Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одарённости «Юные таланты»
проект

Основной идеей работы является объединение усилий воспитателей, родителей, педагогов дополнительного образования, творческой общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ld_2017-2021.docx97.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 детский сад «Родничок» комбинированного вида

Образовательный проект по комплексному

выявлению и развитию детей

с признаками одарённости  «Юные таланты»

Срок реализации: 4 года (2017-2021 г.)

Разработчики проекта:

Пирогова Любовь Михайловна, старший воспитатель,

Кучерова Ольга Леонидовна, музыкальный руководитель,

Вершинина Светлана Евгеньевна, воспитатель ИЗО,

Попеску Мария Сергеевна, педагог-психолог 

Пыть-Ях – 2018

Визитная карточка проекта «Юные таланты»

Направление

Поддержка талантливых детей - путь к успеху.

Нормативно-правовое

обеспечение

  • Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155(зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный №30384
  • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная президентом РФ 03.04.2012г
  • Национальная стратегия действий в интересах детей, Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761;  
  • Стратегия действий в интересах детей в ХМАО-Югре на 2012–2017 годы;
  •  Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 "Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития".

Разработчики проекта

 Пирогова Любовь Михайловна, старший воспитатель, Кучерова Ольга Леонидовна, музыкальный руководитель, Вершинина Светлана Евгеньевна, воспитатель ИЗО, Попеску Мария Сергеевна, педагог-психолог.

Цели и задачи проекта

Цель: Создание системы поддержки талантливых детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.  

Задачи:

  • выявить детей с предпосылками одаренности;  
  • объединить усилия педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;
  • создать единый банк данных по выявлению и развитию талантливых детей;  
  •  разработать индивидуальные образовательные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
  • создать ситуацию успеха (участие в фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях).  Активизировать участие детей в конкурсном движении.

Сроки реализации

     

 2017-2021 учебный год

Участники, партнёры проекта.

 Педагоги, дети, родители, социальные институты г.Пыть-Ях

1.Обоснование необходимости создания проекта.

Раннее выявление одаренности и создание системы поддержки талантливых детей – одно из перспективных направлений развития системы образования.   В связи с этим в приоритетные задачи современной образовательной организации входит создание условий, обеспечивающих реализацию потенциальных возможностей одаренных детей. В ст. 77 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон №  273-ФЗ) отмечается, что в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и творческие конкурсы, физкультурные и спортивные мероприятия, направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской деятельности), творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности.

 В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы поставлена задача обеспечения условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей.

На государственном уровне формулируется задача выявления особой одаренности, незаурядных достижений у детей, а также сохранения и реализации этого потенциала.
Одним из приоритетных направлений работы обозначено создание условий для поиска и поддержки талантливых детей, развитие одаренности через организацию совместной и самостоятельной деятельности ребёнка.
      Поэтому воспитатели в дошкольных учреждениях должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого воспитанника, обеспечивающую возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. 

В детском коллективе встречаются особые дети. Они выделяются яркими достижениями, в каком-либо виде деятельности, это дети с высоким уровнем творческих способностей. Мы задаемся вопросом: как увидеть этих детей? Как создать такие условия в детском саду?

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.  Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.

          Вместе с тем это одна из наиболее сложных проблем дошкольного образования, имеющая ряд серьезных рисков для развития ребенка, становления его личности. Взгляд на детскую одаренность с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает необходимость формирования системы психолого-педагогического сопровождения, выявления и развития талантливых детей в дошкольном образовательном учреждении.

2. Основные цели и задачи проекта «Юные таланты»

Цель: Создание системы поддержки талантливых детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.  

Задачи:

  • выявить детей с предпосылками одаренности;  
  • объединить усилия педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;
  • создать единый банк данных по выявлению и развитию талантливых детей;  
  •  разработать индивидуальные образовательные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
  • создать ситуацию успеха (участие в фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях).  Активизировать участие детей в конкурсном движении.

3.Этапы реализации проекта в течение учебного года по возрастным группам

Подготовительный (начало учебного года)

Цель: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников.

 Задачи:

  • по результатам диагностики уровня развития способностей воспитанников сформировать творческие группы по направлениям развития.
  •  разработать индивидуальные образовательные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
  • разработать перспективный план работы клубов, студий, мастерских по интересам.

Основной (в течении учебного года)

   Цель: объединение усилий педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;

Задачи: 

  • создать ситуацию успеха для каждого ребёнка (участие дошкольников в конкурсах, фестивалях, проектах разного уровня);
  • организовать развивающую работу с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития;
  •  периодически пополнять базу данных успехов воспитанников;
  • создать банк информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и талантливых детей;
  • организовать мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы. Участие в конкурсах, соревнованиях, марафонах, олимпиадах.
  • разработать методику сопровождения семей, воспитывающих талантливых детей с учётом возрастных особенностей;
  • развивать систему дополнительного образования детского сада.

 Заключительный (конец учебного года)

          Цель: проверка влияния полученных в ходе проекта результатов на

           удовлетворение потребностей участников проекта.

        Задачи:

  • провести мониторинг фактических результатов проекта и сравнить их с ожидаемыми результатами;
  • закрепить положительные результаты реализации проекта через организацию семинаров – практикумов для педагогов города.
  • разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации системы поддержки талантливых детей в условиях детского сада.

