Программа по приобщению детей дошкольного возраста к чтению
рабочая программа (подготовительная группа)
Одной из приоритетных задач нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать, исчезают традиции семейного совместного чтения с детьми, а подлинная детская художественная литература подменяется суррогатами массовой культуры. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, любознательность, творческие способности, умение думать самостоятельно, коммуникативную и социальную компетентность.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_priobshcheniyu_k_chteniyu.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа занятий (мероприятий)
по приобщению детей дошкольного возраста к чтению
при взаимодействии Детской библиотеки с ДО и родителями
Библиотека № 68 ЦБС СВАО города Москвы
ДО "Колобок" ГБОУ Школа № 1381
Над программой работали:
Коллектив педагогов ДО:
Молодчая Т. В. - методист ДО
Михайлова О. В. - старший воспитатель ДО "Колобок"
Волкова Е. С. - воспитатель, педагог дополнительного образования
Архипова И. А. - воспитатель
Лапшина А. Г. - воспитатель
Петухова О. С. - воспитатель
Коллектив работников библиотеки:
Медведева Ирина Александровна - гл.библиотекарь
Степанова Елена Викторовна - гл.библиотекарь
Панферова Екатерина Сергеевна - библиотекарь 2 категории
Митроничева Мадина Рашидовна - зав.библиотекой
Москва, 2018
Актуальность
Одной из приоритетных задач нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать, исчезают традиции семейного совместного чтения с детьми, а подлинная детская художественная литература подменяется суррогатами массовой культуры. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, любознательность, творческие способности, умение думать самостоятельно, коммуникативную и социальную компетентность.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослые, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед взрослым, педагогом или родителями, стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
На сегодняшний день актуальность решения этой задачи очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, владеть компетенциями руководителя детского чтения. Взрослый должен уметь интересно беседовать с малышами, используя современные, актуальные и активные формы и методы работы с детьми.
Цель:
приобщение детей к чтению, развитие интереса к художественной литературе, формирование литературного вкуса и воспитание будущего читателя.
Задачи:
- осознание родителям и педагогами ценности чтения детям, как средства образования и воспитания детей дошкольного возраста
- вовлекать семьи в атмосферу чтения и интересного общения, возобновление традиции семейного чтения
- воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге
- познакомить родителей и педагогов с разными интересными и современными формами и методами работы по приобщению детей к чтению
- повышение имиджа библиотеки
Структура занятий (мероприятий):
- системность
- разноплановость
- длительная работа
- активные, актуальные и современные формы работы и методы работы
- просвещение и обучение детей, родителей и педагогов
Участники:
- дети старшего дошкольного возраста
- воспитатели дошкольного отделения
- специалисты дошкольного отделения
- родители (законные представители)
- работники библиотеки
Проблема:
снижение интереса к чтению у детей и недостаточность знаний у педагогов и родителей по приобщению детей к чтению.
Программа может быть реализована в любом дошкольном отделении любой образовательной организации или стать справочным практическим материалом для других проектов по приобщению всех участников образовательного процесса к чтению, используя современные формы и методы работы.
Методы работы с детьми и взрослыми:
- Словесные (чтение художественной литературы, беседы по прочитанному, пересказ, выразительное чтение, дискуссии, консультации, анкетирования, опросы и др.)
- Практические (игры-драматизации, дидактические игры, инсценировки, изображение прочитанного, театрализованная деятельность, проигрывание проблемных и игровых ситуаций, практикумы и др.)
- Наглядные (показ иллюстраций, картинок, игрушек, фотографий, просмотр видеороликов, фильмов, мультипликационных фильмов, презентаций, оформление выставок, стендов, экспозиций, буклетов др.)
