Технологическая карта образовательной деятельности «Тагильский поднос» старшая группа
методическая разработка (старшая группа)

Боголепова Людмила Самоиловна, Тюрина Елена Геннадьевна

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с подносным промыслом, основанном в  Нижнем Тагиле, особенностями изготовления подносов, основными элементами росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  образовательной деятельности «Тагильский поднос»

Воспитатели: Боголепова Людмила  Самоиловна, Тюрина Елена Геннадьевна

Возрастная группа: старшая  (для детей от 5 до 6 лет)

Цель: знакомство детей с народным промыслом – лаковым подносом,  приобщение к истокам культуры региона.

Задачи:

Образовательные: познакомить воспитанников с подносным промыслом, основанном в Нижнем Тагиле,   особенностями  изготовления  подносов,  основными  элементами  росписи.

Развивающие: учить    видеть    красоту    бытовых    предметов,   разнообразие    форм, элементов узора,  цвета.

Воспитательные:  воспитывать  интерес к народным промыслам, уважительное отношение к труду взрослых, гордость за свою малую родину.

Материалы и оборудование: подносы, образцы росписи, иллюстрации, костюм Хозяюшки, ноутбук.

Предварительная работа: просмотр презентации «музей Дом Худояровых»,  беседы о народных промыслах родного края,  создание альбома «Тагильский  поднос», чтение художественной литературы о народных промыслах.

Ход занятия

Этапы

Деятельность  воспитателя

Деятельность, действия  детей, которые приведут к достижению запланированных результатов

Планируемый результат 

Организационный момент.

Мотивация

Приглашает детей пройти, встать в круг, проводится игра «Приветствие»

Воспитатель: Ребята, а вы когда пришли сегодня в детский сад, обратили внимание на выставку подносов, которая оформлена в группе? Знаете ли вы, что такое поднос? Встречались ли вы где-то с подносным промыслом? Хотите узнать, откуда выставка появилась в нашей группе?

Приветствуют гостей, друг друга.

Внимательно   слушают, рассматривают выставку Тагильских   подносов

Создание хорошего настроения.

 Включение в образовательную деятельность.

Отвечают  на  вопросы

Основная часть

Воспитатель: Город, в котором мы живем, является родиной расписного железного подноса на Урале. Благодаря изысканности, богатству и насыщенности красок, высокой декоративности, продуманности, композиции тагильский поднос получил известность во всем мире. А вы хотите узнать, как это произошло?

Тогда  приглашаю вас сесть в лодку и поплыть по реке времени. Она перенесёт нас в пространстве  на несколько столетий назад. Представьте, что лодка раскачивается  влево, вправо. Вместе скажем волшебные слова «Мы плывём, плывём, плывем и  в древность попадём!»

Посмотрите, куда мы с вами попали? Кто  нас встречает?

Хозяюшка: Добрый день, ребята. Спасибо, что заглянули на мою выставку. Я с удовольствием расскажу вам об истории возникновения подносного промысла на Урале. Нижний Тагил зародился  в давние времена, почти   300 лет назад, и  жили  в нем люди работящие, мастеровые. Дома строили деревянные, крепкие. Печи топили, а вот воду из реки носили на коромыслах, и текла та река через леса и горы. На той реке Акинфий Демидов заложил железоделательный  завод. И вот,  в те далёкие времена появилась мода на «чаепитие», которая  надоумила  местных ремесленников на создание из остатков металла, подноса - плоского широкого блюда с высоким бортиком, на котором подносили чай. Как вы думаете, зачем на подносах делают бортики?

Первые изделия мастера собирали    из отдельных частей: днища, высокого прорезного бортика и фигурных ручек, а позже появились кованые, литые подносы.

Хозяюшка:  Ребята, как вы думаете,  какой формы бывают подносы? 

Хозяюшка: Мастер ковал форму, отгибал борта, поднос шлифовали и покрывали грунтом. Затем поднос, закаленный в печи и покрывали черным лаком, снова сушили и  окрашивали  цветной краской.

Хозяюшка:  Узнали  мы,   как  делали   первые   подносы,   а  может   быть, кто-нибудь   из  вас  знает,  как    расписывали      подносы?

 Воспитатель:  Приглашаю  вас  сесть в лодку  и  поплыть  по   реке  времени   дальше.   Скажем   волшебные   слова  «Мы  плывём, плывём, плывём в  прошлое   попадём!».