  1. Ожидаемые результаты.

  • Самореализация детей через участие в конкурсах, марафонах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах.
  •  Формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных и талантливых детей.
  • Создание постоянно обновляемой информационной базы данных талантливых и способных детей ДОУ.
  • Своевременное оказание психолого-педагогической помощи детям с особыми возможностями в случае необходимости (коррекция психоэмоционального состояния, профилактика учебных перегрузок, содействие социальной адаптации).
  • Совершенствование профессионального мастерства   и развитие личностного потенциала педагогов.

  1. Возможные риски.

  • возможность недовольства родителей и отказ принимать участие в дополнительных репетициях, в необходимости подготовки ребёнка домашних условиях;
  • перегрузка воспитанников, так как участие в фестивалях, конкурсах   требует подготовки вне занятий, дополнительного времени;
  • отсутствие финансирования на приобретение костюмов, спортивного оборудования, инструментария для занятий по ИЗО – деятельности.

 Минимизации рисков будет способствовать:

  • организация консультативной помощи родителям, воспитывающим талантливых детей;
  • оптимизация воспитательно-образовательного процесса.

6.Содержание и технологии инновационной деятельности.

Отбор методов реализации проекта обусловлен необходимостью реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и развитию дошкольников, привлечения семьи к развитию их творческих способностей и участию в мероприятиях различного уровня: ДОУ, муниципальный, региональный, всероссийский.

Одним из вариантов решения задач является организация деятельностного подхода, а также использование методов стимулирования и мотивации познавательной, творческой деятельности, методов контроля за эффективностью развития творческих способностей талантливых детей.

Основной идеей работы является объединение усилий воспитателей, родителей, педагогов дополнительного образования, творческой общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей ДОУ.

7.Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми.

Выявление талантливых детей:

- анализ особых успехов и достижений воспитанников;

- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

- психолого - педагогический мониторинг потенциальных возможностей детей.

Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:

- создание для воспитанника ситуации успеха и уверенности через индивидуальное развитие и воспитание;

- организация и участие в клубах, студиях по интересам;

- мониторинг развития в рамках образовательной деятельности;

- формирование и развитие сети дополнительного образования;

- подготовка детей для участия в творческих конкурсах.

Взаимодействие образовательного учреждения с другими структурами социума с целью создания благоприятных условий развития талантливых детей.

- создание системы поддержки талантливых детей предполагает:

проведение конкурсов, акций по различным направлениям: художественно-эстетическое, интеллектуальное, гражданско-патриотическое, физкультурно-оздоровительное;

- внедрение системы материальных и моральных стимулов:

- поощрение;

- публичное вручение наград: благодарность, грамота, благодарственное письмо;

- вручение премии администрации образовательного учреждения «Воспитанник года»;

- оформление стенда «Наши звездочки» с занесением в книгу Почета ДОУ;

- публикации в СМИ и на сайте ДОУ;

- улучшение практики взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, способствующего более полному развитию таланта воспитанников;

- осуществление материально-технической поддержки, позволяющей реализовать намерения дошкольного образовательного учреждения (музыкальный зал, спортзал, студии, «инструментарий» для юных талантов).

-совершенствование системы учета личностных достижений воспитанников (портфолио). 

Формы работы:

  • индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
  • дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
  • участие в конкурсах различного уровня;
  • проектная деятельность;
  • посещение интеллектуальных и творческих кружков;
  • интеллектуальные игры, викторины;
  • развивающие игры и упражнения;
  • исследовательская деятельность;
  • создание детских портфолио.

8. План мероприятий по реализации проекта.

Наименование мероприятия

Сроки

1.

Диагностика уровня развития талантливых детей.

На протяжении проекта.

2.

Разработка программ индивидуального развития и поддержки каждого ребёнка.

На подготовительном этапе.

3.

Организация групп по направлениям: художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, физкультурно-оздоровительное и др.

На подготовительном этапе.

4.

Организация консультативной помощи родителям, воспитывающих талантливых детей.

На протяжении проекта.

5.Участие в конкурсах, фестивалях по направлениям и на различных уровнях

5.1

Организация конкурсов в ДОУ: конкурс чтецов «Речецветик», театральный фестиваль «Маленькие артисты», смотр-конкурс юных вокалистов «Звонкие голоса», спортивные состязания: «Детская спартакиада», «Осенний кросс», «Губернаторские состязания», организация творческих выставок воспитанников. 

На протяжении проекта.

5.2

Участие в конкурсах, фестивалях   на муниципальном уровне:

  • Городской фестиваль-конкурс «Таланты Югры»;
  • Городской конкурс «Строим город детства»;
  • Открытый городской музыкальный конкурс юных исполнителей «Золотой ключик»;
  • Городской конкурс совместных проектов среди воспитанников и педагогов дошкольных образовательных учреждений г.Пыть-Ях «Мои первые открытия»;
  • «Зарница»;
  • Городской Фестиваль детского творчества «Салют Победы»;
  • Городской конкурс чтецов «Дружат дети всей земли».

На протяжении проекта.

5.3

Участие в конкурсах, фестивалях на региональном уровне:

  • «Математический знайка»;
  • «Юный шахматист»;
  • «Моя Югра – моя планета»;
  • Экологическая акция «Спасти и сохранить». 

