РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
статья (старшая группа) на тему

БОРЗОВА АЛЬБИНА ЮРЬЕВНА

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ  РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ  РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

                   

                                                                                           

    Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере, то, что будет «недобрано» в дошкольные годы, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Особенно это касается детей с задержкой психического развития, количество которых в нашей стране с каждым годом резко увеличивается  и дефекты которых часто носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. У них  отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.). У детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации, они  замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их сверстники. У них слабо сформированы мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщения классификация, абстракция и т.д.). Всё это ограничивает возможности наглядно-образного и словесно-логического мышления. 

В отличие от нормально развивающихся сверстников, дети с ЗПР не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют, у них отсутствует этап осмысления, их действия не достаточно осознанны, опыт действия  не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен.  Образы и представления формируются замедленно и фрагментарно. У них отсутствует активный поиск решения задач, дети остаются равнодушными как к результату, так и к процессу решения задачи.

Соответственно, задача педагогов, работающих с данной категорией детей, развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, абстракция) как главного инструмента интеллектуального развития.

Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых вариативных программ, новых форм, направленных на развитие мыслительных процессов проблемного ребенка.

Один из эффективных форм – использование современных информационных компьютерных технологий, в частности развивающих и обучающих компьютерных игр, программ, мультимедийных презентаций, которое носит полифункциональный характер. Оно способствует не только развитию мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, но и  развитию возможностей проблемного ребенка, преодоление уже имеющихся и предупреждение новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе в целом.

Об эффективности использования современных компьютерных информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе говорят труды таких ученых, как Р.Ф. Абдеев, В.П.Беспалько, Ю.Б. Зеленская, Е.И.Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, Л.Р. Лизунова. Они утверждают, что использование мультимедийных продуктов и комплекса компьютерных развивающих и обучающих игр способствует развитию таких важных мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с ЗПР как классификация, обобщение, анализ, синтез, а также  значительно ускорит темп развития и повысит качество формирования наглядно-действенного мышления у данной категории детей, что позволит создать базу для становления наглядно-образного мышления и элементов словесно-логического мышления, что в конечном итоге  повлечет за собой интенсивное развитие познавательной активности (восприятия, памяти, произвольного внимания), речи, развитие произвольной регуляции деятельности дошкольников с ОВЗ.

Для планомерного и последовательного овладения мыслительными операциями детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР мною был разработан и реализован  проект «Занимательная логика». Основная цель данного проекта - максимально доступное развитие мыслительных операций у детей с ЗПР  старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих и обучающих компьютерных игр, программ и мультимедийных презентаций.

  Была анализирована имеющаяся литература по этому вопросу, как отечественная, так и зарубежная, передовой опыт педагогов-новаторов по данной проблеме и  сделан вывод: использование компьютерных развивающих и обучающих игр ребенком   оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития, в том числе и на развитие мыслительных операций.  

       Был выявлен исходный уровень сформированности мыслительных процессов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Для выявления уровня развития мыслительных операций  использовались:

методика Р.С. Немова, методика Н.А. Бернштейна, методика «Четвертый лишний».       

    Обследование уровня сформированности операций логического мышления проводилось индивидуально с каждым ребенком.

    Результаты диагностики показали, что ни один ребенок  не владеет логическими приемами мышления на высоком уровне, 30% детей (3 человека) – владеют на среднем уровне, у остальных 7 человек ( 70%) совсем не развиты логические приемы мышления.

     Анкетирование родителей показало, что 80% родителей не проводят в семье работу по развитию логических операций у детей с ЗПР, в основном надеются на работу детского учреждения.

   Далее было проанализировано состояние рынка общедоступных обучающих программ для детей дошкольного возраста.  Здесь можно увидеть пестрый калейдоскоп игр от таких издателей и фирм-производителей как «Новый диск», «Медиа Хауз», «Руссобит – М» и др. в лицензионных и нелицензионных версиях.

   Анализ компьютерных развивающих программ показал, что существуют разные компьютерные программы, в которых перед ребенком ставят те или иные игровые или обучающие задачи. Одни из них относятся к задачам открытого типа (имеют несколько вариантов решений), другие – к задачам закрытого типа (имеют только одно решение). Те и другие программы могут быть игровыми ,обучающими, познавательными, способствующими развитию специальных качеств мышления детей.

Только на основе проведенной работы  была разработана система работы по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством комплекса развивающих и обучающих компьютерных игр,  авторских мультимедийных презентаций.

