Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одаренности «Маленький талант»
проект по коррекционной педагогике
Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одаренности
«Маленький талант»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 91.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35 «Василек»
г. Смоленска
Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одаренности
«Маленький талант»
Оглавление |
I. Целевой раздел. |
|
2.Цели и задачи реализации программы |
3.Принципы и подходы к формированию программы |
4.Значимые характеристики |
5.Планируемые результаты освоения программы |
II. Содержательный раздел. |
|
1.1.Исследовательско-диагностический этап |
1.2.Диагностический инструментарий |
2. Условия реализации программы |
3. Основные принципы работы с одарёнными детьми |
4. План психолого-педагогического сопровождения одарённых детей |
4.1. Индивидуальная карта сопровождения ребёнка |
4.2. Расписание индивидуальных занятий специалистов |
5. Система взаимодействия педагогов ДО при организации работы с одарёнными детьми |
6. Портфолио одарённых детей |
|
1.1. Нормативно-правовое обеспечение программы |
1.2. Материально-техническое обеспечение программы |
1.3. Кадровой обеспечение |
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 января 2014 г. Структура содержания программы соответствует требованию к структуре образовательной программы дошкольного образования по ФГОС. В программе основным направлением является - развитие возможностей для развития и образования одаренных детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальности.
Программа позволит развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход.
Основной формой работы с одаренными детьми являются занятия по индивидуальным маршрутам. Составление индивидуального маршрута на каждого ребёнка предполагает раскрытие его индивидуальных способностей, интересов и возможностей.
1.1. Цель программы:
Создание системы для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование способностей и сохранение психологического и физического здоровья.
Задачи реализации программы:
1. Создать систему выявления и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
4. Активизировать участие детей в конкурсном движении.
5. Создать единый банк данных по выявлению и развитию одарённых воспитанников.
Задачи для педагогов:
1. Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей, готовности педагогов к работе в инновационном режиме;
2. Содействие повышению профессионального мастерства педагогов, обучение новым педагогическим технологиям по сопровождению одаренных детей, через методическую работу с педагогическим коллективом (семинары, практикумы, заседания МО);
3. Развитие своей социально-профессиональной компетентности и личностного потенциала;
4. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
1.2. Принципы и подходы к формированию построения программы:
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
-учёт индивидуальных потребностей ребёнка, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
-личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество Учреждения с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Паспорт программы:
Наименование организации: | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №49 «Настенька» города Смоленска |
Организационно-правовая форма | Муниципальное учреждение |
Учредитель | Администрация города Смоленска |
Год основания Учреждения | 1959г. |
Лицензия | Выдана 15.07.2015г № 4150 серия 67Л01 № 0001404 на осуществление образовательной деятельности. |
Устав | Утвержден постановлением Администрации города Смоленска от 19.10.2015г. № 474 |
Режим работы | Дошкольное учреждение работает по режиму 5-дневной рабочей недели с 12-часовым пребыванием детей с 7.00 ч. до 19.00 ч. Выходные: суббота, воскресенье, праздничные дни. |
Количество групп | 4 группы для детей дошкольного возраста. |
Юридический и фактический адрес | 214012, город Смоленск, ул. Ново-Ленинградская |
Телефон | 8(412)27-10-90 |
Адрес сайта в Интернете | nastenka.smol@mail.ru |
Адрес электронной почты | nastenka.smol@mail.ru |
ФИО руководителя | Дегтяренко Анна Анатольевна |
Целевой раздел
1. Пояснительная записка.
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Сегодня разработана и действует президентская программа «Дети России», где есть раздел «Одаренные дети».
На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми должна сложиться в концепцию, охватывающую все виды одаренности, в непрерывные педагогические процессы.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.
В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, П. Торренс); о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисицина, Л.А. Венгер).