На протяжении проекта

6.

Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах различного уровня

На протяжении проекта

7.

Разработка методических рекомендации по созданию системы поддержки талантливых детей в условиях ДОУ.

На заключительном этапе.

8.

Организация семинаров - практикумов для педагогов по проблемам работы с талантливыми детьми

На заключительном этапе.

9.План психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

Наименование

мероприятия

Сроки

Ответственные

1.  Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание)

2. Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность)

3. Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

4. Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

Раз в квартал

Педагог - психолог

Проведение скринингого исследования

2 раза в год

 

Руководители кружков

Психолого-педагогическое консультирование педагогов группы:

1.Информирование о результатах диагностических исследований

2. Круглый стол «Личностные проблемы одарённого ребёнка и пути их преодоления» (по результатам диагностики)

3.Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности»

4.Заседание творческой группы: «Использование новых форм работы с одаренными и высокомотивированными детьми».

Сентябрь, май

Октябрь

 

Ноябрь

Декабрь

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Старший воспитатель

 

Индивидуальная работа по виду одарённости, по направлению

1 раз в неделю

 Руководители кружков

Посещение кружка

2 раза в неделю

 Руководители кружков

Совместная работа с педагогами по дополнительному образованию

 (ДШИ, ЦДТ, КДЦ «Факел»)

  1. Посещение выставок.
  2. Проведение открытых мероприятий

Октябрь

Декабрь

Апрель

Руководители кружков

Организация отчётных мероприятий

Раз в квартал

 Руководители кружков

Участие в конкурсах различного уровня.

По желанию

Все педагоги

10.Система взаимодействия педагогов ДО при организации работы с одаренными детьми.

Функции

Педагог - психолог

Старший воспитатель

Воспитатель

Руководители кружков

Организационная

Осуществляет координацию деятельности воспитателя и узких специалистов

в рамках программы сопровождения.

Осуществляет организацию и координацию процесса сопровождения одарённого ребёнка. Повышает педагогические компетенции родителей и педагогов.

Осуществляет координацию деятельности помощника воспитателя, специалистов в рамках программы сопровождения.

Контролирующая

Разработка схемы наблюдения за процессом сопровождения одарённого ребёнка. Коррекция деятельности субъектов процесса на основе мониторинга и анализа их работы.

Диагностическая

Осуществление психодиагностики

(начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса.

Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.

Осуществление педагогической диагностики

Выявление группы детей со специальными

способностями.

Углублённая диагностика одарённого ребёнка с целью определения его зоны ближайшего развития.

Методическая

Организует методическое оснащение педпроцесса сопровождение одарённого ребёнка.

Оказывает методическую помощь при разработке программ.

Информационная

Просвещение родителей и педагогов по проблемам выявления, сопровождения и развития одарённости

Консультирование родителей по вопросам воспитания, развития и образования одарённых детей.

Сотрудничество с родителями (лицами их замещающими) с целью распространения информации по особенностям одарённого ребёнка

Коррекционная

Организация мероприятий по адаптации и социализации одарённого ребёнка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.

Развивающая

 Составление индивидуальных программ развития ДО. Участие в развитии одарённого ребёнка (индивидуальные и групповые занятия), оказание помощи педагогам при составлении программы индивидуального развития одарённого ребёнка.

Определение педагогических задач сопровождения с учётом индивидуальных особенностей одарённых детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных программ развития одарённого ребёнка.

Осуществляет развитие музыкальных, физических, художественных и других способностей и эмоциональной сферы ребёнка. Учитывает индивидуальные особенности детей, осуществляет дифференцированный подход к подбору групп одарённых дошкольников. Активно участвует в преобразовании среды развития ребёнка.

11.Взаимодействие с семьей

Формы взаимодействия

Мероприятие

Ответственный  

Индивидуальная беседа 

Информирование о результатах диагностических исследований.

Консультирование по проблемам выявления, сопровождения и развития одарённости.

Педагог-

психолог

Консультация

Тема: «Создание условий для творческого развития ребенка в семье»

Музыкальный руководитель

Консультация

«Формирование у ребенка дошкольного возраста умения доводить начатое дело до конца».

Воспитатель

Мастер-класс

Совместные творческие работы родителей и ребенка

Педагог по изобразительной деятельности

Приложения

Исследовательско-диагностический этап

Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;

Задачи:

1. Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада

2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:

1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование)

Принципы тестирования детей:

1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;

2. Игровой характер тестовых методик;

3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;

4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования

5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенок.

 Подбор диагностического инструментария

Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско - диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления. Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста. Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные группы. В приложении показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка. По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

Перечень диагностического инструментария в работе с одаренными

Организация и проведение диагностики   уровня развития способностей талантливых детей

Использованная методика

Цель диагностирования

Методика экспертных оценок (Лосева А.А.)  

Определение одаренных детей

Методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков)

Оценка личности ребенка

Методика определения эмоциональной самооценки (автор А.В. Захаров)

Методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур)

Определение уровня эмоциональной самооценки у ребёнка

Диагностическая проективная методика

«Дерево желаний» (В.С.Юркевич)

Изучение познавательной активности детей.

Диагностика креативности.  «Дорисуй фигуры», Тесты Гилфорда, Торренса, Вильямса.

