Консультация «Программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста «Дорогою добра»»
консультация

Наталья Александровна Маркова

Консультация о содержании, целях и задачах программы  социально-коммуникативного развития  и социального воспитания детей дошкольного возраста  «Дорогою добра» авторского коллектива под руководством Коломейченко Л.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

Программа  социально-коммуникативного развития

и социального воспитания детей дошкольного возраста

«Дорогою добра»

Дата: 19.03.2020

Подготовила: Маркова Наталья Александровна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад №70»

Слайд1-2

Разработка концепции социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста, программы «Дорогою добра» и технологии ее реализации осуществлялась в процессе многолетних исследований, проводимых на кафедре дошкольной педагогики и психологии в лаборатории социального развития Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, на базе экспериментальных площадок, творческих педагогических лабораторий, центров инновационного опыта г. Перми и Пермского края.

Автор программы – Людмила Владимировна Коломейченко, доктор педагогических наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии, профессор, зав.лабораторией социального развития, руководитель научной школы.

В соответствии с концепцией социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста в программе «Дорогою добра» нашли отражение следующие теоретические положения:

— признание детства как культурного феномена;

— отношение к ребенку как к субъекту жизнедеятельности, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;

— отношение к педагогу как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры;

— отношение к воспитанию как к процессу, обеспечивающему приобщение к культурным ценностям, их интериоризацию и культуротворчество;

— отношение к образовательной организации как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются идеалы культурных взаимоотношений детей и взрослых, происходят культурные события, культуротворчество и воспитание человека культуры.

Слайд 3

Социально-коммуникативное развитие дошкольников обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями, общение, построенное на принципах равенства субъектов, диалога культур.

Цель социального воспитания – формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений:

  • гуманного – к людям,
  • бережного – к достояниям культуры, как результата человеческого труда,
  • уважительного – к  истории семьи, детского сада, страны,
  • толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям).

Слайд4-8

Реализация программы «Дорогою добра» осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Ее содержание представлено в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам (см. таблицу).

Таблица

Раздел программы

Блоки раздела

«Человек среди людей»

«Я — человек: я — мальчик, я — девочка».

«Мужчины и женщины».

«Моя семья».

«Детский сад — мой второй дом»

«Человек в истории»

«Появление и развитие человека на Земле».

«История семьи».

«История детского сада».

«Родной город (село)».

«Родная страна».

«Моя Земля»

«Человек в культуре»

«Русская традиционная культура».

«Культура других народов»

«Человек в своем крае»

«Родной край»

Включенность в программу раздела «Человек в своем крае» обеспечивает отражение регионального компонента в ООП ДОУ.

Слайд 9.

Технология реализации программы  «Дорогою добра построена с опорой на основные подходы общенаучного уровня методологии педагогики:

  • аксеологический,
  • личностно-ориентированный,
  • системно- структурный,
  • деятельностный,
  • комплексный,
  • гуманистический,
  • антропологический,
  • синергетический,
  • средовой,
  • полисубъектный,
  • этнографический,
  •  культурологический.

Слайд10

Программа «Дорогою добра»

  • подразумевает различные формы организации воспитательно-образовательного процесса;
  • предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, познавательной, учебной, речевой, двигательной, трудовой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, экспериментальной),
  •  включает описание развивающей среды,
  • обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка,
  •  содержит показатели и уровни социального развития,
  • диагностический инструментарий.

Слайд 11.

Содержание программы «Дорогою добра» осваивается детьми в различных формах взаимодействия с педагогом в определенной последовательности, включающей предварительную работу:

  • первоначальное ознакомление с изучаемым объектом в процессе чтения художественной литературы;
  • рассматривание картин, иллюстраций, наблюдение, экскурсии;
  • практическое использование этих знаний в процессе игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной и других видах деятельности,
  • создание на основе имеющихся знаний и сформированных умений творческого продукта в изобразительной, конструктивной, речевой деятельности.
  • Завершается освоение темы итоговым занятием, направленным на обобщение полученных знаний и способов решения прикладных задач.

Слайд 12

В программе авторы предлагают игровые  и обучающие ситуации.

Так для дошкольников 3-5 лет им предлагается на занятиях обучать Мишку, а дошкольникам 5-7 лет на каждом занятии приходит письмо с просьбой о помощи от реальных  взрослых и детей(от детей из соседнего детского сада ,
от детей из  ясельной группы, от работников фабрики «Игрушек» ,от первоклассников из школы).

Слайд 13

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • различать  хорошие и плохие поступки;
  • проявлять почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знать правила вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • оказывать посильную помощь младшим, старшим, проявлять заботу о них;
  • пополнить знания о родном городе, стране, людях, что жили в России на благо и процветание Родины;
  • уметь грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения).

Слайд 14

Программа «Дорогою Добра» реализуется с применением современных образовательных технологий:

  • Технология проектной деятельности.
  • Информационно-коммуникационные технологии.
  •  Личностно-ориентированная технология.
  • Игровые технологии.

Слайды:15

Проектная деятельность:

  • Проект «Защитники Отечества»
  • Проект «Профессии мужские и женские»
  • Проект «Родственники. Родословная.»
  • Проект «Я расту»
  • Проект «Спорт – это жизнь»
  • Неделя добрых дел
  • Проект «Настоящая женщина»
  • Проект «Детский сад – мой второй дом»
  • Проект «Мой город»
  • Проект «Народные традиции»

Слайд 16

ИКТ-технологии: использование мультимедийного оборудования, видео- и аудиоматериалов, интерактивных упражнений.