Наиболее часто исследователи при определении одаренности дошкольников обращаются к концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина. Согласно данной концепции одаренность – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных». Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. С другой стороны, согласно «Рабочей концепции одаренности» разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко. Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности» следующей позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
В качестве причин, задерживающих проявление и развитие одаренности, исследователи рассматривают трудности развития ребенка (например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения); недостаток необходимых знаний, умений и навыков; недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка; трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 января 2014 г.
Структура содержания программы соответствует требованию к структуре образовательной программы дошкольного образования по ФГОС.
В программе основным направлением является - развитие возможностей для развития и образования одаренных детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальности Программа позволит, развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход.
Основной формой работы с одаренными детьми являются занятия по индивидуальным маршрутам. Составление индивидуального маршрута на каждого ребёнка предполагает раскрытие его индивидуальных способностей, интересов и возможностей.
1.1. Цель программы:
Создание системы для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей и сохранение их психологического и физического здоровья.
Задачи реализации программы:
- Создать систему выявления и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
- Выявить детей с предпосылками одаренности.
- Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
- Активизировать участие детей в конкурсном движении.
- Создать единый банк данных по выявлению и развитию одарённых воспитанников.
Задачи для педагогов:
- Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей, готовности педагогов к работе в инновационном режиме;
- Содействие повышению профессионального мастерства педагогов, обучение новым педагогическим технологиям по сопровождению одаренных детей, через методическую работу с педагогическим коллективом (семинары, практикумы, заседания МО);
- Развитие своей социально-профессиональной компетентности и личностного потенциала;
- Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
1.2. Принципы и подходы к формированию построения программы:
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
-учёт индивидуальных потребностей ребёнка, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
-личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество Учреждения с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
1.3. Основные характеристики.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста, посещающих МБДОУ «Детский сад №49 «Настенька».
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т.д. Иногда можно обнаружить, что у таких детей познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она ненасыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка.
Постепенно к 3-5 годам элементарная, первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется уже в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать очень много вопросов, для обычных детей длится от 2,5 до 3,5 лет), потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения, и их количество так резко не уменьшается, как у их сверстников в 3-4 года. Можно сказать, что одаренные дети всегда задают больше вопросов, чем ровесники. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Такие дети более настойчивы в поиске ответов, при этом требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений. Не всегда получая их, пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать.
Если до этого ребенок, обнаруживая неясное, неизвестное, замечая противоречие, формулировал вопрос к другим: родителям, воспитателям, старшим детям, то с 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений. При выделении видов одаренности на сегодняшний день целесообразно использовать критериальный подход. Данные критерии и соответствующие им виды одаренности представлены.
Многолетние исследования Н.С. Лейтеса выявили, что наиболее рано признаки одаренности проявляются в музыке и художественном творчестве.
До 2-3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия музыки. Примерно в 3-4 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на музыкальных инструментах. Подражание является ступенькой к первым попыткам (в 5-6 лет) придумать что-то свое.
Похожая картина наблюдается при раскрытии художественной одаренности. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать.
Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к математике и шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют с числами, сначала с радостью отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуя составлять разные, новые комбинации.
Для других одаренных детей не составляет большого труда просчитывание «в уме» сложных шахматных композиций. Научившись в 4-5 лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, довольно быстро добиваясь поразительных результатов: начинают обыгрывать взрослых, устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками или старшими детьми.
При выделении видов одаренности на сегодняшний день целесообразно использовать критериальный подход. Данные критерии и соответствующие им виды одаренности представлены в таблице.
Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности
Виды одаренности | Составляющие | Критерии |
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах. Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературная одаренность | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
2. Ожидаемый результат:
- Создана система выявления и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
- Выявлены дети с предпосылками одарённости. Повышен уровень индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
- Составлены индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
- Увеличение числа участников в конкурсном движении.
- Содержательный раздел.
1. Этапы реализации программы
Данная программа рассчитана на 1 год и реализуется в несколько этапов:
- первый этап - исследовательско – диагностический этап.
- второй этап - повторная диагностика и анализ первичных результатов;
- третий этап - коррекция программы.
На первом этапе проводится:
- Психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников. Создание «Банка данных по одарённым детям».
- Анализ содержания «Банка данных по одаренным детям» воспитателями групп и специалистами, ведущими кружки и секции. Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка, составление индивидуального маршрута.
- Первичная диагностика детей специалистами кружков и секций в соответствии с индивидуальным маршрутом (начало учебного года)
- Коррекция рабочих программ воспитателей и специалистов, ведущих кружки и секции с учетом индивидуального подхода к одаренным детям.
- Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка
Ориентировочно, данный этап может продлиться до окончания первого полугодия.
На втором этапе (в конце первого полугодия), специалисты проводят промежуточную диагностику достижений воспитанников, анализируют результаты, проводят коррекцию рабочих программ. Результаты диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносятся в «Банк данных по одаренным детям»
С начала второго полугодия с воспитанниками проводится дальнейшая программа с учетом коррекции рабочих программ специалистов.
В конце учебного года проводится третий этап работы с данной программой:
- Воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников в соответствии с их индивидуальными маршрутами;
- Обсуждаются итоги развивающей работы с одаренными детьми, выявляются проблемы;
- Производится коррекция данной программы в соответствии с выявленными проблемами.
1.1. Исследовательско-диагностический этап
Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;
Задачи:
1. Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:
1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование)
Принципы тестирования детей:
1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
2. Игровой характер тестовых методик;
3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования
5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенок.
1.2. Подбор диагностического инструментария
Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско - диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления. Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста. Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы. В таблице 3 показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка. По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
младшая группа (3-4 год)
Виды одарённости | Составляющие | Методики диагностики | |
Воспитатель | Психолог | ||
Академическая одарённость | Мотивационно- личностные характеристики | Наблюдение, Педагогическая диагностика, Ведение индивидуальных карт развития, Анализ индивидуальных карт развития Беседы с родителями Изучения продуктов детского творчества | Экспресс –методика для младшей группы |
Способности к обучению | |||
Творческая одарённость | Художественная одарённость | Изучение продуктов детского творчества | |
Вокальная одарённость | Наблюдение | ||
Литературная одарённость | |||
Артистическая одарённость | |||
Конструкторская одарённость | Наблюдение, анализ продуктов детского творчества | ||
Психомоторная одарённость | Спортивная одарённость | - | |
Хореографическая одарённость | - | ||
Коммуникативная одарённость | Социально-личностная одарённость | Наблюдение в свободной деятельности | |
Лидерская одарённость |
Средняя группа (4-5 лет)
Виды одарённости | Составляющие | Методики диагностики | |
Воспитатель | Психолог | ||
Академическая одарённость | Мотивационно- личностные характеристики | Наблюдение, Ведение индивидуальных карт развития, Анализ индивидуальных карт развития, Беседы с родителями, Ведение листа экспертной оценки | Наблюдение, Экспресс-методика для средней группы Цветовой тест Люшера-Эткинга |
Способности к обучению | |||
Творческая одарённость | Художественная одарённость | Изучение продуктов детского творчества. Тест «Что за игрушка» | |
Вокальная одарённость | Наблюдение Методики В.Кудрявцева «Солнце в комнате» «Как спасти зайчика?» | ||
Литературная одарённость | - | ||
Артистическая одарённость | - | ||
Конструкторская одарённость | Наблюдение в играх, Изучение продуктов детского творчества | ||
Психомоторная одарённость | Спортивная одарённость | - | |
Хореографическая одарённость | - | ||
Коммуникативная одарённость | Социально-личностная одарённость | Наблюдение в свободной деятельности | |
Лидерская одарённость |
Старшая группа (5-6 лет)
Виды одарённости | Составляющие | Методики диагностики | |
Воспитатель | Психолог | ||
Академическая одарённость | Мотивационно- личностные характеристики | Наблюдение, Ведение индивидуальных карт развития, Анализ индивидуальных карт развития, Беседы с родителями, Ведение листа экспертной оценки | Наблюдение, Экспресс-методика для старшей группы Цветовой тест Люшера-Эткинга |
Способности к обучению | |||
Творческая одарённость | Художественная одарённость | Изучение продуктов детского творчества. Тест «Назови и дорисуй» | |
Вокальная одарённость | Наблюдение | ||
Литературная одарённость | Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам» | ||
Артистическая одарённость | |||
Конструкторская одарённость | Наблюдение в играх, Изучение продуктов детского творчества | ||
Психомоторная одарённость | Спортивная одарённость | - | |
Хореографическая одарённость | - | ||
Коммуникативная одарённость | Социально-личностная одарённость | Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей Методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников» | |
Лидерская одарённость |
Подготовительная группа (6-7 лет)
Виды одарённости | Составляющие | Методики диагностики | |
Воспитатель | Психолог | ||
Академическая одарённость | Мотивационно- личностные характеристики | Наблюдение, Ведение индивидуальных карт развития, Анализ индивидуальных карт развития, Беседы с родителями, Ведение листа экспертной оценки Лист экспертной оценки «Изучение образовательной потребности дошкольника» | Наблюдение, Экспресс-методика для подготовительной группы Тест Пьерона-Тулуза Цветовой тест Люшера-Эткинга Методика Юркевича «Древо желаний» |
Способности к обучению | |||
Творческая одарённость | Художественная одарённость | Изучения продуктов детского творчества, «Краткий тест креативности» Торранса Тест креативности Вильямса Рисунок человека Рисунки на заданную тему | |
Вокальная одарённость | Наблюдение | ||
Литературная одарённость | Тест «Составь рассказ по сюжетной картинке» | ||
Артистическая одарённость | |||
Конструкторская одарённость | Тест Равена, Наблюдение в играх, Изучения продуктов детского творчества | ||
Психомоторная одарённость | Спортивная одарённость | - | |
Хореографическая одарённость | - | ||
Коммуникативная одарённость | Социально-личностная одарённость | Тест-игра «Довольна ли мама?» Тест-игра «Ситуации» Тест Темпла, Дарки, Томаса Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей | |
Лидерская одарённость |
- Специалисты, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).
- Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.
- Для родителей разработаны опросники по выявлению общей одаренности детей, адаптированные для разных возрастных групп.
2. Условия реализация программы
Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. При создании в дошкольной организации благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Обозначены основные условия в центре развития ребёнка, при которых развитие одарённости ребенка будет проходить наиболее эффективно.
Такими условиями являются:
- наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
- наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
- создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
- наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
- введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
- использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
- занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
- работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
- участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
- тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
- участие в конкурсном движении.
3. Основные принципы работы с одарёнными детьми:
- принцип развивающей и воспитывающей среды;
- принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;
- принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);
- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;
- принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
- принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
- принцип научности;
- принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);
- принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного процесса;
- принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;
- принцип самопознания и самореализации одаренной личности;
- принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;
- принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях;
Формы работы:
- индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
- дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
- участие в конкурсах различного уровня;
- проектная деятельность;
- посещение интеллектуальных и творческих кружков;
- интеллектуальные игры, викторины;
- создание детских портфолио.
4. План психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
Наименование мероприятия | Сроки | Ответственные | Отметка о выполнении |
Индивидуальная психодиагностика:
Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками) | Раз в квартал | Воспитатели, Педагог-психолог | |
Проведение скринингого исследования | 2 раза в год | Воспитатели | |
Психолого-педагогическое консультирование педагогов группы:
Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности» | Октябрь, Ноябрь, май | Воспитатели | |
Психолого-педагогическое просвещение родителей:
| Ноябрь, май Октябрь, апрель | Воспитатели Музыкальный руководитель Педагог-психолог | |
по направлению | 1 раз в неделю | Воспитатели | |
| 1 раз в неделю | Воспитатели | |
| В течение года | Воспитатели | |
| По желанию | Все педагоги |
4.1.. Индивидуальная программа сопровождения ребёнка.
Карта индивидуального сопровождения ребёнка.
Наименование учреждения
Адрес
- Сведения о ребёнке
- Ф.И.О. ребёнка
- Дата рождения
- Адрес
- Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка
- Социальная характеристика семьи.
- Мать -
- Отец –
- Степень участия в воспитании
- Условия проживания, условия быта
- Запрос родителей
- Долгосрочная цель сопровождения
- Возможные риски
- Группа сопровождения
- Координатор (Ф.И.О)
педагог ИЗО:
8.Использование ресурсов других учреждений (привлечение специалистов центров и учреждений дополнительного образования)
10.Оценка промежуточных результатов:
Наименование мероприятий | Сроки | Оценка | Постановка дальнейших целей и задач |
12. Срок реализации индивидуальной программы развития
- Подпись родителей _____________________
4.2. Расписание индивидуальных занятий специалистами
На 20___/___ учебный год
Фамилия, имя ребёнка ________________________________________________________
Группа ______________________________________________________________________
Специалисты | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Педагог-психолог | |||||
Музыкальный руководитель | |||||
Инструктор по физической культуре | |||||
Воспитатель | Работа ведётся систематически и отражается в календарном плане воспитательно-образовательной работе |
6. План работы с кадрами по теме
«Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей»
Мероприятие | Тема | Ответственный | Сроки |
Педсовет | Стратегия развития ДО в условиях модернизации дошкольного образования ( установочный) | Заведующий ДО Старший воспитатель | Сентябрь |
Малое аппаратное совещание | Комплектование кружков, студий, секций и других объединений по интересам | Заведующий ДО Старший воспитатель Воспитатели | |
Консультация; памятка | Формы работы с детьми, имеющими ярко выраженные способности | Педагог-психолог | |
Клуб альтернативной педагогики | Программа «Точка, точка, запятая» | Заведующая | |
Семинар-практикум | Методические рекомендации для воспитателей по выявлению одаренности у детей | Педагог-психолог | |
Малое аппаратное совещание | Дополнительные образовательные услуги в детском саду: наличие, расписание, посещаемость | Старший воспитатель Воспитатели | Октябрь ноябрь |
Консультация | Методические рекомендации педагогическим работникам по планированию и организации работы с одаренными детьми | Старший воспитатель | |
Психолого-педагогический практикум | Методика «Карта одаренности» | Воспитатель | |
Консультация | Составление перспективного плана работы с родителями в рамках педагогического сопровождения детей с ярко выраженными способностями | Воспитатели | |
Клуб альтернативной педагогики | О некоторых парциальных программах по художественному развитию дошкольников, духовно-нравственному воспитанию детей «Введение дошкольников в мировую культуру» | ||
Круглый стол | Современная методология обучения играм с элементами спорта | Инструктор по физическому воспитанию | Декабрь |
Памятка | Рекомендации по составлению портфолио детей, имеющих ярко выраженные способности | Старший воспитатель | |
Практикум | Работа с картой индивидуального развития ребенка-дошкольника | Воспитатель | Февраль |
Консультация | Характеристика базиса личностной культуры ребенка-дошкольника | Воспитатель | Март |
Творческий отчет | Конкурсы как действенный механизм педагогического сопровождения детей, имеющих ярко выраженные способности к изучению татарского языка | Воспитатель | Апрель |
Педсовет | Тема «Совместная деятельность родительской общественности и педагогов в разностороннем развитии детей: удачи, проблемы, перспективы» | Заведующий ДОУ | Май |
5. Система взаимодействия педагогов ДО при организации работы с одаренными детьми.
