Проект " Народные промыслы"
проект (старшая группа)
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnye_promysly.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Народные промыслы»
Тип проекта: познавательно - творческий, долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники старшей группы
Срок реализации: 6 месяцев.
Выполнила: Вольвач Е.А.
Цель: создавать у детей познавательный интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
-формировать устойчивый интерес к искусству народа России ;
-развивать художественно-творческие способности у детей;
-формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира; -воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения, используя выразительные средства.
-осуществление нравственного и эстетического развития личности ребенка;-содействовать развитию речи:
-обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.
Актуальность
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
Основное содержание и методы реализации проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
2. Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”, “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”, “Семейный кодекс РФ”, “Декларация прав ребенка”, “Конвенция о правах ребенка” и др.
3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.
4. Диагностика.
Реализация проекта
-беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
-рассматривание видов росписи;
-выполнение работ по изобразительной деятельности;
-подвижные и малоподвижные народные игры;
-выставки рисунков и поделок по мотивам народного творчества;
-работа с родителями;
-совместные работы с детьми;
-консультации для родителей;
-беседы;
-обогащение предметно-развивающей среды;
-создание презентации к открытому занятию по народно-декоративному творчеству «Народные промыслы»;
-открытый показ НОД «Народные промыслы»
Заключительный (обобщающий)
-презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
-подведение итогов.
Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение в природе; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.
Принципы реализации проекта: Учет ведущей, игровой деятельности дошкольников; своевременность развития творчества детей; индивидуального и дифференцированного подхода; интеграции образовательных областей; доступности; постепенности; взаимосвязь участников образовательного процесса.
Работа с родителями:
1. Консультация « Декоративно-прикладное творчество»
2. Консультация «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»
3. Консультация «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству»
5.Беседа « Виды народного декоративно–прикладного искусства»
6. Подбор материалов для творчества детей.
7. Пополнение наглядного материала по декоративно-прикладному искусству.
Необходимые условия приобщения детей к творческим занятиям:
-организация развивающей среды;
-организация образовательного процесса:
• в совместной образовательной деятельности;
• организация самостоятельной деятельности детей;
• взаимодействие с родителями.
- выбор содержания:
• изготовление поделок из соленого теста;
• рисование по мотивам декоративно-прикладного искусства;
Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей.С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе предполагаются выставки творческих работ. В приёмной есть информационные папки, в которых находятся интересные для изучения материалы.
В своей работе использую следующие методы и приемы работы:
-дидактические игры;
-пальчиковые игры;
-игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук;
-игры и упражнения на формирование сенсорных эталонов;
-беседы;
-чтение познавательной литературы.
Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.
Непосредственная образовательная деятельность
Ноябрь
1.Д/и «Из чего же,из чего же?»(дерево-Хохлома,глина-Дымка,фарфор-Гжель» и т.д.)
Задачи: воспитывать интерес к родной культуре.
2.Тема: «Дымковский индюк»(конструирование из бумаги,аппликация)
3.Тема: «Барыня»(рисование,аппликация)
Задачи: воспитывать уважение к истории России.
Декабрь
Д/и «Собери посуду» («осколки разбитой» гжельской посуды,разрезные картинки)
1.Тема: «Сине-голубое чудо»(изготовление бумажной посуды,роспись по мотивам гжельских мастеров)
2.Тема: продолжение «Сине-голубое чудо»
Задачи: развивать интерес к декоративно-прикладному искуссву.
Январь
1.Тема: «Весёлые матрёшки»(ручной труд,аппликация)
Задачи: воспитывать интерес к творчеству народных мастеров
2.Тема «Матрёшка» (тестопластика)
Задачи: вызвать желание больше узнать о декоративно-прикладном искусстве.
Февраль
Д/и «Угадай какая роспись»
Учить узнавать роспись по элементам орнамента.
1.Тема: «Городецкие букеты»(рисование элементов)
2.Тема: «Чудо-Птицы» (по мотивам городецкой росписи)
Задачи:
-воспитывать эстетическое отношение к природе;
-развивать чувство формы и пропорций;
-учить детей творчески отражать свои представления о природе.
Март
Разучивание стихотворения Е.А.Николаевой «Золотая Хохлома».
Задачи:развивать устную речь.
1. Тема «Хохломская веточка»(гуашь; с использованием ватных палочек).
Задачи:
-воспитывать интерес к окружающему миру;
-продолжать учить создавать выразительные образы.
Апрель
Д/и «Назови правильно»
Закреплять знания о народных художественных промыслах.
1.Тема «Лепка дымковского индюка» (тестопластика)
Задачи:
-воспитавать любознательность, самостоятельность, инициативность.
2.Тема «Кувшин» (тестопластика, по мотивам хохломских мастеров)
Задачи:
-воспитавать интерес к изобразительному искусству.
Май
Д/и «Найди отличия»
Учить находить сходство и отличия элементов орнамента.
1.Тема «Хохломской самовар» роспись силуэта
Задачи:
-закрепить знания о народных промыслах.
Ожидаемые результаты
-знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушки, хохломской, гжельской,городецкой росписи.
-умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
-умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
-у родителей повысится общий культурный уровень.
Вывод
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России
Познавательное развитие
Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» -уточнить представления детей о народном искусстве, его видах.
Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки, дымковские, городецкие игрушки).
Беседа «Синь России» - знакомство с гжельской росписью (с просмотром слайдов)
Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи
Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью
Рассматривание тематической папки «Народное искусство»
Региональный компонент
Рассматривание мебели, народной посуды, вышивки.
Цель: развивать интерес к фольклору. П/и «Краски», «Коршун»
Литература
1. -И.А.Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
2. «Цветные ладошки» М. 2009г.
3. -И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (планирование, конспекты, методические рекомендации) М. 2007г.
4. -И.А.Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М. 2009г.
5. -Н.Алексеевская Озорной карандаш- через игру к совершенству. М. 1998г.
6. - Лыкова И. А. Народное искусство, Москва, издательский дом «цветной мир», Волгоград, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект : "Народные промыслы России"
Тип проекта: информационно - творческий;Продолжительность проекта: среднесрочный;Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.Актуальность проекта: обусловлена боль...
ПРОЕКТ « НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ « НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»...
Проект «Народные промыслы Нижегородского края»
Цель проекта: Познакомить детей с народными промыслами родного края Задачи проекта: Дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края, приобщать их к родной культуре. Позн...
Проект «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»
Актуальность проекта: Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о ва...
Проект "Народные промыслы России"
Проект "Народные промыслы России"...
Проект "Народные промыслы,как средства расширения представлений о народной культуре"
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа &nd...
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...