Проект по поликультурному воспитанию в первой младшей группе.
проект (младшая группа) по теме

Попова Любовь Ивановна

Проект  по поликультурному воспитанию

в первой младшей группе.

 

«Русские народные потешки».

 

Актуальность проекта:

            В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес к национальной культуре. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "Законе об образовании", "Концепции государственной национальной политики", "Концепции модернизации структуры содержания российского образования до 2010 года".

         Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства

 

Цель:

Знакомить детей с потешками как жанром устного русского народного творчества

 

Задачи:

·        Повышать интерес к русским народным потешкам.

·        Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации.

·        Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

·        Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки. 

·        Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.

·        Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения. 

 

Тип проекта: познавательно - игровой.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: воспитатели группы, специалисты ДОУ, родители и дети первой младшей группы.

Предполагаемый результат:

1.     Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.

2.     Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.

1-й этап. ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА

·         подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту детей;

·         составить картотеку потешек  для всех режимных моментов;

·         подобрать иллюстрированный материал к  фольклорным произведениям.

·          презентация проекта, открытое занятие.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ

1.     Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.

2.     Беседы по содержанию потешек.

3.     Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».

4.     Физкультурное занятие «На бабушкином дворе».

5.     Дидактические и развивающие игры: «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и собери», развивающее лото «Животные и птицы».

6.     Чтение потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как по снегу, по метели трое саночек летели», «Чики-чики-чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь.'», «Божья хороша» и т. д.

7.     Изготовление руками детей оладушек и крендельков, заборчика для домика петушка и улитки из пластилина; рисование пальчиками («У меня живет козленок», «Идет дождь», «Снежинки как пушинки») и ладошками («Петушок»).

8.     Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ

1.     Чтение потешек детям дома.

2.     Заучивание потешек вместе с детьми.

3.     Участие в подборе иллюстраций по ознакомлению с потешками.

 

 

 

 

2-й этап. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА

На основном этапе в первой младшей группе организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты

 

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Игровая деятельность

Дид. игры: «Помоги петушку», «Курочка и цыплята», «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?», «Что изменилось?», «Кто что ест?», «Ребятам о зверятах», «Ехали мы, ехали», «На лошадке, на коровке», «Кукла Катя идет на прогулку»,
 

Рисование

«Раскрасим коню хвост», «У меня живет котенок», «Идет дождь» (пальчиками), «Петушок» (ладошкой).

Лепка

«Испечем оладушки», «Лучики для солнышка», «Заборчик у домика Петушка», «Кузовок для лисы», «Угостим Петушка горохом».

Конструирование

«Кровать для куклы», «Диван для дочки», «Домик для кота»

Ознакомление с худ.литературой

Чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписи потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Солнышко - вёдрышко», «Чики-чики-чикалочки», «Обновки», «Как у нашего кота»,  «Киска, киска, киска брысь!».

Театрализованная деятельность

Драматизация потешек. Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Вышла курочка гулять», «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Водичка, умой мое личико».

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций и беседы о транспорте, животных, птицах, о предметах одежды; о характеристике и свойствах воды, снега. Экспериментирование с водой и снегом. Знакомство с огурцом. Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках».Игры с сюжетными картинками «Кто что делает?» Наблюдение на прогулке за явлениями живой и не живой природы, за повадками и поведением птиц, животных.

Физическое развитие

Занятия: «На бабушкином дворе», «Жили у бабуси веселые гуси».

Подв.игры: «Ладушки - оладушки», «Заинька, выйди в сад», «Идет коза рогатая».

Музыкальное развитие

Попевки: «Петушок»,

«Дин-дон, дин-дон, загорелся Кошкин дом».

Ритмика «На бабушкином дворе».

 Песни: «Серенькая кошечка», «Жили у бабуси два веселых гуся».

 

 

3-й этап. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

 

Непосредственная образовательная деятельность

«В гостях у Бабушки - Забавушки ».

Задачи:

1.     Расширять кругозор детей.

2.     Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя, делать элементарные выводы и умозаключения.