Хозяйка: Чтобы продукция пользовалась спросом, придумали умельцы наносить на подносы различные изображения  масляными красками: цветы, красивые пейзажи, сцены из жизни. Изделие лакировали прозрачным лаком и закаливали в печи. Лучшим мастером лакового дела считался  Андрей Худояров. Он в своей красильной мастерской изобрел новый лак: "хрустальный" - прочный, влагостойкий, который "на железе, меди и дереве не трескается". Секрет чудо-лака не разгадан.

В традиционной росписи тагильских подносов преимущественно используются красные, синие, зеленые и золотисто-желтые цвета. Для росписи подносов-картин сюжетами служили исторические, природные мотивы. Секрет росписи был утрачен.

Воспитатель:  Изделия уральских мастеров привлекали большое внимание, показывали их на  промышленных выставках. Устраивали ярмарки, на которых продавали разные товары,  играли в игры, веселились. Приглашаю вас  поиграть в русскую народную игру  «Гори, гори ясно!»

Рассаживаются  в  воображаемую лодку,  раскачиваются  влево, вправо.  Проговаривают волшебные   слова.

Круглые,  квадратные, прямоугольные,  овальные, фигурные.

Рассаживаются  в  воображаемую лодку,  говорят   волшебные слова.

 « Гори,   гори -  ясно,  чтобы  не погасло,  глянь  на  небо,  птички летят,  колокольчики  звенят.

 Раз,  два,  три  -  беги!». Пара  после  этих  слов  бежит по  краям  вперёд,  кто  быстрее возьмется  за  платок  –  встаёт  с водящим.  Оставшийся  без платка  становится  ведущим.

.

Отвечают  на вопросы

Представляют,  что попали  в  древность

Отвечают  на вопросы

Рассматривают выставку подносов

Ответы  детей.

Слушают рассказ, смотрят презентацию

Дети  слушают  рассказ, думают,  делают предположения.

Ответы  детей.

Представляют,  что попали  в  прошлое.

Слушают рассказ, смотрят презентацию


Дети  становятся  в  круг. Водящий    с платком  в  центре круга бежит под  музыку.  Когда   музыка останавливается, водящий встает между двумя  детьми  и  считает.

Заключительная часть

Воспитатель: Приглашаю  вас  сесть в лодку  и  вернуться  в наше время. Скажем волшебные слова.

Воспитатель: Тагильский поднос жив, развивается, проводятся выставки, пишутся книги. Новые мастера, сохраняют  в своих работах лучшие традиции, используют и современные мотивы.

Хозяюшка: Спасибо, вам ребята, что помогли  найти секрет росписи. Вам понравилось путешествие? Приходите ко мне   ещё, я знаю много интересного про  город  и обязательно поделюсь другими секретами, и к   юбилею  города мы с вами приготовим для него подарки своими руками, как настоящие  тагильские  умельцы.

Рассаживаются  в  воображаемую лодку,  говорят  волшебные слова

Делятся  полученными впечатлениями

Представляют,  что попали  в  наше  время.

Ответы детей

Ссылки на используемые материалы:

http://a2b2.ru/methods/42218_russkie_narodnye_podvizhnye_..._dlya_detey_3-7_let/?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта итогового занятия в старшей группе

Технологичкеская карта итогового интегрированного занятия в старшей группе "Космические спасатели". Задачи:ОО «Познавательное развитие» - развитие интересов детей, любознательности и познавательн...

технологическая карта по математике в старшей группе

Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Технологическая карта по самопознанию в старшей группе

Содействовать раскрытию содержания ценности - любовь....

+технологические карты по образовательным областям старшая группа

технологические карты для проведения занятий с детьми старшего возраста по лексическим темам...

Технологическая карта ОУД для детей старших групп «Кукла в гостях у ребят»

Тема: «Кукла в гостях у ребят»Цель: Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного харктера; поощрять творческие проявления и инициативу детей.Ожидаемы...

Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе «Постановка звука Ж»

1.      Уточнение артикуляции звука Ж, постановка звука Ж, закрепление в изолированном произношении;2.      Развитие речевой моторики;3....

Технологическая карта сюжетно-ролевых игр старшая группа

Формировать умение отражать в игре явления социальной действительности....