Была составлена подборка  компьютерных игр, игровых заданий, направленная на развитие процесса  восприятия:

- развитие зрительного восприятия и внимания: «Перевернутые изображения», «Посади бабочку на свой цветок», «Разложи кубики по цветам», «Наложенные изображения», «Спрятанные изображения»,  «Расставь игрушки по величине»;

-  формирование целостного образа предметов: «Собери картинку», «Поставь заплатку», «Собери вазу», «Сложи узор»;

- умение воспринимать пространственные отношения: «На какой полке зайка?», «Куда летит ракета?», «Куда двигается?», «Компьютерные прятки», «Куда пойдешь и что найдешь?» , «Найди спрятанный предмет»;

- группировку предметов по заданному признаку (форма, цвет, величин): «Размести игрушки в свой домик», «Собери все предметы круглой формы», «Угадай овощ» и т.д.

Все игры были подобраны по принципу постепенного усложнения дидактической задачи.

По мере освоение  детьми систем сенсорных эталонов, работа плавно перешла к  развитию мыслительных процессов: операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, умения анализировать проблемно-практические задачи и находить пути их решения. Для этой цели был создан  банк компьютерных развивающих и обучающих игр по развитию всех основных мыслительных операций («Смайлики», «Думаем по правилам», «Магический квадрат для дошколят» и т.д.), мультимедийных дидактических и развивающих материалов («Парные картинки», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Часть и целое», «Подбери четвертую фигуру», «Четвертый лишний», «Найди в каждом ряду лишний предмет» и т.д.), подборка компьютерных программ («Размышлялки», «Алик - скоро в школу», «Маленький искатель», «Рекс в детском саду», «Учимся анализировать», «Математика. Хитрые задачки», которые в веселой и ненавязчивой форме развивают все мыслительные процессы и обогащают знания ребенка, доставляют ребенку  огромную радость. Благодаря оригинальным заданиям и красочной анимации процесс обучения происходит легко и незаметно.

  Были разработаны авторские мультимедийные презентации на решение проблемной ситуации: н/р, игра «Достань грушу», «Что сначала, что потом» и т.д.

Особое  внимание было уделено игровым заданиям на коррекцию и развитие умения рассуждать: «Бывает - не бывает» или«Нелепицы,  

 «Зачем и почему?», «Причина-следствие», «Рассказ по алгоритму», загадки; занимательные логические задачи и т.д.

К подборке компьютерных игр подходила разумно, избирательно и, конечно, творчески, учитывала их соответствие возрастным психофизиологическим и индивидуальным  возможностям детей  с ЗПР, их обеспечение дальнейшей перспективы развития детей. Прежде, чем предложить игру детям, тщательно изучала ее цели и содержание, для удобства использования при планировании коррекционной работы с ребенком составила каталог с аннотациями игр.

    Все компьютерные игры расписывались по месяцам с подгруппой детей или индивидуально с каждым ребенком в соответствии с индивидуальными потребностями и уровнем развития ребёнка.

Использование различных компьютерных игр в развитии мыслительных процессов у детей с ЗПР действительно показало эффективность их применения:

 -  использование компьютерных игр дает возможность педагогу подбирать материал в игровой форме разной степени сложности, учитывая индивидуальный маршрут развития ребенка.

- предъявляемый ребенку материал красочно оформлен, привлекает ребенка. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным. 

- с помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого «сложного» ребенка;

- компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, моделирования, классификации, сравнения;

- ребенок учится правильно выполнять задание, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику;

- глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы, он получает одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. 

- при необходимости, ребенок может самостоятельно вернуться к той части материала, которую не усвоил или выполнять одно и то же задание многократно, пока не усвоит.

Выводы:

В результате использования компьютерных игр у детей:

-  ускорился темп развития зрительного, слухового восприятия;

- качественно изменился и ускорился уровень развития логических операций (обобщение, классификация, сравнение). Дети с легкостью объединяют предметы в группы по определённым признакам, выстраивают  логический ряд из определённой группы фигур   или предметов, выделяют  предмет в группах, не подходящий к общим признакам, выстраивают последовательность событий и составлять связный            рассказ по картинкам, самостоятельно решают логические задачи, сравнивают  предметы друг с другом, выявляют несоответствие между ними, подбирают подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу,  самостоятельно применяют знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач.

-  сформировалось умение делать правильные умозаключения и рассуждения, что способствовало повышению уровня интеллектуального, социально-личностного, речевого развития детей с разным уровнем развития;

- сформировался начальный уровень оценочной деятельности,  стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе.

- повысился интерес к занятиям, изменилась мотивация обучения и его результативность.

- родители воспитанников группы научились использовать обучающие и развивающие компьютерные игры для развития  и воспитания своих детей, а не как средство времяпровождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

Статья "Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данная научно-практическая статья посвящена развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью элементов методики мнемотехники. В статье описыва...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

Развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития в процессе занятий оригами.

Исследование заключается в изучении возможности использования оригами как вспомогательного средства в коррекции недостатков и дальнейшего развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного в...

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»(из опыта работы)...

Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, приёмы развития слухового восприятия, использующиеся в коррекционно-р...