3.     Учить передавать характерные черты героев потешек с помощью мимики и жестов, подбирать необходимые атрибуты для своей роли.

4.     Воспитывать умение действовать согласованно с другими участниками театрализации.

Материал: дорожка, домик-модуль, кошка игрушка, птичка, красивый платок, курочка, чайник игрушечный, самовар, пироги (настоящие для угощения).

Непосредственная образовательная деятельность

Воспитатель в группе беседует с детьми.

Воспитатель. Ой, ребятушки, мои детушки. Нынче день у нас особенный, развеселый. Бабушка-Забавушка нас в гости приглашает. Пойдем к ней в гости.

Ответы детей.

Воспитатель. Да и как не пойти-то? Бабушка добрая, любит внучат и встречает так весело, так приветливо.

Дети входят в зал.

Воспитатель. Чтобы пройти к бабушкиному дому, мы пройдем вот по этой тропиночке.

Детки, детки маленьки,
Деточки удаленьки,
Пройдут по дорожкам,
Топнут, топнут ножками.
Топ! Топ! Той!

Дети с воспитателем идут дробным шагам Подходят к дому.

Воспитатель. А вот и бабушкин дом. Ждет, наверно, нас бабушка. Сейчас постучу.

Стучит.

Бабушка. Кто там? Иду-иду. Здравствуйте мои внучатки дорогие. Ждала вас всех в гости. А знаете, кто мне скучать не давал? Мой кот Васька ходил рядышком, да песенки пел. Хотите на моего кота посмотреть? Позовите его.

Дети зовут: «Кис-кис-кис!»

Бабушка. Вот и мой Васька. Какой он?

Дети: пушистый красивый.

Бабушка. Так и хочется его погладить. Дети гладят кота.

Бабушка. Кот мой непростой, а ученый. Он любит, когда про него стихи , да потешки рассказывают.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы
Глазки смелые, зубки белые.

Бабушка. Мой котик любит на дорожке лежать, развалится и мешает ходить?

Воспитатель: А наши детки знают, что нужно сказать котику, чтобы он на дорожке не лежал.

"Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!..."

Бабушка. Рано, рано по утру петушок просыпается и пением забавляется. А вы знаете потешку про него?

- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,

Масляна головушка,
Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,
Деткам  спать не даешь?

 

Бабушка. Вместе с петушком живет у меня курочка. Курочка выходи и ребятам покажись.

Курочка моя, умница моя
Вот пшено, водичка,
Дай ты мне яичко,
Умница моя.

Давайте для нее споем песенку «Вышла курочка гулять».

Исполняют песню.

Бабушка. Молодцы!

Бабушка. Веселые у меня внучата. Я с вами пела  и сама молодела. Все сюда вы выходите и со мною попляшите!

Под рус. нар музыку дети пляшут.

Бабушка. Устала, уморилась, но все равно, как хорошо с вами, внучатами.

 Воспитатель: Хорошо у тебя  Бабушка, только нам пора в детский сад

Бабушка. Бабушка -Забавушка хвалит детей за то, что они так хорошо рассказывали потешки, пели песенки

Будьте здоровыми,
Будьте счастливыми,
Будьте, как солнышко, красивыми.
До свидания мои милые внучатки!

Результаты работы:

Положительные эмоции, бодрое настроение детей, которое помогает овладевать родным языком, развивать память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать.

Самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и повседневную деятельность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_polikulturnomu_vospitaniyu.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  по поликультурному воспитанию

в первой младшей группе.

«Русские народные потешки».

Актуальность проекта:

        В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес к национальной культуре. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "Законе об образовании", "Концепции государственной национальной политики", "Концепции модернизации структуры содержания российского образования до 2010 года".

         Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства

Цель:

Знакомить детей с потешками как жанром устного русского народного творчества

Задачи: 

  • Повышать интерес к русским народным потешкам.
  • Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации.
  • Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса. 
  • Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки. 
  • Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.
  • Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения. 