Определение уровня творческого потенциала личности

Диагностика творческого воображения

 «Несуществующее животное» 

(предложена М. 3. Друкаревич.)

Определение уровня творческого воображения 

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), Методика диагностики (Р. Сирса.)

Определение уровня тревожности

Методика: «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад)

Диагностика сферы общения ребенка

Диагностическая методика “Секрет”,” Подарок”)

(разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой)

Выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям

Проективный рисуночный тест "Дерево" (Л.А. Ясюкова)

Определение уровня самооценки, общей активности, особенностей общения

Тест «Диагностика структуры интеллекта» (детский вариант) Векслера

Определение уровня интеллектуального развития

  Социометрическая проба "День рождения" (М.А. Панфилова),

Исследование отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении.

Тест Люшера ("Настроение") и др.

Определение психофизиологического состояния человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности.

"Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста" (Р.И. Бардина, О.М. Дьяченко, А.И. Булычева, Т.В. Лаврентьева, В.В. Холмовская),

Определение уровня умственного развития (развития восприятия, образного и логического мышления) и уровня развития произвольности (умения следовать заданному правилу)

Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам»

Выявление актуального уровня умственного развития

 С педагогами:

 1. Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?» В. С. Юркевич 

2.Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников (Лосева А.А.)

4.Экспрес–анкета «Одаренный ребенок»»

 3. Анкета профессиональной позиции педагога как воспитателя(самооценка)

 С родителями:

 1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн 

2.Методика «Определение склонностей ребенка»

Алгоритм распределения детей по интересам

 1. Посещение детьми занятий со специалистами.

 2. Психодиагностика: анкетирование родителей, педагогов, тестирование детей.

 3. Опрос детей о желании или нежелании посещать занятия.

 4. Согласие родителей на посещение ребенком занятия.

 5. Заполнение карты индивидуальных особенностей и интересов дошкольника.

 6. Зачисление ребенка на занятия на основании полученных сведений

«Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»

Виды

одаренности

Составляющие

Критерии

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

Средняя группа (4-5 лет)

Виды одарённости

Составляющие

Методики диагностики

Кружок, направленный на развитие способности

Воспитатель

Психолог

Академическая

одарённость

Мотивационно-

личностные характеристики

Наблюдение,

Ведение

индивидуальных карт развития,

Анализ

индивидуальных карт развития,

Беседы с родителями,

Ведение листа экспертной оценки

Наблюдение,

Экспресс-методика для старшей группы

Цветовой тест Люшера-Эткинга

Способности

к обучению

Творческая одарённость

Художественная одарённость

Изучение продуктов детского творчества.

Тест «Что за игрушка»

Кружок

«Умелые пальчики»

Вокальная одарённость

Наблюдение

 Методики    В. Кудрявцева «Солнце в комнате», «Как спасти зайчика?»

Литературная одарённость

-

Кружок

«Пешечка»

Артистическая одарённость

-

Конструкторская одарённость

Наблюдение в играх,

Изучение продуктов детского творчества

Психомоторная одарённость

Спортивная одарённость

-

Хореографическая одарённость

-

Кружок

«Ритмическая мозаика»

Коммуникативная одарённость

Социально-личностная одарённость

Наблюдение в свободной деятельности

Лидерская одарённость

Старшая группа (5-6 лет)

Виды одарённости

Составляющие

Методики диагностики

Кружок, направленный на развитие способности

Воспитатель

Психолог

Академическая

одарённость

Мотивационно-

личностные характеристики

Наблюдение,

Ведение

индивидуальных карт развития,

Анализ

индивидуальных карт развития,

Беседы с родителями,

Ведение листа экспертной оценки

Наблюдение,

Экспресс-методика для старшей группы

Цветовой тест Люшера-Эткинга

Кружок

«Будущий первоклассник»

Способности

к обучению

Творческая одарённость

Художественная одарённость

Изучение продуктов детского творчества.

Тест «Назови и дорисуй»

Кружок

«Умелые пальчики»

Вокальная одарённость

Наблюдение

Кружок «Звонкие голоса»

Литературная одарённость

Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам»

«Театральный салон»

Артистическая одарённость

Конструкторская одарённость

Наблюдение в играх,

Изучение продуктов детского творчества

Кружок

«Веселый карандаш»

Психомоторная одарённость

Спортивная одарённость

-

Кружок

«Спортландия»

Хореографическая одарённость

-

«Ритмическая мозаика»

Коммуникативная одарённость

Социально-личностная одарённость

Наблюдение в свободной деятельности,

Анализ результатов анкетирования родителей

Методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников»

Сюжетно-ролевые игры

Лидерская одарённость

Подготовительная группа (6-7 лет)

Виды одарённости

Составляющие

Методики диагностики

Кружок, направленный на развитие способности

Воспитатель

Психолог

Академическая

одарённость

Мотивационно-

личностные характеристики

Наблюдение,

Ведение

индивидуальных карт развития,

Анализ

индивидуальных карт развития,

Беседы с родителями,

Ведение листа экспертной оценки

Лист экспертной оценки «Изучение образовательной потребности дошкольника»

Наблюдение,

Экспресс-методика для подготовительной группы

Тест Пьерона-Тулуза

Цветовой тест Люшера-Эткинга

Методика Юркевича «Древо желаний»

Кружок

 «Пешечка»

 

«Будущий первоклассник»

