Технология решения изобретательных задач в образовательном процессе - фактор повышения качества дошкольного образования.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Технология решения изобретательных задач в образовательном процессе - фактор повышения качества дошкольного образования.
Егорова Н.Г.,
старший воспитатель
структурного подразделения детский сад
МБОУ БГО СОШ №13
Приоритетной целью Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования [1, с. 2].
Это диктует необходимость обновления образования в дошкольном учреждении , применение программ и технологий нового поколения, которые помогли бы воспитанию и развитию инициативных, творческих детей, способных неординарно мыслить. Инновационные преобразования на сегодня , изначально касаются системы дошкольного образования как начальной ступени, на которой происходит раскрытие потенциальных возможностей детей. Для осуществления данной задачи необходимо разработка и внедрение современных методик и технологий.
Образование сегодня усложнено тем, что приоритетом на первой ступени является развитие инициативных, творческих, активных детей, коррекции их волевой, эмоциональной, двигательной сфер, что возможно через организацию игры в процессе применения инновационных технологий.
Среди многообразия средств, которые могли бы обеспечить увлекательный для детей процесс обучения, при этом « оставляя» на высоком уровне качество образования, несомненно, выступает технология ТРИЗ (технология Г.С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), адаптированная к работе с дошкольниками Т.А.Сидорчук, С.В. Лелюх С.В., Н.Н. Хоменко Н.Н. и др. около 20 лет назад [9, с. 4].)
В основе данной технологии лежит система творческих заданий, позволяющие сформировать у детей способность неординарно мыслить, не бояться выдвигать самые необычные версии происходящих событий и находить неожиданные выходы из различных ситуаций, при этом не чувствуя никаких психологических и технологических барьеров. Ребёнок учиться не пасовать перед трудностями, а воспринимать это как очередную задачу, решение которой зависит от самого ребёнка и может быть самым неожиданным.
Теория решения изобретательных задач в ДОУ – это целая система специально подобранных заданий в игровой форме, которые помогают эффективно и качественно усваивать программу, дают возможность разнообразить детскую игру, развить у детей нестандартное креативное мышление. Эта технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход. В современных условиях у ТРИЗ выделяю основные функции:
- Дети учатся самостоятельно грамотно решать проблемные задачи.
- Формируется активная личность, умеющая креативно мыслить
- Дети учатся работать коллективно, прогнозировать ситуации.
- Учатся моделировать различные ситуаций..
При этом чётко выполняется учет личностно-ориентированного подхода в обучении, который позволяет реализоваться каждому ребёнку.
В результате у детей:
- Вырабатывается умение отстаивать свою позицию в различных ситуациях, своё убеждение и свой взгляд на разные вопросы.
- Развивается инициативность, решительность , уверенность в себе, умение находить решение в самой сложной ситуации, стремление и возможность работать в коллективе , где на каждого возложена своя обязанность.
- Развивается креативное, нестандартное мышление, воображение , умение устанавливать и объяснять причинно-следственные связи.
Важное превосходство технологии ТРИЗ — это предельная возможность детей проявить свою самостоятельность, минимизация теории и помощи педагога.
Главная идея в том, чтобы ребенок самостоятельно находил возможные ответы на возникающие вопросы, при это мог предложить несколько возможных вариантов. Педагог является постоянным спутником, советчиком и наставником.
При этом воспитателем может быть задействован целый склад чудесных методик, призванных создать для детей благоприятную развивающую среду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнерство, как фактор повышения качества дошкольного образования.
Работа с дошкольниками – дело очень серьезное и интересное. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге. Но в области доступа к библиотечному обслуживанию ребенок всецело зав...
Проект УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ДОУ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проект реализуется в течение 4 лет и имеет результаты. Цель проекта: Совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением путем внедрения инновационных технологий. Реализация пр...
«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС»
Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям. В условиях перехода на ФГОС ДОО ключевой вопрос модернизации – организация и внедрение в п...
Семинар "Взаимодействие с социальными партнерами как фактор повышения качества дошкольного образования"
Статья о семинаре...
Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования.
Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования. Знакомство с социумом способствует социализации ребенка-дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и...
ТРИЗ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования.
Описание технологии ТРИЗ и её влияние на качество образования....
Взаимодействие дошкольной организации с семьями воспитанников, школой, социумом как фактор повышения качества дошкольного образования
Описание системы взаимоотношений дошкольной образовательно организации с социальными партнерами для повышения эффективности работы с семьями воспитанников....