В рамках проекта «Применение поликультурных практик в музыкально — игровой и познавательной деятельности.Сценарный план итогового занятия с использованием поликультурной практики «Осень бывает разной». Для детей старшего возраста 5-7 лет.
методическая разработка по музыке (старшая группа)
Что такое культурная практика?
Культурная практика – это
Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.
Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.
Это обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с жизненным содержанием его бытия и события с другими людьми.
Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т.п.
Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
В нашем саду мы занимались разработкой и апробацией информационно-коммуникативных технологий в организации поликультурных практик в музыкально-игровой и познавательной деятельности детей, направленных на активизацию каждого дошкольника; Апробация личностно-ориентированных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках проекта «Применение поликультурных практик в музыкально — игровой и познавательной деятельности для решения задач формирования активности, самостоятельности и инициативности дошкольников».Предлагаю сценарный план итогового занятия с использованием поликультурной практики «Осень бывает разной» (Для детей старшего возраста 5-7 лет.)
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Что такое культурная практика?
Культурная практика – это
- Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.
- Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.
- Это обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с жизненным содержанием его бытия и события с другими людьми.
- Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т.п.
- Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
В нашем саду мы занимались разработкой и апробацией информационно-коммуникативных технологий в организации поликультурных практик в музыкально-игровой и познавательной деятельности детей, направленных на активизацию каждого дошкольника; Апробация личностно-ориентированных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках проекта «Применение поликультурных практик в музыкально — игровой и познавательной деятельности для решения задач формирования активности, самостоятельности и инициативности дошкольников».Предлагаю сценарный план итогового занятия с использованием поликультурной практики «Осень бывает разной» (Для детей старшего возраста 5-7 лет.)
Картины для сравнения
Русские художники: Александр Мицник «Осень» и Иссак Левитан « Золотая Осень»
Художник Александр Мицник- «Осень» Художник Исаак Левитан- «Золотая Осень»
В рамках проекта «Применение поликультурных практик в музыкально — игровой и познавательной деятельности для решения задач формирования активности, самостоятельности и инициативности дошкольников»
Сценарный план итогового занятия с использованием поликультурной практики «Осень бывает разной».
Для детей старшего возраста 5-7 лет.
Авторы составители:
Музыкальный руководитель
Захарова Евгения Владимировна.
Цель: раскрытие эмоционально-творческого потенциала ребенка.
Задачи:
Образовательная:
- способствовать обмену информацией о осени, как о времени года;
- побуждать детей к восприятию классической музыки, высказываться о своих музыкальных впечатлениях;
- стимулировать познавательную активность детей посредством постановки проблемных задач, приобщать к исследовательской деятельности.
Развивающая:
- развивать творческое воображение, возможность проявления творческой инициативы в разнообразных видах импровизации
Воспитательная:
- воспитывать навыки сотрудничества, активности, ответственности, выдержки, культуры общения.
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
Методы и приемы:
Проблемные вопросы и ситуации, совместное целеполагание, ИКТ, коммуникативная, дидактическая,
сюрпризный момент, конструирование нетрадиционным способом.
Материал:
мультимедийное пособие «Времена года», экран, ноутбук, столы по количеству детей, по 2 стула к каждому столу, на каждый стол степплер, клей, иголка с ниткой, картон, цветная бумага, лоскуты тканей, вуаль, шляпы, ободки, тесьма, ленты, шарфы, разноцветные листья из бумаги, фольга, гофрированная бумага, фломастеры, акварель, кисточки, цветные карандаши, набор гримировальных красок.