Способности

к обучению

Творческая одарённость

Художественная одарённость

Изучения продуктов детского творчества,

«Краткий тест креативности» Торранса

Тест креативности Вильямса

Рисунок человека

Рисунки на заданную тему

Кружок

«Умелые пальчики»

Вокальная одарённость

Наблюдение

Кружок «Звонкие голоса»

Литературная одарённость

Тест «Составь рассказ по сюжетной картинке»

Кружок

«Играем в театр»

Артистическая одарённость

Кружок

«Театральный салон»

Конструкторская одарённость

Тест Равена,

Наблюдение в играх,

Изучения продуктов детского творчества

«Веселый карандаш»

Психомоторная одарённость

Спортивная одарённость

-

«Спортландия», «Аэробика», секция спортивных игр

Хореографическая одарённость

-

Кружок

«Ритмическая мозаика»

Коммуникативная одарённость

Социально-личностная одарённость

Тест-игра «Довольна ли мама?»

Тест-игра «Ситуации»

Тест Темпла, Дарки, Томаса

Наблюдение в свободной деятельности,

Анализ результатов анкетирования родителей

Кружок

«Пешечка»

Сюжетно-ролевые игры

Лидерская одарённость

  • Специалисты, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).
  • Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.
  • Для родителей разработаны опросники по выявлению общей одаренности детей, адаптированные для разных возрастных групп.

Мониторинг эффективности работы с детьми и педагогами

  • Экран настроений (Эмоциональное состояние ребенка до и после занятий, перед участием в конкурсе и после).
  • Достижения в конкурсах, фестивалях, марафонах и т. д.
  • Сравнительный анализ результатов диагностирования педагогов при помощи теста В. С. Юркевич «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?» до и после информационного этапа

Портфолио одарённых детей

Детские портфолио — не обязательный отчетный документ. Они могут иметь разную форму: копилка достижений, дневник и пр.

Портфолио могут содержать:

  • титульный лист с анкетными данными (фамилия и имя ребенка, дата рождения, группа детского сада, которую посещает); фотографией; эмблемой, видом деятельности, к которому есть способности;
  • характеристика ребенка (как проявляются способности, как он к ним относится и т.п.);
  • индивидуальный маршрут (траектория) сопровождения развития ребенка (может быть представлен в виде плана работы с ребенком и родителями помесячно, поквартально);
  • рабочие листы и результаты тестирования;
  • рекомендации психолога;
  • заполненные родителями анкеты;
  • сочинения родителей о своем ребенке;
  • детские работы (рисунки, сочиненные рассказы и стихи, решенные и сочиненные кроссворды, участие в выставках и концертах, личные достижения — преодоление психологических барьеров и т.п.);
  • грамоты, дипломы, медали от воспитателей и других организаторов конкурсов, соревнований, концертов;
  • фотографии;
  • дневник наблюдений (заметки на полях и т.п.) сопровождающего педагога, его пожелания ребенку, рекомендации родителям.

Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка

Дата заполнения: ________________________________________________

  Общие данные 

Ф.И.О. ребенка

 

Дата рождения

 

Сведения о семье:

Мать (ФИО, образование, место работы)

 

Отец (ФИО, образование, место работы)

 

Воспитатели (ФИО):

 

Специалисты:

Музыкальный руководитель:

Воспитатель изодеятельности:

 

Группа здоровья

 

Режим пребывания ребёнка в ДОУ

 

Результаты диагностики потенциальных возможностей ребенка

Долговременные цели

Цели на текущий период (учебный год)

Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка

этапы

задачи

методы

сроки

участники

результат

Мониторинг

развития

Выявление признаков одаренности. Анализ продуктов деятельности, широты кругозора

Диагностика

Наблюдение

Анкетирование

собеседование

сентябрь

Воспитатели

Психолог

Специалисты

Составление психологической характеристики и индивидуального маршрута развития ребенка

Развитие способностей ребенка,

социальная помощь,

Развитие коммуникативных способностей.

Формирование у ребенка адекватного само восприятия.

Развитие форм конструктивного общения со сверстниками.

Оказание помощи в адаптации в окружающем мире.

Расширение кругозора ребенка в определенной сфере интересов.

Творческие задания

Развивающие упражнения и игры

Практикум коммуникативного общения.

Собеседование

Мозговой штурм

Просвещение родителей и педагогов по взаимодействию с ребенком: беседы, семинары,

деловые игры,

тренинги,

индивидуальные консультации

Октябрь-апрель

Воспитатели

Специалисты

Психолог

Повышение общих интеллектуальных умений

Активизация творческого мышления

Овладение коммуникативными навыками общения со сверстниками

Повышение педагогической, социальной и психологической компетенции у родителей и педагогов

Мониторинг

одаренности

Отслеживание

динамики развития одаренности ребенка

Метод оценки общей одаренности: интеллектуальной,

коммуникативной сфер.

май

Воспитатели

Специалисты

Психолог

Составление психолого-педагогического портрета ребенка.

Выработка рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребенка.