Тип проекта: познавательно - игровой.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: воспитатели группы, специалисты ДОУ, родители и дети первой младшей группы.

Предполагаемый результат:

  1. Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.
  2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.

1-й этап. ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА 

  • подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
  • составить картотеку потешек  для всех режимных моментов;
  • подобрать иллюстрированный материал к  фольклорным произведениям.
  •  презентация проекта, открытое занятие.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ

  1. Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
  2. Беседы по содержанию потешек.
  3. Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».
  4. Физкультурное занятие «На бабушкином дворе».
  5. Дидактические и развивающие игры: «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и собери», развивающее лото «Животные и птицы».
  6. Чтение потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как по снегу, по метели трое саночек летели», «Чики-чики-чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь.'», «Божья хороша» и т. д.
  7. Изготовление руками детей оладушек и крендельков, заборчика для домика петушка и улитки из пластилина; рисование пальчиками («У меня живет козленок», «Идет дождь», «Снежинки как пушинки») и ладошками («Петушок»).
  8. Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Чтение потешек детям дома.
  2. Заучивание потешек вместе с детьми.
  3. Участие в подборе иллюстраций по ознакомлению с потешками.

2-й этап. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА

На основном этапе в первой младшей группе организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Игровая деятельность

Дид. игры: «Помоги петушку», «Курочка и цыплята», «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?», «Что изменилось?», «Кто что ест?», «Ребятам о зверятах», «Ехали мы, ехали», «На лошадке, на коровке», «Кукла Катя идет на прогулку»,

Рисование

«Раскрасим коню хвост», «У меня живет котенок», «Идет дождь» (пальчиками), «Петушок» (ладошкой).

Лепка

«Испечем оладушки», «Лучики для солнышка», «Заборчик у домика Петушка», «Кузовок для лисы», «Угостим Петушка горохом».

Конструирование

«Кровать для куклы», «Диван для дочки», «Домик для кота»

Ознакомление с худ.литературой

Чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписи потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Солнышко - вёдрышко», «Чики-чики-чикалочки», «Обновки», «Как у нашего кота»,  «Киска, киска, киска брысь!».

Театрализованная деятельность

Драматизация потешек. Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Вышла курочка гулять», «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Водичка, умой мое личико».

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций и беседы о транспорте, животных, птицах, о предметах одежды; о характеристике и свойствах воды, снега. Экспериментирование с водой и снегом. Знакомство с огурцом. Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках».Игры с сюжетными картинками «Кто что делает?» Наблюдение на прогулке за явлениями живой и не живой природы, за повадками и поведением птиц, животных.

Физическое развитие

Занятия: «На бабушкином дворе», «Жили у бабуси веселые гуси».

Подв.игры: «Ладушки - оладушки», «Заинька, выйди в сад», «Идет коза рогатая».

Музыкальное развитие

Попевки: «Петушок»,

«Дин-дон, дин-дон, загорелся Кошкин дом».

Ритмика «На бабушкином дворе».

 Песни: «Серенькая кошечка», «Жили у бабуси два веселых гуся».

3-й этап. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

Непосредственная образовательная деятельность

«В гостях у Бабушки - Забавушки ».

Задачи:

  1. Расширять кругозор детей.
  2. Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя, делать элементарные выводы и умозаключения.
  3. Учить передавать характерные черты героев потешек с помощью мимики и жестов, подбирать необходимые атрибуты для своей роли.
  4. Воспитывать умение действовать согласованно с другими участниками театрализации.

Материал: дорожка, домик-модуль, кошка игрушка, птичка, красивый платок, курочка, чайник игрушечный, самовар, пироги (настоящие для угощения).

Непосредственная образовательная деятельность

Воспитатель в группе беседует с детьми.

Воспитатель. Ой, ребятушки, мои детушки. Нынче день у нас особенный, развеселый. Бабушка-Забавушка нас в гости приглашает. Пойдем к ней в гости.

Ответы детей.

Воспитатель. Да и как не пойти-то? Бабушка добрая, любит внучат и встречает так весело, так приветливо.