Условия организации | Самоопределение (Выбор ребенком вида музыкальной деятельности/репертуара/партнера и т.д.) | Самореализация (Непосредственная детская деятельность с продуктом) | Саморазвитие (Задание для самостоятельной проработки) |
1.Количество педагогов: (музыкальный руководитель, воспитатель, хореограф, воспитатель по изобразительной деятельности) 2.Количество помещений в ДОО: (музыкальный зал, групповое помещение, изостудия) | 1. Распределения ролей: – Два разнохарактерных образа Осени. 2.Выбор детской деятельности: -музыкально-игровая, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора 3.Выбор материалов для моделирования одежды. Выборов атрибутов для музыкально-игровой деятельности. | 1.Беседа по картинам 2.Слушание классического произведения Ф.Шопена «Ноктюрн». 3.Отгадывание загадки 4.Деятельность по выбору: 4.1 Музицирование: Игра на музыкальных инструментах 4.2 Танцевальная импровизация «Осенний листопад». 4.3 Изобразительная деятельность «Осень бывает разной» 4.4 Модельный показ образа «Осень -грустит», Осень-смеётся» | 1.Рассматривание двух осенних картин, русских художников. 2.«Осень бывает разной» - рисование картин. 3. Конструирование и моделирование платья осени, и в целом всего образа. 4.Составление мнемодорожки , к выбранному произведению. 5.Составление партитуры игры на музыкальных инструментах. 6. Составление схемы танцев. |
Изо деятельность, конструирование- моделирование. | Художественное слово Ведущая: Посмотрите-ка, ребята, как красиво сегодня в нашем зале! Сколько кругом разноцветных листьев! Что же за Время года у нас наступило? Конечно, «Разноцветная осень»! Какая же она может быть разная! Чем может она нас порадовать? Посмотрите, сколько на наших деревьях еще осталось красивых, разноцветных, осенних листьев.(Беседа) Ведущая: Быстро лето улетело перелетной птицей вдаль. Ведущая: Ребята, а какая бывает Осень? (Ответы детей) Да, она может быть очень разной! Перед вами две картины. На картине №1 художника Александра Мицника- «Осень»- серая, дождливая, унылая, листва практически облетела ,скорее всего это поздняя Осень! А нам хочется ,что она была солнечная, нарядная, тёплая, как на картине №2 И.Левитана «Золотая осень» | Музыкально- ритмические движения | Музыкальные инструменты |
Ведущая: Ребята, какими средствами выразительности мы можем её разукрасить?» Ответы детей: кисточкой и красками ,музыкальными инструментами, танцами, внести солнечный свет и т.д | |||
Разделение на подгруппы на основе выбора вида деятельности. Ведущая: У вас на спинке стульчиков листья, разных цветов, возьмите их и поднимите вверх! Разделитесь на команды по цвету листочка! Кем Вы хотели бы сегодня стать? (дети делятся на команды)
Музыкант создает образ звуками, хореограф движениями, художник цветом и линией, поэт словом. | |||
Игровая мотивация для восприятия интегрированного художественного образа | |||
Звучит муз.Ф.Шопен «Ноктюрн» - видео «Осенние картины» | |||
Какие средства выразительности можно использовать для создания художественного образа «Осень в лесу» | |||
Воспитатель по ИЗО: Какие цветами мы можем превратить хмурую и дождливую осень, в яркую, тёплую и солнечную! Подумайте и выберите, какие краски вы будете использовать для фона, осеннего листопада, солнышка. Какие техники можно использовать? 1.Показ техники Какое у Осени платье? (2 желающих, которые попробуют себя в роли модельеров и будут сейчас создавать образ осени из приготовленных заранее лоскутов ткани, ободков , шляп, или кокошников, туесков, вуали, цветных пакетов, бус и т.д) 2.Рассматривание и выбор материалов. 3. Примерка. | 1.Выбор стихотворения к первой картине 2. Выбор картинок, какие образы из стихотворения понравились . 3.Выбор символов и пробы интонационной выразительности произнесении фраз | Хореограф: Мне Осень вот эту корзинку дала! (Солнце).К то хочет быть нашим солнышком и согревать наши листочки? (Звучит музыка с видеофайлом: дети представляют себя осенними листочками, выбирают атрибут на выбор :листочки, ленточки, платочки, шарфики определнного цвета) (Импровизация и передача характера музыкального произведения через движения ). 1.Подбор атрибутов для танца. 2.Пробы танцевальных движений. 3. Рассматривание картинок для составления общей схемы коллективного танца | 1.Подбор музыкальных инструментов, показ звукоизвлечения. 2.Воспроизведение ритма на инструментах. 3. Окончательный отбор инструментов, определение групп инструментов в ансамбле. |
