Консультация по теме: «Роль художественной литературы в развитии речи детей и воспитания духовно – нравственных ценностей»
консультация (старшая группа) на тему
Художественная литература играет ключевую роль в становлении речи ребёнка и наполнения его словарного запаса. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rol_hud._liter.-noyabr.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 « Снегурочка»
Консультация по теме:
«Роль художественной литературы в развитии речи детей и воспитания духовно – нравственных ценностей»
Подготовила: Банку Д.Г.
воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
г. Салехард 2017г.
Речь – это неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности. В системе дошкольного образования обучение родному языку, развитие речи занимает ведущее место.
Художественная литература играет ключевую роль в становлении речи ребёнка и наполнения его словарного запаса. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Книги – необходимые «советчики» во всем многообразном и сложном процессе воспитания дошкольников. Именно дошкольное образование обеспечивает переход ребенка на следующую, школьную ступень образовательной системы. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие развлечения: телевидение, видеопродукцию, компьютерные игры. Как результат, дети не любят, не хотят читать, поэтому моя роль, как педагога, состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга не только развивает, учит и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность, внутренний смысл. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. В старшем дошкольном возрасте дети приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания литературных произведений, умение мотивированно высказывать своё отношение к содержанию, к персонажам. У ребенка развивается поэтический слух, то есть способность замечать изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, умение объяснить их необходимость в данном жанре. Появляются устойчивые предпочтения жанру литературных произведений, конкретному виду художественно речевой деятельности, одни больше любят слушать стихотворения и читать их наизусть, другие – сказки. Развиваются художественно-творческие способности: дети сами придумывают загадки, сочинят сказки, стихи. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Сегодня педагогический процесс строится на основе личностно-ориентированного подхода, что способствует развитию личности дошкольника. Проблема развития нравственных чувств, нравственного поведения личности и воспитания эмпатии занимает значительное место в научных работах таких исследователей, как: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, переживания, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности. Большую роль в формировании нравственной культуры личности играет чтение художественной литературы. Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – чувство справедливости, стремление ко всему доброму, прекрасному, нетерпимость ко всему плохому, любовь к своей стране, взрослым, к их труду, товарищеские отношения со сверстниками, умение дружно работать и играть. Дети учатся различать "что такое хорошо и что такое плохо" в моральных проявлениях людей, их взаимоотношениях и поступках, могут оценивать нравственные качества и поступки литературных героев, подражать им.
Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного эмоционально-образного восприятия, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность художественных образов, вызвать эмоциональную отзывчивость – ответственная задача не только педагогов, но и родителей. Взаимодействие с родителями - является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем ДОУ. Кроме тех знаний, опыта и эмоций, которые ребенок получает в процессе воспитательной деятельности в детском саду, очень важно, чтобы родители в домашних условиях смогли поддерживать и подкреплять знания своих детей, помогать развивать творческие способности и воображение. В семье прежде всего должна быть эмоциональная атмосфера заинтересованности деятельностью малыша, желание читать ему, беседовать о прочитанном, развивать способность воспринимать рассказы, сказки, стихотворения как искусство слова. Анализ сути изученного материала способствует нравственному становлению ребёнка, интеграции последовательной речи и мышления, закладывает в памяти новые слова. От совершенства речи дошкольника во многом будет зависеть его обучение в школе.
Своеобразие системы моей работы в том, что прививая интерес детей и родителей к художественной литературе, я использую разнообразные формы работы (литературные конкурсы, посещение библиотеки, анкетирование, консультации). Провожу беседы с родителями о том, что только единство детского сада и семьи способствует развитию речевого творчества у дошкольников. Знакомлю их с книгами, которые мы используем для чтения детям, в соответствии с возрастом.
Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, определяет положительное отношение к миру.
Список литературы
- Ветлугина Н.А. Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду – М.: 1989.;
- Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателя детского сада – М.: 1989.;
- Гурович Л.М. Ребенок и книга: СПб.1999.;
- Куцакова Л.В. Нравственно–трудовое воспитание ребенка дошкольника: М.: 2003.;
- Кузнецова Л.В., ПанфиловаМ.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения – М.: 2002.;
- Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4–6 лет. М.: 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС ...
Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в развитии речи детей»
Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей»...
консультация для родителей "Роль художественной литературы в развитии речи детей"
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Художественная литература сопровождает детей с первых дней жизни. Слушая знакомую сказку, стихотворение ребенок переживает, волнуется вместе с гер...
Предоставление опыта работы на педагогическом совете в ДОУ на тему" Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ"
Из опыта работы...
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей раннего возраста»
Одним из самых эффективных средств развития диалогической речи, на мой взгляд является использование народной педагогики. Приобщая детей к фольклору, мы знакомим их с окружающим миром через обра...
Консультация для педагогов Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста
Влияние художественной литературы на развитие речи. Отбор художественной литературы для детского чтения...