Дети входят в зал.

Воспитатель. Чтобы пройти к бабушкиному дому, мы пройдем вот по этой тропиночке.

Детки, детки маленьки,
Деточки удаленьки,
Пройдут по дорожкам,
Топнут, топнут ножками.
Топ! Топ! Той!

Дети с воспитателем идут дробным шагам Подходят к дому.

Воспитатель. А вот и бабушкин дом. Ждет, наверно, нас бабушка. Сейчас постучу.

Стучит.

Бабушка. Кто там? Иду-иду. Здравствуйте мои внучатки дорогие. Ждала вас всех в гости. А знаете, кто мне скучать не давал? Мой кот Васька ходил рядышком, да песенки пел. Хотите на моего кота посмотреть? Позовите его.

Дети зовут: «Кис-кис-кис!»

Бабушка. Вот и мой Васька. Какой он?

Дети: пушистый красивый.

Бабушка. Так и хочется его погладить. Дети гладят кота.

Бабушка. Кот мой непростой, а ученый. Он любит, когда про него стихи , да потешки рассказывают.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы
Глазки смелые, зубки белые.

Бабушка. Мой котик любит на дорожке лежать, развалится и мешает ходить?

Воспитатель: А наши детки знают, что нужно сказать котику, чтобы он на дорожке не лежал.

"Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!..."

Бабушка. Рано, рано по утру петушок просыпается и пением забавляется. А вы знаете потешку про него?

- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,

Масляна головушка,
Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,
Деткам  спать не даешь?

Бабушка. Вместе с петушком живет у меня курочка. Курочка выходи и ребятам покажись.

Курочка моя, умница моя
Вот пшено, водичка,
Дай ты мне яичко,
Умница моя.

Давайте для нее споем песенку «Вышла курочка гулять».

Исполняют песню.

Бабушка. Молодцы!

Бабушка. Веселые у меня внучата. Я с вами пела  и сама молодела. Все сюда вы выходите и со мною попляшите!

Под рус. нар музыку дети пляшут.

Бабушка. Устала, уморилась, но все равно, как хорошо с вами, внучатами.

 Воспитатель: Хорошо у тебя  Бабушка, только нам пора в детский сад

Бабушка. Бабушка -Забавушка хвалит детей за то, что они так хорошо рассказывали потешки, пели песенки

Будьте здоровыми,
Будьте счастливыми,
Будьте, как солнышко, красивыми.
До свидания мои милые внучатки!

Результаты работы:

Положительные эмоции, бодрое настроение детей, которое помогает овладевать родным языком, развивать память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать.

Самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и повседневную деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологическому воспитанию в первой младшей группе

Формирование у детей младшей группы элементарных представлений о весенних изменениях в природе....

Конспект по экологическому воспитанию в первой младшей группе "Знакомство с коровой и теленком"

Конспект по экологическому воспитанию в первой младшей группе "Знакомство с коровой и теленком" Цели: Познакомить с коровой и теленком, их отличительными особенностями (корова большая, у нее туловище...

К О Н С П Е К Т занятия по сенсорному воспитанию в первой младшей группе. Тема: «Все мы любим мамочку».

Представляю конспект занятия по развитию логического мышления в первой младшей группе на тему "Все мы любим мамочку!"...

Методическая разработка по Трудовому воспитанию в первой младшей группе

Методическая разработка  содержит теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Мною представленная работа  представлет докуме...

Проект по поликультурному воспитанию в первой младшей группе.

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнок...

Конспект ООД по поликультурному воспитанию во второй младшей группе «Путешествие по русским народным сказкам».

Прививаем детям любовь к русским народным сказкам. С этого начинается поликультурное воспитание....

Консультация для родителей первой младшей группы Тема: «Трудовое воспитание в первой младшей группе детского сада»

В первой младшей группе закладываются основы трудового воспитания. Детей учат сначала с помощью взрослого, а затем под его контролем надевать, снимать и складывать на место одежду, обувь; замечать нео...