Карта одаренного ребенка

(находится в кабинете старшего воспитателя)

  1. ФИО ребенка.
  2. Возраст ребенка (год, месяц).
  3. Медицинское заключение (последний профосмотр).
  4. Сведения о родителях.
  5. Состав семьи.
  6. Статус семьи.
  7. Результаты психологической диагностики
  8. Результаты педагогической диагностики
  9. Результаты социометрического исследования
  10. Область одаренности
  11. Признаки одаренности
  12. Диагностика одаренности
  13. Выводы и рекомендации
  14. Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).
  15. Структура программы сопровождения (индивидуального маршрута)
  16. Определение целей и задач программы сопровождения.
  17. Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе.
  18. Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения.
  19. Мониторинг программы сопровождения.

  Индивидуальная программа сопровождения ребёнка.

  Карта индивидуального сопровождения ребёнка.

Наименование учреждения 

Адрес 

  1. Сведения о ребёнке
  • Ф.И.О. ребёнка
  • Дата рождения 
  • Адрес 
  • Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка   
  1. Социальная характеристика семьи.
  • Мать -
  • Отец –
  • Степень участия в воспитании
  • Условия проживания, условия быта  
  1. Запрос родителей  
  2. Долгосрочная цель сопровождения
  3. Возможные риски
  4. Группа сопровождения
  5. Координатор (Ф.И.О)
  6. Мероприятия (примерный перечень мероприятий с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
  • Получение образования (программа обучения) __________________________
  1.  Использование ресурсов других учреждений (привлечение специалистов центров и учреждений дополнительного образования)
  2. Оценка промежуточных результатов:

Наименование

мероприятий

Сроки

Оценка

Постановка

дальнейших целей

и задач

       12. Срок реализации индивидуальной программы развития  

  1. Подпись родителей _____________________

  Расписание индивидуальных занятий специалистами

На 20___/___ учебный год

Фамилия, имя ребёнка ________________________________________________________

Группа ______________________________________________________________________

Специалисты

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Педагог-психолог

Воспитатель ИЗО

Музыкальный руководитель

 Учитель-логопед

Инструктор по физической культуре

Воспитатель

Работа ведётся систематически и отражается в календарном плане

 воспитательно-образовательной работы

Карта результативности (старших групп)

учебный год

Дата

1

На муниципальном уровне: 

2

На федеральном уровне: 

Карта результативности (подготовительных групп)

учебный год

Дата

1

На муниципальном уровне: 

2

На федеральном уровне: 

Карта результативности ( 2015 – 2020 г.)

Дата

Мероприятие

Результаты

Победители, участники

Методика «Определение склонностей ребенка»

Подготовительная работа
необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выводы.

Инструкция   проведения: для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.

Лист вопросов

  • Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
  • Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
  • Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.
  • Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  • Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за лепкой и рисованием.
  • Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.
  • Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием.
  • Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  • Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
  • Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
  • Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки.
  • Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  • Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.
  • Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
  • Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  • Часто руководит играми и занятиями других детей.
  • Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.
  • Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
  • Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  • Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше.
  • Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  • Легко общается с детьми и взрослыми.
  • В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
  • Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  • Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  • Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  • Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
  • Инициативен в общении со сверстниками.
  • Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  • Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)
  • Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  • Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  • Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  • Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  • Легко входит в роль какого-либо персонажа.
  • Бегает быстрее всех детей в детском саду.

Лист ответов

(Фамилия, имя ребенка) _____________________________________ ____________

(Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата_________________________    _____________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Обработка результатов

Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:

  • интеллектуальная;
  • академических достижений;
  • творческого, продуктивного мышления;
  • общения и лидерства;
  • художественная;
  • двигательная.

При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс- минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности.

МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК   ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.)

Ниже перечислены X сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например, «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случай, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад, если школа — родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.

I. Интеллектуальная сфера

  1. Высокая познавательная активность, мобильность.
  2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
  3. Устойчивость внимания.
  1. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  2. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
  1. Богатство активного словаря.
  1. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы
    их поведения.
  2. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
  3. Развитость творческого мышления и воображения.
  4. Владение основными компонентами умения учиться.

11.Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

II.        Сфера академических достижении

  1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
  2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
  3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
  4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
  5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
  6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год -  два.
  7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
  8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
  9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
  1. Пытается выяснить причины и смысл событий.
  2. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
  3. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

Ш. Творчество

  1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
  2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
  1. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
  2. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
  3. Любит рисовать.
  4. Проявляет тонкое чувство юмора.
  5. Не боится быть таким, как все.
  6. Склонен к фантазиям, к игре.

IV.        Литературные сферы

  1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
  1. Любит писать рассказы или статьи.
  1. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

V.        Артистическая сфера

  1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
  2. Интересуется актерской игрой.
  3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
  4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда
    имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
  5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
  6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других
    людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
  7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства
    и эмоциональные переживания.
  8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

VI.        Музыкальная сфера

  1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
  2. Хорошо поет.        
  3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
  4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
  6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
  7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
  8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII.        Техническая сфера

  1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
  2. Интересуется механизмами и машинами.
  1. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
  2. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
  3. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
  1. Любит рисовать чертежи механизмов.
  1. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII.        Двигательная сфера

  1. Точность и точность моторики.
  2. Развитая двигательно-моторная координация.
  3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
  4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  1. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
  2. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).

IX.        Сфера художественных достижений

  1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
  2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
  1. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
  2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
  3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).
  4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
  5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.). Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение,
  1. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
  2. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.

X. Общение и лидерство

  1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
  2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
  3. Высокая общительность с окружающими.
  4. Стремится к доминированию среди сверстников.
  5. Сверстники обращаются за советом.