3.Решение проблемы. Разделение по секциям | |||
Звучит муз.Ф.Шопен «Ноктюрн» | |||
1. Выбор техники рисования 2. Изготовление двух разных образов Осени: - выбор цветовой гаммы; - конструирование модели платья, головного убора; - | Составление мнемодорожки , с подбором символов интонационной выразительности | Составление рисунка танца фиксация символами на наборном полотне | Составление партитуры на мольберте |
Обобщить представления о средствах художественной выразительности | |||
Рассматривание получившейся картины. Показ 2х разных образов Осени- яркая, тёплая, солнечная. Осень-Хмурая, дождливая, серая, холодная. (как а картинах) | Презентация мнемодорожки | Презентация общей схемы танца | Презентация полученной партитуры |
Интерпретация художественного образа в детских видах деятельности | |||
Звучит муз.Ф.Шопен «Ноктюрн» | |||
Презентации 1 картины и первого образа «Осени- дождливой» | Мелодекламация стихотворения по цепочке | ||
Презентации 2 картины и второго образа «Осени яркой и солнечной» | Импровизация под музыку коллективного танца | Игра на инструментах с дирижером |
Список литературы:
1. Лыкова И.А., Протасова Е.Ю. Культурные практики в детском саду: Современный подход и возможные трактовки. Научно- методический журнал «Детский сад: теория и практика» 2015 №5
2. Теплова А.Б. Культурные практики детства. Журнал «Детский сад: Теория и практика» 2015 №5
3. Корепанова М.В. Культурные практики как основа проектирования образовательной деятельности дошкольников. Журнал «Детский сад: теория и практика» 215 №5
4. Евдокимиова Е.С. «Поликультурная компетентность воспитателя как условие развития психологически безопасной среды в многонациональной группе дошкольного учереждения»-2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подарки осени" Конспект НОД для детей старшего возраста с использованием ИКТ(информационно-коммуникационных технологий).
Занятие проводилось с детьми старшего возраста, у которых тяжелые нарушения речи. Цель: закрепление знаний детей об осеннем времени года в разных видах музыкальной деятельности.Задачи:Развитие эмоцион...
Конспект открытого занятия с использованием современных образовательных и здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Мы – изобретатели»
Конспект открытого занятия с использованием современных образовательных и здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста.Тема: « Мы – изобретатели»...
План - конспект занятия по лексической теме «Лес осенью. Грибы и ягоды» в старшей логопедической группе для детей с ОНР.
План - конспект занятия по лексической теме «Лес осенью. Грибы и ягоды» в старшей логопедической группе для детей с ОНР....
Конспект открытого познавательного – речевого занятия с использованием нетрадиционных методов и интегративного подхода для детей среднего возраста на тему: «Приключение волшебного клубочка» (с демонстрацией видеосъёмки родителям воспитанников)
Каждому родителю интересно знать как проходят заняттия в ДОУ, но к сожалению в период пандемии провести открытое занятие для родителей невозможно. Поэтому мы сняли занятие на видео и послали каждому ж...
Конспект занятия "Игра с Мишкой" (в рамках проекта "Мои первые стихи" -по стихам Агнии Барто из цикла "Игрушки") план-конспект занятия по логопедии (младшая группа)
Данное занятие позволяет решить комплекс задач коррекции речи детей 3-4 лет с ТНР: совершенствовать понимание речи, активизировать речевую активность, развивать фонематическое восприятие. И всё это ре...
Конспект физкультурного занятия с использованием ИКТ и инновационных здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста и взаимодействие с музыкальным руководителем «Волшебство цирка»
Цель: создание благоприятных условий для полноценного физического развития детей в воспитательно-образовательном процессе и укрепление здоровья детей.Задачи:развить двигательные качества, координ...