Проект по поликультурному воспитанию "Музыкальная культура Осетии"
проект (старшая группа)

Проект по поликультурному воспитанию "Музыкальная культура Осетии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzykalnaya_kultura_osetii_nazarova.docx47.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

муниципального образования «Гусевский городской округ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №14»

238055, Калининградская  область, г. Гусев, ул. Ульяновых, д.18А

Тел./факс 8 (40143) 3-33-20

 

 

 

Регистрационный номер №                                                                  

 

 

«Музыкальная культура Осетии»

 (Творческий проект по поликультурному воспитанию дошкольников

 на основе изучения музыкального искусства Осетии)

 

Срок реализации: 1 год  

Возраст детей: 5-6 лет  

Разработчик:            

                                                                                             

Назарова М.Н.

музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №14»

 

                                                         

                                                              г. Гусев

2021 г.  


Проект «Музыкальная культура Осетии»

Актуальность:

Исторически сложилось, что в России проживает множество разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливает огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Поликультурное воспитание – это залог успешного обучения детей в школе, поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры. Сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением, известного исследователя поликультурного воспитания детей Э.К. Сусловой, обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста. Это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятие многообразия и специфичности этнических культур, воспитание доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

Именно поликультурное воспитание помогает решить вопросы, связанные с формированием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности. Весьма важным является то, что поликультурное воспитание помогает не только познавать особенности других народов, но находить схожие, общие черты, которые способствуют возникновению взаимопонимания, единению. А что может объединить лучше, чем музыка, беспрепятственно и глубоко проникающая в юные сердца. Народные музыкальные произведения обладают большими воспитательными возможностями. Знакомство детей с музыкально-эстетическими традициями различных этносов, воспитывает лучшие нравственные и эстетические качества, духовно обогащает дошкольников, развивают в них способность сопереживать людям, ценить и любить человека, окружающую природу, способствует формированию интернационального и национального самосознания.

Вид проекта: Творческий.

Тип проекта: Долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители воспитанников.

Цель: Создание условий для воспитания учащегося, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Задачи проекта:
Для детей:

  • знакомить детей с музыкальным искусством осетинского народа;
  • формировать умение различать ритмические, мелодические особенности осетинской музыки;
  • формировать интерес к музыкальной культуре Осетии;
  • расширять знания детей о многообразии национальных осетинских музыкальных инструментов;
  • знакомить детей с элементами осетинских танцев;
  • воспитывать уважение к музыкальному наследию своего и иных народов;
  • воспитывать позитивное отношение к особенностям осетинской музыкальной культуры;
  • формировать умение взаимодействовать с взрослыми и с детьми;
  • создать условия для формирования ценностей красоты, народной музыки, творчества.

Для педагогов:

  • формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями;
  • способствовать проявлению активности и инициативности, созданию атмосферы сотрудничества.

Для родителей:

  • повышать педагогическую культуру родителей на основе погружения в осетинскую культуру;
  • привлекать к активному участию в проекте.

План реализации проекта: 

  • знакомство с музыкальной культурой Осетии.
  • рассматривание иллюстраций с изображениями природы Осетии, национальных костюмов и музыкальных инструментов;
  • слушанье вокальных и инструментальных произведений осетинского народа;
  • знакомство с национальными танцами Осетии – просмотр видео;
  • чтение стихотворений осетинских поэтов;
  • чтение и инсценирование осетинских сказок;
  • знакомство с музыкальными осетинскими народными играми;
  • организация мини-музея в группе «Моя Осетия»;
  • беседы о своеобразии народной осетинской музыки;
  • художественное слово об Осетии.
  • просмотр презентации на мультимедиа «Осетинские музыкальные инструменты».
  • рисование на свободную тему в процессе прослушивания осетинской музыки
  • дидактические игры по ознакомлению детей с особенностями музыкального искусства Осетии – на развитие чувства ритма, определение исполнительского состава;
  • проведение ОД «Сила в дружбе» по мотивам Осетинской народной сказки «Что дороже?»
  • проведение итогового мероприятия проекта: фестиваль  «Народы России».

