Технологическая карта образовательной деятельности «Тагильский поднос» старшая группа
методическая разработка (старшая группа)
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с подносным промыслом, основанном в Нижнем Тагиле, особенностями изготовления подносов, основными элементами росписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта образовательной деятельности «Тагильский поднос»
Воспитатели: Боголепова Людмила Самоиловна, Тюрина Елена Геннадьевна
Возрастная группа: старшая (для детей от 5 до 6 лет)
Цель: знакомство детей с народным промыслом – лаковым подносом, приобщение к истокам культуры региона.
Задачи:
Образовательные: познакомить воспитанников с подносным промыслом, основанном в Нижнем Тагиле, особенностями изготовления подносов, основными элементами росписи.
Развивающие: учить видеть красоту бытовых предметов, разнообразие форм, элементов узора, цвета.
Воспитательные: воспитывать интерес к народным промыслам, уважительное отношение к труду взрослых, гордость за свою малую родину.
Материалы и оборудование: подносы, образцы росписи, иллюстрации, костюм Хозяюшки, ноутбук.
Предварительная работа: просмотр презентации «музей Дом Худояровых», беседы о народных промыслах родного края, создание альбома «Тагильский поднос», чтение художественной литературы о народных промыслах.
Ход занятия
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность, действия детей, которые приведут к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Организационный момент. Мотивация | Приглашает детей пройти, встать в круг, проводится игра «Приветствие» Воспитатель: Ребята, а вы когда пришли сегодня в детский сад, обратили внимание на выставку подносов, которая оформлена в группе? Знаете ли вы, что такое поднос? Встречались ли вы где-то с подносным промыслом? Хотите узнать, откуда выставка появилась в нашей группе? | Приветствуют гостей, друг друга. Внимательно слушают, рассматривают выставку Тагильских подносов | Создание хорошего настроения. Включение в образовательную деятельность. Отвечают на вопросы |
Основная часть | Воспитатель: Город, в котором мы живем, является родиной расписного железного подноса на Урале. Благодаря изысканности, богатству и насыщенности красок, высокой декоративности, продуманности, композиции тагильский поднос получил известность во всем мире. А вы хотите узнать, как это произошло? Тогда приглашаю вас сесть в лодку и поплыть по реке времени. Она перенесёт нас в пространстве на несколько столетий назад. Представьте, что лодка раскачивается влево, вправо. Вместе скажем волшебные слова «Мы плывём, плывём, плывем и в древность попадём!» Посмотрите, куда мы с вами попали? Кто нас встречает? Хозяюшка: Добрый день, ребята. Спасибо, что заглянули на мою выставку. Я с удовольствием расскажу вам об истории возникновения подносного промысла на Урале. Нижний Тагил зародился в давние времена, почти 300 лет назад, и жили в нем люди работящие, мастеровые. Дома строили деревянные, крепкие. Печи топили, а вот воду из реки носили на коромыслах, и текла та река через леса и горы. На той реке Акинфий Демидов заложил железоделательный завод. И вот, в те далёкие времена появилась мода на «чаепитие», которая надоумила местных ремесленников на создание из остатков металла, подноса - плоского широкого блюда с высоким бортиком, на котором подносили чай. Как вы думаете, зачем на подносах делают бортики? Первые изделия мастера собирали из отдельных частей: днища, высокого прорезного бортика и фигурных ручек, а позже появились кованые, литые подносы. Хозяюшка: Ребята, как вы думаете, какой формы бывают подносы? Хозяюшка: Мастер ковал форму, отгибал борта, поднос шлифовали и покрывали грунтом. Затем поднос, закаленный в печи и покрывали черным лаком, снова сушили и окрашивали цветной краской. Хозяюшка: Узнали мы, как делали первые подносы, а может быть, кто-нибудь из вас знает, как расписывали подносы? Воспитатель: Приглашаю вас сесть в лодку и поплыть по реке времени дальше. Скажем волшебные слова «Мы плывём, плывём, плывём в прошлое попадём!». Хозяйка: Чтобы продукция пользовалась спросом, придумали умельцы наносить на подносы различные изображения масляными красками: цветы, красивые пейзажи, сцены из жизни. Изделие лакировали прозрачным лаком и закаливали в печи. Лучшим мастером лакового дела считался Андрей Худояров. Он в своей красильной мастерской изобрел новый лак: "хрустальный" - прочный, влагостойкий, который "на железе, меди и дереве не трескается". Секрет чудо-лака не разгадан. В традиционной росписи тагильских подносов преимущественно используются красные, синие, зеленые и золотисто-желтые цвета. Для росписи подносов-картин сюжетами служили исторические, природные мотивы. Секрет росписи был утрачен. Воспитатель: Изделия уральских мастеров привлекали большое внимание, показывали их на промышленных выставках. Устраивали ярмарки, на которых продавали разные товары, играли в игры, веселились. Приглашаю вас поиграть в русскую народную игру «Гори, гори ясно!» | Рассаживаются в воображаемую лодку, раскачиваются влево, вправо. Проговаривают волшебные слова. Круглые, квадратные, прямоугольные, овальные, фигурные. Рассаживаются в воображаемую лодку, говорят волшебные слова. « Гори, гори - ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят. Раз, два, три - беги!». Пара после этих слов бежит по краям вперёд, кто быстрее возьмется за платок – встаёт с водящим. Оставшийся без платка становится ведущим. | . Отвечают на вопросы Представляют, что попали в древность Отвечают на вопросы Рассматривают выставку подносов Ответы детей. Слушают рассказ, смотрят презентацию Дети слушают рассказ, думают, делают предположения. Ответы детей. Представляют, что попали в прошлое. Слушают рассказ, смотрят презентацию
|
Заключительная часть | Воспитатель: Приглашаю вас сесть в лодку и вернуться в наше время. Скажем волшебные слова. Воспитатель: Тагильский поднос жив, развивается, проводятся выставки, пишутся книги. Новые мастера, сохраняют в своих работах лучшие традиции, используют и современные мотивы. Хозяюшка: Спасибо, вам ребята, что помогли найти секрет росписи. Вам понравилось путешествие? Приходите ко мне ещё, я знаю много интересного про город и обязательно поделюсь другими секретами, и к юбилею города мы с вами приготовим для него подарки своими руками, как настоящие тагильские умельцы. | Рассаживаются в воображаемую лодку, говорят волшебные слова Делятся полученными впечатлениями | Представляют, что попали в наше время. Ответы детей |
Ссылки на используемые материалы:
http://a2b2.ru/methods/42218_russkie_narodnye_podvizhnye_..._dlya_detey_3-7_let/?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта итогового занятия в старшей группе
Технологичкеская карта итогового интегрированного занятия в старшей группе "Космические спасатели". Задачи:ОО «Познавательное развитие» - развитие интересов детей, любознательности и познавательн...
технологическая карта по математике в старшей группе
Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....
Технологическая карта по самопознанию в старшей группе
Содействовать раскрытию содержания ценности - любовь....
+технологические карты по образовательным областям старшая группа
технологические карты для проведения занятий с детьми старшего возраста по лексическим темам...
Технологическая карта ОУД для детей старших групп «Кукла в гостях у ребят»
Тема: «Кукла в гостях у ребят»Цель: Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного харктера; поощрять творческие проявления и инициативу детей.Ожидаемы...
Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе «Постановка звука Ж»
1. Уточнение артикуляции звука Ж, постановка звука Ж, закрепление в изолированном произношении;2. Развитие речевой моторики;3....
Технологическая карта сюжетно-ролевых игр старшая группа
Формировать умение отражать в игре явления социальной действительности....