Формы работы с детьми и взрослыми:
- Групповые интерактивные занятия в библиотеке и в образовательной организации
- Детско-родительский читательский клуб
- Дни открытых дверей
- Оформление выставок (фотовыставки, выставки рисунков)
- Презентации работы
- Организация детской семейной библиотеки и музейных экспозиций
- Детско-родительские проекты
- Игры-путешествия
- Праздники, развлечения, фестивали, литературные гостиные
- Квесты
- Акции
План проведения занятий (мероприятий)
совместных мероприятий коллектива педагогов, родителей и библиотеки
Творчество В. Г. Сутеева
Наименование этапа, мероприятий | Возможные результаты |
Посещение школьной библиотеки ГБОУ Школа № 1381 ШО №1 Юбилей писателя 115 лет со Дня Рождения Викторина "Знатоки сказок В. Сутеева" (Библиотекарь Наталья Михайловна Шувалова) | Знакомство со школьной библиотекой и с фондом библиотеки по В. Сутееву |
Посещение школьной библиотеки ГБОУ Школа № 1381 ШО №2 "Бенефис В. Г. Сутеева" | Знакомство со школьной библиотекой и с фондом библиотеки по В. Сутееву |
Переговоры и заключение договора по сотрудничеству между ГБОУ Школа №1381 ДО "Колобок" и Библиотека № 68 | Заключение договора по сотрудничеству |
Коворкинг в библиотеке Составление программы работы по литературному развитию детей (педагоги и библиотекари) Библиотека №68 | Программа литературного развития детей |
Акция ЛИБМОБ на Фестивале МРСД Блиц-опрос жителей района "Знаете ли вы дорогу в библиотеку?" (Кто знает - получает смайлик, кто не знает - получает рекламу с адресом библиотеки) | Повышение имиджа библиотеки |
Фестиваль МРСД (Межрайоного совета директоров) "Наши общие возможности - наши общие результаты" Медиапутешествие "Владимир Сутеев - замечательный автор добрых сказок" Библиотека №68 в гостях у детей Медведева Ирина Александровна - гл.библиотекарь Степанова Елена Викторовна - гл.библиотекарь Панферова Екатерина Сергеевна - библиотекарь 2 кат. | Расширение представлений и интереса детей и родителей к чтению |
Создание семейной библиотеки "Дом сказок Владимира Сутеева" (книги-малютки, книги-великаны, старинные экземпляры сказок В. Сутеева) | Приобщение семей к чтению |
Создание детско-родительского читательского клуба "Вместе с книгой мы растём" (члены клуба: семьи и педагоги) | Приобщение семей к чтению, Возрождение традиций семейного чтения |
Буккросинг сказок Владимира Сутеева "Весёлое путешествие книг" (Прочитали сказку В. Сутеева в одной группе, передайте другой группе) | Приобщение детей к чтению |
Путешествие в мир иллюстраций "Художник - сказочник Владимир Сутеев" Библиотека №68 в гостях у детей Медведева Ирина Александровна - гл.библиотекарь Степанова Елена Викторовна - гл.библиотекарь Панферова Екатерина Сергеевна - библиотекарь 2 кат. | Приобщение детей к чтению |
Библиотечный квилт (информационный яркий стенд, посвящённый творчеству В. Сутеева) | Приобщение семьи к чтению |
Литературный музей "Редкие фотографии и факты из жизни В. Г. Сутеева (В семейной библиотеке "Дом сказок Владимира Сутеева") | Приобщение детей к чтению, развитие любознательности |
Детско-родительский читательский клуб "Вместе с книгой мы растём" Гурман-вечер любителей сказок Сутеева | Приобщение семьи к чтению |
Дни открытых дверей В рамках школьной предметной недели "Неделя русского языка и литературы" (взаимодействие педагогов с детьми в процессе ознакомления со сказками В. Сутеева) Гости работники библиотеки и учителя начальной школы | Приобщение детей к чтению |
Флешбук (презентация книги) В. Сутеев "Кораблик" 65 лет со дня издания книги (1953 год) + мастер-класс + мультфильм Библиотека №68 | Приобщение детей к чтению, развитие внимания и любознательности |
Детско-родительский читательский клуб "Вместе с книгой мы растём" "Держу в руках своё детство" (рассказ взрослого о книге своего детства, об отношении к книге, о бережном отношении к ней) | Приобщение семьи к чтению. Осознание бережного отношения к книгам |
Дискуссионные качели "Чему учат сказки Сутеева?" Простые истины сказок В. Сутеева (с участием работников библиотеки) | Приобщение семьи к чтению. Осознание ценности сказок Сутеева |
"ВО!круг книг Сутеева Детско-родительские проекты "Книги своими руками" (изготовление книг-самоделок, книг-вырубок и лепбуков по сказкам В. Сутеева | Приобщение семьи к чтению, развитие творческих способностей и креативности |
День рождения книги В. Сутеев "Две сказки про карандаш и краски" 65 лет со дня издания книги (1954 год) + викторина + мультфильм Библиотека №68 | Приобщение детей к чтению |
Выставка-загадка в семейной библиотеке "Дом сказок Владимира Сутеева" (Загадки по произведениям В. Сутеева, которые дети должны отгадать и найти в библиотеке) ДО "Колобок" | Приобщение детей к чтению, развитие внимания и памяти |
Арт-пространство "В карусели сказок Сутеева" (Выставка детских работ и работ родителей. Иллюстрации по сказкам В. Сутеева ) | Приобщение детей к чтению, развитие эстетического вкуса и внимания |
Детско-родительский читательский клуб "Вместе с книгой мы растём" Литературное караоке (музыкальные отрывки, которые характеризуют героев сказок Сутеева) | Приобщение детей к чтению, развитие музыкального слуха |