Этапы реализации проекта

Способы реализации

Цели

Участники

Сроки реализации

1 ЭТАП

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Анализ воспитательного процесса по данной теме

2. Анкетирование родителей

3. Создание творческой группы из воспитателя, музыкального руководителя и родителей с целью составления плана мероприятий проекта

4. Организация развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта в группе

5. Создание наглядно-дидактических пособий для проведения ООД

6. Создание компьютерной презентации «Осетинские музыкальные инструменты».

7. Создание материалов для заочного консультирования родителей

8. Создание мини-музея ДОУ «Осетия»

9. Систематизация методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников

Погружение педагогов и родителей в ценностное содержание проекта с целью осмысления его содержания. Информирование родителей о предстоящей проектной деятельности.

Диагностика родителей с целью определения степени заинтересованности, определение перспектив работы.

Воспитатель, музыкальный руководитель, родители

Сентябрь

2 ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

1. Образовательная деятельность по теме «Осетинская музыка»: рассматривание иллюстраций с изображением осетинский национальных музыкальных инструментов, слушанье осетинской народной колыбельной «Алолай»,

Разучивание хороводного танца «Симд», «Хонга-кафт», подвижных игр «Чепена», «Слепой медведь»

сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, дидактические игры, ситуативные беседы,

чтение стихов осетинского поэта Коста Хетагурова, народных осетинских сказок;

2. Оформление консультаций для родителей музыкальному искусству Осетии, о способах знакомства с ним детей.

3. Онлайн мастер- класс для родителей воспитанников по реализации проекта.        

4. Проведение ОД «Сила в дружбе»

Погружение воспитанников, педагогов и родителей в ценностное содержание проекта.

Погружение родителей в ценностное содержание проекта

Информирование родителей о ходе проектной деятельности.

Погружение воспитанников в ценностное содержание проекта

Музыкальный руководитель,

Музыкальный руководитель,

воспитанники,

специалисты ДОУ.

Октябрь - Январь

Январь

Февраль

3 ЭТАП

ЗАВЕРШАЮЩИЙ

1. Участие в фестивале «Народы России».

2. Проведение итогового мероприятия для воспитанников и их родителей - «Осетия! Прекрасный, горный край»  

3.  Оформление и презентация выставки рисунков воспитанников «Осетинские хороводы»

4. Оформление и презентация выставки рисунков воспитанников и их родителей «Музыкальные осетинские инструменты »

5. Обобщение опыта работы по проекту - создание презентации реализованного проекта, анализ проделанной работы, обсуждение итогов проектов.

Погружение в ценностное содержание проекта. Создание условий для формирования со-бытийной детско – взрослой общности.

Популяризация результатов проекта.

Анализ результатов проекта.

Музыкальный руководитель, воспитатель, воспитанники, родители

Май

       

Системная паутинка проекта

Образовательная деятельность

Задачи

Ценностная составляющая

Виды деятельности, методы, формы

Социально-коммуникативное развитие

Создавать условия для воспитания ценностного отношения и уважения к музыкальной культуре Осетии, воспитание позитивного отношения к культурным отличиям осетинского народа у детей дошкольного возраста. Развивать коммуникативную культуру детей, формировать навыки доброжелательного общения.

Красота

Родина

Творчество

Природа

Мастерство

ОД: «Колыбельные Осетии»               Беседы: «своеобразие мелодического и ритмического рисунка в осетинской музыке», «Осетиские хороводы»

Презентации: «Музыкальные осетинские инструменты », «Элементы осетинского народного танца»

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей «Знакомство с целями и задачами проекта»

Познавательное развитие

Создавать условия для познания окружающего мира.

Формировать представления о социокультурных ценностях, традициях осетинского народа. Воспитывать ценностное отношение к окружающему миру, осетинской природе.

Любознательность

Красота

Гармония

Аккуратность Терпение Старание

Экспериментальная деятельность.  

Рассматривание иллюстраций, образцов осетинского орнамента

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Угадай на чем играю», «Угадай мелодию – русская или осетинская», «Разрезные картинки с музыкальными осетинскими инструментами», «Музыкальное лото», «Веселые ритмы»,

Взаимодействие с родителями

Изготовление дидактических игр

Речевое развитие

Создавать условия для формирования словаря, развития связной речи, грамматического строя звуковой культуры речи.

Создавать условия для развития интереса к чтению художественной литературы, умения внимательно слушать и следить за развитием сюжета.