Диагностическая проективная методика

«Древо желаний» (В.С.Юркевич)

Цель: изучение познавательной активности детей.

(используются картинки и словесные ситуации)

  1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
  2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
  5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
  6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

  • Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
  • Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
  • Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

  • Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
  • Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
  • Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей

ЭКСПРЕСС-АНКЕТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»

(для воспитателя)

Анкету заполнил:________________________________________________________

Группа:

              Вопросы

Ответы

1

Кого из детей в группе Вы считаете одаренными?

2

В чем проявляется одаренность ребенка?

Ф.И. ребенка

Проявления одаренности

3

Какое поведение у этих детей

Ф.И.ребенка

В нескольких словах о поведении каждого ребенка

4

Взаимоотношения детей со сверстниками

Ф.и. ребенка

Как сложились отношения с остальными детьми

5

Есть ли трудности в работе с этими детьми?

6

Кто из родителей в группе считает своего ребенка одаренным?

Источник: Журнал «Управление дошкольным образованием «Приложение «Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ» М.2006 г.стр.87

Диагностика творческого потенциала. Тест Торренса.

«Дорисовывание фигур»

 Даная методика является модифицированным вариантом методика Е.П.Торренса.

Цель: определить уровень творческого потенциала ребенка.

Подготовка и проведение исследования.

Детям дается 10 фигур и предлагает поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десяти бальной шкале. (см приложение)

Обработка данных:

0-2 балла - ребенок ничего не придумал, нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии

3-4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.

5-7 баллов - изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.

8-9 баллов - нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.

10 баллов -создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.

Низкий уровень- от 0 до 2 баллов

Средний – от 3 до 7 баллов

Высокий от 8 до 10 баллов

Социометрическая проба «День рождения» 
(методика Панфиловой М.А.)

Тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для исследования отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении. Время проведения 10-15 мин.

Инструкция. В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому желательно не использовать заготовки, а создать образ праздничного стола вместе с ребёнком: «давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки – что это? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим – звёздочкой или снежинкой? (Ответ ребёнка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звёздочку, а девочки – снежинку.) 
http://testoteka.narod.ru/0.pngКого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке – порядок выбора.) Ребёнок называет имена людей, игрушки, животных… Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребёнок. 
http://testoteka.narod.ru/0.pngПосле четвёртого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь ещё кого-то сажать, или уберём (зачеркнём) стульчики?» (Ответ ребёнка даёт возможность предположить его потребности в общении.) 
http://testoteka.narod.ru/0.pngКогда ребёнок заполнит все десять «стульчиков», задаём вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».

Анализ результатов

http://testoteka.narod.ru/0.png1. Потребность в общении: 
а) желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» или добавляются новые; 
б) желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу – «убираются» (зачеркиваются) «стулья»; 
в) несформированная потребность в общении – выбор игрушек, предметов, животных. 
http://testoteka.narod.ru/0.png2. Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения – люди располагаются рядом с «именинником». 
http://testoteka.narod.ru/0.png3. Значимость социальных окружений: 
а) количественное преобладание взрослых, детей, предметов – наличие опыта общения с ними; 
б) преобладание какой-то группы ( семья, детский сад, школа, двор, дача и т. д.) – значимая среда в общении; 
в) половое преобладание в общении – наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.

http://testoteka.narod.ru/0.pngАнализируя результаты, необходимо учитывать вспомогательную задачу теста и ситуативность ребёнка. Для углублённого социометрического исследования, а также для уточнения информации рекомендуется использовать другие социальные пробы, методики, тесты («Рисунок семьи», методику Рене Жиля, социометрические опросники и др.)
Шаг 1

Воспитатели средних групп выделяют детей для дальнейшего обследования на предмет одаренности. В конце учебного года они подводят итоги и оценивают уровень освоения детьми программы "Развитие" (под ред. Л.А. Венгера). По результатам педагогических наблюдений и диагностики формируется группа детей, освоивших программу на высоком и выше среднего уровнях, которые хорошо выполняли задания, показывали оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, а также обладают такими характеристиками, как сообразительность, инициативность, любознательность, широта кругозора (признаки одаренности). Дальнейшее обследование проводится с данной группой детей, у которых достаточно часто и ярко проявляются перечисленные признаки.

Шаг 2

Педагог-психолог отбирает детей в группу одаренных.

Внимание: 

Речь идет о детях, одаренность которых проявляется в ускоренном умственном развитии, высоком уровне познавательных способностей, а именно – в потребности овладения новыми знаниями, расширении кругозора.

Работа педагога-психолога по выявлению интеллектуально одаренных детей проводится с помощью серии диагностических методик для детей пятилетнего возраста :

  • "Соотнесение свойств предмета с эталонами" (зрительное восприятие);
  • "Перцептивное моделирование" (зрительное восприятие);
  • "Действия схематизации" (образное мышление);
  • методика "Действия систематизации" (логическое мышление).

На основе результатов комплексной диагностики делается вывод об одаренности ребенка .

Шаг 3

Проводится мониторинг особенностей продвижения интеллектуально одаренных детей в образовательном процессе.