Компетенция "Графический дизайн" "Афиша к театральному фестивалю" (создание с детьми и родителями афиши из разных материалов) | Приобщение детей к чтению, развитие творческих способностей, работа в команде |
Литературная печа-куча (презентация книги) В. Сутеев "Капризная кошка" 60 лет со дня издания книги (1959 год) + мастер-класс +мультфильм Библиотека №68 | Приобщение детей к чтению |
Детско-родительский читательский клуб "Вместе с книгой мы растём" Библиофреш "Дегустация и апробация детьми литературных новинок по сказкам Сутеева" (книги - пазлы, серия "Сам читаю по слогам", "Чтение в картинках", "Расскажи сказку по картинкам", развивающие пазлы из серии "Лучшие сказки Сутеева", "Звучащие сказки", "Книжки с мягкими пазлами" и мн.др. (Совместно педагоги и работники библиотеки) | Приобщение семьи к чтению с интересом, развитие логического мышления, воображения, внимания, памяти, любознательности |
День рождения книги В. Сутеев "Под грибом: сказка - загадка" 60 лет со дня издания книги (1959 год) + просмотр мультфильма, созданного детьми старшего дошкольного возраста ДО "Колобок" (Гости - библиотекари, педагоги и родители) | Приобщение детей к чтению, развитие внимания и любознательности |
Детско-родительский читательский клуб "Вместе с книгой мы растём" «Книжкины именины» (посвящен Неделе детской и юношеской книги) Пусть эта «Книжкина неделя» Продлится только до апреля. Но вы, читающий народ, Любите книгу круглый год! | Приобщение семьи к чтению и литературным традициям страны развитие любознательности |
Неделя театра Театральный фестиваль сказок В. Сутеева "Наш весёлый сказочный балаганчик" Спектакли представляют дети разного возраста (приглашаем родителей и библиотекарей) | Приобщение детей к чтению, развитие индивидуальных способностей |
Международный день детской книги Праздник книги В. Сутеев "Палочка-выручалочка" 55 лет со дня издания книги (1964 год) + интерактивные игры +рисование Библиотека №68 | Приобщение детей к чтению и литературным традициям мира и страны |
Фотовыставка "Сказки Сутеева в объективе" (фотовыставка после театрального фестиваля) | Приобщение детей к чтению |
Выставка-викторина в семейной библиотеке "Дом сказок Владимира Сутеева" (Вопросы по произведениям В. Сутеева, которые дети должны отгадать и найти в библиотеке) ДО "Колобок" | Приобщение детей к чтению, развитие внимания и памяти |
"ВО!круг книг Сутеева Презентация книг детско-родительских проектов "Книги своими руками" Гости - библиотекари, дети, родители и педагоги | Приобщение семьи к чтению, развитие свободной творческой личности |
Детско-родительский читательский клуб "Вместе с книгой мы растём" Литературный каламбур (произведения с похожим сюжетом) Сказка В. Сутеева "Под грибом" и русская народная сказка "Теремок" | Приобщение семьи к чтению, развитие внимания и логического мышления |
Квест по сказкам В. Сутеева "Знатоки сказок" Библиотека №68 | Приобщение детей к чтению, развитие логического мышления |
PR - акция "Библиотека лучший друг" (Приурочена к Общероссийскому Дню Библиотек и Юбилею библиотеки "Зелёный Лось" - 80 лет!) Активные семьи (родители и дети) раздают прохожим буклеты о библиотеке "Зелёный Лось". - новая система автоматизированной книговыдачи - новый единый читательский билет - высокий уровень комфорта - коворкинг для деловых людей - интересные кружки и мастер-классы - детская игровая комната - доступ к "ЛитРес: Мобильная библиотека - Развивающие квесты | Повышение имиджа библиотеки |
Детско-родительский читательский клуб "Вместе с книгой мы растём" Семейное чтение вслух и обыгрывание сказок Сутеева (Традиции семейного чтения) | Возобновление традиций семейного чтения |
Юбилей любимой библиотеки "Юбилей в кругу друзей. Библиотеке 80 лет!" (Подарки от детей, родителей и педагогов "Книги своими руками" в дар библиотеке) | Приобщение семьи к чтению Повышение имиджа библиотеки |
День самоуправления в библиотеке 27 мая - Общероссийский День библиотек. Семья (взрослые и дети) заменяют библиотекарей | Повышение имиджа библиотеки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению"
Неплохая консультация, будет полезна для обей информации...
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным мн...
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг
Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками -...
Приемы работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению
В данном материале описаны основные рекомендации, соблюдение которых позволит привить любовь детей дошкольного возраста к книге. Думаю, статья будет интересна как педагогам, так и родителям....
Родительское собрание "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг"
Цель: развитие интереса к художественной литературе и речевой активности. Задачи: 1. обогатить лексику, помочь...
«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению в процессе организации совместной деятельности педагогов родителей и детей»
Книга - великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас....
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.
Материал приобщения дошкольников к любви к чтению....