Родина

Слово

Доброта

Культура общения

Знакомство с названиями осетинских народных инструментов, танцев, песен, игр, приветствием на осетинском языке.

Чтение

осетинских народных сказок.

Чтение стихов «Моя Осетия» Рябов Владимир

«О несказанные Осетии красоты!»

Мераб Зассеты; «Я не поэт, я просто сын твой» Мераб Зассеты «Я живу в родном краю»; Агузарова-Левакова Людмила

Сказка «Человек, говорящий спасибо»

Взаимодействие с родителями

Совместный с детьми поиск и разучивание стихотворений об Осетии

Художественно –эстетическое развитие

Воспитывать ценностное отношение к музыкальной культуре Осетии. Формировать представления об эстетических ценностях и идеалах посредством различных видов искусства.

Красота

Любовь

Терпение

Творчество

Искусство

Родина

Продуктивная деятельность

Рисование национальных музыкальных осетинских инструментов.

 Рисование на тему «Осетинские праздники»

Рисование на тему «Осетинские хороводы»

Музыкальная деятельность

Прослушивание колыбельной песни «Алолай».

Знакомство со звучанием осетинской арфы, свирели, бубна, гармошки.

Разучивание песни «Верные друзья».

Двигательная деятельность

Разучивание хороводного танца «Симд», танца-приглашения «Хонга-кафт».

Взаимодействие с родителями

Совместное изготовление рисунков. Помощь в оформлении выставки

Физическое развитие

Создавать условия для формирования ценностного отношения к здоровью, развития физических качеств.

Сообщество, Доброжелательность

Самовыручка

Народные подвижные игры:

«Чепена», «Слепой медведь», «Барсы в пещерах», «Водопад и ветер», «Волк и ягнята».

Взаимодействие с родителями

Участие в играх во время развлечений и праздников.

Ожидаемые результаты:

  • дети научатся на слух определять осетинскую музыку;
  • получат базу знаний о музыкальной культуре осетинского народа;
  •  научатся различать ритмические, мелодические особенности осетинской музыки;
  • приобретут интерес к музыкальной культуре Осетии;
  • познакомятся с различными национальными осетинскими музыкальными инструментами;
  • освоят основные элементы осетинских танцев;
  • приобретут уважение к музыкальному наследию своего и иных народов;
  • сформируют позитивное отношение к особенностям осетинской музыкальной культуры;
  • повысят качество взаимодействия с взрослыми и с детьми;
  • у детей появится желание использовать осетинские игры, песни, танцы в самостоятельной музыкальной деятельности, раскроются творческие способности;
  •  появится чувство уважения к осетинскому народу, его культуре.

Перспектива данной деятельности:

 Использование продуктов деятельности детей в оформлении группы, зала во время проведения праздников и развлечений, в качестве подарков гостям. Создание мини-музея в детском саду. Пополнение мини-музея экспонатами.

Заключение

    В познавательно-творческом проекте «Музыкальная культура Осетии» большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, к природе, уважения к музыкальной культуре осетинского народа. Проект направлен на поддержку детских инициатив, развитие творческих способностей, нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств дошкольников, воспитание ответственности, любознательности, доброжелательности, терпения, позитивного отношения к иным народам. Включение родителей в образовательный процесс способствует увеличению доли семей, заинтересованных в духовно-нравственном и эстетическом воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по поликультурному воспитанию "Если мы едины - мы непобедимы"

Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном вос...

Проект по поликультурному воспитанию "Дом Дружбы"

Для педагогов . работающих  по поликультурному воспитанию с дошкольниками....

Проект по поликультурному воспитанию в первой младшей группе.

Проект  по поликультурному воспитаниюв первой младшей группе. «Русские народные потешки». Актуальность проекта:            В совре...

Проект по поликультурному воспитанию в первой младшей группе.

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнок...

Проект по поликультурному воспитанию дошкольников "Мы и мир вокруг нас". Подготовительная к школе группа.

Проект по поликультурному воспитанию дошкольников для детей подготовительной к школе группы....

В рамках проекта «Применение поликультурных практик в музыкально — игровой и познавательной деятельности.Сценарный план итогового занятия с использованием поликультурной практики «Осень бывает разной». Для детей старшего возраста 5-7 лет.

Что такое культурная практика?Культурная практика – этоЭто обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.Это разнообразные, основанные на текущи...