Консультация для воспитателей "Формирование представлений о нравственных ценностях у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности"
методическая разработка
В дошкольном возрасте источником представлений о нравственных ценностях является взрослый. Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Труднее всего выявить мотив поведения – внутренний побудитель поступка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Формирование представлений о нравственных ценностях у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
В настоящее время, в рамках современной модернизации общества, государством сформулированы новые требования к гражданину, как к высоконравственному человеку, носителю культуры с прочными представлениями о морали и этике. Именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В этот период у ребенка формируются многие качества, складываются интересы, начинается процесс самопознания.
Нравственное воспитание — одно из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для взрослого при формировании индивидуального нравственного сознания ребенка служит мораль, которая регулируют поступки людей.
Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 02. 07. 2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01. 09. 2021) указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
В дошкольном возрасте источником представлений о нравственных ценностях является взрослый. Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Труднее всего выявить мотив поведения – внутренний побудитель поступка. Нравственные и корыстные мотивы поведения могут находить выражение в одних и тех же поступках (сделал добро, желая добра другому; сделал добро, преследуя свой корыстный интерес).
Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития. Так, доминирование восприятия на втором году жизни определяет привязанность действия к конкретной ситуации. К трём годам доминирующее положение начинает занимать память как основа сохранения личного опыта поведения. Когда на первый план выступают мыслительные процессы, появляется возможность обобщения накопленных фактов нравственного содержания. Наглядно-образный характер мышления дошкольников позволяет в образной форме донести до них сложные проявления нравственности. Естественно, что развитие мышления невозможно без речевого развития ребёнка, которое расширяет возможности общения с окружающими, позволяет взрослому разнообразить формы работы с детьми (больше возможностей, чтобы сопровождать показ разъяснением, убеждением, аргументировать оценки детей).
Эмоциональность, свойственная дошкольникам, часто определяющая их поступки мотивом «Я хочу», постепенно уравновешивается развитием произвольных действий, волевым поведением, умением руководствоваться правилами.
Общие возрастные особенности дошкольников не исключают индивидуальных вариантов развития. В нравственном развитии это особенно заметно: одни дети очень чувствительны, проявляют нравственную одаренность, другие отличаются нравственной чёрствостью.
Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:
- гуманного отношения взрослых (прежде всего, родителей) к ребёнку;
- чёткой постановки задач нравственного обучения и воспитания;
- создание условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребёнка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.
Нравственное воспитание дошкольников реализуется в разных формах организации образовательного процесса:
- организованной образовательной деятельности (ООД)
- режимных моментах
- самостоятельной деятельности в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей
- занятий разных типов и видов, игр (сюжетных и с правилами), элементов теории решения изобретательских задач, проблемных ситуаций
- использование развивающих технологий и методик – проектирования, экспериментирования.
Все они направлены на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения).
Одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод проектов. Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку значимой проблемы, которая должна завершиться реальным результатом – продуктом, оформленным тем или иным способом.
Принято выделять три типа проектов:
- творческий — направленный на развитие ощущений, восприятия, воображения
- исследовательский – направленный на развитие мышления, речи и воображения
- нормативный – направленный на развитие речи, мышления и памяти.
Метод проектов основан на интересах детей и направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Он дает возможность в течение месяца работать по выбранной теме во всех режимных моментах и вовлекать в этот процесс не только детей и других педагогов, но и родителей и социум в целом.
Главное направление в реализации проектов в ДОО – это личный пример взрослого при обучении способам выражения сочувствия и внимания и положительной оценки за каждое проявление доброжелательности к людям.
Для формирования нравственности у детей метод проектов можно применять в играх, беседах, чтении художественной литературы, развлечениях, спортивных праздниках, праздниках дружбы. Во всех этих мероприятиях у детей появляются одни интересы, что сплачивает детский коллектив и вызывает желание проявить к другому взаимовыручку.
Особое внимание при выполнении проекта уделяется взаимодействию с семьей, так как именно в семье ребенок впервые осваивает нравственные нормы и ценности. Но основная роль в организации проекта принадлежит ребенку, родители лишь помогают, следуя замыслу ребенка и помогая полноценной реализации.
Прогнозируемые результаты нравственного развития ребенка посредством проектной деятельности:
- наличие первичных представлений о нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых вокруг себя;
- наличие и адекватное проявление разнообразных нравственных чувств и эмоционально-ценностное отношение к окружающим людям, природе, предметному миру, к себе;
- стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в соответствии с нравственными ценностями
Метод проектов как основное средство нравственного воспитания детей позволяет развивать познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Чтобы Ребёнок познал и присвоил многообразие внешнего мира, взрослые – педагоги, родители, должны помочь ему освоить адекватные способы познания. Важным аспектом в этом является приобщение дошкольнико...
Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов ...
«Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности в ДОУ»
Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, ...
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Особенности работы над проектом в ДОО...
Формирование представлений о нравственных ценностях у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Статья о формировании представлений о нравственных ценностях у детей дошкольного возраста посредствои проектной деятельности...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
Сказка - одно из важных средств в нравственном развитии дошкольников, посредством которого происходит духовное обогащение детей.Детство каждого ребенка невозможно без сказок. С раннего возраста сказка...