогаем создавать условия, при которых наиболее эффективно развиваются такие нравственные чувства как ответственность, организованность, любовь к родителям, значимость в семье, чувство долга, уважение к старшим и патриотизм. Закончить своё выступление я хочу словами Н.К.Крупской: «Сочетание общественного воспитания, которое даётся в наших дошкольных учреждениях, с воспитанием семейным, когда сердца родителей горячо бьются за правое дело, создаёт замечательное поколение людей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль детского сада в воспитании ребенка дошкольника
Данная статья рассматривает влияние детского сада на развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста. Материал ориетирован на педагогов для использования в работе с родителями....
Роль детского сада в воспитании и развитии детей
работа с родителями...
Доклад для районного методического объединения на тему: "Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников"
С первых лет жизни ребенку необходимо прививать любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином....
консультация- "Роль семьи и детского сада в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста "
В докладе представлены методические рекомендации и опыт работы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников в сотрудничестве с родителями. Основной задачей в решении этого вопроса является создан...
Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его ста...
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
Новый праздник — День матери — постепенно входит в российские дома, становясь семейной традицией. И это замечательно: сколько бы хороших, добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы...
«Роль детской литературы для воспитания нравственно-волевых качеств современных детей»
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностя...