Статья "Характеристика социальных норм в дошкольном возрасте"
статья

 Буркова Любовь Леонидовна

В статье дана характеристика социальных норм детей дошкольного возраста, рассмотрены стадии формирования социальных норм у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика социальных норм в дошкольном возрасте

Буркова Любовь Леонидовна

воспитатель

высшая квалификационная категория

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №18»

г. Североуральск

По определению Е.О. Смирновой социальная норма – образец, эталон поведения. Она должна для ребёнка быть эмоционально значимой, привлекательной, должна ребёнком осознаваться и главное побуждать к поступкам, которые одобряет социум. Ребёнок должен знать, что отбирать игрушки у других детей нельзя, так же нельзя их обижать, что сверстникам необходимо помогать. Нормы должны стать регуляторами поведения, стать «своими». Только в этом случае ребёнок будет совершать моральные поступки по собственному желанию, а не по принуждению окружающих. Следовательно, усвоение ребёнком норм и правил общественного поведения есть основа морально-нравственного развития личности ребёнка.

С.А. Козлова отмечает, что нравственные нормы и правила регулируют детские взаимоотношения. Дошкольники усваивают правила поведения и социальные нормы, принимают их, а иногда создают сами. Дети, усвоив норму, контролируют, как следуют этой норме сверстники. Детское общество становится своего рода полигоном, на котором закрепляются усвоенные нормы. Но иногда детское общество отрицательно влияет на ребёнка, при усвоении им моральных норм. Дети провоцируют друг друга на нарушение норм и правил поведение, демонстрируют непослушание и агрессивное поведение. Поэтому педагогическая задача заключается в том, что бы воспитывать у дошкольника осознанное отношение к социальным нормам и правилам поведения в обществе сверстников.

По мнению С.А. Козловой именно в дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными социальными нормами и правилами.

Социальная норма и правило – это определённый порядок отношений и действий. Правило имеет более узкий и частный смысл. Правило, может относиться, к какому-либо предмету, или к какой-либо ситуации. Например: правильно пользоваться столовыми приборами, пережёвывать пищу с закрытым ртом, после приёма пищи пользоваться салфеткой – это правила. В правилах конкретизируется норма. В данном случае норма столового этикета. Норма характеризует общую направленность поведения. Например, если кто-то зашёл в группу необходимо поздороваться, предложить ему пройти, принести стул и предложить ему сесть – это правила. Норма, которая характеризует эти правила – вежливость и внимательность к окружающим тебя людям.

А.Г. Асмолов с коллегами (О.А. Карабанова, И.А. Володарская, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов, Г.В. Бурменская) выделили три группы норм, ссылаясь на труды Э.Туриэля: моральные, конвенциональные, персональные. Они рассматривают моральные нормы, как вид норм выступающих основанием для оценки поступков, включающих в себя правила нравственности: физической неприкосновенности личности, запрет на оскорбление и нанесение обид друг другу, ответственность за свои слова и поступки, альтруистическое поведение. Среди социальных норм выделяют нормы, которые регламентируют жизненные ситуации в быту и в общественной жизни – это конвенциональные нормы. Они включают в себя нормы этикета в разных сферах социальной жизни, формы обращения друг к другу, требования к соблюдению приличия внешнего вида. К персональным нормам относят индивидуальные приоритеты и предпочтения личности, семейные правила, соблюдение режима дня.

В трудах Л.М. Щипициной и её коллег описаны норы этикета, которые определяют форму, технику общения в различных жизненных ситуациях: как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, как вести себя за столом, разговаривать по телефону, знакомиться, как общаться с взрослыми и сверстниками.

Последовательность усвоения социальных норм детьми дошкольного возраста в своих трудах определил Р.С. Немов. Нормы и правила «бытового» поведения: культурно-гигиенические нормы, соблюдение режима дня, нормы связанные с отношением к своим обязанностям, с обращением с животными и вещами усваиваются дошкольниками одними из первых. Нормы, которые касаются взаимодействия с окружающими людьми, более трудны и сложны для дошкольников. Следовать этим нормам на практике детям затруднительно. Большое значение для освоения этих норм имеют игры с правилами и сюжетно-ролевые игры, которые в старшем дошкольном возрасте наиболее актуальны для усвоения правил. Именно в играх дети трансформируют правила поведения в привычные формы взаимодействия с окружающими людьми. Первоначально дети усваивают правила путём подражания, затем начинают осознавать смысл этих правил и норм. Дошкольники не только внимательно начинают следить за выполнением этих правил другими, но и сами начинают следовать этим правилам.

И.С. Кон, ссылаясь на труды Л. Колберга, выделил несколько стадий освоения детьми социальных норм. Первая стадия – ребёнок слушается (следует социальным нормам), что бы ни быть наказанным. Ребёнок оценивает свои поступки, по тому какие его ожидают последствия, то есть ориентируется на внешнее начало (плохое наказывается, хорошее поощряется). Вторая стадия – следование нормам в обмен на какие-то блага, то есть руководствуется эгоистическими соображениями, взаимной выгоды. На следующей стадии ребёнок ведёт себя хорошо, для того чтобы получить одобрение от окружающих его и значимых для ребёнка людей. На четвёртой стадии с развитием абстрактного мышления – фиксирование правила: хорошо то, что соответствует социальным нормам и правилам.

Таким образом, следуя выводам И.С. Кона, можно выделить следующие стадии освоения детьми социальных норм:

  • ребёнок следует норме после воздействия на него взрослого. Условно-рефлекторная стадия;
  • потребность одобрения значимых для ребёнка окружающих его людей. Интериоризация нормы;
  • ребёнок ориентируется на правила как на ожидания окружающих. Стадия абстрагирования;
  • ориентация на свою совесть. Стадия индивидуализации.

С.А. Козлова в своих трудах анализирует отношение Ж. Пиаже к социальным нормам и правилам поведения. Он считал, мораль – это и есть система правил, усвоение которых и есть нравственность. По его мнению правила не могут быть понятны, и осознаны детьми дошкольного возраста, они просто навязываются взрослыми. Ж. Пиаже выделил три стадии освоения дошкольниками правил морали. Первоначально правило не осознаётся ребёнком, то есть применяется формально. На второй стадии правило применяется в неизменном виде, ребёнок понимает, что нарушать его нельзя. Затем правило принимается как закон, но с общего согласия его можно изменить. Ж. Пиаже считал, что третья стадия детям дошкольного возраста не доступна. Исследование наших отечественных педагогов и психологов (В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева, В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон) показали, что дети дошкольного возраста способны усваивать правила и нормы поведения и взаимоотношений.

А.Г. Асмолов в своих трудах, ссылается на исследование Т.П. Авдуловой, которое показало, что ребёнок в старшем дошкольном возрасте усваивает моральные нормы: правдивости, взаимопомощи, справедливого распределения. Норма правдивости тесно связана с наличием обмана или лжи. Ценностными эквивалентами нормы правдивости являются: верность своему слову, честность, искренность. Норма взаимопомощи основана на сопереживании одного человека трудностям другого. Ценностными эквивалентами этой нормы являются: забота, милосердие, сострадание. Ценностными эквивалентами нормы справедливого распределения являются: щедрость, доброта, бескорыстие.

Присвоение социальных норм согласно Р.С.Буре означает – дошкольники начинают осмысливать и понимать значение правил и норм для поведения в обществе. У детей начинает формироваться своё эмоциональное отношение к этим нормам, вырабатываются привычки поведения в практике общения с окружающими людьми. Дети старшего дошкольного возраста учатся оценивать свои поступки согласно правилам и нормам морали, усваивают принятые в обществе этические нормы. Сначала дошкольник оценивает только поступки окружающих людей, литературных и мультипликационных героев, но не может оценить своё поведение. В старшем дошкольном возрасте саморегуляция переходит на новый уровень развития на основе возросшего понимания о необходимости выполнять социальные нормы и правила поведения. У детей возникает сознательное желание следовать тем правилам, которые приняты в обществе.

Контролировать своё поведение ребёнку помогает пример поведения окружающих его взрослых и детей. Первоначально дошкольник контролирует своё поведение только тогда, когда рядом с ним находится взрослый, но не может контролировать, когда остаётся один, ребёнок начинает вести себя более свободно, непринуждённо и импульсивно. Затем по мере взросления и развития волевых качеств начинает в своём поведение руководствоваться осознанными мотивами.

Р.С. Буре делает ссылку на работу Л.С. Выготского, в которой подчеркивается, что осознание включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Рост осознанности проявляется в стремлении действовать в соответствии с нормами и правилами, сначала следуя авторитету взрослого, а затем осознания правил, их значимости и справедливост.

Р.Р. Калинина в своих трудах рассматривает нравственное воспитание как процесс усвоения заданных обществом нравственных норм. Нравственные нормы становятся регуляторами поведения ребёнка. Она выделяет в усвоении социальных норм три компонента:

  • когнитивный компонент – знание о том, что хорошо, а что плохо, то есть знание моральных (нравственных) норм;
  • эмоциональный компонент – чувства, которые испытывает ребёнок по отношению к этим нормам;

поведенческий компонент – реальное поведение ребёнка, соответствующее или противоречащее социальным нормам.

Поведение дошкольника может не соответствовать тем нормам и правилам, которые он знает. Следовательно, ребёнок не принял их на эмоциональном уровне. Знание норм и правил могут не способствовать принятию их дошкольниками на эмоциональном уровне, так же поведение может не соответствовать тем нормам и правилам, которые ребёнок знает. Следовательно, задача воспитателей и родителей не только дать знания маленькому человеку о принятых в обществе нормах и правилах, но и способствовать тому, что бы ребёнок их принял, одобрил и следовал этим правилам в повседневной жизни, реализовывал в своих поступках.

Т.П. Авдулова отмечает, что в дошкольном возрасте ребёнок оценки моральных поступков неразрывно связывает с тем, как оценивают эти поступки взрослые. Старшие дошкольники способны добавлять в оценки и другие источники: художественную литературу, оценки сверстников, правила игры. У детей в старшем дошкольном возрасте формируются некие образцы – эталоны, с которыми ребёнок соотносит своё поведение. В первую очередь дошкольник осуществляет контроль по соблюдению социальных норм за сверстниками, а затем по мере формирования нравственной самооценки, начинает контролировать своё поведение и соблюдение правил принятых в ближайшем окружении. Для того чтобы убедиться в том, правильно ли он понимает норму или нет ребёнок обращается с «жалобой» на другого ребёнка, который нарушает принятые нормы и правила. Таким образом, ребёнок примеривает ситуацию нарушения правил другими к собственному пониманию норм. Ребёнок проверяет верность своего поведения, оценивая сверстника и сравнивая себя с ним. Таким образом, у ребёнка формируются внутренние регуляторы поведения. Старший дошкольник в состоянии разумно объяснить свои поступки.

Так же Т.П. Авдулова в своих трудах отмечает, что у дошкольников высокая социальная готовность к нарушению правил, которая снижается в процессе приобретения маленьким человеком социальной зрелости.

Следовательно, дошкольный возраст требует особого внимания, так как именно в дошкольном возрасте появляются первые сознательные попытки нарушения социальной нормы. В дошкольном детстве ребёнок впервые открывает привлекательность возможности безнаказанного совершения запретного действия в ситуации без контрольного поведения.

Первоначально возможность нарушать правила без социальных последствий ребёнок получает в игре. Именно в игре ребёнок может прочувствовать эффект от нарушения правила, получить обратную реакцию от партнёров по игре и исправить ситуацию. Следовательно, игра является оптимальным вариантом пробующего поведения нарушения социальных норм и исправления своего поведения.

Вывод. Социальные нормы являются регуляторами поведения ребёнка, регуляторами детских взаимоотношений. Они являются основой морально-нравственного развития ребёнка. Социальные нормы определяют порядок действий и отношений между детьми, между детьми и взрослыми.

Для социальных норм характерно последовательное усвоение. Одними из первых дошкольниками усваиваются нормы «бытового» поведения (конвенциональные): нормы этикета, культурно-гигиенические нормы, нормы деятельности. Позже усваиваются моральные нормы: правдивости, взаимопомощи, справедливого распределения. Выделено несколько стадий освоения социальных норм. Первоначально ребёнок не осознаёт необходимость следовать норме, действует в соответствии с правилами под воздействием взрослого, затем ориентируется на правила, что бы получить одобрение от значимых для него лиц. На следующей стадии дошкольник ориентируется на правила, как на ожидания окружающих и только потом при соблюдении социальных норм и правил ориентируется на собственную совесть.

Список литературы

  1. Авдулова, Т.П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника [Текст] / Т.П. Авдулова, Е. Аксёнова, Т. Захарова. – «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». – 2014. – 50 с.
  2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. Асмолова А.Г. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  3. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет [Текст] / Р.С. Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
  4. Киянченко, Е. А. Формирование осознанного отношения к правилам поведения у детей 5-6 лет [текст]: дис. канд. пед. наук. - М., 1999.
  5. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
  6. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика [текст]: учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений . – 2-е изд. / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416с.
  7. Кон, И.С. Ребёнок и общество [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / И.С. Кон. – М.: Издательский центр «Академия» 2003. – 336 с.
  8. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, кн.2. Психология образования. / Р.С. Немов. – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –– 450 с.
  9. Смирнова, Е.О. Материалы курса «Моральное и нравственное развитие дошкольников» [Текст]: лекции 1 – 4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. – 52 с.
  10. Шипицина, Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками [Текст] / Л.М. Щипицина, О. В. Защиринская, О.В. Воронова. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,1998. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» (тест для педагогов дошкольных образовательных учреждений)

Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» является одной из форм методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Применение данно...

Социальная компетентность детей дошкольного возраста в изменившихся социальных условиях

Данная статья предназначена для пользования воспитателями,работающими с детьми старших групп детских садов.В этом возрасте у детей происходит формирование социальных навыков,усвоение объективно заданн...

Социальная адаптация ребенка дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Цель исследования: рассмотреть специфику социально-педагогической деятельности по адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения....

Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации на тему: «Моя мама лучше всех!» в подготовительной группе.

Этот материал разработан в помощь педагогу в воспитании у детей старшего дошкольного возраста чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме, формирование бережно...

Консультация «Программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста «Дорогою добра»»

Консультация о содержании, целях и задачах программы  социально-коммуникативного развития  и социального воспитания детей дошкольного возраста  «Дорогою добра» авторско...

Социальное развитие детей дошкольного возраста и возрастные особенности социального развития дошкольников.

Социальное развитие детей дошкольного возраста занимает немаловажную роль в воспитании детей. В статье пишется о  роли  социального развития и возрастных  особенностях социального разви...

Программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста «Дорогою добра»

Программа социально-коммуникативного развития и социального воспитаниядетей дошкольного возраста«Дорогою добра»...