ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ У НИХ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
статья по окружающему миру (средняя группа)

Якимова Светлана Владимировна

В статье затронута одна из актуальных современных проблем – развитие гуманного отношения детей к природе. Здесь рассказано об экологизации воспитательного процесса в ДОУ в настоящее время. Также рассмотрена работа с природным материалом в качестве одного из действенных средств развития гуманного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_sentyabr_2020_statya.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ПО РАЗВИТИЮ У НИХ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Якимова Светлана Владимировна

Россия, г. Нижний Новгород

e-mail: svetikavb@rambler.ru

В статье затронута одна из актуальных современных проблем – развитие гуманного отношения детей к природе. Здесь рассказано об экологизации воспитательного процесса в ДОУ в настоящее время. Также рассмотрена работа с природным материалом в качестве одного из действенных средств развития гуманного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста.       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Формирование гуманного отношения детей к природе - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость.

Проблема взаимоотношения человека и природы волновала многих известных мыслителей, психологов и педагогов. Она нашла свое отражение в работах Я.А.Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.А.Веретенниковой, Э.И.Залкинд, С.Н.Николаевой, Т.А.Серебряковой, Е.Н.Водовозовой, Е.И.Тихеевой и других.

Как отмечает П.Г. Саморукова, именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Бережное отношение к природе, сознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет [8].

В дошкольной педагогике проводились исследования по отбору и систематизации  природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой  (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы.  Эти работы положили начало экологическому, а следовательно, и гуманистическому подходу в ознакомлении детей с природой.

Гуманность представляет собой  любовь, внимание, отзывчивость, доброту, уважение ко всему живому. В связи с наличием  неразрывной связи человека с природой, необходимо формировать у детей ответственное отношение к ней, привычки гуманного поведения с целью укрепления основ личности и позитивного отношения дошкольников к другим людям и окружающему миру.

По мнению Е.И. Тихеевой, наивернейший путь развития чувств ребенка, его мира восприятий - это непосредственная близость с природой, наблюдения в природе, работа с природным материалом. Тихеева включила некоторые виды доступного и интересного для детей природного материала в общее количество всевозможного дидактического материала, используемого для работы с детьми в ДОУ. Она считала, что благодаря этому дети  в большей степени смогут сблизиться с природой, откроют для себя много нового [1].

Уже в возрасте 4-5 лет дети учатся заботиться об объектах окружающего мира, учатся замечать действия своих сверстников и взрослых, пытаясь  дать им соответствующую нравственную оценку. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. [7].

В настоящее время в ДОУ уделяется большое внимание экологическому воспитанию детей.  Исходя из положений ФГОС ДО ,ребенок должен быть эмоционально отзывчивым по отношению к миру природы, иметь первичные представления о нем [10]. С этой целью в ДОУ используются различные формы работы с детьми, такие как: экологические занятия, природоохранная деятельность, праздники экологического содержания, походы, экскурсии, посещение экологических троп. [4]. Также активно проводится проектная деятельность экологической направленности.

Методы и средства, используемые в процессе формирования у детей гуманного отношения к природе также разнообразны.

Начиная со среднего возраста, одним из действенных средств формирования  гуманного отношения детей к природе является работа с природным материалом. Эта работа  включает в себя огромное количество различных видов деятельности : наблюдения в природе;  поисковую деятельность (сбор природного материала);  экспериментирования с природным материалом и опытническую деятельность; изобразительную деятельность и конструирование из природного материала;  игровую деятельность с использованием природного материала.

Для того, чтобы продолжить знакомство с природой, не находясь в непосредственной близости с ней, с детьми проводится поисковая деятельность по сбору природного материала. Собирать природный материал можно круглый год, ведь у каждого времени года есть свои особенности. Важным условием сбора природного материала является условие экологического подхода по отношению к природе – не навредить, т.е. не рвать, не ломать и т.п. Весь материал должен быть найденным в природе, лежащим в траве, на земле и т.д.