Слайд 17

Широко представлена в программе игровая технология.
На каждом занятии детям предлагается комплекс разнообразных игр по теме занятия:

  • Атрибутивные (с различными предметами-игрушками)
  • Традиционные (в основе которых лежат словесные формулы ,прибаутки, поговорки, шутки, присказки)
  •  Драматические(предполагаются наличие художественного образа ,движения, диалога, действия)
  • Спортивные
  • Орнаментальные (сопровождающиеся песнями, музыкальными композициями ,основным жанром которого является хоровод).
  • Дидактические (словесные и настольно-печатные)

Слайд 18

Разновидности игр

Слайд 19

Дидактические игры по темам

Слайд 20-41

Дидактические игры по разделу «Человек среди людей»

Младшая группа:

Д/И «Одень Ваню и Таню»: дети подбирают маленькие карточки с изображением одежды для девочки и для мальчика.

Д/И «Настроение»: детям дается набор шаблонов. Они распознают настроение (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме. Затем детям предлагают второй набор, только разрезанные шаблоны перемешивают между собой, и детям нужно правильно их сложить.

Д/И «.Цветок радостных дел»: детям предлагается сложить из лепестков цветок. На лепестках изображены различные ситуации, в которых изображены различные социально одобряемые образцы поведения. В ходе выполнения задания дети рассказывают Мишке о том, что изображено на картинках.

Д/И «Хорошо – плохо»: по предложению воспитателя дети раскладывают картинки на мольберте на две группы: слева – те, на которых изображены дети, чьи поступки и поведение огорчают взрослых, справа – чье поведение радует взрослых. При выполнении задания дошкольники рассказывают о том, что нарисовано на картинках. (По этому же типу проводятся игры «Правильно- не правильно (этикет в разных ситуациях),

Д/И «Модный салон»: дети работают в микрогруппах: к картинке с изображением мужчины они подбирают карточки с изображением мужской одежды; к картинке с изображением женщины – карточки с изображением женской одежды. В ходе выполнения задания дети рассказывают о том, какая одежда бывает у мужчин, а какая – у  женщин.

Слайды 38-41

Дидактические игры о разделу «Человек в культуре»

Д/И «Посуда» Детям даются разрезные карточки с изображением  горшка, ложки, самовара, миски, ковша, кружки. Они должны собрать по одному предмету на выбор.

Д/И «Кто что делает?» Воспитатель раздает карточки с изображением людей разных профессий. Затем – демоонстрируе предметные картинки с изображением результата их деятельности»

Д/И «Семейные обязанности» Дети справа расставляют на мольберте картинки с изображением работы, которую выполняют женщины дома, а слева – картинки с изображением мужских обязанностей в семье.

Слайды 42-52

Дидактические игры о разделу «Человек в истории»

Д/И «Разложи по порядку» (подг. гр.)

Раскладывая картинки по порядку, нужно отразить этапы совершенствования письменных принадлежностей людей: от палочки, с помощью которой царапали на бересте, перьев (гусиных и металлических), карандаша, ручки, пишущей машинки до компьютера.

Д/И «Историческая лента» (подг. гр.) (водный, воздушный, наземный транспорт) – Дети выполняют задание в микрогруппах. Нужно разложить карточки с изображением водного (воздушного, наземного) транспорта по порядку: от самых древних до самых современных. Начинать следует от красной стрелки и контролировать себя совпадением цветных кружков  на сторонах карточек.

Д/И «Сортировка» Ведущий сортирует карточки по парам («веник - пылесос», «русская печь – микроволновая печь», «Корыто -  стиральная машина», «нитка с иголкой – швейная машина» и делит наборы парных картинок поровну между играющими. По команде ведущего игроки должны подобрать парные карточки и сложить их. Побеждает тот, кто первым справится с заданием и правильно назовет предметы.

Д/И «Сколько братьев у нашего дома?»

Дети получают карточки с изображением  домов и человечков, живущих в таких домах, большие пейзажные картины с изображением того или иного географического места. Для каждого домика надо отыскать картинку с соответствующим пейзажем , найти фигурку человечка, живущего в таком доме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями

Методические рекомендации  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...

Досуг для детей дошкольного возраста "Дорога к доброму здоровью"

Цели: Формировать у детей представление о здоровье как  одной из главных ценностей жизни....

Рабочая программа развития системы духовно - нравстевнного образования и воспитания (православного воспитания) детей дошкольного возраста "Лучики добра и света"

Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по валеологии для старшего дошкольного возраста « Дорога к доброму здоровью»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по валеологиидля старшего дошкольного возраста « Дорога к доброму здоровью»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по духовно нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Азбука добра»

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравст...

Программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста «Дорогою добра»

Программа социально-коммуникативного развития и социального воспитаниядетей дошкольного возраста«Дорогою добра»...

Система духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста "Дорогою добра"

На сегодняшний день духовно-нравственное развитие самая актуальная проблема, которую должны решать все, кто хоть как-то касается воспитания детей.Дети – это наше будущее. И каким оно будет, зави...