Функции | Педагог - психолог | Старший воспитатель | Воспитатель | Узкие специалисты |
Организационная | Осуществляет координацию деятельности воспитателя и узких специалистов в рамках программы сопровождения. | Осуществляет организацию и координацию процесса сопровождения одарённого ребёнка. Повышает педагогические компетенции родителей и педагогов. | Осуществляет координацию деятельности помощника воспитателя, специалистов в рамках программы сопровождения. | |
Контролирующая | Разработка схемы наблюдения за процессом сопровождения одарённого ребёнка. Коррекция деятельности субъектов процесса на основе мониторинга и анализа их работы. | |||
Диагностическая | Осуществление психодиагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики. | Осуществление педагогической диагностики | Выявление группы детей со специальными способностями. Углублённая диагностика одарённого ребёнка с целью определения его зоны ближайшего развития. | |
Методическая | Организует методическое оснащение педпроцесса сопровождение одарённого ребёнка. Оказывает методическую помощь при разработке программ. | |||
Информационная | Просвещение родителей и педагогов по проблемам выявления, сопровождения и развития одарённости | Консультирование родителей по вопросам воспитания, развития и образования одарённых детей. | Сотрудничество с родителями (лицами их замещающими) с целью распространения информации по особенностям одарённого ребёнка | |
Коррекционная | Организация мероприятий по адаптации и социализации одарённого ребёнка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений. | |||
Развивающая | Составление индивидуальных программ развития ДО. Участие в развитии одарённого ребёнка (индивидуальные и групповые занятия), оказание помощи педагогам при составлении программы индивидуального развития одарённого ребёнка. | Определение педагогических задач сопровождения с учётом индивидуальных особенностей одарённых детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных программ развития одарённого ребёнка. | Осуществляет развитие музыкальных, физических, художественных и других способностей и эмоциональной сферы ребёнка. Учитывает индивидуальные особенности детей, осуществляет дифференцированный подход к подбору групп одарённых дошкольников. Активно участвует в преобразовании среды развития ребёнка. |
8. Портфолио одарённых детей
Детские портфолио — не обязательный отчетный документ. Они могут иметь разную форму: копилка достижений, дневник и пр.
Портфолио могут содержать:
- титульный лист с анкетными данными (фамилия и имя ребенка, дата рождения, группа детского сада, которую посещает); фотографией; эмблемой, видом деятельности, к которому есть способности;
- характеристика ребенка (как проявляются способности, как он к ним относится и т.п.);
- индивидуальный маршрут (траектория) сопровождения развития ребенка (может быть представлен в виде плана работы с ребенком и родителями помесячно, поквартально);
- рабочие листы и результаты тестирования;
- рекомендации психолога;
- заполненные родителями анкеты;
- сочинения родителей о своем ребенке;
- детские работы (рисунки, сочиненные рассказы и стихи, решенные и сочиненные кроссворды, участие в выставках и концертах, личные достижения — преодоление психологических барьеров и т.п.);
- грамоты, дипломы, медали от воспитателей и других организаторов конкурсов, соревнований, концертов;
- фотографии;
- дневник наблюдений (заметки на полях и т.п.) сопровождающего педагога, его пожелания ребенку, рекомендации родителям.
- Организационный раздел
1.1Нормативно-правовое обеспечение программы:
Программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №49 «Настенька» (в дальнейшем именуемое «Учреждение») разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384;
-Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 –13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26
-Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №49 «Настенька».
- Устав Учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выявление детей с признаками одаренности"
Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. В педагогической практике накоплен большой потенциал идей по организации работы с одарёнными ...
Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ
Раскрытие методов выявления одаренности детей дошкольного возраста...
Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся д...
Проект по выявлению и развитию музыкальных способностей воспитанников Одаренный ребенок
Догросрочный проект по выявлению и развитию музыкальных способностей воспитанников....
Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одарённости «Одарённый ребенок»
Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одарённости «Одарённый ребенок»...
Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одарённости «Юные таланты»
Основной идеей работы является объединение усилий воспитателей, родителей, педагогов дополнительного образования, творческой общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творче...
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка средней группы Елистратовой Анастасии с признаками одаренности в интеллектуальном развитии.
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка средней группы Елистратовой Анастасии с признаками одаренности в интеллектуальном развитии....