Ребята подолгу могут рассматривать собранный материал, перебирать, ощупывать, обследовать его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия, любоваться природой.

Весь собранный  природный материал в первую очередь используется детьми в игровой деятельности. Непосредственно через игру дети получают необходимые знания, умения и навыки для дальнейшего развития. Игры с природным материалом являются не только необычными, но и развивают у детей художественные способности, эстетические вкусы, фантазию, творческое воображение, память, мышление, внимание, мелкую моторику и т. д. Во время игры дети приобретают знания путем самостоятельного поиска, исследовательской деятельности. Благодаря природным факторам значительно богаче становится содержание сюжетно-ролевых игр.  Таким образом, дети с удовольствием используют собранный ими природный материал в самостоятельной деятельности. Кроме того, они проявляют большой интерес к дидактическим играм с природным материалом, которые предлагает воспитатель.

Одним из видов детских игр с природным материалом является экспериментирование. У ребенка просыпается огромный интерес к объектам природы, ему нравится с ними работать и взаимодействовать. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Кроме того, под чутким руководством воспитателя ребенок, изучая окружающий мир, учится беречь природу, охранять ее.

Конечно, невозможно представить себе общение ребенка с природой без возможности непосредственного его прикосновения к «кусочкам» природы, когда ребенок может ощупать их, осмотреть, подметить в них что-то прекрасное и неуловимое, создать из них свой собственный образ, наслаждаясь своим творческим процессом. Конструирование и ручной труд наилучшим образом решают эту проблему. Такие занятия способствуют развитию у детей художественного вкуса, пробуждают фантазию, развивают воображение и творческое мышление, интеллектуальные способности; формируют стремление мастерить своими руками, глядя на окружающий мир глазами художника; формируют гуманное отношение к окружающему миру и любовь к красоте природы, дарят счастье творца.

Безусловно, ребенок, чутко воспринимающий и подмечающий те или иные явления природы, способен открыть свой внутренний мир для новых знаний и впечатлений. Такой человек становится чувственной натурой, способной переживать, он не может быть безразличным и равнодушным. Это касается всех сторон его общения с окружающим миром, не только с миром природы, но и с миром людей. Поэтому одновременно начинает формироваться гуманное отношение ребенка ко всему его окружающему. Это будет выражаться в его поступках, проникнутых добрыми мыслями и чуткостью, желанием прийти на помощь, быть полезным.

Работа с природным материалом формирует гуманное отношение детей к окружающему миру и любовь к красоте природы, развивает у ребенка любознательность и вкус к познавательной деятельности, дарит счастье творца. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней.

Библиографический список

  1. Газина О.М., Фокина А.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста.: Учебно-методическое пособие.- М.: Прометей, 2013-254 с.
  2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: Сфера, 2007-56с.
  3. Куцакова Л.В.  Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации.-М.: Мозайка-синтез, 2010 – 64с.
  4. Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания дошкольников.— М.: Просвещение, 1996- 216с.
  5. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог». –М.: Издательство «Мозайка-Синтез», 2010 – 112с.
  6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2013 – 304с.
  7. Программа ''Истоки'' : Базис развития ребенка-дошкольника / Т.И. Алиева, Е.П. Арнаутова и др.; Науч. ред. Л.А. Парамонова и др.; Центр ''Дошкольное детство'' им. А.В. Запорожца .- М. : Просвещение, 2003- 383 с.
  8. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1983 - 208с.
  9. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - М.: Академия, 2008-208с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 17 октября 2013 года).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи и мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом»

Данный материал содержит опыт работы по развитию речи и мелкой моторики у воспитанников детского дома....

Методическая разработка. «Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего дошкольного возраста посредством метода проекта»

Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных ...

Перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию дружеских отношений

Персективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию дружеских отношений...

В помощь воспитателям Практикум для родителей с детьми средней группы Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

познакомить родителей  дидактическими играми по развитию интеллектуальных способностей, которые можно использовать в домашних условиях, их развивающими задачами, способами подачи детям. Показать ...