Цель мониторинга

Методика

Сроки

1

  • Оценка промежуточных результатов освоения детьми программы "Одаренный ребенок";
  • выявление динамики развития их умственных способностей;
  • оценка итоговых результатов освоения программы

"Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста" (Р.И. Бардина, О.М. Дьяченко, А.И. Булычева, Т.В. Лаврентьева, В.В. Холмовская)

Май

2

Выявление особенностей развития эмоциональной и коммуникативной сфер интеллектуально одаренных детей

  • Социометрическая проба "День рождения" (М.А. Панфилова);
  • тест "Дерево" (Л.А. Ясюкова);
  • тест Люшера (показатель "Настроение")

Сентябрь, 
апрель

3

Обследование с целью отследить соответствие нагрузки возможностям детей, их настроение; определение уровня тревожности

  • Тест Люшера;
  • тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Декабрь

4

Обследование детей 6–7 лет с целью определения мотива учения

  • Опросник "Отношение ребенка к школе" (Л.А. Венгер);
  • "Рассказы о школе" (М.Р. Гинзбург)

Январь

5

Определение уровня готовности к школе детей 6–7 лет

"Методика определения готовности детей к школе" (Л.А. Ясюкова)

Апрель



«Пошаговая инструкция. Проведение психодиагностики одаренных детей В избранное»
Материал из Справочной системы «Образование»
Подробнее: 
http://vip.1obraz.ru/#/document/16/3146/tit1/?of=copy-e51e2723ca

Литература:

1. Галянт И. О проблемах художественной одарённости дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.31-38.

2. Гердт, Н. И. Художественная деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.30-34.

3. Евтушенко, И. Н. Гендерные особенности и развитие одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.15-21.

4. Евтушенко И. Детская одарённость и родители // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.46-51.

5. Емельянова, И. Е. Особенности организации деятельности одаренных детей // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.21-23.

6. Емельянова, И. Е. Особенности организации исследовательской деятельности одаренных детей // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.15-21.

7. Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одарённости // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.27-30.

8. Коваленко, Н. В. Программа деятельности педагогического коллектива школы по работе с одаренными детьми // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.119-123.

9.. Менделевич, С. Принципы и технология обучения одарённых детей. // Директор школы. - 2007. - № 9. - С. 59-65.

10.Нохрина, Н. А. Диалог педагога и психолога в диагностике одаренных детей // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.81-87.

11. Пасечник, Л. Дети с особыми познавательными потребностями // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С.4-10.

12. Пасечник, Л. Одарённый ребёнок - особая ценность для общества // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С.13-22.

13. Песечник, Л. Одарённые дети в детском саду и в семье (статья вторая) // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С.14-21.

14. Соколова, Т. А. Использование арт-педагогических технологий с работе с одарёнными детьми // Методист. - 2008. - № 10. - С.49-54.

 15. Ткачук, В. М. Система работы с одарёнными детьми в НОУ "Эврика" // Методист. - 2009. - № 8. - С. 35-36.

16. Трубайчук Л. В. Феноменология дошкольного возраста в аспекте развития одарённости // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.15-21.

17. Трубайчук, Л. В. Феноменология дошкольного возраста в аспекте развития одаренности ребенка // Начальная школа плюс. - 2009. - № 11. - С.10-15.

18. Трубайчук, Л. Одарённый ребёнок дошкольного возраста как развивающийся феномен // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9. - С.32-35.

19. Фурсова, М.Ю. Выявление и развитие детских талантов и одаренности // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - № 10. - С.38-44.

20. Циклограмма работы с одарёнными детьми. // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 1. - С.34-39.

21. Чичель И. Д. О педагогической поддержке одаренного ребенка // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.63-70.

22. Шайдуллина, Г. Р. Интерактивный проект "Перспектива" в рамках реализации комплексно-целевой программы "Одарённые дети" // Методист. - 2009. - № 3. - С. 16-24.

23. Шебеко, В. Дошкольный возраст: выявление психомоторной одарённости // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С.23-27.

24. Шебеко, В. Дошкольный возраст: психомоторная одарённость. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №7. - С.42-48.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста"

В проекте представлены разработанные и апробированные занятия с элементами сказкотерапии, инновационные технологии здоровьесбережения, а также эффективные формы обучения детей среднего дошкольного воз...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ТЕМА:«Я познаю мир» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Познавательное развитие

Аннотация к образовательному проекту совместной деятельности взрослых и детей «Я познаю мир» Актуальностьтемы заключается в том, что освоение сенсорных эталонов не только значительно ...

Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одаренности «Маленький талант»

Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одаренности«Маленький талант»...

Образовательный проект по художественно –эстетическому развитию детей раннего возраста Тема: «Рисуем без кисточек»

Рисование для детей является достаточно интересным процессом, но в то же время и сложным. У детей интерес к изобразительному искусству  прививается благодаря различным техникам рисовани...

Образовательный проект "Сказкотерапия, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Практический материал по реализации проекта с детьми подготовительного возраста...

Образовательный проект по художественно –эстетическому развитию детей младшего возраста Тема: «Рисуем без кисточек» Сроки реализации: октябрь 2020 г. – май 2021 г.

Рисование для детей является достаточно интересным процессом, но в то же время и сложным. У детей интерес к изобразительному искусству  прививается благодаря различным техникам рисовани...

Обеспечение индивидуализации в обучении и развитии детей с признаками одарённости в образовательной организации.

В статье рассматриваются особенности распознавания и развития одарённости у детей, начиная с раннего дошкольного возраста....